Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

В. И. Петрушко,доктор церковной истории, профессор ПСТГУ. Русская митрополия в период создания «Повести временных лет»: кон. XI — нач. XII вв.

В тексте «Повести Временных Лет» наибольший интерес представляют события церковной жизни Руси конца XI – начала XII в., так как их описание, несомненно, представляет собой рассказ их очевидца.
Композиционной вехой в тексте ПВЛ является рубеж 1073-1074 гг. В 1073 г. умирает преп. Антоний Печерский, а преп. Никон прерывает работу над создававшейся в Киево-Печерском монастыре летописью и покидает Киев.

Вероятно, именно с этим обстоятельством следует связать тот факт, что под 6581 (1073) г. в ПВЛ нет упоминания о кончине преп. Антония . Напротив, центральным сообщением под 6582 (1074) г. является рассказ о кончине и погребении преп. Феодосия Печерского. Это дает повод летописцу, продолжившему труд преп. Никона, рассказать более подробно о Печерской монашеской традиции и наиболее ярких ее представителях .
С данным рубежным для Печерской обители периодом следует также сопоставить перемены в государственно-политической жизни Руси. Изяслав Ярославич в марте 1073 г. был изгнан младшими братьями из Киева, его место занял Святослав Ярославич. В начале 1075 г. Изяслав прибыл ко двору Германского короля Генриха IV в поисках поддержки. Но Генрих не смог оказать существенной помощи бывшему великому князю Киевскому, и тогда весной 1075 г. Изяслав отправил своего сына Ярополка (в крещении Петра) с посольством к Папе Римскому Григорию VII. Ярополк от имени отца предложил понтифику признать Русь «леном св. Петра», т.е. не только перейти из-под омофора Константинопольского Патриарха в юрисдикцию Римского Престола, но и стать вассалом Папы как светского монарха. Григорий VII ответил согласием и направил Изяславу послание .
Впрочем, все происшедшее, вероятно, представляло собой лишь дипломатическую игру: вернувшись к власти, Изяслав Ярославич не предпринял никаких мер для того, чтобы подчинить Русь Папе Римскому. Да и настрой на Руси был совершенно иным: Киевские митрополиты-греки этой эпохи Ефрем, Георгий, Иоанн II и Никифор I выступали с антилатинскими трактатами. Другие древнерусские писатели также создавали подобные произведения. В частности, сохранилось весьма жесткое по своему тону сочинение такого рода, приписываемое преп. Феодосию Печерскому . Очевидные антилатинские выпады содержатся и в «Повести временных лет» .
После кончины Святослава Ярославича в декабре 1076 г. Всеволод Ярославич примирился с вернувшимся из изгнания Изяславом, который вновь сел на Киевский престол. В октябре 1078 г. Изяслав погиб, сражаясь с племянником Олегом Святославичем и приведенными им половцами. Всеволод, который был старейшим среди русских князей, сел на княжение в Киеве и «приимь власть Русьскую всю» .
С переменами в жизни Киево-Печерской обители и в государственно-политической сфере совпало и поставление нового Предстоятеля Русской Церкви. Митрополита Георгия сменил на Киевской кафедре Иоанн II (в миру Христос Продромос) — один из самых ярких Первосвятителей домонгольского времени. Точное время поставления митрополита Иоанна II на Киевскую кафедру неизвестно. В ПВЛ не отмечен факт прибытия нового митрополита, что неудивительно: бурные политические события и трагические утраты в Печерской обители, вероятно, заслонили собой приезд Иоанна II в Киев. Считается, что этот митрополит был поставлен на Киевскую кафедру около 1074 г. и продолжал возглавлять Русскую Церковь до своей кончины в 1089 г.
Ко времени начала митрополичьего служения Иоанна II на Руси наряду с Киевской продолжали существовать еще две титулярные митрополии — Черниговская и Переяславская, открытые во времена «триумвирата» Ярославичей и упраздненные к концу XI в. По мнению А. Поппе, при митрополите Иоанне II в 1080-е гг. в Русской Церкви были открыты две новых епархии — Владимиро-Волынская и Туровская . Последняя, возможно, была учреждена в связи с переносом в Туров престола князя Святополка Изяславича в 1088 г. Но в отношении Владимиро-Волынской кафедры датировка Поппе явно находится в противоречии с перечнем епархий Константинопольской Патриархии (1160–1170-х гг.). Подобные списки составлялись по хронологическому принципу, и если доверять данным византийского перечня, то основание епархии во Владимире-Волынском следует отнести ко времени Ярослава Мудрого . В конце митрополичьего служения Георгия или в начале правления Иоанна II, около 1073-1076 гг., была основана (или, что более вероятно, возобновлена) епископская кафедра в Ростове, на которую был поставлен свт. Леонтий. Вероятно, Ростовская епархия была выделена из состава Переяславской митрополии и, возможно, непродолжительное время могла находится в составе последней. Ко времени митрополичьего правления Иоанна II также относят поставление епископов св. Исаии Ростовского (1077-1078 гг.), св. Германа Новгородского (ок. 1078 г.), Иоанна Черниговского (ок. 1085-1086 г.) и, вероятно, св. Луки Белгородского и св. Стефана Владимиро-Волынского.
