Україна Православна

Луганська єпархія
Донецька єпархія
Сіверодонецька єпархія
Запорізька єпархія
Бердянская епархия
Харьковская епархія
Сімферопольсько-Кримська єпархія
Джанкойська єпархія
Херсонська єпархія
Новокаховська єпархія
Дніпропетровська єпархія
Криворізька єпархія
Полтавська єпархія
Кременчуцька єпархія
Сумська єпархія
Конотопсько-Глухівська єпархія
Чернігівська єпархія
Ніжинська єпархія
Николаевсая епархия
Олександрійська єпархія
Кировоградская єпархія
Уманська єпархія
Київська митрополія
Свято-Успенська Киево-Печерская Лавра
Белоцерковская єпархія
Вінницька єпархія
Тульчинская єпархія
Хмельницька єпархія
Шепетівська єпархія
Чернівецька єпархія
Волинська єпархія
Володимир-Волинська єпархія
Львівська єпархія
Івано-Франківська єпархія
Мукачевська єпархія
Хустська єпархія
Рівненська єпархія
Одеська єпархія

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Валентина Серикова, директор издательства «Горлица».«Трактат «Тератургима» как продолжение духовной традиции «Повести временных лет» Нестора Летописца. Послание сквозь века»

Летом 2013 года в Киево-Печерской Лавре состоялась презентация трактата с необычным названием «Тератургима». Возвращение в свет спустя почти 400 лет этой старинной загадочной книги – само по себе отдельная история, а точнее говоря чудо.
Одно из значений греческого слова «тера» — чудо, суффикс — ург обозначает совершителей действия: демиург, драматург, хирург. В целом «Тератургима» — «те, кто творят чудеса» или «чудотворцы». Так 375 лет назад назвал свой труд монах Киево-Печерской Лавры Афанасий Кальнофойский, который собрал под обложкой «Тератургимы» описания 67 великих чудес и невероятных историй, свидетелем которых был сам или слышал о них от очевидцев.
В них рассказывается как Богородица с сонмом ангелов идет по Лавре, осматривая братские кельи и скорбит о раздорах, борьбе за власть и имущество в Ее Доме. Как в день памяти преподобного Феодосия Печерского, он явился на праздник и занял кресло архимандрита, увидев, что наместник увлекся беседами с гостями и не пришел вовремя на службу. Как святые и ангелы спустились из Горнего Иерусалима петь и славить Бога в Успенский собор, Великую Церковь Богородицы, когда монахи, испугавшись мороза по немощи человеческой, совершали богослужение в теплой церкви, соседствующей с трапезной. Как мертвец, поднятый со дна реки через два часа после утопления и воскрешенный молитвами к Богородице, придя в себя, сразу отправился в Лавру вместе со всеми родственниками и друзьями, исполнять обет данный ими Царице Небесной.
Чудо умножения пива и кваса в пустых лаврских бочках в день престольного праздника наглядно показывает, что неоскудевает рука дающего. А чудо побития градом лаврских полей за прижимистость начальника, велешевшего прогнать просителей из трапезной, вразумляет скупцов жалеющих милостыню. «Тератургима» приводит в трепет рассказами как преподобные Антоний и Феодосий зримо являются изгонять бесов к болящим, прикованным на ночь в пещере. Какие ужасы случаются со святотатцами, покусившимися на святые мощи. Как гнев Божий поражает церковных воров на месте преступления, а милость Его исцеляет калек, слепых и немых, кающихся в грехах на глазах изумленных родичей и монахов.
Одним словом, тут чудеса как в Евангелии. Потрясающие до глубины души, и вместе с тем отрезвляющие, просвещающие и укрепляющие. Практический духовный ликбез с примерами и живыми иллюстрациями для «продвинутого» современника, который слился с компьютерной реальностью и как рыба в воде плавает в волнах он-лайна. Но при этом в упор не видит причинно-следсвенной связи между совершенным преступлением и настигшим наказанием, даже если его попущено бить по голове обухом.

