Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

ВОЗНЕСЕНСК. Состоялась региональная научно-практическая конференция «Семья: вызовы современности»

26 мая, в день памяти мученицы Гликерии девы и с нею мученика Лаодикия, стража темничного, епископ Вознесенский и Первомайский Алексий совершил Божественную литургию в храме святых праведных Богоотец Иоакима и Анны.
Владыке сослужили: благочинный Первомайского районного округа прот. Вячеслав Симчук, благочинный Первомайского городского округа прот. Анатолий Нырко, прот. Василий Голод, настоятель храма иер. Георгий Стояновский.
После Богослужения владыка обратился к прихожанам с проповедью, а также пожелал всем участникам конференции плодотворной работы.
Затем, в актовом зале сельского совета, состоялась региональная научно-практическая конференция на тему: «Семья: вызовы современности».
Суть конференции — объединить действия Церкви и Государства в создании крепких молодых семей и в должном воспитании подрастающего поколения.
После приветственных слов, с докладом на тему «Семья-малая Церковь», выступил епископ Вознесенский и Первомайский Алексий.
Архипастырь уделил особое внимание святоотеческому наследию Церкви в вопросах, касающихся супружества:
«Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с этим прекрасным днем. Господь нас сегодня собрал неслучайно, потому что сказано — от Господа стопы человеческие управляются. Благодаря и тем, кто приехал издалека, и всем, кто пришел, уделил время, мы с вами можем обсудить очень важные насущные вопросы. Мы видим, что, к сожалению, в современном обществе, моральные ценности утрачиваются, подменяются, уважительное отношение к старшим людям нивелируется, мы видим, сколько происходит хамства, видим отношение родителей к детям и детей к родителям.
Конечно же, нам нужно, чтобы эта конференция прошла в ключе взаимопонимания, чтобы не просто поговорили, сделали выводы и забыли, а чтобы у каждого что-то отложилось в сердце, разуме, чтобы это можно было потом широко использовать на благо семьи, на благо ближнего, во славу Господа нашего Иисуса Христа.
Действительно, мы знаем, что первая заповедь, которая была дана человечеству, после сотворения, — плодитесь и размножайтесь. Нужно отметить, что человек был создан для того, чтобы возделывать и освящать рай. Потому Адам был призван как священнослужитель. Вторая же заповедь – не вкушай древа познания добра и зла.
Тема семьи красной нитью проходит через все Святое Писание, первое чудо, которое сотворил Господь – чудо в Кане Галилейской, на браке, когда родилась новая молодая семья. Множество творений оставили Святые Отцы для нашего назидания, потому что и раньше существовали нападки на семью, был духовный упадок. Это же можно наблюдать и сейчас.
Необходимо отметить некоторых святых, в частности, Иоанна Златоуста, Исаака Сирина, которые оставили свои работы по проблеме семьи, по проблеме отношения к молодежи, к детям, по воспитанию детей и отношения мужа к жене.
Например, Исаак Сирин говорит, что «любовь без похоти является чистой любовью, но любовь безразличная – это скрытая ненависть к своему супругу или супруге». Иоанн Златоуст открывает эти слова еще более глубоко. Ведь семья, как написано в Деяниях – это малая Церковь. Мы знаем это по примеру Акилы и Прискиллы.
Много святых христиан вышли именно из христианских семей. Это и Василий Великий, и Григорий Богослов, и Блаженный Августин. Вы знаете, что мать Блаженного Августина, святая Моника, долго молилась, чтобы ее сын стал на путь истины и ушел от ереси, в которую он был вовлечен. И Господь внимал молитвам матери и, в конце концов, ее сын напишет апологию, в которой он признает свою неправоту и будет сокрушаться о впадении в эту ересь. Но есть исключения, ведь мы знаем святых мучеников, которые вышли из семей языческих. Однако, стоит отметить, что у родителей было ревностное служение, хоть и к идолам. Религиозность была, потому дети это впитывали.
С самого начала, когда образовывается семья, нужно понимать то, в каком качестве супруги вступают в совместную жизнь. Насколько они морально и физически готовы к этому? Насколько они нравственно воспитаны? Вспомните — премудрый Соломон сравнивает любовь с воровством. Сейчас мы видим гендерную политику, половое воспитание наших детей, которое развращает нашу молодежь. Это пропаганда бесконтрольных связей. Никто не говорит о целомудрии, а это очень важно. Иоанн Златоуст советует нам, чтобы мы воспитывали юношей и девушек, не привлекая их бесстыдными танцами, не вовлекая их во всякие зрелища и песнопения, а, наоборот, старались сохранять их в чистоте. У него есть такой интересный пример, что, если юноша возжигается, то отец должен его поставить во временные рамки, когда ему жениться.
