Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан. Православная вера на донецкой земле
(Доклад наторжественной Академии, посвящённой 1025-летию Крещения Руси)
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сёстры!
В нынешнем году мы празднуем 1025-летие Крещения Руси. Любая юбилейная дата – это не только повод оглянуться назад, вспомнить прошлое своего народа и своей Церкви. Это и повод проанализировать наше настоящее, оценить, что мы имеем сейчас, – не просто как набор отвлечённых чисел и фактов, а в историческом масштабе. Это и повод посмотреть в будущее – увидеть перспективы развития, построить или скорректировать планы.
Донбасс – самый молодой и динамично развивающийся регион Украины. Здесь сосредоточена большая часть угольных шахт страны, работают заводы и предприятия металлургической и химической промышленности, ведётся производство строительных материалов, развито машиностроение. О донецкой футбольной команде «Шахтёр» слышал каждый житель страны, даже если он совсем не интересуется спортом. Но сегодня хотелось бы сказать не об экономических успехах или спортивных достижениях, а о самом главном аспекте жизни людей, без которого всё остальное теряет свой смысл – о духовной жизни в Донбассе.
Историк Русской Церкви Петр Васильевич Знаменский свидетельствует, что весть о Воскресении Христовом достигла народов, населявших приазовские степи, ещё в XI веке. XIII-XIV веками датируется начало монашеской жизни на территории нынешней Святогорской Лавры. Однако первая епархия Русской Православной Церкви здесь была учреждена только к концу XVIІІ века, когда началось активное заселение земель нашего края.
В 1775 г. эти земли вошли в состав новообразованной Славянской и Херсонской епархии. После переселения крымских христиан на земли Азовской губернии в нашем крае образовалась вторая — Готфейско-Кафайская — епархия, которая после смерти святителя Игнатия Мариупольского вошла в состав Славянско-Херсонской. В 1784 г. епархия была переименована в Екатеринославскую, в 1796 г. — в Новороссийскую и Днепровскую.
В ХІХ в. в регионе в связи с началом освоения Донецкого каменноугольного бассейна возникли заводские и шахтные посёлки. Возникновение и развитие инфраструктуры Донбасса было тесно связано со строительством храмов, и к 1917 г. на территории нынешней Донецкой области располагалось уже 272 прихода трёх епархий — Екатеринославской, Донской и Харьковской.
Нам сейчас трудно судить, как регион развивался бы дальше в условиях политической и экономической стабильности. К сожалению, ХХ век стал трагической страницей в истории Русской Церкви. Революция 1917 года и последовавшие за ней гонения на верующих практически полностью разрушили церковную структуру в Донбассе. В 1922 году был закрыт Святогорский монастырь, а началу Великой Отечественной войны — почти все храмы в области.
В годы войны советское правительство пошло на уступки Церкви: по всей стране открывались храмы, духовные учебные заведения, создавались епархии, из лагерей и ссылок возвращались архиереи и священники. Так, в 1944 году была учреждена Ворошиловоградско-Донецкая епархия, объединившая верующих двух областей — Донецкой и Ворошиловоградской (нынешней Луганской). Только в Донецкой области в 1941-1948 гг. было зарегистрировано 235 приходов Русской Православной Церкви, однако уже к 1950 году политическая ситуация изменилась, и их количество снизилось до 200, а в период с 1950 по 1983 год было снесено 77 бывших церковных помещений.
В августе 1948 года первый епископ Ворошиловоградско-Донецкой епархии, Преосвященнейший Никон (Петин), был назначен на Херсоно-Одесскую кафедру, оставаясь управляющим Ворошиловоградско-Донецкой епархией. С этого времени и до 1990 года Ворошиловоградско-Донецкая епархия духовно окормлялась святителями Одесской кафедры, время от времени посещавшими приходы Донбасса.
К 1988 году – году тысячелетия Крещения Руси, ставшему переломным в отношениях Русской Православной Церкви и советского государства, на территории Донецкой области функционировало всего 84 прихода, и казалось, что восстановить разрушенное уже невозможно.