В «Повести временных лет» сообщается об освящении митрополитом Иоанном II ¬-Михайловского собора Выдубицкого Михайловского Всеволожа монастыря (заложен в 1070 г., освящен в 1088 г.) и Успенского собора Киево-Печерского монастыря (заложен при игумене прп. Феодосии в 1073 г. , построен при игумене Никоне в 1078-1088 гг., освящен в 1089 г.) . Вместе с митрополитом собор Выдубицкого монастыря освящали епископы: Лука Белгородский, Исаия Ростовский и Иоанн Черниговский . Они же во главе с Иоанном II, а также епископ Антоний Юрьевский, освятили собор Киево-Печерского монастыря. В церемонии также принимали участие великий князь Киевский Всеволод Ярославич и его сыновья Владимир Мономах и Ростислав . Событие это произошло при Печерском игумене Иоанне. При нем же в Киево-Печерском монастыре было продолжено летописание, и в 1093-1095 гг. был создан т.н. Началь¬ный свод . Игумен Иоанн примечателен своей принципиальностью и нравственным ригоризмом: он обличал великого князя Святополка Изяславича «несытьства ради, богатьства и насилиа», за что был сослан им в Туров .
При Иоанне II в 1086 г. в Киеве для дочери великого князя Всеволода Ярославича — Анны (Янки) Всеволодовны был построил т.н. Янчин монастырь, освященный во имя св. апостола Андрея Первозванного, имя которого в крещении носил Киевский князь . В обители был заложен каменный собор. В Переяславле в 1080-е гг. был возведен кафедральный Михайловский собор , при котором был устроен монастырь, имевший тесные связи с Киево-Печерской обителью. Возможно, в это же время в Переяславле был основан и Иоанновский монастырь – в честь рождения ок. 1080 г. внука Всеволода, сына Владимира Мономаха – князя Ярополка (Иоанна). Со строительной активностью Всеволода Ярославича следует также связать построение в Переяславле Феодоровской и Андреевской церквей . Последний факт отражал особое почитание в великокняжеской семье св. апостола Андрея Первозванного, чем можно объяснить появление в «Повести временных лет» знаменитого рассказа о проповеди апостола на территории будущей Руси.
Митрополит Иоанн II был незаурядным духовным писателем-полемистом и знатоком канонического права. В ПВЛ о нем помещен восторженный отзыв: «Муж хытр книгам и ученью, милостив убогым и вдовицям, ласков же ко всякому богату и убогу, смерен же и кроток, молчалив, речист же книгами святыми, утешая печалныя, и сякого не бысть преже на Руси, ни по нем не будет сяк» . Иоанн II оставил после себя несколько литературных сочинений. Достоверно принадлежащими ему произведениями считают послание к антипапе Клименту III (ок. 1085-1086 г., сохранилось в греческом оригинале и славянском переводе) и т.н. «Канонические ответы» (более правильное название этого памятника, указанное в рукописи сочинения – «Правила церковные»). Иоанну II также приписываются фрагменты написанного на греческом языке полемического сочинения об опресноках и древнейшая служба св. князьям Борису и Глебу (впрочем, ее автором, скорее, был митрополит Киевский Иоанн I) .
Преемником митрополита Иоанна II, скончавшегося в 1090 г., стал Иоанн III Скопец. В том же году его привезла с собой вернувшаяся в Киев из Константинополя Анна Всеволодовна. Как отмечается в ПВЛ, едва увидев нового Предстоятеля Русской Церкви, киевляне констатировали, что новый митрополит – не жилец. И действительно, спустя всего лишь около года, в 1091 гг., Иоанн III скончался, почти не успев проявить себя в качестве главы Русской Церкви . Правда, он все же совершил рукоположение одного епископа — Марина Юрьевского . В отличие от его предшественника Иоанн III характеризуется в ПВЛ как «муж не книжен, но умом прост и просторек» .