Святые Отцы понимали эту проблемы, потому что она — нравственно-физиологическая, и от этого никуда не деться. Этот порок преследует человека до гробовой доски. Мы это знаем из житий святых угодников Божиих. Это ярко выражено в Патериках, которые отображают жизнь монашествующих, впадающих в грех блуда. Нужно отметить то, что не сохраняющий целомудрие, впадающий в грех блуда, теряет не только благодать Божию, но и стирается как личность. Потому что грех блуда уничтожает человека как духовно, так и физически.
Святой Иоанн Златоуст указывает нам на то, чтобы и в чувствах мы имели воздержание. Потому что невоздержание увело святого Соломона в язычество. На закате своих дней он напишет, что все – суета сует и томление духа. Премудрый покажет, что прошел в своей жизни, что испытал, и ни в чем не получил удовлетворение.
Блаженный Августин говорит, что «на первом месте должен стоять Христос, тогда все остальные вещи будут стоять на своих местах». Я всегда вспоминаю слова митрополита Филарета Минского, когда он отвечал на вопрос о причине распада семей. Владыка Филарет говорил, что «причина распада проста. Он любил и она любила, но каждый сам себя».
Опять-таки, если семейные ценности не зиждутся на любви Божественной, это вытекает в беспринципность, безнравственность, которую потом от родителей черпают и дети. А затем мы ищем виновных в той или иной ситуации. На это хорошо нам указывает творение Иоанна Златоуста. Исаак Сирин также говорит, что тот, кто любит и не указывает на недостатки любимого – не любит. Нужно указывать! Потому что человек, выражая свою обеспокоенность, желает другому человеку счастья и здоровья. Если мы относимся безразлично, то это является духовной ненавистью, подсознательной.
Мы видим пример Иова Многострадального, вразумляющего свою жену. Он любил ее и она была в его глазах святой. Но перед глазами Господними она была омрачена тем, что склоняла мужа ко греху. Также, мы помним Иакова, жена которого, Рахиль, была бесплодна и всячески старалась увести Иакова от целомудрия.
Хорошо известно, что многие семьи сталкиваются с изменами. И там, где блуд в семье, там будут только распри, разногласия, скандалы и ненависть. Лукавый знает это и старается сеять на брачном ложе плевелы блуда. Но если он не одолевает это, тогда, как нам указывает святой Исаак Сирин, сатана уводит женщину в чародейство. Всякие медальоны, гороскопы, заговоры и так далее, это тоже обкрадывает полноту семейную, это тоже лишает семью целомудрия, единомыслия, потому что этим вытесняется благодать Божественная, и тогда люди не в состоянии воспринять ту полноту, которую они получают в Таинстве Брака. Это очень важно знать и понимать.
Много вопросов и проблем именно в семье. Это естественно, потому что не ошибается тот, кто ничего не делает. Но, опять-таки, одни эти проблемы решают, а другие опускают руки. Как сказал один философ: «если человек двигается вперед – он теряет покой, если он останавливается на месте – он теряет себя.
Ведь семья – это малая Церковь. В семье отец и мать – священнодействователи. Часто задают вопрос, почему женщина не может быть священником? Да потому что она дома священнодействует — сохраняет семейный очаг и воспитывает детей. А если она наденет рясу, это все будет потеряно. Самые лучшие трактаты и работы по проблемам семьи, по семейным отношениям, как ни странно, оставили нам Святые Отцы. Те, которые были ближе к монашеству, те, которые могли со стороны наблюдать то, что происходит. Ведь сам за собой не всегда все замечаешь, а вот со стороны все было прекрасно видно. И, водимые Духом Святым, они оставили нам большое наследие.
Потому, давайте же поработаем на этой конференции, чтобы она дала свой плод. И чтобы им могли воспользоваться многие люди, многие семьи».
Также на конференции были прочитаны доклады преподавателей, психологов, журналистов и священников.
Особо трогательными оказались социальные видеоролики о родителях, которые показал глава епархиального молодежного отдела Кировоградской епархии прот. Дионисий Буренко.
В заключение конференции, настоятель храма св. прав. Богоотец Иоакима и Анны пос. Каменный Мост, иер. Георгий Стояновский, который явился инициатором проведения данного мероприятия, сердечно поблагодарил священнослужителей, гостей и выступающих из Кировоградской епархии, директора и учеников местной общеобразовательной школы, а также всех, кого волнует данная проблематика.
Присутствующие выразили надежду на то, что подобные мероприятия будут проводиться регулярно на территории нашей Вознесенской епархии.