Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Епископ Стобийский Наум.Раскол в Болгарской Православной Церкви и его преодоление

И в наши дни — через два десятилетия после начала раскола — незначительная группа клириков и мирян продолжают отказываться от присоединения к столь трудно восстановленному в нашей стране единству Церкви.


Болгарская Православная Церковь (БПЦ), учрежденная в 870 году как Архиепископия Константинопольского Патриархата, в своей более чем тысячелетней истории претерпела множество испытаний. Отрицаемая, объявляемая схизматической и открыто преследуемая, БПЦ вступила в новейший период своей истории (после 1989 года) внутренне разделенной. Группа духовенства и мирян, активно поддержанная представителями государственной власти, провозгласила себя «альтернативной и демократической» Болгарской Церковью, объявив недействительными выборы Болгарского Патриарха Максима, состоявшиеся еще в 1971 году.
Формально этот раскол начался 18 мая 1992 года, когда несколько болгарских архиереев во главе с Неврокопским митрополитом Пименом выступили со следующим заявлением: «По причине порочности и ничтожности выборов Патриарха Максима в 1971 году необходимо провести новые выборы патриарха. Ввиду этого и на основании ст. 17 Устава БПЦ следует избрать Наместника-Председателя Св. Синода, который принимает председательство в Св. Синоде до избрания Патриарха».
На этом основании 25 мая того же года Дирекция вероисповеданий при Совете министров Республики Болгария[1] издала Акт № 92, в котором неправомерно провозгласила нелегитимным действовавший на тот момент состав Св. Синода БПЦ, а Наместником-Председателем нового, «альтернативного синода» признала митрополита Пимена.
Главным действующим лицом, стоявшим в основе идеи разделения Болгарской Церкви, был иеромонах Христофор (Сыбев) — депутат Национального собрания (парламента) Болгарии от Союза демократических сил (СДС)[2]. В мае 1992 года Христофор добился от отделившихся от общения с патриархом Максимом архиереев своего противоканоничного рукоположения в сан епископа.
Опираясь на открыто заявленную поддержку тогдашнего правительства Союза демократичеких сил, отделившиеся от единства предпринимают ряд действий, направленных на то, чтобы взять под свой полный контроль высшее управление Болгарской Православной Церковью. Им удалось подчинить себе Софийскую духовную семинарию. Противники Патриарха Максима оказали давление на преподавательский состав бывшей Духовной академии, ставшей тогда уже Богословским факультетом при Софийском университете Св. Климента Охридского. В результате 90 % преподавателей факультета подписали требование об отставке Патриарха Максима. За короткое время были рукоположены «альтернативные архиереи» для того, чтобы заменить каноничную иерархию, сохранившую верность Патриарху Максиму. Таким образом, за короткий срок отделившиеся от единства с Болгарской Православной Церковью священники и миряне получили значительный перевес по всей стране. Сторонники Христофора Сыбева также захватили Синодальную палату в Софии, место верховного управления БПЦ.
Объявляя Патриарха Максима ставленником власти, раскольники сами демонстративно нарушили Правило 30-е Святых Апостолов: «Аще который Епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в Церкви власть — да извержен будет и отлучен, и все сообщающиеся с ним».
После неоднократных призывов к отколовшимся епископам с увещанием восстановить церковное единство 22 июля 1992 года был созван Первый Архиерейский Собор БПЦ (в его работе приняли участие как епархиальные, так и викарные архиереи) под председательством Патриарха Максима. Собор лишил священного сана всех иерархов, ушедших в раскол, а иеромонаха Христофора (Сыбева) отлучил от Церкви. В последующие годы Св. Синод БПЦ под председательством Патриарха Максима еще несколько раз созывал Архиерейские Соборы, которые не только налагали канонические наказания, но и принимали в церковное общение раскаявшихся архиереев и священников.
Кульминация противоуставных действий впавших в раскол лиц наступила в июле 1996 года, когда на их так называемом «соборе» Неврокопский митрополит Пимен был объявлен «патриархом», а рукоположенный им в епископский сан архимандрит Иннокентий (Петров) был провозглашен «Софийским митрополитом». Единственными иностранцами, прибывшими в Болгарию чтобы присутствовать при этих антиканонических деяниях, были так называемый «киевский патриарх» Филарет (Денисенко), а также несколько раскольнических священников из Черногории.