В 1991 году путём выделения из состава Ворошиловоградско-Донецкой епархии была образована Донецкая епархия, объединявшая православные приходы Донецкой области. В Донбассе появился свой правящий архиерей. Первым епископом Донецким и Славянским был Преосвященнейший Алипий. В 1994 году путём выделения из Донецкой епархии была образована Горловская епархия, которая объединяет православные приходы в северной части области и на сегодняшний день также имеет своего правящего архиерея.
Новый импульс развития церковная жизнь в Донбассе получила в 1996 году, когда на Донецкую кафедру был назначен её нынешний правящий архиерей – Высокопреосвященнейший Иларион, митрополит Донецкий и Мариупольский, который до 2007 года также управлял и Горловской епархией. Под руководством владыки Илариона общее количество приходов Украинской Православной Церкви в Донецкой области за последние 20 лет выросло в пять раз.
В настоящее время в двух епархиях на территории области действует более семиста приходов. Православные храмы впервые появились на предприятиях и шахтах региона, в больницах и местах лишения свободы, в воинских частях и учебных заведениях. Донецк, Макеевка и Горловка украсились величественными соборами. Этот процесс продолжается и сейчас: в Донецке возводится прекрасный собор в честь святых благоверных Петра и Февронии, в Мариуполе идёт строительство храма, который станет одним из самых больших в Украине.
Особое место в духовном возрождении Донбасса занимает история восстановления Свято-Успенской Святогорской Лавры. В 1992 году решением Священного Синода Украинской Православной Церкви возрождена монашеская жизнь в древней Святогорской пустыни на берегу Северского Донца. За прошедшие годы изменилось очень многое. Обретена Святогорская икона Божией Матери, прославлены в лике святых преподобный Иоанн Затворник и Собор преподобных отцев Святогорских. Сегодня в обители несут подвиг более ста человек монашествующей братии.
В 2004 году трудами Высокопреосвященнейшего Митрополита Илариона при активном участии нынешнего Президента, а в то время – премьер-министра Украины Виктора Фёдоровича Януковича монастырю был присвоен статус Лавры. Необходимо отметить, что для восстановления обители свои усилия объединили люди разных вероисповеданий, живущие в Донбассе, что свидетельствует о том, что Свято-Успенская Святогорская Лавра – не только православная святыня, но и культурный центр, консолидирующий людей разных национальностей и вероисповеданий, предмет гордости всего Донбасса.
Сегодня православный Донбасс невозможно представить без Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря, который расположен в с. Никольское Волновахского района. Имя его основателя – схиархимандрита Зосимы (Сокура) – известно далеко за пределами Донецкой области, а сам монастырь поистине является украшением нашего края.
Кроме указанных обителей, на территории области действуют женские монастыри – Сергиевский в с. Сергеевка, Касперовский недалеко от Макеевки, Иверский в Донецке и Стефановский в с. Степановка.
В наше время, кроме Святогорских подвижников, православный Донбасс обрёл ещё двоих небесных заступников. В 1998 году состоялась канонизация святителя Игнатия Мариупольского. В прошлом году к лику святых причислен преподобный Илия Макеевский.
За последние 20 лет в Донбассе произошло обретение многих святынь. Кроме уже упомянутой Святогорской иконы Божией Матери, которая находится в Успенском соборе Святогорской Лавры и каждый год собирает в обитель тысячи паломников из разных стран, в 2012 году в Донецке был обретен чудотворный Малочернетченский образ Христа Спасителя «Хлеб жизни», который впоследствии был передан в Сумскую епархию. Общая молитва перед святынями объединяет православных людей, укрепляет их в мысли, что Церковь – это не отдельные люди, а единое тело Христово.
29 июля 2009 года впервые в истории Донецкой епархии, во внимание к прошению митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона, в Донбасс прибыл Предстоятель Русской Православной Церкви — Святейший Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Святейший Патриарх совершил освящение Спасо-Преображенского кафедрального собора в городе Донецке, где на центральном престоле возложен антиминс с подписью Его Святейшества. Патриарх Кирилл возглавил торжественное Богослужение в праздник Святогорской иконы Божией Матери в Свято-Успенской Святогорской Лавре и молебен в Свято-Николаевском кафедральном соборе Горловки, а также в Николо-Васильевском монастыре в селе Никольское.
