КИЕВ. Святейший Патриарх Кирилл. Спасение там, где полнота Православия
Празднуя память святого равноапостольного князя Владимира, мы одновременно благодарим Бога за тот более чем тысячелетний путь, которым прошел Его народ — народ Святой Руси, хранящий непоколебимо святыню веры православной. Только она одна и помогла народу сему не сбиться с исторического пути, не потерять ориентиров и сохранить способность отличать добро от зла и Божию правду от лжи.
(Слово на Соборной площади Киево-Печерской Лавры)
Ваше Блаженство, дорогой владыка митрополит Владимир! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!
Я всех вас хочу сердечно поздравить с праздником святого равноапостольного великого князя Владимира, но сугубо хочу поздравить Вас, Ваше Блаженство, с Вашим днем Ангела и с 20-летием Вашего пребывания на Киевской кафедре.
Празднуя память святого равноапостольного князя Владимира, мы мысленным взором простираемся в то время, когда он совершил нечто радикально изменившее его жизнь и жизнь всего народа нашего. Он принял Крещение, из язычника стал христианином, узрел Бога, услышал Его голос и повел за собой народ. Он не был архиереем, но был равноапостольным князем, так послужившим Господу, как мало кто мог послужить в его время. Не случайно мы сегодня читали то же Евангелие, которое полагается на дни памяти святителей (Ин. 10:1-9). Не будучи святителем по сану, он был светильником для всего народа, являя пример христианской жизни.
Но есть еще что-то, о чем сегодня нужно непременно сказать и что было связано с Крещением Руси. Хотел бы напомнить вам слова сегодняшнего чтения из Евангелия от Иоанна, где Господь называет Себя пастырем добрым, а паству Свою, то есть всех нас, называет овцами. И вот какие замечательные слова мы находим в этом отрывке из Евангелия: «А овцы идут за ним, потому что знают его голос» (Ин. 10:4). Те, кто жил в деревне, в селе, кому приходилось пасти овец, знают, что это не очень умные животные, ими трудно управлять, трудно быть пастырем для овец. Почему же Господь Свою паству назвал овцами? Конечно, не потому, что Его паства глупее других, не потому, что Его паства имеет меньше знаний, но потому что любой человек несоизмерим силой ума своего с величием и могуществом Божиим и мы, все люди земли, — овцы пред Богом.
Мы знаем, что существует иной взгляд на мир и на Бога. Некоторые Бога отвергают, а некоторые горделиво противопоставляют себя всему тому, что известно о Боге из Его слова. Некоторые бросают Богу вызов, некоторые возносят хулу на имя Божие, но все они овцы, только не слышат голоса своего Пастуха, своего Пастыря. Какие же голоса слышат люди сегодня? А те голоса, которые громко звучат, которые привлекают своей силой — либо той, что опирается на человеческое знание и логику, либо той, что посредством денег трансформируется в огромную мощь средств массовой информации. Но есть еще некий голос, который мы все иногда слышим отчетливее, чем голос Божий. Это голос нашей плоти, голос греха, и мы отзываемся на этот голос и идем за ним, не ведая, что творим, ибо это — не голос нашего пастыря.
Есть и еще нечто важное в сравнении людей с отарой овец. Опять-таки, тот, кто пас овец, знает, как они устремляются туда, куда устремляется одна из них, как они, не задумываясь, идут по пути, который может привести к гибели. Это психология стада: делай так, как делают другие, ни о чем не размышляй, никого не слушай. Кто-то услышал некий голос, позвал — иди за ним. А уж если этот голос многократно усиливается средствами массовой информации, если он многократно повторяется на страницах журналов, газет и в Интернете, то уж как его не услышать?
Как же разобрать — это голос Божий или это голос врага рода человеческого? Есть ли у нас хоть какой-то внутренний инструмент, есть ли у нас хоть какая-то возможность различать голоса, различать духов? И мы знаем, что есть. Бог сотворил человека по образу Своему и в нас вложил этот инструмент распознания добра и зла. Это голос нашей совести, это состояние нашей души, когда мы чувствуем внутренний мир, покой, радость — не веселье временное или пьяное, не буйство человеческой страсти, а тихую радость в сердце, либо созерцая любовь к нам, людям, и радуясь этой любви, либо созерцая красоту Божиего мира, либо созерцая гармонию, творимую человеком. Если все это прекрасное, входя в нас, в нашу душу, привносит мир и покой и отображается нашей добротой к окружающему миру, то это и означает, что мы слышим голос Божий.
Но удивительные слова находим мы в Священном Писании. Не каждый человек, имея этот инструмент опознания Божественной истины, способен его безошибочно употребить, потому что, будучи свободным, каждый из нас может этот внутренний камертон разрушить или настроить на неправильную волну. Тогда все погибло, тогда злое мы будем воспринимать как доброе, греховное — как святое, ложь — как правду. Именно поэтому говорит Господь: «Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога» (см. Мф. 5:8). Чистота сердечная, сохранение святости и внутреннего мира — это и есть критерий истины, это и есть инструмент, безошибочно определяющий, что от Бога, а что от иной, темной и страшной силы.
