Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

СИМФЕРОПОЛЬ. К 200-летию Отечественной войны 1812 г.

24 июня 1812 года началась Отечественная война
Отечественная война 1812 года. Начало войны
2012 год полон исторических воспоминаний: здесь и 1150-летие российской государственности (862 год — летописное «призвание варягов»), и 400-летие освобождения Москвы от польско-литовских интервентов, и первые упоминания в русских летописях ряда древнейших городов Руси — Ростова, Белоозера, Изборска, Мурома, Полоцка. Но одна дата стоит в списке «наиболее празднуемых» юбилеев особо — это 200-летие Отечественной войны 1812 года, странной войны России с Наполеоном, в которой непобедимый полководец в сопровождении 200 тысяч человек впустую проехал от берегов Немана до Москвы-реки, так и не сумев по-настоящему реализовать свои полководческие дарования.

На начинающего Бог
Не нужно обманывать себя известными стереотипами, будто российский император Александр не планировал первым начинать войну. Если бы у русских военачальников не было сомнений в собственных возможностях и, главное, отпустило бы им провидение побольше времени на подготовку, российские войска в такой ситуации не замедлили бы перейти русско-польскую границу раньше Наполеона. Однако обстоятельства складывались иначе: Наполеон начал первым. Известие о том, что великая армия переправляется через Неман в районе приграничного городка Ковно (ныне город Советск Калининградской области), настигло российского монарха вечером 24 июня в самый подходящий для этого момент — во время бала в гостях у генерала Л. Л. Бенингсена в его имении Закрет под Вильно. Император Александр отлично сыграл (а он был мастер на подобные импровизации) роль изумлённого и даже обманутого в лучших чувствах человека и, как отмечали многие современники, держался достойно, не показывая окружающим своих истинных чувств. Публика восхитилась самообладанием самодержца российского: он не только спокойно выслушал печальное донесение, но, не прекратив бала, продолжал вести светскую беседу! Уже на следующий день из-под руки адмирала Шишкова вышел известный приказ русского царя, который более походил на воодушевляющий памфлет: «…Воины! Вы защищаете Веру, Отечество, Свободу. Я с вами. На начинающего Бог».
Историки начинают отсчёт военных действий кампании 1812 года с 10 (22-го по новому стилю) июня, когда французский император прибыл в армию под Ковно и обратился к своим воинам с воззванием: «Солдаты! Вторая Польская война началась!.. Но мир, который мы заключим, будет прочным. Он положит конец тому гибельному влиянию, которое Россия вот уже 50 лет оказывает на дела Европы». В этот же день посол Франции в Российской империи вручил надлежащую ноту управляющему Министерством иностранных дел России. Война объявлена, теперь нужно было набраться терпения и ждать; место переправы основной массы великой армии (а оно соответствовало месту нахождения Наполеона) русская разведка уже вычислила и донесла своим начальникам. Наполеон, конечно, и не подозревал, что за день он выбрал для нападения: 10 (22) июня Православная Церковь праздновала Троицу, иконы в храмах и домах украшались берёзовыми веточками, а полы устилались свежескошенной травой и оттого пахло сеном, восточные христиане вспоминали день рождения Церкви Христовой. Спрашивается после этого: «И что за дурной тон начинать военную кампанию в двунадесятый праздник?» На 22 июня (по новому стилю) падает ещё одно трагическое для нашего Отечества событие — начало Великой Отечественной войны в 1941 году. Но совпадения на этом не заканчиваются: Гитлер, так же как и Наполеон, начал войну в праздничный день — Собор всех святых, в земле Российской просиявших. Этот церковный праздник был введён Московской митрополией в середине XVI века при святителе Макарии, через 100 лет благополучно «оставлен» патриархом Никоном и только в 1918 году возвращён в церковный календарь на Поместном соборе. Популярная в церковной среде пословица «Строить планы — смешить Бога» здесь подходит как нельзя кстати. Гитлер строил поистине наполеоновские планы, а в результате наступил на наполеоновские грабли, на которые французский император наткнулся за 130 лет до фюрера.

Роль зайца в русской истории
Однако сакральная составляющая начала Отечественной войны на этом не заканчивается. По преданию, когда Наполеон сам переправлялся через Неман, дорогу ему перебежал заяц, который испугал лошадь, и вождь великой армии пал. Многие из окружения французского полководца посчитали сей факт за плохое предзнаменование (если, конечно, вся эта история не появилась позже, в период активной мифологизации наполеоновских войн), ведь перебегающий дорогу заяц в представлении тогдашних европейцев означает то же, что и чёрная кошка в наше время. Нужно отметить, что эти зайцы не один раз пробегали по дорогам русской истории. Заячий след возникает и в связи с декабристским выездом Пушкина. Александр Сергеевич был предупрежден о восстании и вроде бы уже отправился из Михайловского прямиком в Петербург, как вдруг дорогу (недалеко от усадьбы) перебежал уже нам знакомый заяц-русак. Великий поэт Пушкин, в отличие от великого полководца Наполеона, не пренебрёг заячьим предостережением, повернул коней вспять и остался в «михайловской ссылке», чем сохранил себя для молодой русской литературы ещё на 12 лет. Биографы поэта предполагают, что Пушкин сам придумал эту историю в оправдание собственного неучастия в восстании декабристов, это похоже на правду, однако памятник зайцу в парке Михайловского (по инициативе Пушкинского музея-заповедника) всё-таки поставили. На всякий случай…
Александр РАКИТИН
(в сокращении)
«Нескучный сад», №3 (74) 2012