Предстоятель Русской Православной Церкви во время своего визита в Свято-Успенскую Святогорскую Лавру сказал: «Особый поклон мне сегодня хотелось бы сделать правящему архиерею Донецкой епархии митрополиту Илариону, ибо я знаю, сколько сил и энергии приложено было им для того, чтобы воссияли над Лаврой эти золотые купола. Храни вас Господь, Владыка, в Вашем служении Церкви Божией, в хранении единства украинского Православия, на пути украшения святых Божиих церквей и святых обителей, вверенных Вашему архипастырскому попечению».
6-7 мая 2011 года состоялся второй визит Патриарха Кирилла в Донецк, приуроченный к 60-летию митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона, во время которого Святейший Патриарх возглавил Праздничное Богослужение в Спасо-Преображенском кафедральном соборе в городе Донецке, высоко оценив в своём обращении к владыке Илариону его труды в Донбассе и выразив своё личное признание и уважение.
«Я хотел бы выразить особые слова благодарности владыке митрополиту Илариону. Я обычно не езжу на дни рождения и круглые даты, за редчайшим исключением, но счёл необходимым приехать сюда, чтобы помолиться вместе с Блаженнейшим митрополитом Владимиром, с архипастырями и воздать должное владыке Илариону за его труды по созиданию Церкви Христовой здесь, на Донецкой земле. Можно сказать, владыка, что под Вашим архипастырским руководством процвела «языческая неплодящая церковь», — отметил Святейший Патриарх в первосвятительском слове в Спасо-Преображенском кафедральном соборе 7 мая 2011 года.
Ещё большим вниманием отмечена Донецкая епархия и архипастырское служение митрополита Донецкого Илариона со стороны Предстоятеля Украинской Православной Церкви, Его Блаженства, Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Его Блаженство посетил пределы Донецкой епархии более десяти раз, совершая торжественные Богослужения, встречаясь с руководством области и городов.
И в сегодняшний день мы благодарны Блаженнейшему Митрополиту Владимиру за визит, который он совершил, и за то, что его руками был освящён престол нижнего храма в честь Новомучеников и исповедников Русской Церкви новосооружённого Богоявленского кафедрального собора в Горловке.
29 сентября 2010 года, Блаженнейший митрополит Владимир удостоил Митрополита Донецкого Илариона высочайшей архиерейской награды — права ношения при Богослужении второй панагии. 14 июня 2011 года Правящий архиерей Донецкой епархии решением Священного Синода УПЦ был введён в состав постоянных членов Священного Синода УПЦ.
Заслуги Высокопреосвященнейшего Митрополита Илариона отмечены не только Церковью, но и государством. Высокопреосвященнейший владыка награждён Государственным орденом Украины «За заслуги» I, II и III степени. В нынешнем году в ходе торжеств в честь 1025-летия Крещения Руси президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин наградил правящего архиерея Донецкой епархии митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона орденом Дружбы.
Духовное возрождение Донбасса неразрывно связано и с именем Президента Украины Виктора Фёдоровича Януковича. При его активном участии построены Спасо-Преображенский собор в Донецке, Покровский собор в Енакиево, начато строительство храмов в районных центрах. Особенно много усилий Виктор Фёдорович, будучи губернатором Донецкой области, приложил для возрождения Святогорского монастыря и присвоения ему статуса Лавры. Также он – один из ктиторов Свято-Успенской Николо-Васильевской обители в с. Никольское. И сегодня Донбасс ощущает поддержку и заботу Президента Украины.
Неотъемлемой частью жизни Церкви является христианское просвещение, воспитание подрастающего поколения, социальное служение.
На сегодняшний день в Донбассе имеется разветвленная сеть воскресных школ. Первым на Украине отделением, готовящим преподавателей христианской этики и культуры как для светских, так и для воскресных школ, стало Подразделение духовной культуры и этики, открытое на факультете дополнительных и смежных профессий Донецкого национального университета. В Горловке Епархиальные катехизаторские курсы также дали государственной системе образования несколько выпусков преподавателей этой дисциплины.