В то время печально известный Христофор Сыбев уже отделился от сторонников митрополита Пимена и сбежал в США с оправданием, что «у него отняли храмы и ему негде служить».
Чтобы продемонстрировать свою поддержку впавшим в раскол клирикам, 19 января 1997 года новоизбранный болгарский президент Петр Стоянов принес президентскую присягу перед самозванным «патриархом» Пименом вопреки тому, что и каноничного Болгарского Патриарха Максима также пригласили присутствовать на церемонии инаугурации, причем это было представлено как знак демократического плюрализма в государстве.
В период разделения Патриарх и члены Св. Синода вынуждены были терпеть множество унижений и обид. Было разграблено церковное имущество, уничтожены важные документы архива БПЦ. На эти вызовы каноничное руководство БПЦ отвечало неизменным призывом к отделившимся вернуться в лоно Церкви, при этом твердо отстаивая свою каноничность и законность и противодействуя любой попытке давления со стороны как впавших в раскол, так и государственной власти.
Особенно важную поддержку каноничной иерархии в течение всего периода с 1992 года до наших дней засвидетельствовали Православные Поместные Церкви-Сестры, которые твердо встали на защиту законно установленной церковной власти, отказывая так называемому «альтернативному синоду» в каком-либо межцерковном признании. Так, например, уже в самом начале раскола Вселенский Патриарх Варфоломей категорически отказался от приглашения тогдашнего болгарского президента Желю Желева посетить Болгарию и содействовать урегулированию церковного спора, заявляя, что митрополит Пимен и поддерживающее его духовенство должны вернуться в единство с БПЦ под руководством Патриарха Максима. Аналогичную позицию заявили Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (в ходе своего визита в Болгарию в мае 1994 года) и Патриарх Александрийский Петр VII (летом 1998 года). Оба Патриарха призвали раскольников покаяться и вернуться в лоно канонической БПЦ и отказались от какого-либо общения с ними во время своих визитов в Болгарию.
Плодом бесценной всеправославной поддержки БПЦ явился созванный в 1998 году в Софии расширенный и надюрисдикционный Собор, который, как известно, проходил в Патриаршем соборе Св. Александра Невского с 30 сентября по 1 октября. В нем участвовали Предстоятели всех Поместных Православных Церквей. Лишь Патриарх Иерусалимский Диодор и Митрополит Чешских земель и Словакии Дорофей не смогли прибыть в Софию по состоянию здоровья, направив на Собор своих официальных представителей.
Патриарх Вселенский Варфоломей в своем слове на открытии этого Всеправославного Собора призвал своих собратьев при обсуждении темы принимать во внимание следующие основные положения: 1) выбор Патриарха Максима в 1971 году проводился в условиях, не позволявших Церкви нормально функционировать и полностью соблюдать положения своего Устава; 2) вопрос о законности или незаконности выбора Святейшего Патриарха Максима был поднят через 21 год после самих выборов, а ведь хорошо известно, что «процедурные нарушения … покрываются по прошествии долгого времени»; 3) решение Дирекции вероисповеданий от 1992 года вступает в противоречие с принципом Конституции Республики Болгария об отделении Церкви от государства; 4) формально ссылаясь на нормы Устава Болгарской Православной Церкви, болгарская государственная власть в то же время пренебрегает и попирает каноны Восточной Православной Церкви, которые ясно и категорично «придают авторитет выборам, независимо от возможных различий в отношении государственного регулирования». В заключение Патриарх Варфоломей подчеркнул, что решения Всеправославного Собора должны будут принять все болгарские архиереи: как сохранившие верность каноническому священоначалию, так и пребывающие в расколе.
Со своей стороны, Болгарский Патриарх Максим представил обзор возникновения и развития раскола в БПЦ, подчеркивая при этом, что основным фактором, поддерживающим раскол, является государственная власть, которая открыто вмешалась в дела Церкви и оказала прямую поддержку отколовшимся от церковного единства.
