Александр Яровой, кандидат филологических наук. КАЗАЦКИЙ РОД НЕ ЗНАЕТ ПЕРЕВОДУ
Заметки о казацко-кадетском августе-2013
Стало доброй (и уже необходимой!) традицией казачеству и кадетам Киева в летнее время покидать шумную столицу, отбывать в те края, где юные казаки могли бы не только поучиться военному делу, закалиться в походных условиях, но и хорошо отдохнуть, оздоровиться в кругу сотоварищей из других регионов. В этом году поездка Киевского Владимирского кадетского корпуса была довольно продолжительной (около двадцати дней) и включала в себя два мероприятия, разные по месту проведения, но общие по направлению и содержательной наполненности.
Первой воспитанников корпуса встретила каховская земля, точнее, ее прекрасные люди. И вот группа кадетов в составе 17 человек (младшего и старшего курсов) в сопровождении старшего урядника Владислава Власенко, младшего вахмистра Сергея Власенко, председателя родительского комитета Анны Величковской и автора этих строк прибыла в город Таврийск Херсонской области. Возле него и расположилась палаточная Сечь… Здесь киевляне познакомились и обменялись опытом с местным отрядом джур «Сокол», с военно-историческим клубом «Гвардия» из Запорожья, с клубом исторической (древнерусской) реконструкции «Ратибор».
Это удивительные места! Один из «лоскутов» казацкого Дикого Поля, где ткались невидимые сейчас, но ощутимые генетической памятью нити истории. Проезжали по пути поселок Тягинка, где когда-то была татарская крепость Тяги-Кермен, завоеванная запорожцами. Из этих краев казаки отправляли свои юркие и маневренные, непобедимые корабли-чайки, чтобы «шарпать» побережья Османской империи и воевать с ее покорными вассалами – татарами. По этим степям гнали в плен украинских невольников и невольниц на рынки Кафы и Стамбула, этими же дорогами возвращались с победой и с освобожденными единоверцами запорожские казаки. Здесь все дышит героикой прошлого.
Возле названного поселка на высоком постаменте — памятник Богдану Хмельницкому, сооруженный еще в советские времена. И вот знаки малорадостной «новой истории»: оказывается, памятник Хмельницкому переносили во времена оранжевых правителей – подальше от людной автомагистрали, а на его место поставили мрачный бюст анафематствованного гетьмана-изменника Мазепы. Но поскольку много таких метаморфоз сопрягается с неумышленной клоунадой (это фатум какой-то: подобно тому, как в одном из райцентров бронзовому Ильичу привинтили голову великого Кобзаря), то и здесь не обошлось без курьезов. Ретивые «посипаки» помаранчевых и памятник Хмелю перенесли, и Мазепу водрузили, только по своему скудоумию оставили… камень с изречением из стихотворения Г.Сковороды «К свободе» («De libertate»), а именно слова: «Будь славен вовек, о муже избранне, /Вольности отче, герое Богдане». Вот такой гибрид получился! Поделом изменнику и его адептам! Пусть теперь враг русского братства, доколе будет там стоять, читает похвальные поэтические строки гетману, обратившему политический взор к православным братьям, к Москве.
Так вот, в каховских землях прошел первый, стартовый юношеский казацкий слет «Днепровский рубеж».
И хочется сердечно поблагодарить его организаторов. Дай Бог им здоровья, благого поспешения в добрых делах и продолжения этого нужного проекта на многие годы!
Без преувеличения скажем, что главная организационная роль принадлежала авторитетной и примечательной фигуре местного казачества – атаману Каховского казацкого куреня, руководителю юношеского отряда «Сокол» Александру Кабаченко. И земляки, и гости с уважением называли его — «батько». И в этом не было ни тени какой-то этнографической картинности, подхалимажа или же, наоборот, иронии. Его отеческую заботу ощутили все за время пребывания в лагере. Не секрет, что первое впечатление о приезде формируют бытовые условия. Они были замечательными. Мы разбили свои палатки в тени роскошных ив на днепровском берегу, где можно было укрыться в 45-градусную южную жару, кадеты получали полноценное трехразовое питание и с удовольствием пробовали дары херсонской природы, в том числе ароматные арбузы, дыни, виноград… Особые слова благодарности за обеспечение питанием участников лагеря Герою Украины Вере Афанасьевне Найденовой – директору государственного предприятия «Асканийское», причем данная благодарность была выражена членами лагеря в виде коллективного письма к этому замечательному человеку. Ощущалась и поддержка мероприятия со стороны органов местного самоуправления (от мэра Новой Каховки Владимира Коваленко, мэра Таврийска Николая Резака).
