Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

ДНЕПРОПЕТРОВСК. «Вера в Бога помогла пережить войну и безбожные годы»

Лидия Игнатьевна Бутенко уже 20 лет трудится поваром при Спасо-Нерукотворного Образа Кафедральном соборе. 28 мая она отметила свое 72-летие. Умудренная годами труженица пережила большевистские гонения, Великую Отечественную войну и долгие годы правления безбожной советской власти. Она всегда уповала на помощь Божью, и потому достойно пережила все испытания.
Беременную мать упекли в тюрьму
Родилась Лидия Писаренко (ныне Бутенко) в 1930 году в многодетной семье, проживавшей в небольшом селе Алексеевка Юрьевского района. Всего в семье Писаренко было 8 детей – 4 сына и 4 дочери. Отец семейства трудился плотником, а мать вела домашнее хозяйство. Однако после революции ее вместе с другими односельчанами большевики загнали на работу в колхоз.
– Когда мать загоняли в коммуну, то пришел бригадир и попытался заставить ее выбросить из дома все иконы, – вспоминает Лидия Игнатьевна, вытирая натруженной рукой стекающие по щекам слезы. – Семья у нас была верующая, помню, в доме всегда на почетном месте находились иконы и крест. Мать отказалась выполнить требование бригадира, сказав ему: «Я сама этого не сделаю, и вам не разрешаю. А если вы тронете иконы – это будет на вашей совести!» Бригадир побоялся осквернить святыню и ушел ни с чем. Но, по-видимому, доложил в сельсовет, так как вскоре маму отправили в харьковскую тюрьму, что на Холодной горе. Но через 2 месяца ее отпустили домой, поскольку она была в положении (носила под сердцем меня).

Чуть не погибла из-за волов
В те годы семья Писаренко, как и другие верующие семьи, вытерпела много притеснений от представителей большевистской власти. Когда Лиде исполнилось 11 лет, грянула Великая Отечественная война. Старших братьев забрали на фронт, отцу было уже 62 года, поэтому в число призывников он не попал по возрасту. Вся работа в колхозе тогда легла на плечи женщин, стариков и детей. Лидия Игнатьевна до сих пор помнит, как ее, 11-летнюю девочку, силой загоняли на тяжелую работу.
– Однажды послали меня волочить поле волами, – плача, рассказывает труженица. – А это очень тяжело и взрослому человеку, не говоря уже о детях. Я даже ярмо не могла сама поднять без помощи взрослых. Помню, во время работы неожиданно волы всполошились и как побегут по полю. Я бежала за ними и пыталась остановить. Очень переживала, ведь если бы пропал хоть один вол, меня бы посадили в тюрьму или расстреляли. Чудом осталась я тогда жива, да и волы тоже уцелели.
Женщина вспоминает, что когда взбесившиеся волы рванули по полю изо всех сил, мимо как раз проезжал бригадир, который и остановил беглецов. До смерти перепуганная Лида прибежала домой и рассказала матери о том, что с ней произошло.
– На следующий день к нам домой пришел бригадир и стал требовать, чтобы я снова шла на работу. Но мать меня не отпускала, и за это бригадир начал ее избивать. Увидев это, я стала плакать и кричать, что лучше пойду работать, лишь бы только он перестал бить маму, – продолжает вспоминать Лидия Игнатьевна.
Трудится в соборе со дня открытия
Много тяжелых и страшных событий пришлось пережить детям войны. Сегодня Лидия Игнатьевна говорит, что спасла их только вера в Бога и постоянное упование на помощь и защиту Господа. После войны она большую часть трудового стажа проработала рабочей и кладовщиком на Павлоградском химзаводе. Вышла замуж, родила и воспитала двоих детей. По мере возможности старалась посещать церковь, хотя в советские годы это было непросто, и к тому же опасно.
В Спасский собор Лидия Игнатьевна пришла с момента его открытия в 1991 году. Она вспоминает, как вместе с отцом Валентином Цешковским и еще несколькими активными прихожанами открывали собор после того, как его передали церкви. После службы прихожане во главе с отцом Валентином отправились в горисполком, где им передали ключи от Спасского собора. Все вместе они сразу же взялись наводить в храме порядок: выбрасывали оттуда старый хлам и поролон, которым был застелен пол (в советское время там располагалась детская спортшкола).
С того времени Лидия Игнатьевна никогда больше не оставляла собор, выполняя любую, даже самую тяжелую работу. Трудится она и сегодня, невзирая на преклонный возраст и слабое здоровье. Отец Валентин и молодые работники церкви с любовью и уважением называют ее «наша мама».

Елена Тищенко
(«Вестник Павлоградского благочиния», июнь, 2012)