ДНЕПРОПЕТРОВСК. Восемь премьер «Международной Киноассамблеи на Днепре-2013»
С 31 января по 3 февраля в Днепропетровске по благословению митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея проходил форум режиссеров-кинодокуметалистов «Международная Киноассамблея на Днепре-2013».
Это уже четвертая встреча днепропетровского зрителя с лучшими и новыми работами в формате документального кино. Свои труды представили 25 режиссеров из России, Украины Беларуси, Польши, Сербии и Азербайджана. Среди них и православные священнослужители, для которых документальное киноискусство является одной из форм миссионерской работы.
Девиз Киноассамблеи неизменный – «Правда о нас в документальном кино». Формат, избранный организаторами, исключает конкурсную составляющую, главное – диалог создателей документальных фильмов со зрителем и обмен опытом друг с другом.
«Цель нашего кинофорума просвещение и популяризация настоящих человеческих ценностей посредством искусства кинематографа. По доброй традиции мы приглашаем режиссеров, а также героев фильмов представить свои картины и встретиться с благодарным зрителем», – отметил режиссер данного форума, заслуженный работник культуры Украины протоиерей Игорь Собко.
Из двадцати картин, показанных на Киноассамблее, восемь стали премьерными для Украины.
«Ночные летописи Геннадия Доброва» московского режиссёра Игоря Калядина, рассказывают о талантливом художнике человеке Г. Доброве. В основу картины вошли воспоминания самого художника, записанные на магнитофон перед смертью, и воспоминания его вдовы Людмилы Добровой. Это пронзительная история о жизни, творчестве и любви…
Петербургский режиссер Александр Киселёв представил свой фильм «Лоцман во времени». Герой картины лоцман Сергей живет по принципу: «Прошлое нужно не только декларировать, а хранить и спасать от забвения». Его фотографические работы пробуждают память, совмещая в одном пространстве разное время.
Еще одной премьерной картиной стал фильм Алексея Малечкина «Мы не голуби». Он рассказывает о потомственных крестьянах, которые живут в селе Большебыково на юге России по сложившимся столетиями правилам и обычаям. Они трудятся почти так же, как сто лет назад, и поют песни своих прабабок. Их круг общения замкнут и уютен: соседи, семья. Их естественная среда обитания – природа. Бесконечный крестьянский труд – содержание жизни. А главная черта – жизнелюбие.
В программу показов также был включен еще один фильм о старце Паисии «Паисий Святогорец», созданный московским творческим коллективом – режиссером Александром Куприным и игуменом Киприаном (Ященко). В двух фильмах собраны воспоминания и свидетельства современников старца Паисия Святогорца – его духовных чад, соотечественников, родных, духовенства и мирян. Фильмы снимались в местах его земной жизни – на Святой Горе Афон, в греческом монастыре Стомион (г. Коница), г.Салоники, северо-восточной, северо-западной частях Греции, в Афинах.
Впечатлил зрителя фильм Сергея Барабанова (Москва) «По ком не звонит колокол», который рассказывает о драматичной судьбе сербского народа и православных монастырей и храмов в Косово и Метохии.
Презентуя фильм, его автор сказал: «Это фильм о том, что веру нельзя убить, и до тех пор, пока на этой земле жив хотя бы один православный, будет живо и само Православие, потому что вера – это мы. А как профессионалы мы делали нашу картину, потому что долг людей нашей профессии, как бы высокопарно это ни звучало, – говорить людям правду. То, что произошло в Косово, – это страшная правда, и мир должен знать ее».
Документальный фильм «Обратная перспектива» московского режиссёра Сергея Головецкого (Москва), рассказал о правнуке великого русского живописца А. К. Саврасова художнике Олеге Борисовиче Павлове.
Еще один режиссер из России Светлана Быченко презентовала свою работу «Кукушкин сад». Автор фильма на протяжении трех лет изучала кукушку, наблюдая за самыми различными периодами в жизни этой птицы и ее потомства. Результатом работы стал фильм «Кукушкин сад», впервые соединивший вместе народные предания о кукушке, знания ученых и наблюдения за ее жизнью. В фильм «Кукушкин сад» вошли редкие кадры – авторы сняли, как вылупляется птенец кукушки, как приемные родители – зырянки принимают его, решая, что им делать со странным птенцом. Помимо жизни птиц, в картине можно услышать уникальное пение, голошение, так называемые «танцы под язык», которым до сих пор владеют на Псковщине.
Полюбившийся уже днепропетровскому зрителю режиссёр из Ярославля Елена Лобачева-Дворецкая на этот раз привезла свой новый фильм «Мы вам нужны».
Что же касается других картин, то подлинным открытием форума оказалась работа азербайджанского режиссера Арзу Уршан «Храм для Онегина». Эта картина посвящена удивительной судьбе популярного поэта-песенника 1960-80-х годов Онегина Гаджикасимова, который на пике славы и благополучия радикально поменял свою привычную жизнь – принял крещение, а позже монашеский постриг, и окончил жизнь схииеромонахом Симеоном.
«Этот человек был 15 лет потерян для общества, поэтому я занималась поисками следа его жизни, – говорит режиссер картины Арзу Ушан. – Это не просто фильм, это духовные поиски себя через стремление познать православие, пустить в себя этот новый мир».
Еще один гость, впервые принявший участие в Киноассамблее – Ежи Калина, режиссер из Польши. Он привез на форум фильм «Архимандрит». Эта лента – об архимандрите Гаврииле, который уже 5 лет сооружает в Польше православный скит, то есть уединенное жилище отшельника. «Это единственный скит в Польше, а то и во всей Западной Европе. Гаврил – человек удивительный, думаю что люди, которые посмотрят этот фильм, тоже будут в восторге», – сказал Ежи Калина, перед показом фильма.
Документальное кино не является сегодня популярным жанром и его практически невозможно увидеть в массовом прокате, интерес зрителей к форуму был очевиден. Рассчитанный на четыреста мест зал киноцентра «Правда-кино» в будние, и в выходные был заполнен.
В воскресенье 3 февраля «Международная Киноассамблея на Днепре-2013» завершила свою работу. Благодарный зритель бурными и продолжительными аплодисментами сказал «до скорой встречи» именитым режиссерам, выразив, таким образом, надежду на встречу с их новыми работами в следующем году.
Напомним, что впервые в истории форума показы и встречи с мастерами документального кино проходили не только на основной площадке – кинотеатре «Правда-кино», но и в вузах Днепропетровска, а также в нескольких городах области, что свидетельствует об увеличении зрительского интереса к этому жанру киноискусства.
Также в рамках Киноассамблеи в зале президиума Днепропетровского областного совета также состоялся симпозиум «Вечные ценности в документальном кино» с участием представителей власти, кинематографистов, священнослужителей, педагогов.
Обсуждая перспективы развития документального кино, как средства православной проповеди, его участники признали необходимым использовать самые современные формы подачи документального материала, способные заинтересовать молодежь, уходить от шаблонных схем и привычного многим обилия церковной атрибутики на экране. Одним из практических итогов обсуждения стало решение о создании методического пособия для проведения факультативных занятий в воскресных школах днепропетровской епархии, общеобразовательных и высших учебных заведениях с видеоприложением коллекции документальных фильмов-участников Киноассамблеи. Организаторы форума надеятся, что этот опыт со временем распространится и в других регионах Украины.
священник Георгий Скубак