Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Александр Яровой. ПОКРОВ-2013: ДУХОВНАЯ ВЕРТИКАЛЬ

Ежегодный кинофестиваль «Покров», традиционно стартующий 11 октября (в день преподобных Печерских, в Ближних пещерах почивающих), и заканчивающийся на светлый праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября, — давно стал привычным явлением культурной жизни нашего православного народа.
Привычным, но не обыденным.
За 11 лет не было ни одного сезона без открытий, художественных явлений особого порядка, без больших или меньших звездных вспышек духовного киноискусства. На открытии «Покрова-13» прозвучала мысль: задуматься и поменять жизнь к лучшему – это и есть православное кино. Дискуссии о сущности этого явления и уместны, и нужны, и будут вестись долго; но понятно, что сердцевина православного кино – это не внешний «церковный набор», а внутреннее стремление художников вести людей к радости, к духовному просветлению, спасению души.
В поздравительном слове на открытии Предстоятель УПЦ, Блаженнейший Митрополит Владимир сказал: «Фестиваль живет и действует. Это радует. Кино – большая сила. И в хорошие, и в худшие времена оно работает для народа. Надеемся, что труды – не напрасны, принесут щедрый плод. Всем желаю Божьего благословения! Храни вас Бог, Божия Матерь пусть будет со всеми вами. Аминь».
Открытие было без особой помпезности, красных дорожек и множества знаменитостей. Тем не менее было много интересного. Ведущие (Андрей Малахов и Татьяна Терехова) объявляли пункты торжественного мероприятия, открывшегося в Национальной опере. Прозвучали приветствия: от президента, в котором напоминалось, что нынешний год особенный – это дата 1025-летия Крещения Руси, от премьер-министра, заметившего, что «от экрана сейчас в мире зависит очень много».
Затем Митрополит Владимир вручил награды УПЦ ряду деятелей культуры и политики (ордена преп.Нестора Летописца, св.великомученицы Варвары, памятный знак в честь юбилея крещения Руси), — в том числе министру культуры Беларуси, который сказал: «Нам близки и понятны цели форума».
Президент фестиваля, народный депутат Андрей Деркач отметил: «Мы любим православное кино за искренность, веру, силу духа. Благодаря ему люди приходят к Богу. Расширяется круг друзей фестиваля»…
Овации вызвало появление на сцене хирурга Бориса Михайловича Тодорова, прооперировавшего порок сердца у младенца Никиты… на второй день его жизни. И с экрана, как герои фильма, и со сцены (как обычные и… необычные живые люди) — мать ребенка Светлана, сам врач поведали зрителям, как они понимают истинные ценности, в том числе — милосердие, сострадание, христианскую безвозмездную заботу о ближнем, благодарение Богу и людям…
Прозвучало видеообращение от Леонида Броневого, родившегося в Киеве знаменитого артиста. Зал поприветствовал его супругу, прибывшую на фестиваль. Архиепископ Иона (Черепанов) поделился размышлениями на тему, сложно ли актеру сыграть священника, и пришел к выводу: если хоть один зритель после просмотра станет священником – роль актера удалась. А вопрос возник потому, что фильмом-открытием стала кинолента «Лука» — о святителе Луке (Войно-Ясенецком). Главную роль в фильме сыграл Виталий Безруков.
На открытии прозвучали музыкальные номера в исполнении известных звезд: Александра Пономарева, Владимира Гришко, Владимира Данильца, Светланы Копыловой. Очень уместно и трогательно прозвучали песенные копыловские строки:
Царице неба и земли,
Покрый меня своим покровом,
а также философская песня о том, что художник – это «кисточка» в Божьих руках.
