Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Валентина Серикова, директор издательства «Горлица».«Трактат «Тератургима» как продолжение духовной традиции «Повести временных лет» Нестора Летописца. Послание сквозь века»

Летом 2013 года в Киево-Печерской Лавре состоялась презентация трактата с необычным названием «Тератургима». Возвращение в свет спустя почти 400 лет этой старинной загадочной книги – само по себе отдельная история, а точнее говоря чудо.
Одно из значений греческого слова «тера» — чудо, суффикс — ург обозначает совершителей действия: демиург, драматург, хирург. В целом «Тератургима» — «те, кто творят чудеса» или «чудотворцы». Так 375 лет назад назвал свой труд монах Киево-Печерской Лавры Афанасий Кальнофойский, который собрал под обложкой «Тератургимы» описания 67 великих чудес и невероятных историй, свидетелем которых был сам или слышал о них от очевидцев.
В них рассказывается как Богородица с сонмом ангелов идет по Лавре, осматривая братские кельи и скорбит о раздорах, борьбе за власть и имущество в Ее Доме. Как в день памяти преподобного Феодосия Печерского, он явился на праздник и занял кресло архимандрита, увидев, что наместник увлекся беседами с гостями и не пришел вовремя на службу. Как святые и ангелы спустились из Горнего Иерусалима петь и славить Бога в Успенский собор, Великую Церковь Богородицы, когда монахи, испугавшись мороза по немощи человеческой, совершали богослужение в теплой церкви, соседствующей с трапезной. Как мертвец, поднятый со дна реки через два часа после утопления и воскрешенный молитвами к Богородице, придя в себя, сразу отправился в Лавру вместе со всеми родственниками и друзьями, исполнять обет данный ими Царице Небесной.
Чудо умножения пива и кваса в пустых лаврских бочках в день престольного праздника наглядно показывает, что неоскудевает рука дающего. А чудо побития градом лаврских полей за прижимистость начальника, велешевшего прогнать просителей из трапезной, вразумляет скупцов жалеющих милостыню. «Тератургима» приводит в трепет рассказами как преподобные Антоний и Феодосий зримо являются изгонять бесов к болящим, прикованным на ночь в пещере. Какие ужасы случаются со святотатцами, покусившимися на святые мощи. Как гнев Божий поражает церковных воров на месте преступления, а милость Его исцеляет калек, слепых и немых, кающихся в грехах на глазах изумленных родичей и монахов.
Одним словом, тут чудеса как в Евангелии. Потрясающие до глубины души, и вместе с тем отрезвляющие, просвещающие и укрепляющие. Практический духовный ликбез с примерами и живыми иллюстрациями для «продвинутого» современника, который слился с компьютерной реальностью и как рыба в воде плавает в волнах он-лайна. Но при этом в упор не видит причинно-следсвенной связи между совершенным преступлением и настигшим наказанием, даже если его попущено бить по голове обухом.

Еще полтора года назад я ничего не знала о «Тератургиме», что и не удивительно. О том, что такая книга существует, по большому счету знало с десяток историков. Однако содержание издания за исключением небольших фрагментов, оставалось тайной и для спецов. Собрание чудес было записано на старопольском языке, носителем которого, по всей видимости, был автор и за 375 лет никто так и не смог перевести таинсвенный трактат. А между тем «Тератургима» была третьей книгой после «Повести временных лет» и «Патерика Печерского» напечатанной в типографии Киево-Печерской Лавры в 1638 году. Вместе с «Печерским патериком» они составляли диптих. Но если «Повесть временных лет» пр. Нестора Летописца, 900-летие которой мы отмечаем в ноябре нынешнего года, — это летопись утверждения в нашем Отечестве веры Христовой, эпическая история начала Святой Руси, а «Патерик» — повествование о жизни и подвигах конкретных подвижников, первых русских святых, то «Тератургима» рассказывала о чудесах, совершенных нашими первопроходцами в Горний Иерусалим, уже после их отшествия. Это квинтесенция их духовного делания. Похоже, сей трактат о чудесах – одна из самых мистических книг русской церковной литературы. В ней миры временный и вечный, осязаемый и невидимый, материальный и духовный взаимодействуют насколько явно и в тоже время сверхъестественно, что сдвигают внутри стандартные шаблоны и настройки. Это как нарисованный очаг в каморке папы Карло вдруг на твоих глазах разгорается настоящим живым огнем, оттаивая и заставляя биться окоченевшее в лютых мразех тартара сердце.
