Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Анатолий Степанов, историк, главный редактор портала «Русская народная линия». Священная русская история: об одном важном принципе методологии изучения отечественной истории

Преодоление марксистской методологии в исследовании общественных явлений и исторических процессов нельзя считать полностью состоявшимся. Конечно, историки и обществоведы перестали к месту и не к месту цитировать «классиков марксизма-ленинизма», а иные дерзают даже ссылаться на Священное Писание, но, к сожалению, в самой методологии исследования мало что поменялось.

 

Применительно к исторической науке это особенно важно и опасно, поскольку изучение истории касается не только профессиональных историков, но и влияет на формирование идеологии и исторической памяти. Нынешнее вопиющее беспамятство как индивидов, так и всего народа — свидетельство, в том числе, неблагополучия в области исторической науки.
Я хотел бы остановиться на таком важном методе исторического исследования, как метод хронологический, ибо именно на его примере отчетливо видно, что историческая наука не преодолела еще марксистскую методологию. В результате ученые-историки не только лишены возможности уточнять фактологию, продвигаться в понимании взаимосвязей исторических событий, но теряется понимание самой сути русской истории, которая, без преувеличения, является продолжением Священной истории. Во-первых, нынешнее использование хронологии в исторических исследованиях, а также в государственной идеологии и политике, которая опирается на эти исследования, искажает реальность. Это связано с тем, что в исторических исследованиях и энциклопедических словарях берется за основу западный григорианский календарь, по которому живет с 1918 года наше государство, а не юлианский, по которому живет наша Церковь. Я не буду касаться вопроса, какой календарь точнее (хотя некоторые специалисты утверждают, что точнее именно юлианский календарь). Более того, будем в согласии с принятым ныне мнением считать, что григорианский календарь правильный, более достоверный, поэтому им и пользуются ученые. Но тут мы сталкиваемся с тем, что астрономическая достоверность григорианского календаря входит в вопиющее противоречие с исторической достоверностью. Особенно наглядно это видно на праздновании годовщин исторических событий. К примеру, ежегодно годовщину, а в нынешнем году и 200-летний юбилей Бородинской битвы государство и общество празднуют не 8 сентября, а 7 сентября, поскольку к дате сражения, которое произошло 26 августа 1812 года, прибавляют не 13 дней, а 12, поскольку разница между календарями в XIX веке составляла именно 12 дней. На первый взгляд, все логично. Если только не принимать во внимание то обстоятельство, что таким образом искажается историческая достоверность события. Ведь 26 августа по юлианскому календарю Православная Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Все воины, участвовавшие в Бородинском сражении, это знали, они сражались и умирали с молитвой на устах к Заступнице рода Христианского. Это важные признаки исторического события. А вот 7 сентября (25 августа по юлианскому календарю) — это другой день календаря. Таким образом, важнейшее событие нашей истории теряет свое духовное измерение, свой духовный колорит. В угоду астрономической достоверности (может быть, и мнимой) приносится историческая достоверность события, если мы используем григорианский календарь в хронологических расчетах.
Эта хронологическая несуразица приводит порой к рождению новой «благочестивой» мифологии. Один профессор написал в статье, посвященной Павлу Степановичу Нахимову, что кончина его была весьма символической, ибо умер он в день своего небесного покровителя Апостола Павла 12 июля 1854 года. На самом деле П.С.Нахимов был жив в день праздника Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Он был смертельно ранен в канун праздника 28 июня, а скончался на следующий день после праздника 30 июня (по юлианскому календарю), но если прибавить не 13, а 12 дней, то историческая достоверность искажается. Такая же история и с датой кончины нашего великого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Прибавляя к дате кончины по юлианскому календарю 12 дней, иные мифотворцы попадают в день памяти преподобного Ефрема Сирина, чью чудную великопостную молитву Пушкин переложил в стихах. И вот рождается еще одна «благочестивая» легенда: Пушкин умер в день Ефрема Сирина, как, мол, символично. Закавыка только в том, что когда Церковь праздновала день памяти преподобного Ефрема 28 января 1837 года, Пушкин был жив. Он скончался на следующий день.
Так искажаются факты. А порой и важные обстоятельства событий, как в случае с датой Бородинской битвы и других важных вех нашей истории, например, Куликовской битвы, которую нам предлагают праздновать 8 сентября по григорианскому, а не по юлианскому календарю, когда она реально и произошла, и это был двунадесятый праздник — Рождество Пресвятой Богородицы.
Во-вторых, и это самое важное, хронологический произвол приводит к игнорированию связи духовной (церковной) хронологии с мирской хронологией — историей развития государства и общества. А ведь если мы возьмем себе за правило накладывать церковный календарь и Пасхалию на календарь исторических событий, то можем сделать не только удивительные открытия, но порой и просто понять логику участников исторического процесса, открыть важные особенности самого исторического факта. К примеру, мы можем понять логику действий накануне битвы под Полтавой Петра Великого, который, вооружившись недавно прославленной Каплуновской иконой Божией Матери, хотел дать решающий бой шведам в день памяти своего небесного покровителя в день Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Это кстати, важный штрих к портрету «безбожника на троне», нарисованный либеральной историографией. Однако