И, как говорится, гвоздь программы – художественный полнометражный фильм «Лука». Картина вобрала в себя три года работы, в создании участвовали три страны: Украина, Беларусь, Греция… Фильм оставляет очень светлое впечатление. В основе лежат воспоминания самого архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), его известная книга «Я полюбил страдание». Показаны ужасы и злодейства революции, гражданской войны, отображены в художественной форме и низость, и святость человеческая. Кто-то ломается и сходит с ума, отрекается от Бога, а кто-то в союзе с Богом побеждает и становится духовным авторитетом для множества других людей. В фильме переплетаются несколько временных слоев. «Оправой» для художественного воспроизведения биографии святого служит время 60-х. Архиепископ перед кончиной вспоминает эпизоды своей жизни, пережитые страдания и духовные открытия, множество тех людей, которых он встречал на своем исповедническом пути: от светил науки до банальных уголовников; и главное, — каждому он стремится помочь не только физически, но еще и в спасении души… Пастырь не осуждает никого, даже вчерашнего священника, ставшего чекистом и его «личным» палачом.. Святитель Лука полюбил не только страдания , но и своих врагов. Это и есть состояние богоподобности, равной любви ко всем как к творению Божию, чего достигали великие и смиренные в своей святости люди. Это фильм-урок, фильм-назидание. Может быть, кому-то картина покажется слишком простой по своим средством выражения, но этот прозрачный лирический реализм очень трогателен. Хочется надеется, что покровский фильм «Лука» выйдет и на экраны кинотеатров, как это было с «Островом» и «Адмиралом». Он абсолютно понятен и полезен любой зрительской аудитории. Прекрасная художественная работа!
Далее конкурсная программа состояла в основном из короткометражных, анимационных и документальных фильмов. Из того, что удалось посмотреть, что запомнилось, можем назвать несколько покровских «звездочек»…
«Девушка с флажком и автоматом». Это – история создания песни «По берлинской мостовой». Девушка-фронтовик, та самая регулировщица из Берлина, ставшая героиней песни о казаках на берлинских улицах, Любовь Евгеньевна Беленькая – обладая до сих пор ясной памятью, делится ценнейшими воспоминаниями. Фильм «Дети Божии»: по названию никогда не догадаетесь – это о заключенных, которые, по словам режиссера, А.Андреева, «с Божьей помощью идут к свободе — в прямом и переносном смысле». Да, одни выходят из заключения еще худшими, чем были, а не «перевоспитанными». У других же — в стесненных обстоятельствах, после мучительных размышлений и переоценки себя, мира, жизни – даже открываются особые таланты. И простой «зек», пришедший к Богу, при помощи гуаши рисует в манере, доступной только с арсеналом масляных красок, чем удивляет специалистов московского Музея русской иконы…
О событиях войны, исторических корнях русского спецназа рассказывает фильм «Штурм Новороссийска», с его главным философским посылом: прежде – победа, потом – сражение. Имеется в виду, естественно, победа над собой.
Познавательны фильмы «Дом на камне» (о монастыре на Хмельнитчине, в землях, когда-то принадлежавших ревностному защитнику Православия, князю Константину Острожскому): лента о православной Польше — «Под покровительством святого Димитрия» (Польша), «Рождество» (о праздновании светлого рождественского праздника в разных странах мира); «Сны Софии Снессоревой» (Россия) – о переводчице и писательнице, духовной дочери святителя Игнатия Брянчанинова, ее духовном пути и апокалиптических переживаниях…
Интересно было посмотреть фильм «Паломничество в Венецию». Очень любопытны и неожиданны бывают связи между явлениями в мире! В Венецию едут русские прихожане храма Преображения Господня, что в Звездном городке, поселке космонавтов (Подмосковье). Мало кому известно, что пятая часть мощей святителя Николая хранится в Венеции, а святитель Николай – покровитель российских космонавтов. Фильм очень насыщен фактами. Перед нами раскрываются панорама города, находящегося под покровительством трех святых: апостола Марка, воина-великомученика Федора Тирона, святителя Николая Мирликийского. Город с множеством каменных львов (символ апостола-евангелиста), известной башней-колокольней Сан-Марко, возведенной в 888 году, город с каналами и знаменитыми гондолами – от свадебных до похоронных. Каждая, оказывается, стоит около тридцати тысяч долларов, для постройки ее используется десять пород дерева, веками она имеет строго регламентированные размеры: 11,5х1,4 метра. Во всем своя система, своя премудрость, свой уклад жизни… Если так интересно здесь, на земле, открывать человеку мир, то каково же будет достигшим Царствия Божия постигать тайны мироздания в вечности?!