Такой духовный клад мог быть сокрыт только промыслом Божьим по одному Ему ведомым судьбам. Теми же судьбами он был поднят из-под спуда веков в 2013 году. Видимо, для него пришло время.

Можно лишь попробовать объяснить почему «Тератургима» появилась только сейчас. Она в определенном смысле послание от преподобных Печерских для их последних наследников и соотчичей. Святые Печерские первыми проложили путь в Царствие Небесное, нашу вечную Родину, не только себе, но и всем русичам следующим за ними. Они остаются первыми ходатаями и молитвенниками пред Богом за Святую Русь, границы которой пред лицем Вседержителя неизменны от Владимирова крещения. Эта мистическая, пребывающая вне времени Русь, ныне испещренная и разделенная на земле пограничными столбами, несет и исполняет стратегическую духовную миссию на земле. Она щит, оплот и надежда православного христианства планеты, сохраняемого здесь в духе и истине. Это константа Христианской веры, незыблемо хранящая в неповрежденном виде «коды и пароли доступа» в Небесное Отечество в своих сокровенных таинствах. Поэтому легионы духов злобы с такой лютой ненавистью обрушиваются и воюют на историческую Русь. Битва за урожай Божий, людские души, близится к окончанию, если судить по подобиям, как нам и заповедано Христом.

Включаясь в полемику с католическими и протестантскими теологами, которые сомневались в истине Православной Церкви, «Тератургима» свидетельствовала о чудесах, явленных у святынь Лавры в конце XVI – первой половине XVII вв. Издание этой книги стало одним из деяний Киевского митрополита и лаврского настоятеля свт. Петра Могилы по укреплению Православия в Украине и Беларуси. За три года до «Тератургимы», под патронатом свт. Петра увидел свет «Патерикон, или жития свв. отцов Печерских». «Патерикон, или жития свв. отцов Печерских» увидел свет за три года до «Тератургимы» в 1635 г. Он представлял собой специально подготовленную для издания редакцию «Киево-Печерского Патерика» – сборника житий лаврских подвижников добатыевской эпохи. «Патерик» собран в XIV-XV веках из произведений XI-XIII века. Это первое древнерусское творение жанра «отечников» и одна из самых любимых на Руси книг. До XVII в. он распространялся в рукописях, а «Патерикон» стал первым его печатным изданием. Составленные учеными соратниками свт. Петра Могилы, соответственно Мстиславским епископом Сильвестром Коссовым (будущим преемником Могилы на Митрополии) и лаврским иеромонахом Афанасием Кальнофойским, «Патерикон» и «Тератургима» были изданы в Печерской типографии на польском языке образовав дилогию.
Продолжая «Патерикон», «Тератургима» рассказывает не только о своей эпохе, но содержит и оригинальные известия о древнем Печерском монастыре. На страницах «Тератургимы» помещены первые печатные планы Киева и Лавры с ее пещерами (и покоящимися в них мощами святых) и подробные вшитые раскладные карты. Они запечатлели Киев и Лавру в канун Хмельниччины и последовавших за нею перемен в облике города-колыбели Святой Руси.
Отвергая культурную и религиозную ассимиляцию со стороны католической Речи Посполитой, юг Руси в тоже время преобразовывался в Украину, где Лавра стала мощным оплотом Православия. В этом историческом контексте и появилась в 1638 г. «Тератургима, или чудеса, которые были как в самом свято-чудотворном монастыре Печерском Киевском, так и в обеих святых пещерах его».
Во второй половине 17 века в Лавре составили новую печатную редакцию «Патерика» на церковно-славянском языке, которая неоднократно публиковалась с 1661 г. до начала ХХ в. В 1897 г. «Патерик» был переведен на русский язык. А церковно-славянский аналог текста «Тератургимы» создан не был. Предпринимались лишь попытки частичного перевода книги. Но только сейчас этот выдающийся труд, особо важный для истории всего русского православия и особо Киево-Печерской Лавры, впервые переведен и издан как целостное произведение. Почти четыре века этот духовный клад оставался сокрытым от общества, чтобы явить его заново в наши дни для сугубого укрепления веры.