С декабря 2011 года в Донецке действует Центр славянской культуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, который стал центром проведения многих торжеств и мероприятий. Уже сейчас здесь регулярно проходят фестивали и выставки духовно-просветительской направленности, множество епархиальных проектов будет осуществляться и в дальнейшем.
Действуют Детский методический центр христианского православного просвещения им. святого равноапостольного князя Владимира в г. Красноармейске, Детская епархиальная хоровая школа «Благовест» в Донецке, просветительские гостиные «Свет Радонежа» и «Неугасимая лампада».
Празднование Пасхи и Рождества Христова, Дня святых жен-мироносиц, дня памяти святителя Николая, кроме богослужений, отмечается концертами для многочисленных аудиторий, благотворительными акциями.
Для детей проходят праздники и фестивали: Рождественские елки, детские фестивали «Пасха Красная» и «Праздник детства», участниками которых становятся ежегодно многие школьники, их родители и педагоги. В 2005 году начали работу Открытый православный фестиваль детского и молодежного творчества «Искорка Божия» и Открытый конкурс юных художников «Православная моя Украина».
В Донбассе особое внимание уделяется различным формам благотворительной деятельности. Священники и миряне посещают исправительные, медицинские учреждения и другие социальные объекты Донецкой области. Для помощи больным и малоимущим привлекаются благотворители, ведётся активное сотрудничество с областными благотворительными фондами. Священнослужители Донецкой и Горловской епархий окормляют заключённых в 24 исправительных и трудовых учреждениях Донецкой области, открываются тюремные храмы.
В регионе активно работают церковные СМИ. С 2003 года регулярно издается духовно-просветительский журнал «Живой родник», православный детский журнал «Радость моя», детский журнал «Шишкин лес». Клирики епархии регулярно выступают на телеканалах «Глас», «Орбита», «Юнион», «Донбасс», на Донецком областном телевидении много лет выходит телепередача «Дорога к храму». Работают два официальных Интернет-издания — сайт «Донбасс Православный», освещающий жизнь Донецкой епархии, и сайт Горловской епархии.
За этими цифрами стоят тысячи человеческих судеб. Храмы и монастыри – это не стены, а люди, которые молятся в них Богу. Эти люди призваны нести в мир свет Христовой любви. Князь Владимир, приняв крещение, изменился. Он сам свидетельствует о себе, что был зверем, а стал человеком. Об этом же свидетельствует и история: летописи сохранили память и о делах Владимира-язычника, которые даже называть неприлично, и о делах Василия-христианина, за которые его прославляли и современники, и их потомки. Жизнь всей Руси после Крещения тоже радикально изменилась: из ряда враждующих удельных княжеств она стала единой христианской державой, давших Церкви и миру множество святых.
Для каждого христианина воспоминание о Крещении Руси – это повод оглянуться на прожитые годы, задуматься, что в его жизни изменилось после встречи со Христом, какие плоды она начала приносить. Если ничего не изменилось, если нет ни видимых плодов, ни духовных — любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания (Гал. 5:22-23) – это повод задать себе вопрос, почему так происходит, как в таком случае моя жизнь связана с жизнью Церкви.
Сегодня можно сказать, что за прошедшие с Тысячелетия Крещения Руси 25 лет со строительством храмов и открытием монастырей изменился и духовный облик Донбасса. Множество людей, приходящих на богослужения, масштабы социальной и просветительской работы свидетельствуют нам о благодатных переменах в человеческих душах.
Мы благодарим Бога за расцвет духовной жизни в Донбассе, который происходит на наших глазах. В наши дни Донбасс — это не только крупнейший промышленный регион, обеспечивающий около 20 % промышленного производства государства, но и духовный центр Востока Украины. Здесь не только строятся храмы – в них приходят люди, которые сознательно обращаются к Богу, связывают свою жизнь с Церковью, стремятся строить её на евангельских началах. Именно это позволяет нам с надеждой смотреть в будущее и верить в то, что наш народ преодолеет временные трудности и будет иметь не только радость созидания здесь, на земле, но и непреходящую радость Царствия Небесного.
Арсений Родына. Церковный стиль русского и украинского языков
Александр Яровой, кандидат филологических наук. КАЗАЦКИЙ РОД НЕ ЗНАЕТ ПЕРЕВОДУ