Уже после кончины Иоанна III, 14 августа 1091 г., состоялось обретение и перенесение в Успенский собор Киево-Печерского монастыря мощей преп. Феодосия Печерского. В отсутствие Киевского митрополита в этом торжественном событии, подробно описанном в ПВЛ, приняли участие митрополит Ефрем Переяславский, епископы Стефан Владимиро-Волынский, Иоанн Черниговский, Марин Юрьевский, игумены и монахи других обителей . Ряд авторов полагают, что после кончины Иоанна III функции местоблюстителя Киевской митрополии исполнял последний из остававшихся в живых к этому времени титулярных митрополитов эпохи «триумвирата» Ярославичей – св. Ефрем Переяславский .
В конце правления Всеволода Ярославича на Руси около 1090-1093 гг. был установлен праздник в честь состоявшегося в 1087 г. перенесения мощей свт. Николая Чудотворца в г. Бари (9 мая или 22 июня н. ст.), в Греческой Церкви неизвестный. Маловероятно, что кто-либо из Киевских митрополитов-греков был инициатором установления заимствованного у «латинян» праздника: в Византии перенесение мощей свт. Николая в Бари рассматривали как их похищение из Мир Ликийских и по этой причине «Николу Вешнего» никогда не праздновали. Наиболее вероятным представляется, что новое празднование в честь св. Николая было установлено по инициативе великого князя Всеволода .
В период от 1092 до 1097 г. (когда он впервые упомянут в летописи ) на Киевскую кафедру был поставлен митрополит Николай грек, который возглавлял Русскую митрополию до своей кончины в 1104 г. О собственно церковных деяниях митрополита Николая известно немногое. Возможно, именно он совершил епископскую хиротонию известного Киево-Печерского подвижника св. Никиты, поставленного на Новгородскую епископскую кафедру. Его хиротония была совершена не ранее 1089 г. и не позднее 1096 г. На страницах летописи митрополит Николай фигурирует, главным образом, в роли арбитра и примирителя русских князей . Это связано, прежде всего, с тем, что начало его митрополичьего служения совпало по времени с кончиной великого князя Всеволода Ярославича и переходом Киевского княжения в руки Святополка Изяславича (княжил в 1093 – 1113 гг.), при котором отношения между русскими князьями значительно обострились.
Раздорами среди князей Руси сразу же воспользовались половцы, которые совершили серию разорительных набегов на русские княжества. 20 июля 1096 г. половцы совершили неожиданный набег на Киев, в ходе которого разграбили и сожгли окрестности стольного града Руси. Был разорен Киево-Печерский монастырь, многие монахи которого были убиты или угнаны в плен. Были также разорены пригородные Кловский Стефанов и Германеч на Берестове монастыри . Возможно, тогда же погиб находившийся в окрестностях Киева Зверинецкий монастырь . В войне с половцами исключительно ярко проявил себя Владимир Мономах, который с этого времени становится одним из наиболее авторитетных русских князей и их бесспорным лидером в борьбе с половцами. Его популярность возрастает еще более на фоне не самых благовидных деяний великого князя Киевского Святополка Изяслававича, в числе которых — вероломное пленение и ослепление князя Теребовльского Василька Ростиславича.
В 1101 г. Ярослав Ярополчич, княживший в г. Берестье, вступил в конфликт с великим князем Киевским Святополком Изяславичем. Святополк пошел с дружиной на Ярослава, затворившегося в Берестье, осадил его и принудил сдаться, после чего в оковах привел племянника в Киев. Митрополит Николай и другие представители киевского духовенства, вновь выступив в роли миротворцев, умолили Святополка Изяславича освободить Ярослава, взяв с него крестное целование при мощах свв. Бориса и Глеба в том, что он более не посягнет на волости дяди и будет смиренно жить в Киеве . Этот эпизод стал последним летописным упоминанием о митрополите Николае, которого в 1104 г. на Киевской кафедре сменил прибывший из Константинополя митрополит Никифор I .
Уже в правление митрополита Никифора, 11 июля 1108 г., Святополк Изяславич в Димитриевском монастыре, основанном его отцом Изяславом Ярославичем, заложил собор во имя св. Архистратига Михаила – своего небесного покровителя . Вызолоченная глава собора позднее послужила причиной того, что он получил название «Златоверхий», которое в дальнейшем перешло и на всю обитель. Еще одним важнейшим событием этого времени стало общерусское прославление преп. Феодосия Печерского . Оно состоялось в 1108 г. по инициативе игумена Киево-Печерского монастыря Феоктиста, которую поддержали митрополит Киевский Никифор и великий князь Святополк Изяславич. Данный шаг митрополита, несомненно, свидетельствует о духовной близости Первосвятителя и братии Киево-Печерской обители.
