Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

КИЕВ. 15 февраля православные празднуют Сретение Господне

Слово «сретение» означает встречу. В этот день, как повествует Евангелие, произошла встреча младенца Иисуса Христа со святыми Симеоном и пророчицей Анной.
ИСТОРИЯ И ЗАМЫСЕЛ ПРАЗДНИКА
На сороковой день после Рождества Христова Дева Мария в сопровождении Иосифа принесла Своего Сына в Иерусалимский храм, как того требовал закон Моисея. Кроме того, за первенца полагалось внести символическую жертву-выкуп. Для бедных это была покупка двух голубей. В храм по внушению Святого Духа явился и старец Симеон, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя. Его сопровождала Анна-пророчица — праведная старица, которая давно ждала пришествия Христа. Духовно узрев во Младенце Иисуса ожидаемого им Спасителя, праведный Симеон взял Его на руки и произнес слова: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…» (Лк. 2 29-32). Сретение Богомладенца Христа праведным Симеоном – это и встреча Ветхого и Нового Заветов – Закона Божия, данного еврейскому народу, и нового, высшего закона Божественной любви, принесенного миру Иисусом Христом.
О значении праздника:
По иудейской традиции на сороковой день после рождения, младенца приносили в храм, к Богу, а также в этот день приносили жертву. Для самых бедных была определена жертва – две голубицы. Мария и Иосиф вместе с Младенцем Христом пришли в Иерусалимский Храм, чтобы свершить это законоположение. У крыльца храма их встретил старец Симеон — Богопреимец. Он был один из тех 70 толковников, которым когда-то было поручено царем Птолемеем переводить на греческий язык священные книги Ветхого Завета. И Симеон, когда занимался переводом книги пророка Исайи дошел до места, где было сказано: «Се Дева во чреве примет и родит сына Эммануила, что означает с нами Бог». Он остановился, усомнился и хотел написать вместо Дева – Жена, потому что подумал, что это ошибка. И в этот момент ему явился Ангел, который сказал, что Симеон не отойдет в иной мир, пока не увидит исполнения этого пророчества. Симеон более 300 лет прожил на свете, ожидая это событие. И когда он увидел Марию, он взял у нее из рук Младенца Христа и произнес слова молитвы: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром: ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». По традиции на Сретение совершается освящение свечей. И эти свечи сохраняются в течение всего года. Они зажигаются во время каких-то особенных случаев или во время болезни. Свеча – это символ горения нашей веры.
МОЛИТВА И ТРОПАРЬ НА СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Тропарь, глас 1
Радуйся Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.
Кондак, глас 4
Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, н ныне спасл еси нас, Христе Боже; но умири во бранех жительство, и укрепи православныя христианы, их же возлюбил еси, едине Человеколюбче.
Величание
Величаем Тя, Жизнодавче Христе, и чтем Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень.
Иконография Сретения
Иконография Сретения сложилась на основе повествования св. евангелиста Луки. На иконах, фресках, миниатюрах ключевым действием является передача Богородицей Младенца на руки Симеону, при этом за спиной Богоматери изображается Иосиф Обручник, несущий в руках или в клетке голубей, а за спиной праведного Симеона – пророчица Анна, находившаяся вместе с ним в храме. Праведная Анна изображается со свитком в руке. Младенец же обычно облачен в короткую рубашечку, не закрывающую ножки.
ПОЭЗИЯ
Иосиф Бродский «Сретение»
Когда она в церковь впервые внесла
дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.
И старец воспринял младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.
Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взора небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.
И только на темя случайным лучом
свет падал младенцу; но он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.
А было поведано старцу сему
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,
реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
дитя: Он — Твое продолженье и света
источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем». — Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,
кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.
И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие…»
И старец сказал, повернувшись к Марии:
«В лежащем сейчас на раменах твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым
терзаема плоть Его будет, твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».
Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле
для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шел молча по этому храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.
И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога
пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.
Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.
Март 1972
ПРИРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
В старину 15 февраля называли днем первой встречи весны. Сретенские морозы считались последними, после них крестьяне не решались пускаться в дальний путь на санях. С этим праздником связано множество поговорок:
«Сретенье — зима с летом встретились»;
«У дня больше света, у ночи меньше стужи»;
«Зима весну встречает, заморозить хочет, а сама от своего хотенья только потеет».
Есть приметы – какова погода на Сретенье, такова и весна будет. На Сретенье оттепель — весна будет ранняя и теплая; холод — весна холодная; выпадет снег — к затяжной, дождливой весне. На Сретенье лед начинает таять — «Кафтан с шубой встречается», «Цыган шубу продает». Капель предвещала урожай пшеницы, а ветер – плодородие фруктовых деревьев.
ТАТЬЯНА МЕДВЕДЕВА