Уже в первый день заседаний Собора значительная часть епископов, отделившихся от канонической Церкви, явилась в Храм Св. Александра Невского, заявляя готовность к раскаянию как от своего имени, так и от имени всех других клириков, пребывавших на тот момент в расколе. Они, однако, одновременно объявили условие для своего возвращения, а именно: устранение Патриарха Максима и проведение выборов нового Болгарского Патриарха. Собор не согласился с таким требованием.
Одним из главных вопросов, обсуждавшихся на заседаниях Собора, был способ приема в церковное единство епископов, священников и мирян, оказавшихся в расколе. Оформились две позиции. Вселенский Патриарх Варфоломей выступил за максимальное снисхождение к раскольникам. Он предлагал принять в церковное общение в сущем сане всех клириков, рукоположенных как до ухода в раскол, так и во время пребывания в расколе. Однако Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Патриарх Сербский Павел придерживались другой, более твердой позиции. Они полагали, что оказавшихся в расколе архиереев, а также рукоположенных ими в период раскола епископов, следует принять в единство Церкви только как обыкновенных монахов.
Среди участников собора победила позиция Патриарха Вселенского Варфоломея. Все клирики, оказавшиеся в расколе, по крайнему снисхождению были приняты в единство Болгарской Православной Церкви. Престарелому Неврокопскому митрополиту Пимену собор определил титул «бывший Неврокопский митрополит», а рукоположенным в период раскола епископам определили новые титулования. Принятыми в единство БПЦ были также все другие клирики, а совершенные ими в период раскола священнодействия объявлены действительными. Пребывавшие в расколе и содействовавшие его углублению монахи и миряне также получили прощение и приглашение присоединиться к церковному единству. Вопрос об отлучении Христофора Сыбева Собор не рассматривал, и его наказание осталось в силе. В заключение участники Собора торжественно объявили, что начавшийся в 1992 году раскол впредь следует рассматривать как стертый из жизни и памяти Болгарской Православной Церкви[3].
Однако на деле окончательное преодоление раскола оказалось далеко не простой задачей. Вскоре после окончания Собора выяснилось, что некоторые из оказавшихся в расколе не только не имеют намерения отказаться от своего требования о смещении Патриарха Максима, но и после всех упомянутых событий, уже с надеждой на их признание как каноничных клириков, продолжают настаивать на созыве внеочередного Церковно-Народного Собора, на котором такое их требование будет удовлетворено. В очередной раз они получили поддержку государственной власти в лице Дирекции вероисповеданий при Совете Министров, которая полностью одобрила их требование.
9 ноября 1998 года в Софии был созван так называемый «Внеочередной церковно-народный собор», на котором продолжающие пребывать в расколе клирики и миряне проголосовали за отставку Патриарха Максима и приняли новый Устав об устройстве и управлении БПЦ. Эти инициативы ясно показали, что вопреки решениям Всеправославного Собора раскол в Болгарской Православной Церкви продолжается и даже принимает еще более угрожающие размеры.
Продолжающие пребывать в расколе клирики не только не стремились вернуться в каноническую Церковь, исполняя послушания, возложенные на них Патриархом Максимом и Св. Синодом, но и продолжают рукоположения своих епископов, не отдавая себе отчета в том, что Всеправославный Собор принял в каноническое общение только тех, над кем были совершены незаконные хиротонии в период до проведения Собора, а не тех, кто будет противоканонично рукоположен в последующий период.
Проблема еще более обострилась через два года. 18 октября 2000 года Верховный административный суд Республики Болгария выступил с решением, узаконившим возможность существования двух «Болгарских Православных Церквей»: одной под руководством Патриарха Болгарского и Митрополита Софийского Максима, и другой — во главе с так называемым «Софийским митрополитом» Иннокентием, предводителем раскола, который занял место почившего 10 апреля 1999 года бывшего Неврокопского митрополита Пимена. Таким образом, государство предложило православным христианам самим определить свою принадлежность к одной из двух БПЦ. Все попытки законной церковной иерархии противодействовать этому каноническому абсурду были напрасными. Такое положение дел сохранялось до конца 2002 года.