В это же время происходит и ряд других важных событий в церковной жизни. В Новгороде 30 (31) января 1108 г. скончался святитель Никита, епископ Новгородский, постриженик Киево-Печерского монастыря и знаменитый аскет-затворник – один из самых ярких персонажей Киево-Печерского Патерика. Он был погребен в новгородском соборе Святой Софии, где в том же году «стяжанием святого владыкы», т.е. на средства почившего епископа Никиты начались работы по созданию фресковых росписей . 20 декабря 1110 г. в Новгород прибыл новый епископ Иоанн, поставленный в Киеве митр. Никифором I .
В 1106-1108 гг., совершил свое паломничество в Святую Землю игумен Даниил, настоятель одного из древнерусских монастырей в Черниговской земле. Игумен Даниил является автором первого русского «Хожения» – т.е. описания своего паломнического путешествия, которое он предпринял, несомненно, по благословению своего священноначалия во главе с митрополитом Никифором.
Весной 1111 г. состоялся общерусский поход на кочевников половцев (бывших в основном язычниками). Инициатором этого грандиозного военного предприятия стал Переяславский князь Владимир Всеволодович Мономах. Поход проходил с участием русского духовенства: «И князь Володимер пристави попы своя, едучи пред полком, пети тропари и коньдакы хреста честнаго и канун святой Богородици» . Очевидно, что Мономах придавал походам на половцев характер религиозной войны – священной брани за Святую Русь против агрессии язычников. В битве на реке Сальнице 27 марта 1111 г. половцы потерпели сокрушительное поражение.
16 апреля 1113 г. скончался великий князь Киевский Святополк (Михаил) Изяславич, погребенный в Михайловском соборе Златоверхого монастыря в Киеве . После смерти Изяслава его вдова раздала в качестве поминовения по мужу огромную милостыню «монастырем и попом, и убогым, яко дивитися всем человеком, яко такоя милости никто же можеть створити» . Но несмотря на это в Киеве произошли волнения горожан. Киевская чернь разгромила двор тысяцкого Путяты и квартал еврейских купцов и ростовщиков. Перепуганные «лучшие люди» Киева, стремясь положить конец погромам, пожарам и кровопролитию, направили своих гонцов в Переяславль, к Владимиру Мономаху с просьбой прийти в Киев и поскорее сесть на великокняжеский престол. «Поиди, княже, Киеву; аще ли не поидеши, то веси, яко много зла уздвигнеться, то ти не Путятин двор, ни соцьких, но и жиды грабити, и паки ти поидуть на ятров твою и на бояры, и на монастыре, и будеши ответ имел, княже, оже ти манастыре разъграбять. Се же слышав Володимер поиде в Киев» , – рассказывает летописец.
Таким образом, Киевский престол занял Владимир Всеволодович Мономах (род. в 1053/1054 г.), который сохранял главенство над другими русскими князьями до своей кончины в 1125 г. Владимир был сыном великого князя Киевского (в 1078-1093 гг.) Всеволода Ярославича и дочери византийского императора (в 1042-1055 гг.) Константина IX Мономаха, чье прозвание он носил на Руси. Владимир Мономах приобрел на Руси огромную популярность. Об исключительно высокой духовности князя наиболее ярко свидетельствует написанное им около 1100 г. «Поучение к детям» . Правление в Киеве Владимира Мономаха (1113 – 1125 гг.) и его сына св. Мстислава Великого (1125 – 1132 гг.) стало для Руси поистине «золотым веком» – эпохой внутриполитической стабилизации страны, обуздания внешней агрессии и внутренних усобиц, расцвета духовной культуры.
Единство русских князей было наглядно продемонстрировано 2 мая 1115 г., когда было совершено торжественное перенесение мощей св. князей Бориса и Глеба из деревянной церкви в новый каменный храм в Вышгороде, освященный в честь святых князей-страстотерпцев. Событие это имело общерусское значение, как отмечал летописец: «И бысть сбор велик, сшедшюся народу с всих стран», «ту бе съшлося от вьсее Рускскы земле и от инех стран» . В перенесении мощей приняли участие: великий князь Киевский Владимир Всеволодович Мономах, князь Черниговский Давид Святославич и его брат Олег Святославич (все – с сыновьями), а также высшие иерархи Русской Церкви: митрополит Киевский Никифор I, епископы Феоктист Черниговский, Лазарь Переяславский, Никита Белгородский, Даниил Юрьевский, ряд игуменов, в том числе Прохор Киево-Печерский . Этот день (2 мая) в дальнейшем был внесен в церковные месяцесловы.