Как ни парадоксально, при всем богатстве содержания и выдающемся значении «Тератургимы», сведения о ее авторе довольно скромны. Долгое время единственным их источником считалась сама «Тератургима», где они распылены по тексту. Известно было, что отец Афанасий Кальнофойский жил в первой половине XVII в. и являлся соборным иеромонахом Лавры. Историограф Киево-Могилянской Академии Виктор Аскоченский предполагал (1856) в о. Афанасии ее питомца, другие историки не исключают учебы Кальнофойского за пределами Украины. В любом случае, ссылки «Тератургимы» на древнюю и новую литературу говорят о прекрасном образовании автора. Оценка отцом Афанасием казачества с позици шляхты и упоминание в числе благодетелей Лавры шляхтича Габриеля Кальнофойского может указывать на шляхетское происхождение самого писателя, при котором, однако, он обращается к читателю как истинный патриот православной Руси.
В том же 1638 году Афанасий Кальнофойский оставил заметки на полях «Триоди цветной» лаврской печати 1631 г. В них он уже называет себя «игуменом Винницким». 28 июля 1646 г. датировано завещание отца Афанасия. Его копия в актовых книгах Перемышля выявлена в Центральном государственном историческом архиве Украины в г.Львове и опубликована в периодике Гарвардского унивеститета в 1991 г. Документ оформлен на имя родного брата писателя, Петра Кальнофойского. Свою личную библиотеку и вещи о. Афанасий завещал Киевскому Братству, при котором действовала Киево-Могилянская Академия, рукописи стихов и поучений – монастырю в Добромиле, деньги – священноначалию Лавры. Наблюдение за исполнением своей воли о. Афанасий вверил игумену соседнего с Лаврой Пустынно-Никольского монастыря Исаии Трофимовичу. В том, что лаврскому священноначалию была поручена забота о погребении и поминовении о. Афанасия, можно увидеть основание считать местом его упокоения Киево-Печерскую обитель.
Главный труд о. Афанасия сочетает в себе черты исторического повествования, трактата по богословию, сборника проповедей, полемического сочинения, путеводителя для паломников; не ограничиваясь одной прозой, автор выступает и как поэт, применяет разные варианты стихосложения. Структура и стиль книги отражают дух своей эпохи: хотя о. Афанасий утверждает, что в «Тератургиме» нет «слов витиеватых», однако, по признанию В.Шевчука, «перед нами – один из выдающихся памятников украинского литературного барокко»
Книга изумляет не только чудесами, но и своей актуальностью в наши дни. Исторические реалии, отраженные в «Тератургиме», очень напоминают сегодняшнюю действительность. Это по-своему усиливает остроту книги. Хотя значение «Тератургимы» никогда не умалялось: не только потому, что она представляет собой памятник истории, но и потому, что ее основная идея — о неиссякающем действии благодати Божией в Православной Церкви – торжествует над временем.
Хотелось процитировать сверхактуальные слова автора трактата из Чуда 60: «Не то что говорить, но даже помыслить об отступничестве – это смертный грех. Русские! Пусть учитель Нерона, язычник, пристыдит вас, господа и дамы, а также человека любого сословия, переходящего из одной веры в другую, меняющего свой облик подобно Протею171. Кто же так поступает, истинно о том написано: кто единожды потерял веру, тому больше нечего терять. Подумайте хорошенько о человеке, потерявшем истинную веру и поймёте, что на Страшном Суде, где уже не будет светских почестей, он будет осуждён за клятвопреступление. Ибо там Нелицеприятный Судия низложит величающихся клятвопреступников, и возвысит Своих униженных, зато истинных последователей».

Истории, изложенные в «Тератургиме», поражают своей сверхъестественной природой, они изложены очень ярко, поучительно и оставляют неизгладимое впечатление. Это чудеса, равные по силе Евангельским. Содержащееся в них послание имеет особую важность в наши дни, в нем заключена глубокая насущная польза для каждого в отдельности и общества в целом. Этот бесценный духовный, культурный и исторический документ – хлеб духовный, промыслительно дарованный во время перманентных кризисов и экономической нестабильности во исполнение обещания Спасителя: «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».