Интересно, что завершил конкурсную программу фильм «Десять лет под «Покровом» (ТРК «Эра», 2012). Фильм – детальная иллюстрация десятилетнего существования фестиваля (до нынешнего года) с характеристикой лучших художественных явлений, представленных за эти годы.
Приятно, что 1 место среди художественных фильмов на закрытии присудили фильму «Лука» (мы не будем перечислять призы во множественных номинациях, т.к. ознакомиться с этой информацией на сайте фестиваля «Покров» сейчас может любой пользователь интернета). Кстати сказать, в этом году программа фестиваля впервые транслировалась онлайн, так что аудитория «Покрова» в 2013, вероятно, была еще более широкой, чем повелось. Фестиваль идет в ногу со временем.
А 2 призовое место среди художественных фильмов заняла картина «Дочь» (Москва). Мне кажется, что и картина «Лука», открывавшая фестиваль, и «Дочь» — хотя и очень разные кинофеномены, но оба демонстрируют очень достойный уровень православного киноискусства. Фильм «Дочь» — о нашей современности, и не о самых светлых ее сторонах… Хотя, опять же, тьма и свет переплетаются в земной жизни, и главное для души человеческой — всегда быть со Христом, чтобы «тьма не объяла» этот внутренний божественный свет. Что служит антуражем? Захолустье, отсутствие культурных развлечений и вообще каких-либо перспектив для молодежи, беспросветная работа и пьянки взрослых, школа, дискотека и те же пьянки старшеклассников, одиночество юных душ… В этом тяжелом мире – семья местного священника, нашедшего в себе силы простить убийцу своей дочери, сохранившего тайну исповеди… Две подружки, — скромная целомудренная Инна, утратившая мать, и более развязная и (на поверхностный взгляд) «испорченная» Маша, у которой нет отца, а мать по нескольку дней беспробудно «бухает», говоря ее же словами… Инна о подружке говорит сквозь рыдания, уже после гибели ее от рук местного маньяка: «Она была хорошей, просто у нее никого не было!» А маньяк — довольно странный: не грабил, не насиловал, выбирал себе в жертвы именно таких девиц: развязных, «наколотых» или навеселе, приблизительно возраста Инны… Детективная составляющая, впрочем, здесь носит вспомогательный характер. Мне думается, что «несть таковаго ожесточенного сердца», которое после просмотра фильма «Дочь» не подтолкнуло бы человека к мысли: как же жаль нынешнюю молодежь, и как много взрослых не понимают ее проблем, а главное — не желают помочь… Да и не умеют это сделать. Фильм завершается «хеппи эндом без хеппи энда». В принципе, все не очень хорошо, но — впереди остается Надежда. Разлука между сыном священника и Инной (а у них уже вспыхнула искра чистой и настоящей любви) временна… Она «обещает встречу впереди». Что-то светлое всегда будет в этом мире! В любое время. И в любом месте…
Кинофестиваль «Покров», как видим, дальше верстает вертикаль духа средствами кинематографа, обращает взоры и души людей к доброму, чистому, истинному. Тысячам людей приносит духовную радость общение с покровским киноэкраном, который дает много того, что не в силах дать самые изысканные светские киношедевры.
«Покров» зовет зрителя вперед и вверх, к небу, к Богу, к сиянию Добра. Хочется искренне пожелать Божией помощи на многая лета его организаторам, авторам, участникам.
Они делают благородное и великое дело.