14.12.2011. ОДЕССА. В духовной семинарии в день памяти святого Апостола Андрея Первозванного прошли торжества
13 декабря в Одесской духовной семинарии состоялись торжества по случаю празднования дня памяти святого апостола Андрея Первозванного – небесного покровителя ОДС. Эти мероприятия возглавил Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский. Открылись они торжественным собранием, которое прошло в актовом зале Одесской духовной школы.
Пением «Царю Небесный» преподаватели и учащиеся встретили сонм архипастырей во главе с митрополитом Агафангелом. По приглашению Высокопреосвященнейшего Агафангела в президиуме заняли свои почетные места Председатель Учебного комитета Украинской Православной Церкви архиепископ Бориспольский Антоний, викарий Киевской митрополии, епископ Тираспольский и Дубоссарский Савва, Перосвященнейший епископ Унгенский и Ниспоренский Петр, Преосвященнейший епископ Белгород-Днестровский Алексий, викарий Одесской епархии, епископ Сумской и Ахтырский Евлогий и другие высокие гости.
Открыл годичный Акт ректор Одесской духовной семинарии архимандрит Серафим. Тепло поблагодарив митрополита Агафангела, всех присутствующих архипастырей и почетных гостей, о. ректор попросил благословения у Высокопреосвященнейшего Владыки на первое выступление, которое подготовил проректор Одесской духовной школы протоиерей Андрей Николаиди. Получив архипастырское благословение, о. Андрей выступил с годовым отчетом ОДС за 2010-2011 учебный год.
«Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнеший Владыка Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский, Постоянный член Священного Синода Украинской Православной Церкви, наш милостивый святитель, богомудрый архипастырь и добрый отец!
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
Ваши Высокопреподобия и Преподобия, уважаемые гости и все досточтимое собрание!
Дивными и славными лучами благодати Божией освещен этот день, когда вся полнота мистического Тела Христова – святой Православной Церкви – молитвенно воспевает подвиги и труды Первозванного ученика Христа Спасителя, святого апостола Андрея, ставшего первым благовестником для Святой Руси, своей апостольской десницей благословившим нашу родную землю и предвозвестившим сугубую благодать Божию, просиявшую на ней.
И сегодня мы воистину становимся свидетелями исполнения древнего апостольского пророчества – благодать Божия немеркнущими лучами освещает Святую Русь и отблеск ее славы осеняет и нашу родную Одесскую духовную семинарию, ныне в торжественном ликовании совершающей традиционное ежегодное празднование годичного Акта, когда все мы подводим итоги уходящего в вечность благословенного лета благости Божией.
Этот год для каждого из нас был явлением неоскудевающих милостей Господних, изливающихся на благословенный вертоград духовного образования и просвещения, который совершает свое служение богословской науке под святительским омофором и мудрым архипастырским окормлением Высокопреосвященнейшего митрополита Одесского и Измаильского Агафангела. Благодаря его трудам, его отеческой опеке и ежедневной заботе наша духовная школа в нынешний судьбоносный период исторического бытия святой Церкви достойно совершает свою апостольскую миссию, продолжая выпускать из своих стен истинных пастырей церковных, могущих, по слову Христа Спасителя, жизнь свою положить за свою паству.
Именно на воспитание целостной личности священнослужителя, призванного в современных условиях нести миру весть о Христе распятом и воскресшем, были направлены все усилия преподавательского коллектива нашей семинарии во главе с ректором архимандритом Серафимом, состоящего из тридцати трех человек, из которых один имеет научную степень магистра богословия, 17 кандидатов богословия, а остальные имеют высшее духовное или светское образование.
В этом учебном году произошли изменения в преподавательском составе. По благословению Владыки митрополита Агафангела преподавателями семинарии были назначены игумен Иосиф (Штрикунов), насельник Свято-Успенского Патриаршего монастыря, выпускник Московской духовной академии, протоиерей Андрей Пронин, клирик Свято-Троицкого собора и старший помощник проректора Сергей Витальевич Пинчук.