При Владимире Мономахе имел место военный конфликт между Русью и Византией, начавшийся в 1116 г. и завершившийся около 1121-1121 гг. заключением мира, скрепленного браком между византийским царевичем (скорее всего, Алексием, старшим сыном и соправителем Иоанна II Комнина) и внучкой Мономаха, дочерью св. Мстислава Владимировича. Вероятно, именно с этим династическим браком связана закладка в Киеве храма во имя св. Иоанна Предтечи. В нем была положена доставленная из Константинополя часть мощей (перст) святого . Это был далеко не единственный храм, возведенный Мономахом: в Лаврентьевской летописи великий князь назван щедрым храмоздателем, который «не щадяше именья своего… цьркви зижа и украшая» . В 1117 г. им была возведена Борисоглебская церковь на реке Льте (Альте) близ Переяславля, на месте, где, по преданию, погиб св. князь Борис . По приказу Мономаха также был построен дубовый кафедральный Успенский собор в Ростове, сгоревший в начале 1160-х гг. Этот храм был создан в меру Успенского собора Киево-Печерского монастыря в память об исцелении Мономаха от Печерской святыни – золотого пояса варяга Шимона.
После 1115 г. Владимир Всеволодович также заложил в Смоленске каменный Успенский собор и, вероятно, построил храм Спаса на Берестове в Киеве.
Благочестие Владимира Мономаха проявлялось и в его попечении о мощах святых Бориса и Глеба. Еще в 1102 г. по приказу князя раки святых князей-страстотерпцев были окованы серебром и золотом. После перенесения мощей свв. Бориса и Глеба в 1115 г. «комары», т.е. ниши-аркосолии, где были установлены раки с мощами святых, по приказу Мономаха были украшены кованными по золоту и серебру изображениями свв. Бориса и Глеба, драгоценными светильниками, сенью и проч. Очевидно, по заказу Мономаха была создана окончательная редакция Сказания о святых Борисе и Глебе.
Владимира Мономаха и митрополита Никифора I, скончавшегося в апреле 1121 г. , вероятно, связывали узы особой духовной близости. Это подтверждают сохранившиеся два послания, адресованные митрополитом великому князю Киевскому . В посланиях митрополита Никифора Мономах предстает как широко образованный государь, ведущий аскетический образ жизни. До наших дней дошли два литературных творения самого Владимира Мономаха: «Поучение к детям» и Послание к князю Олегу Святославичу Черниговскому, к которым примыкает собрание кратких молитв. Эти тексты сохранились в составе Лаврентьевской летописи .
Именно в эпоху Мономаха произошли огромные сдвиги в русском летописании. В 1110-е гг. в Киево-Печерском монастыре на основе переработанного и дополненного Начального свода преп. Нестором около 1113 г. была создана «Повесть временных лет» – исключительный по своей значимости летописный свод, который на века определил судьбы древнерусского летописания и представления русских людей о первых столетиях своей истории. Около 1115 г. в Новгороде была создана местная летопись, при написании которой также был использован Киево-Печерский Начальный свод. Эта летопись легла в основу последующего систематического новгородского летописания, которое велось при дворе Новгородских архиереев. Около 1116 г. игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром была создана 2-я редакция ПВЛ. а в 1118 г. в Переяславле появилась 3-я редакция этого летописного свода .
Литература
ПВЛ. С. 88.
2 ПВЛ. С. 88-89.
3 ПВЛ. С. 9.
4 ПВЛ. С. 88.
5 Назаренко А. В. Иоанн II // Православная Энциклопедия. Т. 23. М., 2010. С. 471-475.
6 ПВЛ. С. 88.
7 Поппе А. Митрополиты Киевские и всея Руси // Щапов Я. Н. Государство и Церковь Древней Руси XI-XIII вв. М., 1989. С. 191-206 (Прил. 1).
8 ПВЛ. С. 88.
9 ПВЛ. С. 89-90.
10 Мильков В.В. Сведения о митрополите Никифоре в историко-культурном контексте его эпохи // Митрополит Никифор. СПб., 2007. С. 22-23; Хрусталев Д.Г. Разыскания о Ефреме Переяславском. СПб., 2002. С. 277-293.