шведы подошли двумя днями раньше, и бой пришлось дать в день памяти преподобного Сампсона Странноприимца, и этот живший в конце V — начале VI века римлянин стал с тех пор, можно сказать, русским святым. А теперь о самом главном. Если самые важные события отечественной истории наложить на церковный календарь и Пасхалию, то мы придем к удивительному открытию: почти все они происходили в дни великих христианских праздников. Напомню самые яркие события. Невская битва, в которой прославился благоверный князь Александр Невский, произошла в 1240 году в день памяти святого равноапостольного князя Владимира Крестителя. Ливонских рыцарей в Ледовом побоище в 1242 году русские войска под водительством того же князя Александра разгромили за 15 дней до Пасхи, т.е. в субботу Акафиста Пресвятой Богородицы. Куликовская битва, как уже упоминалось, произошла 8 сентября 1380 года в день Рождества Пресвятой Богородицы (не мог же Мамай заранее договориться с русскими и привести войска именно в этот день!). Казань русские войска под началом Царя Иоанна Грозного взяли 2 октября 1552 года, на следующий день после Покрова Пресвятой Богородицы. А через 30 лет 26 октября 1582 года в день памяти покровителя православного воинства Великомученика Димитрия Солунского казаки атамана Ермака Тимофеевича взяли Кашлык -столицу Сибирского ханства. Морское сражение при мысе Гангут, решившее исход Северной войны и приведшее к закату морской мощи Швеции, произошло в день памяти одного из самых почитаемых святых Великомученика и Целителя Пантелеймона 27 июля 1714 года. Великое Чесменское морское сражение (24-26 июня 1770 года) началось в день Рождества Иоанна Предтечи, а закончилось в память Тихвинской иконы Божией Матери.
Наши предки устанавливали и особые церковные праздники в память о чудесной помощи Свыше русскому народу в годину испытаний. Самые известные примеры: праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери, установленный в память заступничества Божией Матери над
русским народом во время нашествия на Русь лютого полководца Тамерлана 26 августа 1395 года (именно в этот день спустя 417 лет 26 августа 1812 года заступничеством Богородицы русская армия впервые остановила победоносное шествие войск доселе непобедимого Наполеона); праздник Казанской иконы Божией Матери, ставший теперь государственным, установленный в честь взятия Китай-города ополчением князя Димитрия Пожарского и Козьмы Минина 22 октября 1612 года. Но есть и другие примеры. К заключению Ништадтского мирного договора, завершившего победоносную, но и тяжелейшую для России, Северную войну Петр I специально приурочил перенос в новую столицу страны Санкт-Петербург мощей святого благоверного Великого князя Александра Невского. Причем, в этот день — 30 августа 1721 года, ставший впоследствии днем кавалеров ордена Александра Невского, Церковь отмечала память еще одного великого русского святого преподобного Александра Свирского.
Все это — яркое свидетельство не только наличия у наших предков силы веры и силы смирения, но прежде всего того, что Сам Господь помогал русскому народу побеждать врагов Веры и Отечества! И таким образом русская история предстает как продолжение Священной истории! Понятно, что либеральная и марксистская историография всячески стремились исказить и затушевать этот факт.
И последнее, на что хотелось бы обратить внимание. Метод наложения церковного календаря на мирской календарь помогает порой понять духовную суть самых сложных исторических эпох. Сегодня идут ожесточенные споры среди ученых, писателей, публицистов и общественных деятелей в оценке событий советской эпохи. Давайте вспомним. Февральская революция произошла во время Великого поста, времени особого покаяния для каждого православного христианина. В понедельник Крестопоклонной Седмицы толпа православного народа была не в храме, а штурмовала петроградскую тюрьму «Кресты». Измена и бунт против Помазанника Божия во время Великого поста — это приговор народу. Если мы не будем принимать
во внимание этот факт, мы не поймем и действий Императора Николая II, человека верующего и нравственного, а потому вряд ли ожидавшего, что так могут поступить православные люди. А в день его отречения была обретена Державная икона Божией Матери. Пасха 1917 года была настоящим революционным праздником, — в этом легко убедиться, если познакомиться с документами той эпохи. А потом наступило время гнева Господня на Руси. А вот хронология событий 20 лет спустя. 22 июня 1941 года — день всех Святых в Земле Российской просиявших. 12 июля 1943 года в праздник святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла происходит знаменитое Прохоровское танковое сражение, решившее исход Великой Отечественной войны. 6 мая 1945 года Церковь торжествует по случаю великого праздника Воскресения Господня и одновременно дня Великомученика и Победоносца Георгия, а победоносная русская армия, предводимая маршалом Георгием Жуковым, берет штурмом столицу фашисткой Германии, и наши солдаты водружают знамя Победы над рейхстагом. Победа над смертью и победа над зримым воплощением смерти — фашизмом — происходят в один день. А через 50 дней в праздник Святой Троицы 24 июня 1945 года в Москве проходит Парад Победы. Господь вновь помогает русскому народу. Кстати, Пленум ЦК КПСС, изгнавший из власти гонителя Христа, намеревавшегося показать миру последнего попа, Никиту Хрущева, состоялся 14 октября 1964 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы. Снова Божия Матерь простерла над Русью свой Покров. Но до 1000-летия Крещения Руси, с которого началось духовное освобождение и прозрение народа, оставалось 24 года.
Таким образом, метод наложения церковного календаря и Пасхалии на хронологию исторических событий является эвристически ценным, поскольку он позволяет уточнить важные обстоятельства исторических событий и понять логику действий участников исторического процесса. И что еще более важно, этот метод помогает сделать важные выводы
историософского порядка о характере русской истории, о действии Промысла Божия в историческом процессе.