СИМФЕРОПОЛЬ. Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь: «Служение в Крыму особое»
Общественность Крыма отметила 20-летие пребывания митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря во главе Крымской епархии. В связи с юбилеем владыка Лазарь дал согласие ответить на вопросы корреспондента ИА «ВЕСТИУА», которые мы предлагаем нашим читателям.
<stКорр.: Прежде всего, разрешите поздравить Вас, уважаемый владыко Лазарь, с 20-летним юбилеем пребывания во главе одной из самых больших в Украинской Православной Церкви епархии. У Вас огромный опыт пасторской деятельности. Вы были епископом Аргентинским и Южноамериканским, Патриаршим экзархом Центральной и Южной Америки, занимали Тернопольскую и Кременецкую, а также Одесскую и Херсонскую кафедры. В чем специфика Вашего служения в Крыму?
Владыка Лазарь: Служение в Крыму особое. И не потому, что здесь большая епархия. Крым, как известно, изначальное место крещения Руси, колыбель духовности русского, украинского, белорусского и других братских народов. По признанию преосвященного Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, служившего здесь в середине позапрошлого века, крымская земля – «древнее и родовое достояние наше. Здесь купель нашего крещения, здесь начало нашей священной истории и народных традиций». Особенностью современного Крыма является и его межнациональное, межконфессиональное разнообразие, где живут люди 133 национальностей. Помимо Православия, здесь представлен Ислам, и многие другие религии. А это требует взвешенной, кропотливой работы по сохранению в регионе мира и стабильности. Крым является и международной здравницей. Здесь миллионы людей ежегодно со всего света пребывают на оздоровление. Однако телесное здоровье невозможно без духовного. Вероятно, именно поэтому на крымской земле воссиял духовный подвиг владыки Луки – архиепископа и одновременно врача, профессора медицины, служившего здесь в самые сложные годы разнузданного атеизма, а сегодня причисленного к лику святых. Можно было бы отметить и много другого, что отличает специфику служения в Крыму, которое многоликое и особо ответственное.
Корр.: Что удалось сделать главного за 20 лет Вашего пасторского служения в Крыму?
Владыка Лазарь: Ответить на этот вопрос очень сложно, поскольку приходилось работать по многим направлениям, которые были важны как каждое само по себе. Однако хочу верить, что за эти годы удалось значительно поднять величие Православной веры в жизни людей, укрепить христианскую мораль, дать людям духовную надежду, которая, по моему глубокому убеждению, может реализоваться только в Православии. Это – главное. Наряду с отмеченным, удалось расширить количество православных приходов. Если на 1992 год здесь было только 50 действующих Православных общин, то через 20 лет их уже стало 564 (130 из них в 2009 году вошли в состав Джанкойской и Раздольненской епархии). Возрождены 9 крымских монастырей, идет процесс восстановления нескольких пещерных обителей, прекративших свое существование еще в XV веке, после турецкого завоевания Крыма. Нам также удалось добиться возвращения верующим более чем 90% бывших церковных зданий и сооружений. Широко развернута работа с молодежью. В большинстве общеобразовательных школ полуострова при непосредственной нашей поддержке преподается предмет «Основы православной культуры Крыма». В городах региона действует 16 православных молодежных центров, духовно окормляемых епархией. Велась и ведется многочисленная другая работа.
Корр.: Ваше служение совпало с жесткими метаморфозами в жизни современного общества – социальными, политическими, межнациональными противостояниями, экономическим кризисом и т.п. В чем проявлялась особенность Вашего пасторского служения в таких условиях?
Владыка Лазарь: Действительно, последние 20 лет являлись необычайно сложными в общественной жизни не только Крыма, но и всего постсоветского пространства. Однако, в таких условиях, как и любых других, церковь выполняла и выполняет свою главную миссию – спасение души человеческой, важнейшего нравственного регулятора в жизнедеятельности людей. В связи с этим, следует специально отметить, что в 2000 году состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, который принял важнейший документ: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Его уникальность обусловлена тем, что это – первый документ в Православии, регулирующий взаимоотношения церкви и современного общества. В нем говорится, что «Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии». Следуя «Основам концепции» и принципам Православной веры, мы призывали и содействовали властям использовать силу государства для ограничения зла и поддержки добра. Форм и методов таких взаимоотношений было много, но цель являлась одной – духовное Возрождение. Как указывает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Самое главное, Церковь, которая является душой и совестью своего народа, должна всегда такой оставаться, должна иметь реальный духовный авторитет, быть опорой своего народа и в радостях и в скорбях». Именно на таких принципах мы и строим свои взаимоотношения с властью и обществом. И существенных противоречий в этой сфере у нас за последнее 20-летие не было.
Корр.: Владыко! Фактом является церковный раскол в Украине, где существует несколько православных конфессий. Ваша точка зрения на перспективу преодоления такого раскола.
Владыка Лазарь: В Украине существует одна единая каноническая Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Другие раскольнические организации, вероятно, следует рассматривать как общественные организации. И не более того. Они не признаны и не могут быть признанными, в принципе, ни одной из православных церквей. А преодоление раскола может идти только путем покаяния раскольников, и возвращения их в лоно матери-церкви. Другого пути здесь не наблюдается. Попытки придать Православию не поместный, а национальный характер в угоду чьих-то интересов – это путь, противоречащий основным канонам Православия и христианства в целом. Православие в нашем крае – это вера многих народов, многих национальностей. И если политики эти народы могут делить по государствам, создавая границы, то границ между душами людей установить невозможно. Особенно среди братских народов Восточной Европы. В свое время преподобный Лаврентий Черниговский говорил, что: «Россия, Украина, Беларусь – это есть святая Русь! А святая Русь – это не империя, это не союз бывший или какой-то будущий. Святая Русь – это идеал любви, добра и правды. Святая Русь – это непобедимость. Святая Русь – это красота. Святая Русь – это сила. И мы все с вами – единая святая Русь!». Поэтому, повторюсь, следуя именно в фарватере духовного возрождения, следуя канонам матери-церкви и совести каждого, можно преодолеть религиозный раскол в Украине. Другого пути здесь нет.
Корр.: Владыко! Что бы Вам хотелось еще сделать прежде всего в Крыму как правящему Архиерею?
Владыка Лазарь: Прежде всего, довести до завершения все то, что было начато ранее. Убежден, что Крым должен стать одним из важнейших духовных центров. Еще моей сокровенной мечтой является завершение восстановления кафедрального собора Александра Невского в г. Симферополе. Это будет один из величественных православных храмов. Ведется работа и по другим направлениям, которых очень много, и которые требуют своего завершения вовремя и в срок. А еще я хотел бы добиться того, чтобы Крым стал образцом мира, дружбы, духовного процветания живущих здесь людей, а также миллионов тех, кто ежегодно посещает этот богоугодный край. Над этим мы и работаем.
Корр.: Спасибо.
ВЕСТИУА
ХАРЬКОВ. Архиепископ Онуфрий принял участие в торжествах по случаю Дня города