Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

ЗАПОРОЖЬЕ. Архиепископ Лука ответил на вопросы редакции касательно предстоящих выборов

- Сейчас много говорится о предстоящих выборах. Вовсю идет предвыборная кампания. За кого голосовать, как быть и другие вопросы возникают у наших соотечественнбиков. Владыка, что Вы думаете по этому поводу?

- Много пишут всего: не продайте свой голос за гречку, деньги. Вокруг кричат лозунги, сладкие речи льются рекой…, политиками используются самые различные технологии завлечения, подкупа избирателя.

Скажу однозначно, на вопрос должны ли мы учувствовать в выборах я, как архипастырь, считаю своим долгом заявить – да, мы должны! В Евангелии сказано: «кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк.12:17). Мы – законопослушные граждане, и мы не имеем права не подчиняться закону государства.

- Вы хотите сказать, что Церковь должна исполнять абсолютно все светские законы? Но, как быть, если они не соответствуют принципам Церкви?

- Церковь не приемлет те законы, через которые нас будут заставлять отказаться от Христа. Слава Богу, такого у нас пока нет, и те законы, которые не противоречат нашей вере, мы исполнять обязаны. Выборы нашей вере не противоречат.

- Какие, по Вашему мнению, критерии являются основными при выборе кандидата?

- Самое главное для нас – отношение человека к нашей Церкви. Мы должны задуматься: что он делает. И нашим и вашим, налево и направо, «всеядный», не имеющий определенной, четкой позиции? Если так, если он мечется между всеми, стараясь показать, что он «дружит» со всеми, заигрывая, то этот человек может предать. Предать нас с вами, равно как и продать свою совесть. Ведь он не имеет лица, а лишь одевает для каждого ту маску, которую тот желает видеть.

Для верующего человека важным критерием должно быть отношение кандидата к Церкви. Красиво говорить или, наоборот, на радость толпе «крыть» всех нецензурными выражениями, и т.п., так сказать «говорить правду-матку» — не есть показатель честности или искренности. Это лишь реклама, игра на эмоциях, страстях.

Нужно смотреть на его дела, но не на слова. Какими бы речами он не заливался, чтобы не обещал, но, если он выступает против Церкви, то можем ли мы за него проголосовать, имеем ли право? Нет!

Следующее, на что нужно обращать внимание, это его метод саморекламы: насколько он использует, выражаясь современным языком, «черный PR». Человек, обливающий грязью себе подобных – своих конкурентов по округу, партии; призывающий к нестроениям, войне и т.п., рассказывающий, что как только он получит власть – примется, возможно – физически, расправляться с «недостойными», разве может сделать что-то доброе? В Евангелии есть слова: «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф.7:18).

Как показывает жизнь, подобные «волки в овечьих шкурах» всегда, прикрываясь красивыми лозунгами, играют на страстях человеческих, к которым относятся ненависть, злоба – искушают и увлекают за собой людей, которые по своей простоте разрешают собой манипулировать.

Следующее, на что мы должны обратить внимание – это призывы кандидата к миру или войне? К чему призывают его действия, а не слова? Если он, прикрываясь лозунгами о мире, творит беззаконие или вообще, открыто призывает к войне, этот человек – не христианин, не православный. Даже если он использует библейскую лексику, он не является верующим человеком. Почему? Потому что Бог есть любовь. «Мир даю вам» говорит нам Христос. И тот, кто не призывает к миру, не может быть со Христом.

Вот, к примеру, вроде бы красивый лозунг: «Мы наш, мы новый мир построим». Но для этого нужно до основанья разрушить старый мир. Можно ли на чужом горе построить свое счастье?

Образ кого носит человек, призывающий к революции, восстанию, противостоянию? Кто был первым революционером? Дьявол. И, поэтому, все призывы к восстаниям, неподчинению и т.п. – все это является проявлением козней врага рода человеческого, называемого «человеконенавистник», «человекоубийца». Все, кто служит дьяволу, слушает его повеления — приводят к убийству людей, есть виновники кровопролитий, ведь дьявол никогда ничего хорошего никому не сделал.

Не внешний вид, не красивая речь, риторика, ни в коем случае ни подкуп, не должны быть для нас критериями выбора. Дал гречку – скажи «спаси тебя Господи! Боже, помяни этого доброго человека во Царствии Своем!». Но ни в коем случае нельзя спешить — отдать свой голос за подношение.

Вот те критерии, которыми, как я считаю, мы должны пользоваться, которые должны быть приоритетными для верующего человека. Прийти на выборы и проголосовать необходимо за тех людей, кто отвечает вышеназванным критериям.

- Владыка, но что делать, если человек не сможет определиться с выбором, если он не увидит кандидата, соответствующего Вами перечисленным критериям? Зачем тогда вообще ходить на выборы? Не лучше ли просто проигнорировать их и не встревать в эту «ярмарку персон и партий»?

- Я категорически не согласен с мнением, что идти не нужно. Если Вы не можете определиться, то, в таком случае, для Вас есть графа «не поддерживаю ни одного кандидата». Идти или не идти – не предмет для спора. На выборы прийти необходимо. Это однозначно.

Задумайтесь только, ведь мы, своим отсутствием, потакаем, искушаем других использовать наш голос, воспользоваться им, предназначенным для нас бюллетенем

А ведь это, с церковной точки зрения, тоже грех! Вспомните евангельские слова: «лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк.17:2).

Дорогие мои! Я не желаю никому такого страшного наказания за то, что вы поддались лености, малодушию, и решили не идти на избирательный участок, подбадривая себя тем, что ничего в этом страшного нет, или все равно без меня все решат, ни на что голос мой не повлияет…

Есть нечто страшное в таких мыслях наших, ведь мы даем, таким образом, другому человеку взять на себя грех. Имеем мы на это право? Нет.

- Многие говорят, что Церковь участвует в агитации за «нужных» кандидатов. Насколько это соответствует истине?

Я, как священнослужитель, не имею права агитировать, призывать отдать предпочтение той или иной политической силе. Я призываю лишь к тому, чтобы вы все пропускали через свое сердце.

Положитесь на волю Божию, и пусть выбор, который вы сделаете, вам будет напоминать о том, что и вы голосовали, и тогда уж никто не сможет сказать, что правительство у нас не такое, ведь мы вместе его выбрали. Если нами руководит тот, кого мы выбрали, значит именно такого руководителя мы и достойны. Всякий достоин своего правителя.

Поэтому мы должны быть искренними пред Богом и людьми, не лицемерить, не продавать свою совесть. Сегодня, в рамках предвыборной агитации, ради голоса вам сделают подачку, но после выборов вы не дождетесь и такого подаяния. Потом, попав во власти, человек начнет принимать угодные ему законы, лоббировать свои интересы, запускать свою руку в чужие карманы, или, что касается конкретно Церкви – спиливать замки в наших храмах.

Задумайтесь, кто сейчас спиливает замки с храмов на Западной Украине? Народные избранники! Депутаты, пытающиеся заработать себе политический авторитет, показывая, какие они великие украинофилы, надругавшись над имуществом церкви, которую они же окрестили «вражеской».

Не нужно этому потакать! Давайте будем законопослушными, и в то же время будем исповедовать свою веру, стоять за нее.

Призываю всех и каждого 26 октября прийти, для того, чтобы исполнить свой гражданский долг перед Украиной и народом, исполнить его прислушиваясь к своему сердцу, исповедуя свою веру!

Подготовлено Пресс-службой Запорожской епархией Украинской Православной Церкви