Еще полтора года назад я ничего не знала о «Тератургиме», что и не удивительно. О том, что такая книга существует, по большому счету знало с десяток историков. Однако содержание издания за исключением небольших фрагментов, оставалось тайной и для спецов. Собрание чудес было записано на старопольском языке, носителем которого, по всей видимости, был автор и за 375 лет никто так и не смог перевести таинсвенный трактат. А между тем «Тератургима» была третьей книгой после «Повести временных лет» и «Патерика Печерского» напечатанной в типографии Киево-Печерской Лавры в 1638 году. Вместе с «Печерским патериком» они составляли диптих. Но если «Повесть временных лет» пр. Нестора Летописца, 900-летие которой мы отмечаем в ноябре нынешнего года, — это летопись утверждения в нашем Отечестве веры Христовой, эпическая история начала Святой Руси, а «Патерик» — повествование о жизни и подвигах конкретных подвижников, первых русских святых, то «Тератургима» рассказывала о чудесах, совершенных нашими первопроходцами в Горний Иерусалим, уже после их отшествия. Это квинтесенция их духовного делания. Похоже, сей трактат о чудесах – одна из самых мистических книг русской церковной литературы. В ней миры временный и вечный, осязаемый и невидимый, материальный и духовный взаимодействуют насколько явно и в тоже время сверхъестественно, что сдвигают внутри стандартные шаблоны и настройки. Это как нарисованный очаг в каморке папы Карло вдруг на твоих глазах разгорается настоящим живым огнем, оттаивая и заставляя биться окоченевшее в лютых мразех тартара сердце.
Такой духовный клад мог быть сокрыт только промыслом Божьим по одному Ему ведомым судьбам. Теми же судьбами он был поднят из-под спуда веков в 2013 году. Видимо, для него пришло время.

Можно лишь попробовать объяснить почему «Тератургима» появилась только сейчас. Она в определенном смысле послание от преподобных Печерских для их последних наследников и соотчичей. Святые Печерские первыми проложили путь в Царствие Небесное, нашу вечную Родину, не только себе, но и всем русичам следующим за ними. Они остаются первыми ходатаями и молитвенниками пред Богом за Святую Русь, границы которой пред лицем Вседержителя неизменны от Владимирова крещения. Эта мистическая, пребывающая вне времени Русь, ныне испещренная и разделенная на земле пограничными столбами, несет и исполняет стратегическую духовную миссию на земле. Она щит, оплот и надежда православного христианства планеты, сохраняемого здесь в духе и истине. Это константа Христианской веры, незыблемо хранящая в неповрежденном виде «коды и пароли доступа» в Небесное Отечество в своих сокровенных таинствах. Поэтому легионы духов злобы с такой лютой ненавистью обрушиваются и воюют на историческую Русь. Битва за урожай Божий, людские души, близится к окончанию, если судить по подобиям, как нам и заповедано Христом.