Каждый желающий в этом первом (каховском) лагере мог помолиться в походной палатке перед иконами, поставить свечу. Там же отслужил вначале молебен священник – отец Василий. Над организацией приема гостей-участников потрудились начштаба В.Надточий, судья В.Федченко, обозный Е.Кишкин; преподавали рукопашный, сабельный, нагаечный бой и другие виды казацкого военного искусства инструкторы – А.Корний, А.Терещук, Д.Лозович, В.Пашинский, Е.Позняк. Огромное им спасибо за благородное дело подготовки юных воинов! Думается, кадеты навсегда запомнили слова одного из инструкторов: «Возможно, не все вы будете служить в армии, но все вы в душе будете воинами». Истинно так. Мужественный дух воина, вольного человека, казака будет вести человека по всем дорогам жизни к новым победам, независимо от избранной впоследствии молодыми людьми профессии.
Конечно же, участники «Днепровского рубежа» не забудут и поединки в доспехах, сделанных по образцу вооружения древнерусских воинов, стрельбу из лука, преодоление полосы препятствий, метание гранаты, греблю на лодке по Днепру, веселое купание…Казаки и кашу должны уметь варить превосходно: на кухне добросовестно потрудились кадеты второго курса Сергей Белецкий и Александр Бобело, что было отмечено и администрацией лагеря, и его обитателями.
Сила казака не только в оружии, не в одной телесной крепости, бытовых навыках. Еще и в знаниях! Как говорится, «главная мышца спецназовца – голова». И это можно отнести к любому воину. Особенно ценны знания традиций, память о подвигах своих предшественников, сбережение этих традиций и памяти. Наверное, неизгладимые впечатления остались у молодых от рассказа участников клуба «Память» (с демонстрацией археологических экспонатов) о боях Великой Отечественной, которые прокатились по этой земле. Бои на каховских просторах и над водной гладью Днепра были страшными. Земля до сих пор густо звенит под металлоискателем от вогнанного в нее милитарного металла. Здесь, несмотря на огромные кровавые потери нашего народа, армии, нашли свою смерть отборные подразделения гитлеровского вермахта, а это были молодые тренированные головорезы ростом не ниже 175 сантиметров, с прекрасной физической выучкой, отменным здоровьем. (Достаточно сказать, что подбирали туда парней с зубами, никогда не знавшими стоматолога). Эти самонадеянные германцы нашли свою могилу в каховских степях и в пучине Славутича. Дети смотрели на найденные в земле кованные сапоги, остатки противогазов, портсигары и фляги захватчиков, на каски, изодранные осколками «катюш», как картон, и понимали: как бы не был физически силен враг, его побеждает, прежде всего, сила духа: нашего патриотического, православного русского духа.
Незабываемым был момент, когда в воды Днепра опускали увитый цветами крест в память всех погибших казаков…
А казацкий круг у костра! Песни, бессмертное «Любо, братцы, любо…», шутки, смех, новые знакомства, прекрасные впечатления, отличное настроение! А уже после закрытия лагеря атаман провел еще и экскурсию по Каховке и окрестностям, показал местные памятники, в том числе знаменитую тачанку в степи, профиль которой когда-то был знаком всем ребятишкам Советского Союза. В этих местах проходили съемки популярного фильма «Неуловимые мстители», и нам даже показывали мост, по которому его юные герои проводили поезд сквозь пожар в своей борьбе с бандами, грабившими народ. Да, эти степи имеют какую-то притягательную силу. Наверное, потому, что там столько слоев, «магнитных полей», излучаемых разными этапами нашей непростой, но общей для всех, истории.
«Днепровский рубеж» завершил свою работу. Жизнь в лагере была всесторонне описана в стенной газете, которая, кстати, получила 1 место в конкурсе. Хорошо организовано было и профессиональное информационное обеспечение: деятельность лагеря оперативно осветило телевидение, и, в эти же дни – местная газета «Каховська зоря»(15 августа 2013 года).
И вот — ночной переезд, и казаки-кадеты уже разбивают палатки у самого Азовского моря, под поселком Безымянное. Начинается новый этап поездки. Открываются военно-патриотические сборы «Азовское единство» — уже во второй раз. На открытие собралось множество атаманов, казаков и юношеских команд из разных уголков Украины. Были подняты государственные флаги Украины и России. Из Москвы прибыл высокий гость – глава Союза казаков России и Зарубежья, генерал Виктор Петрович Водолацкий. Звучали теплые приветственные речи, напутствия юным казакам. Атаман Верного Казачества, глава Координационного совета по развитию казачества при Кабинете министров Украины Алексей Селиванов отметил в приветственном выступлении: «Казачество – это детище Святой Руси. А сейчас оно смыкает все плотнее свои ряды для защиты Руси, ее духовности, ее традиций…»Комендантом лагеря был назначен известный в Украине казацкий лидер, отличный военный педагог, атаман Коша имени И.Богуна Борис Беркович.
И началась работа.
Наводим ориентировочный распорядок дня кадетов лагеря:
7.00 – подъем
7.30 – зарядка
8.00-9.00 – завтрак
9.00-10.30 – рукопашный бой
11.00-12.00 – стрелковые упражнения
13.00-14.00 – обед
14.00-15.00 – личное время
15.00-16.00 – военная медицина.
16.00-17.30 – купание
18.00-19.00 – подвижные игры
19.00-20.00 – ужин
22.00 – отбой.