Святой равноапостольный великий князь Владимир не только свою жизнь изменил и отряс в купели слепоту душевную, вкупе же и телесную, — он изменил жизнь всего народа своего. Именно через него вошла в это языческое племя Божия истина, именно через его подвиг вооружились мы критерием истины, мерилом правды. И хранит Русь Святая это мерило, несмотря на самые страшные жизненные потрясения, исторические трагедии, соблазны и заблуждения. Знаем, что и сегодня входят в мир различные соблазны. Нам говорят, что Евангелие ложно, что существуют какие-то иные повествования о Христе; нам говорят, что есть какие-то другие истинные «церкви», а не Церковь, идущая от святых апостолов; нам предлагают идти по одному пути, и другому, и третьему… Но народ наш, просвещенный святым равноапостольным князем Владимиром, храня веру православную, хранит это мерило истины и прилагает его ко всем обстоятельствам жизни. Мы должны научиться делать это применительно не только к своей личной жизни, но и к жизни общественной, народной. Мы должны, вооружась этой великой Божественной силой, работать таким образом, чтобы в нас отображался голос Божий — в наших мыслях, в наших делах, в нашей воле. Празднуя память святого равноапостольного князя Владимира, мы одновременно благодарим Бога за тот более чем тысячелетний путь, которым прошел Его народ — народ Святой Руси, хранящий непоколебимо святыню веры православной. Только она одна и помогла народу сему не сбиться с исторического пути, не потерять ориентиров и сохранить способность отличать добро от зла и Божию правду от лжи.
Мы празднуем сегодня 20-летие Харьковского Собора, который, преодолев великое искушение и соблазн, порожденный человеческой греховностью, сохранил Украинскую Православную Церковь в общении со Вселенским Православием. И не случайно, что сегодня здесь, на этой площади, мы молились и совершали Божественную литургию с представителями всех Поместных Православных Церквей. Это свидетельство правильности того выбора, который был сделан 20 лет тому назад в Харькове. Это выражение уважения и признательности Церкви-исповеднице, Украинской Православной Церкви, за ее жертвенное стояние в истине. И дай Бог, чтобы сегодняшний день отобразился в сознании, в совести, в душе каждого жителя Украины, каждого православного человека. Спасение там, где полнота Православия, спасение там, где вокруг одного престола собраны все и на разных языках возносят хвалу Господу, в том числе памятуя события 20-летней давности.
Я хотел бы особенно отметить служение Блаженнейшего митрополита Владимира. Вспоминаю свое собственное состояние души, хотя я не был тогда в Киеве. Зная, что будущий Блаженнейший подъезжает к граду Киеву, возрадовалось мое сердце, как и сердца миллионов людей, за ту торжественную встречу, за то проявление любви, которым вы окружили своего Предстоятеля, вставшего на трудный путь исповеднического служения во имя сохранения правды Божией, дабы овцы слышали голос Христа Спасителя. И сегодня, видя Блаженнейшего, восставшего от одра тяжелейшей болезни, произносящего мудрые, правильные и красивые слова, снова приступившего в полной мере осуществлять свое служение Предстоятеля, мы воздаем хвалу Господу, явившему нам всем такую милость.
Вам же, дорогой Блаженнейший владыка, я хотел бы вручить сегодня знак моей Патриаршей любви и братского к Вам уважения и признательности за те труды, которые Вы понесли. «Во внимание к усердным миссионерским трудам и в связи с 50-летием служения в священном сане, а также 20-летием пребывания на Киевской кафедре митрополит Киевский и всея Украины Владимир награждается орденом Русской Православной Церкви святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, I степени». Аксиос!
Я также хотел бы вручить Вам, Ваше Блаженство, этот старинный образ Спасителя, голос Которого овцы слышат и принимают тогда, когда имеют возможность знать, что это голос Божий. И дай Бог, чтобы Ваш голос Первосвятителя Украинской Церкви призывал людей всегда слышать и понимать голос Христа Спасителя. Примите это в знак моей личной любви, уважения и признательности к Вашим трудам.
Я хотел бы также почтить ряд иерархов Украинской Православной Церкви за их труды и в связи с празднованием ими важных дат в их жизни.
А всем вам, мои дорогие, я хотел бы передать свое Патриаршее благословение в виде этой небольшой иконочки с изображением святого равноапостольного князя Владимира. Его молитвами да хранит Господь Русь Православную! Аминь.
КИЕВ. Святейший Патриарх Кирилл. Символ мужества и стойкости
Святитель Николай (Велимирович). Святой князь Владимир – Креститель русских