Включаясь в полемику с католическими и протестантскими теологами, которые сомневались в истине Православной Церкви, «Тератургима» свидетельствовала о чудесах, явленных у святынь Лавры в конце XVI – первой половине XVII вв. Издание этой книги стало одним из деяний Киевского митрополита и лаврского настоятеля свт. Петра Могилы по укреплению Православия в Украине и Беларуси. За три года до «Тератургимы», под патронатом свт. Петра увидел свет «Патерикон, или жития свв. отцов Печерских». «Патерикон, или жития свв. отцов Печерских» увидел свет за три года до «Тератургимы» в 1635 г. Он представлял собой специально подготовленную для издания редакцию «Киево-Печерского Патерика» – сборника житий лаврских подвижников добатыевской эпохи. «Патерик» собран в XIV-XV веках из произведений XI-XIII века. Это первое древнерусское творение жанра «отечников» и одна из самых любимых на Руси книг. До XVII в. он распространялся в рукописях, а «Патерикон» стал первым его печатным изданием. Составленные учеными соратниками свт. Петра Могилы, соответственно Мстиславским епископом Сильвестром Коссовым (будущим преемником Могилы на Митрополии) и лаврским иеромонахом Афанасием Кальнофойским, «Патерикон» и «Тератургима» были изданы в Печерской типографии на польском языке образовав дилогию.
Продолжая «Патерикон», «Тератургима» рассказывает не только о своей эпохе, но содержит и оригинальные известия о древнем Печерском монастыре. На страницах «Тератургимы» помещены первые печатные планы Киева и Лавры с ее пещерами (и покоящимися в них мощами святых) и подробные вшитые раскладные карты. Они запечатлели Киев и Лавру в канун Хмельниччины и последовавших за нею перемен в облике города-колыбели Святой Руси.
Отвергая культурную и религиозную ассимиляцию со стороны католической Речи Посполитой, юг Руси в тоже время преобразовывался в Украину, где Лавра стала мощным оплотом Православия. В этом историческом контексте и появилась в 1638 г. «Тератургима, или чудеса, которые были как в самом свято-чудотворном монастыре Печерском Киевском, так и в обеих святых пещерах его».
Во второй половине 17 века в Лавре составили новую печатную редакцию «Патерика» на церковно-славянском языке, которая неоднократно публиковалась с 1661 г. до начала ХХ в. В 1897 г. «Патерик» был переведен на русский язык. А церковно-славянский аналог текста «Тератургимы» создан не был. Предпринимались лишь попытки частичного перевода книги. Но только сейчас этот выдающийся труд, особо важный для истории всего русского православия и особо Киево-Печерской Лавры, впервые переведен и издан как целостное произведение. Почти четыре века этот духовный клад оставался сокрытым от общества, чтобы явить его заново в наши дни для сугубого укрепления веры.
Как ни парадоксально, при всем богатстве содержания и выдающемся значении «Тератургимы», сведения о ее авторе довольно скромны. Долгое время единственным их источником считалась сама «Тератургима», где они распылены по тексту. Известно было, что отец Афанасий Кальнофойский жил в первой половине XVII в. и являлся соборным иеромонахом Лавры. Историограф Киево-Могилянской Академии Виктор Аскоченский предполагал (1856) в о. Афанасии ее питомца, другие историки не исключают учебы Кальнофойского за пределами Украины. В любом случае, ссылки «Тератургимы» на древнюю и новую литературу говорят о прекрасном образовании автора. Оценка отцом Афанасием казачества с позици шляхты и упоминание в числе благодетелей Лавры шляхтича Габриеля Кальнофойского может указывать на шляхетское происхождение самого писателя, при котором, однако, он обращается к читателю как истинный патриот православной Руси.
В том же 1638 году Афанасий Кальнофойский оставил заметки на полях «Триоди цветной» лаврской печати 1631 г. В них он уже называет себя «игуменом Винницким». 28 июля 1646 г. датировано завещание отца Афанасия. Его копия в актовых книгах Перемышля выявлена в Центральном государственном историческом архиве Украины в г.Львове и опубликована в периодике Гарвардского унивеститета в 1991 г. Документ оформлен на имя родного брата писателя, Петра Кальнофойского. Свою личную библиотеку и вещи о. Афанасий завещал Киевскому Братству, при котором действовала Киево-Могилянская Академия, рукописи стихов и поучений – монастырю в Добромиле, деньги – священноначалию Лавры. Наблюдение за исполнением своей воли о. Афанасий вверил игумену соседнего с Лаврой Пустынно-Никольского монастыря Исаии Трофимовичу. В том, что лаврскому священноначалию была поручена забота о погребении и поминовении о. Афанасия, можно увидеть основание считать местом его упокоения Киево-Печерскую обитель.
Главный труд о. Афанасия сочетает в себе черты исторического повествования, трактата по богословию, сборника проповедей, полемического сочинения, путеводителя для паломников; не ограничиваясь одной прозой, автор выступает и как поэт, применяет разные варианты стихосложения. Структура и стиль книги отражают дух своей эпохи: хотя о. Афанасий утверждает, что в «Тератургиме» нет «слов витиеватых», однако, по признанию В.Шевчука, «перед нами – один из выдающихся памятников украинского литературного барокко»
Книга изумляет не только чудесами, но и своей актуальностью в наши дни. Исторические реалии, отраженные в «Тератургиме», очень напоминают сегодняшнюю действительность. Это по-своему усиливает остроту книги. Хотя значение «Тератургимы» никогда не умалялось: не только потому, что она представляет собой памятник истории, но и потому, что ее основная идея — о неиссякающем действии благодати Божией в Православной Церкви – торжествует над временем.
Хотелось процитировать сверхактуальные слова автора трактата из Чуда 60: «Не то что говорить, но даже помыслить об отступничестве – это смертный грех. Русские! Пусть учитель Нерона, язычник, пристыдит вас, господа и дамы, а также человека любого сословия, переходящего из одной веры в другую, меняющего свой облик подобно Протею171. Кто же так поступает, истинно о том написано: кто единожды потерял веру, тому больше нечего терять. Подумайте хорошенько о человеке, потерявшем истинную веру и поймёте, что на Страшном Суде, где уже не будет светских почестей, он будет осуждён за клятвопреступление. Ибо там Нелицеприятный Судия низложит величающихся клятвопреступников, и возвысит Своих униженных, зато истинных последователей».