А по вечерам между ужином и отбоем проходили интереснейшие мероприятия. Приезжали воины-афганцы, которые давали концерт, демонстрировались военно-патриотические, учебные (в частности, о системе рукопашного боя А.Кадочникова) фильмы, проводился брейн-ринг, в котором казачата состязались — кто лучше знает казацкие обычаи, традиции, быт…
Тренировали ребят опытные инструкторы-десантники. Это было интересно и увлекательно. Юные казаки в очередной раз отточили, углубили свои знания и навыки – в метании гранаты, стрельбе из лука, метании ножа, верховой езде, фехтовании. И самые маленькие участники «Азовского единства» (как забавная, но серьезная Лиза Воробьева или «маленький рукопашник» Егор Беркович – оба дошкольники), и взрослые кадеты, и седобородые казаки остались с незабываемыми впечатлениями.
Как всегда, не только физические, но и духовные параметры были под пристальным вниманием и опекой. Отслужили молебен преподобному Илии Муромцу, которого считают покровителем казачества (а многие даже называют первым казаком). Верим, что по молитвам преподобного Илии Муромского, Печерского чудотворца, и всех святых воинов, и всех святых во главе с Богородицей — наше казачество будет развиваться, крепнуть, расти количественно и качественно.
При закрытии лагеря были подведены итоги. Киевская команда получила ряд грамот, в частности: призовые места в соревнованиях по метанию гранаты, за пейнтбольное сражение и грамоту «За волю к победе». Личными грамотами были награждены за заслуги кадет Сергей Кузьменко и младший урядник Андрей Магировский.
В этом походе, как и во всяком казацком мероприятии, было то легче, то тяжелее, но всех грела мысль о необходимости проведения подобных мероприятий. Таким бескорыстным энтузиазмом, идеей послужить делу возрождения казачьих традиций были движимы и прибывший из Киева для помощи в проведении мероприятия подъесаул Евгений Карпухин, и православный журналист, обозреватель Дмитрий Жуков (он отснимал и оперативно отправлял в интернет огромное количество интересного и динамичного материла об «Азовском единстве».) Хочется вспомнить добрым словом и войскового старшину Мариупольской станицы Сергея Семенова, ощутимо помогшего в организации отъезда киевской команды в условиях транспортных проблем конца лета.
…Мы ехали через пять или шесть областей казацкой страны – Украины, взирали на ее величие, вспоминали незабываемые дни двух лагерей казацко-кадетского лагеря, и думали как о победах, так и о бедах наших украинских, славянских… Все тонко связано в этом мире – сабля казака и лампада в монашеской келии. Где-то в духовных шеренгах вечности рядом стоят казак, отбивавший нападение ляхов, турок и татар, не жалевший ни самой своей жизни, подобно древним христианским мученикам, и – украинцы, воины царской армии, которые не делили великое православное Отечество на уделы и территории, а считали себя частью великого народа; красноармеец, воевавший за честь и достоинство простых людей; воин Великой Отечественной, своей грудью остановивший самую сильную и безжалостную на то время армаду планетарного зла… И дальше, сколько будет существовать земная история, буде Господь Бог принимать в эти ряды доблестных героев, защитников родной земли, которые никогда не переведутся.
Да, от духовных проблем — и планетарные катаклизмы, и возмущения между народами, и экологические беды… Жалко до боли смотреть, как местами гниет и зеленеет Днепр (так как в свое время отдельные участки зарыбили только на 20%, а с остальным поленились, положились на извечное украинское «та якось воно буде…»); где-то стелятся ядовитые промышленные дымы над городами и поселками; больно было смотреть на разрушенные корпуса процветавшего в СССР пионерского лагеря «Солнечный», когда-то наполненного веселым детским щебетом… А теперь – выщербленные ступени, проваленные окна, заросли бурьяна. Но вот в этом «Солнечном» прошло «Азовское единство». И может, оно станет началом возрождения? Раз опять звучат здесь детский смех, песни, веселые разговоры, «боевой» шум?
Мы проезжали величественный Днепрогэс, который в советские времена писатели называли «гребешком на усы деда Днепра». Проезжали мимо металлургического гиганта – комбината «Азовсталь»… И не могли не осознавать: мы – великий народ, с великой историей и великими свершениями. Нашу землю надо возрождать, а не радоваться лишь тому, что «ще не вмерли». И не ожидая каких-то мифических благ в будущем – защищать Родину, причем уже сейчас. Не нужно верить, что мы вошли в эпоху какого-то утопического братства с Европой, с Западом и т.д. С той стороны добро никогда к нам не приходило. Мы должны крепить русское братство, единство православных народов, идти в одном направлении – ВПЕРЕД.
То есть – вместе, монолитно, уверенно, Богу помолясь — идти в будущее, которое, несомненно, будет лучше, чем настоящее…
Но это зависит от нас.
Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан. Православная вера на донецкой земле
КИЕВ. Журналы заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 25 сентября 2013 года