Символично, что «Тератургима» — духовный клад, в котором собраны описания 67 великих чудес, вновь открылся миру в 2013-ом, когда мы празднуем знаменательные юбилеи нашей истории. В этом году мы отмечаем 1150 лет просветительской миссии св. равноапостольных Кирилла и Мефодия и 1025-летие крещения Киевской Руси. Согласно сведениям Афонского Патерика и Густынской летописи в нынешнем году исполняется 1000 лет как пр. Антоний Печерский, родоначальник и покровитель всего русского монашества, первый раз пришел со Святой горы Афон в Киев и поселился в Варяжских пещерах. Также в 2013 году исполняется 900 лет, как пр. Нестор Летописец завершил составление «Повести временных лет» — главного исторического документа эпохи.
Глубокий духовный символизм «Тератургимы» отражает и внешний вид издания. На обложке книги запечатлен абрис Успенского Собора на фоне плинфы времен возведения Великой каменной Церкви Богородицы, которая является центром действия многих описанных в трактате событий и чудес. Строительство этой Церкви оплатила Сама Пресвятая Богородица, послав в Киев зодчих с дарами и чудотворной иконой Своего Успения. Образ этой Церкви был явлен на воздухе основателям Печерского монастыря прпп. Антонию и Феодосию, монахам и византийским зодчим. Из плинфы — глиняных кирпичей особого состава и обжига – сложено «тело» Великой Богородичной Церкви. В то же время — они прямой прообраз тысяч и тысяч спасенных в этом святом месте душ, очищенных в горниле испытаний и искушений, из которых Господь слагает свою Вечную Церковь. Эту Великую Башню сподобились видеть и описать выдающиеся христианские подвижники. Как мы знаем, первый камень, положенный в Ее основание – апостол Петр, о котором Христос сказал: «Ты камень и на этом камне я созижду Церковь Свою». В «Тератургиме» мы видим вклад Святой Руси в создании извечного Дома Божьего.
Святые воины Христовы с Печерских холмов Киева, стали той отправной точкой, с которой поднялась мощная духовная вертикаль на всей Руси. Ныне они вышли дверью «Тератургимы» сквозь века и миры, чтобы собрать свое наследие накануне последней битвы Света и тьмы. Их оружие – чудо. Их полномочия — от Демиурга, создателя Вселенной, Драматурга истории мира, Хирурга, спасающего души для вечной жизни. Неслучайно ратники Божии поднимают свой чудотворный щит из третьего Удела Пресвятой Богородицы, святой Киево-Печерской Лавры. Истории времен и народов надлежит быть закольцованной: то, что однажды начало движение в избранном месте, совершив виток, должно сомкнуться в истоке. Таковы законы Божественной драматургии.
В процессе издания «Тератургимы» выяснилось, что об этой книге существуют пророчества. В частности известны слова архимандрита Серафима Тяпочкина (+1982г.)
На вопрос: «А что будет с Украиной и Белоруссией?» старец ответил, что все в руках Божиих. Те, кто в этих народах против союза с Россией — даже если они считают себя верующими — становятся служителями диавола. У славянских народов единая судьба, и еще скажут свое веское слово преподобные Отцы Киево-Печерские — они вместе с сонмом новомучеников Российских вымолят новый Союз трех братских народов».
Случай – псевдоним Бога. «Случайно» вышло так, что первое благословение на издание книги было получено у архимандрита Вениамина, который строит Иверский храм недалеко от Святогорской Лавры. Когда книга вышла, я сообщила об этом его помощнику. И только ту узнала, что архимандрит Вениамин – духовное чадо Серафима Тяпочкина. Открылась преемственность и прямая духовная связь сквозь века. Ведь у Бога тысяча лет как один день и один день как тысяча лет.
Первые русские святые — Печерские угодники ныне посылают нам послание, возвышают свой голос сегодня – о единой судьбе славянских народов, о сияющей в веках Святой Руси. И от того какой мы ныне сделаем выбор зависит наше будущее. И мы несем ответственность за наш выбор, за наши деяния. Да поможет нам прп. Нестор Летописец, отец русской истории и все святые русские сделать единственно правильный выбор.