Истории, изложенные в «Тератургиме», поражают своей сверхъестественной природой, они изложены очень ярко, поучительно и оставляют неизгладимое впечатление. Это чудеса, равные по силе Евангельским. Содержащееся в них послание имеет особую важность в наши дни, в нем заключена глубокая насущная польза для каждого в отдельности и общества в целом. Этот бесценный духовный, культурный и исторический документ – хлеб духовный, промыслительно дарованный во время перманентных кризисов и экономической нестабильности во исполнение обещания Спасителя: «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».
Символично, что «Тератургима» — духовный клад, в котором собраны описания 67 великих чудес, вновь открылся миру в 2013-ом, когда мы празднуем знаменательные юбилеи нашей истории. В этом году мы отмечаем 1150 лет просветительской миссии св. равноапостольных Кирилла и Мефодия и 1025-летие крещения Киевской Руси. Согласно сведениям Афонского Патерика и Густынской летописи в нынешнем году исполняется 1000 лет как пр. Антоний Печерский, родоначальник и покровитель всего русского монашества, первый раз пришел со Святой горы Афон в Киев и поселился в Варяжских пещерах. Также в 2013 году исполняется 900 лет, как пр. Нестор Летописец завершил составление «Повести временных лет» — главного исторического документа эпохи.
Глубокий духовный символизм «Тератургимы» отражает и внешний вид издания. На обложке книги запечатлен абрис Успенского Собора на фоне плинфы времен возведения Великой каменной Церкви Богородицы, которая является центром действия многих описанных в трактате событий и чудес. Строительство этой Церкви оплатила Сама Пресвятая Богородица, послав в Киев зодчих с дарами и чудотворной иконой Своего Успения. Образ этой Церкви был явлен на воздухе основателям Печерского монастыря прпп. Антонию и Феодосию, монахам и византийским зодчим. Из плинфы — глиняных кирпичей особого состава и обжига – сложено «тело» Великой Богородичной Церкви. В то же время — они прямой прообраз тысяч и тысяч спасенных в этом святом месте душ, очищенных в горниле испытаний и искушений, из которых Господь слагает свою Вечную Церковь. Эту Великую Башню сподобились видеть и описать выдающиеся христианские подвижники. Как мы знаем, первый камень, положенный в Ее основание – апостол Петр, о котором Христос сказал: «Ты камень и на этом камне я созижду Церковь Свою». В «Тератургиме» мы видим вклад Святой Руси в создании извечного Дома Божьего.
Святые воины Христовы с Печерских холмов Киева, стали той отправной точкой, с которой поднялась мощная духовная вертикаль на всей Руси. Ныне они вышли дверью «Тератургимы» сквозь века и миры, чтобы собрать свое наследие накануне последней битвы Света и тьмы. Их оружие – чудо. Их полномочия — от Демиурга, создателя Вселенной, Драматурга истории мира, Хирурга, спасающего души для вечной жизни. Неслучайно ратники Божии поднимают свой чудотворный щит из третьего Удела Пресвятой Богородицы, святой Киево-Печерской Лавры. Истории времен и народов надлежит быть закольцованной: то, что однажды начало движение в избранном месте, совершив виток, должно сомкнуться в истоке. Таковы законы Божественной драматургии.
В процессе издания «Тератургимы» выяснилось, что об этой книге существуют пророчества. В частности известны слова архимандрита Серафима Тяпочкина (+1982г.)
На вопрос: «А что будет с Украиной и Белоруссией?» старец ответил, что все в руках Божиих. Те, кто в этих народах против союза с Россией — даже если они считают себя верующими — становятся служителями диавола. У славянских народов единая судьба, и еще скажут свое веское слово преподобные Отцы Киево-Печерские — они вместе с сонмом новомучеников Российских вымолят новый Союз трех братских народов».
Случай – псевдоним Бога. «Случайно» вышло так, что первое благословение на издание книги было получено у архимандрита Вениамина, который строит Иверский храм недалеко от Святогорской Лавры. Когда книга вышла, я сообщила об этом его помощнику. И только ту узнала, что архимандрит Вениамин – духовное чадо Серафима Тяпочкина. Открылась преемственность и прямая духовная связь сквозь века. Ведь у Бога тысяча лет как один день и один день как тысяча лет.
Первые русские святые — Печерские угодники ныне посылают нам послание, возвышают свой голос сегодня – о единой судьбе славянских народов, о сияющей в веках Святой Руси. И от того какой мы ныне сделаем выбор зависит наше будущее. И мы несем ответственность за наш выбор, за наши деяния. Да поможет нам прп. Нестор Летописец, отец русской истории и все святые русские сделать единственно правильный выбор.