Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

ЗАПОРОЖЬЕ. Официальное заявление пресс-службы епархии по поводу якобы имевших место высказываний архиепископа Запорожского и Мелитопольского Луки

Естественная потребность сродников усопших помолиться о своем близком нередко становится средством наживы нечистых на руку дельцов, которые не гнушаются зарабатывать деньги любым возможным для них способом. Выдача свидетельств об отпевании будет констатировать факт легитимности совершенной заупокойной службы и превентивной мерой, направленной против т.н. неканонического духовенства, проще говоря, самозванцев. Свидетельство о крещении и отпевании является церковным аналогом свидетельств о рождении и смерти.
Следуя древней традиции, Православная Церковь делит людей на внешних, то есть, тех, которые не являются ее членами и принадлежат к другим вероисповеданиям или не признают существования Бога вообще, и своих членов, которые являются составной частью Вселенского Церковного Тела Христова.
Первых она всецело отдает на суд Божий.
Что же касается своих, то именно их души являются главным объектом попечения, заботы и духовной опеки. Для того чтобы член общества имел доступ к сугубо церковной благодати, которая преподается в церковных таинствах и молитвенных чинопоследованиях, произносимых всей церковной полнотой, человек должен быть крещен, исповедовать православную веру, соблюдать в своей жизни нормы и правила церковной традиции. Люди, которые не являются членам Церкви, будучи некрещенными, или отпавши от Нее в ересь, безбожную жизнь, или сознательно лишив себя жизни, не могут быть отпеты или помянуты в церковной соборной молитве. Именно в этом контексте архиепископ Лука говорил на пресс-конференции о невозможности молитвы за неотпетых усопших.
Конечно же, это не лишает права и возможности христианам молиться за таких людей келейно. Церковь знает немало примеров сугубого дерзновения своих членов, которая проявлялась в домашней молитве за внешних нецерковных людей. Приветствуя такое дерзновение любви, мы акцентируем внимание на том, что эта практика не является канонически закрепленной нормой.
Чинопоследование православного отпевания и поминовения носит радостно-возвышенный характер, исполнено надежды и светлых пасхальных переживаний, которые, конечно же, не могут быть отнесены к людям, не исповедавшими в жизни Христа своим Спасителем.
Архиепископ Лука также акцентирует внимание на персональной ответственности каждого христианина за свои грехи. Проступки родителей не переходят на детей, по слову пророка Иеремии: «В те дни уже не будут говорить: «Отцы ели виноград, а у детей на зубах оскомина». (Иер.31, 29-34). Но при этом сказал Всевышний, что «…прощает вину и преступление и грех, но не оставляет без наказания, наказывает вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (ср.: Исх. 34, 7). А слова пророка Иеремии звучат грозно и предупреждающе: «Проклят всякий, творящий дело Божие с небрежением» (Иер. 48, 10). История священника Илии (1кн. Царств 1-4) является страшным наглядным примером ответственности священника за судьбы себя и своих сродников. Именно об этих нравственных моментах ответственности священника за свои деяния перед Богом и своей семьей архиепископ Лука говорил во время проведения пресс-конференции.
Нововведения, которые проходят в епархии, имеют своей целью оживить и наполнить сотериологическим (спасительным) смыслом жизнь каждого христианина. Акцентировать внимание христиан на необходимости духовной и молитвенной жизни, а также соблюдения канонических норм церковного права, которые являются необходимыми внешними условиями жизни Православной Церкви.
Мы вынуждены принести извинения за некорректную подачу материала светскими журналистами в средствах массовой информации касательно произнесенных архиепископом Лукой высказываний.
Владыка Лука призывает Благословение Божие на всех, кто имел отношение к этому материалу и молится о том, чтобы Господь не вменил им греха за порочащую честь архиерея информацию, истолкованную по-своему.