Пришедшее к власти в Болгарии летом 2001 года правительство бывшего болгарского монарха Симеона Сакскобургготского заявило свое категорическое намерение решить церковный спор в стране законным путем. Такое свое намерение Симеон Второй показал уже на церемонии своего вступления в должность премьер-министра, проходившей в присутствии Патриарха Максима.
После периода консультаций с новоназначенным (15 апреля 2002 года) директором Дирекции вероисповеданий професором Иваном Димитровым и парламентариями, 29 декабря 2002 года в Болгарии был принят новый Закон о вероисповеданиях, вступивший в силу 2 января 2003 года, в котором определяется недопустимым существование более одного юридического лица (в стране) в качестве представителя данного вероисповедования с одним и тем же наименованием и одинаковым официальным адресом.
В соответствии с новым законом Прокуратура Республики Болгария объявила действия раскольников противозаконными, а «митрополиту» Иннокентию было предложено зарегистрировать руководимую им религиозную организацию с наименованием, отличающемся от «Болгарская Православная Церковь». Категорический отказ лидеров раскола исполнять новый закон, а также их попытки его оспорить, обусловили события июля 2004 года, когда при содействии государственной власти раскольнические клирики были принудительно лишены права пользования незаконно занятыми ими еще с 1992 года храмами. Всего у них было отнято около 250 храмов по всей стране. При таком развитии событий значительная часть пребывавших в расколе клириков добровольно вернулась в лоно канонической Церкви, что позволило свести разделение к минимуму. Однако их предводители возбудили дело против болгарского государства в Европейском суде по правам человека, выдвинув финансовый иск на невероятную сумму в 678 миллионов евро. В результате этого их поступка болгарскому обществу стало совершенно ясно, что действия клириков и мирян, продолжающих пребывать в расколе, мотивированы, прежде всего, финансовыми интересами, а не верой в Бога и стремлением к церковному благу.

И в наши дни — через два десятилетия после начала раскола — незначительная группа клириков и мирян продолжают отказываться от присоединения к столь трудно восстановленному в нашей стране единству Церкви.

В заключение можно обобщить, что история раскола в БПЦ повторяет возникновение любого другого раскола в Церкви Христовой на ее долгом земном пути. Начавшийся с корыстолюбивых намерений раскол прошел через гордость непослушания, лживого покаяния и ожесточения, дабы раскрыть в конечном счете свою суть, а именно стремление к удовлетворению болезненных амбиций, материальных интересов и личной выгоды. Преодоление раскола потребовало не только твердости, но и еще много любви и терпения с тем, чтобы как можно больше заблудших овец услышали глас Отеческий и вернулись в едино стадо под началом Единого Пастыря.
[1] Дирекция вероисповеданий при Совете Министров была создана в декабре 1990 года. Она заменила существовавший прежде при Министерстве иностранных дел Комитет по вопросам Болгарской Православной Церкви и религиозных культов. Дирекции поручалось оказание содействия религиозным организациям в их взаимоотношениях с центральными и местными органами власти, а также проводение регистрации конфессий и их центральных руководящих органов. Первым главой Дирекции стал юрист Мефодий Спасов. — Прим. ред.
[2] Коалиционный Союз демократических сил (СДС) был создан в декабре 1989 г. В октября 1991 г. СДС одержал победу на парламентских выборах и сформировал правительство. — Прим. ред.
[3] По возвращении из Софии в Москву, Патриарх Алексий II сообщил Священному Синоду Русской Православной Церкви о работе Всеправославного Собора и о принятых там решениях. Синод высказал особое мнение относительно этих решений. Члены Синода полагали, что «иерархи и клирики, состоявшие в расколе с канонической Церковью, которые были извержены из церковного клира Архиерейским Собором Болгарской Православной Церкви от 22 июля 1992 г. и были отлучены от Церкви через анафематствование Архиерейским Собором Болгарской Православной Церкви от 23-26 июля 1996 г., — должны были бы войти в клир Церкви через совершение канонических рукоположений». Однако особое мнение Русской Православной Церкви не было поддержано Константинопольским Патриархатом. — Прим. ред.