11 Назаренко А. В. Иоанн II // Православная Энциклопедия. Т. 23. М., 2010. С. 471-475.
12 Поппе А. Митрополиты и князья Киевской Руси // Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси, 988–1237 гг. М., 1996. С. 451–452.
13 Назаренко А. В., Флоря Б.Н., Турилов А.А. Владимиро-Волынская епархия // Православная Энциклопедия. Т. 8. М., 2004. С. 727-732.
14 ПВЛ. С. 78-79; НПЛ. С. 197-198.
15 ПВЛ. С. 88.
16 ПВЛ. С. 88; НПЛ. С. 202; ПСРЛ. Т. 2. Стб. 199.
17 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 199; ср.: ПВЛ. С. 88; НПЛ. С. 202.
18 ПВЛ. СПб., 1996. Прил. С. 303.
19 Киево-Печерский Патерик. Слово 31.
20 ПВЛ. С. 125.
21 ПВЛ. С. 88.
22 ПВЛ. С. 88-89.
23 ПВЛ. С. 9.
24 ПВЛ. С. 88.
25 Назаренко А. В. Иоанн II // Православная Энциклопедия. Т. 23. М., 2010. С. 471-475.
26 ПВЛ. С. 88.
27 Поппе А. Митрополиты Киевские и всея Руси // Щапов Я. Н. Государство и Церковь Древней Руси XI-XIII вв. М., 1989. С. 191-206 (Прил. 1).
28 ПВЛ. С. 88.
29 ПВЛ. С. 89-90.
30 Мильков В.В. Сведения о митрополите Никифоре в историко-культурном контексте его эпохи // Митрополит Никифор. СПб., 2007. С. 22-23; Хрусталев Д.Г. Разыскания о Ефреме Переяславском. СПб., 2002. С. 277-293.
31 Назаренко А. В. Всеволод Ярославич // Православная Энциклопедия. Т. 9. М., 2005. С. 539-542.
32 ПВЛ. С. 112-113.
33 Сохранилась его печать с греческой надписью: «Печать проедра России Николая» (Янин В Л. Актовые печати Древней Руси. Т. 1. М., 2010. С. 48).
34 ПВЛ. С. 112-113, 117.
35 ПВЛ. С. 97-98.
36 По другой версии, Зверинецкая обитель погибла во время Батыева нашествия на Киев в 1240 г. И сегодня в Зверинецких пещерах можно увидеть многочисленные останки погибших в них иноков и мирян домонгольского времени.
37 Тем не менее, уже в 1002 г. Ярослав Ярополчич бежал из Киева. Близ Берестья его вновь схватили и в оковах привели к Святополку в Киев, где он вскоре умер в заточении.
38 ПВЛ. С. 119.
39 ПВЛ. С. 120.
40 ПВЛ. С. 120.
41 НПЛ. С. 19, 203.
42 Там же.
43 Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1997. Т. 4. С. 26-117.
44 ПВЛ. С. 122.
45 ПВЛ. С. 126.
46 ПВЛ. С. 126.
47 ПВЛ. С. 126.
48 «Поучение» Владимира Мономаха сохранилось в составе Лаврентьевской летописи под 1096 г. (См.: ПВЛ. С. 98-107).
49 ПВЛ. С. 127-128.
50 ПВЛ. С. 127-128; Абрамович Д. И. Жития святых Бориса и Глеба и церковные службы им. Пг., 1916. С. 64-66.
51 По этому случаю на Руси было составлено проложное сказание о «пренесении честнаго прьста Иоанна Крестителя, десныя его руки, в Русь от Царьграда… при князи Володимере Мономасе» (Никольский Н. К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности // СбОРЯС. 1907. Т. 82. № 4. С. 56-57; Лосева О. В. Жития русских святых в составе древнерусских прологов XII-1-й трети XV вв. М., 2009. С. 340-341).
52 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 294.
53 Сам Владимир Мономах очень любил это место, где нередко бывал и впоследствии скончался.
54 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 292; Т. 2. Стб. 286.
55 Митрополит Никифор I также является автором послания к Волынскому князю Ярославу Святополчичу, которое также посвящено полемике с латинянами.
56 Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Древней Руси XI-XIII вв.: Исследования, тексты, переводы. СПб., 1992. С. 59-82.
57 Размещены под 1096 г.
58 ПВЛ. СПб., 1996. Прил. С. 330.
59 ПВЛ. СПб., 1996. Прил. С. 345.