Раскрывая научно-богословский потенциал духовной школы, преподаватели осуществляли историко-исследовательскую работу, результатом которой становились публикации их изысканий, а также сотрудничество с различными средствами массовой информации — газетами, журналами, радио и телевидением. На протяжении многих лет особой популярностью пользуется телевизионный проект «ТЕО» («Телевизионное епархиальное обозрение»), создаваемый трудами преподавателей и воспитанников семинарии.
В миссионерской деятельности, которая в своей сути является продолжением апостольских трудов Христовых учеников, принимали участие и воспитанники семинарии, которые посещали детские дома и тюрьмы, делясь со всеми своей верой и теплотой своих сердец.
Труды преподавателей, вдохновляемых благословением и личным примером Высокопреосвященнейшего Владыки митрополита, побуждала и воспитанников семинарии прилагать все усилия, для успешного усвоения курса богословских и церковно-исторических наук, преподаваемого в стенах ОДС. В настоящее время в Одесской духовной семинарии обучаются 435 человек, из них на стационаре — 225 и на секторе заочного обучения – 210. Все они, подобно святому апостолу Андрею, услышавшие в глубине своего сердца Божественный призыв и вступившие на стезю служения Господу и людям, здесь, в семинарии, приобретают необходимые знание и навыки, совершенствуясь и возрастая «в мужа совершена».
Огромное значение в учебно-воспитательном процессе занимает храм и богослужение. Каждое день в семинарии начинается и завершается молитвой, совершаемой в монастырских храмах. Каждый вторник вся семинарская семья во главе с Владыкой митрополитом Агафангелом в благоговейном трепете склоняет колени пред Всемилостивой Владычицей Богородицей, зримо присутствующей среди нас в Своем чудотворном образе «Млекопитательница». Каждую среду все мы молитвенно прославляем своего небесного покровителя святого апостола Андрея, совершая акафистное пение пред ковчегом с его святыми мощами.
Молитвой и участием в сакраментальной жизни Церкви укрепляли себя труженики вертограда духовного просвещения в нелегком подвиге постижения основ Православного богословия, черпая в причащении святых Животворящих Таин силы для новых трудов и свершений. Дивным светом были наполнены дни общесеминарских говений, когда, после исповеди у опытных монастырских духовников, вся полнота духовной школы приступала к Евхаристической Чаше, принимая Божественные Таины из рук нашего архипастыря, Высокопреосвященнейшего Владыки митрополита Агафангела.
Раскрывая свой научно-богословский потенциал и восходя от «силы в силу» Одесская духовная семинария преображается и внешне. В духовной школе создаются все условия для продуктивной жизнедеятельности всех тружеников этого вертограда духовного просвещения. Благодаря постоянной отеческой опеке нашего святителя Владыки митрополита Агафангела, в отчетный период семинария заметно преобразилась. Были обновлены и приведены в порядок учебные аудитории и спальни воспитанников. Установлены новые парадные двери и проведен текущий ремонт проходной семинарии. Возле центрального входа были установлены мраморные таблицы-указатели. В спальных корпусах окрашены стены и потолочные перекрытия, а также произведен текущий ремонт всех санузлов семинарии.
В трапезной семинарии закуплено новое кухонное оборудование – картофелечистка, посудомоечные машины, кухонные комбайны и новая кухонная посуда.
Воспитанники семинарии трудились и в Свято-Успенском мужском монастыре, участвуя в строительстве гостиницы для паломников, в благоустройстве территории летней Патриаршей резиденции и на других послушаниях.
Все эти преобразования свидетельствуют о тех неизреченных милостях Божиих, осеняющих нашу духовную школу, которые ниспосылаются нам от Пренебесного Престола Господа славы, благодаря молитвенному предстательству святого апостола Андрея Первозванного и по молитвам и благословению нашего дорогого святителя митрополита Одесского и Измаильского Агафангела.
Все стороны внутренней жизни семинарии являются предметом неусыпного внимания Владыки митрополита. При всей занятости многосложными епархиальными делами и ответственной общественной деятельностью, Владыка каждый день бывает в семинарии и своим наставлением, участием и заботой обо всех аспектах семинарской жизни вдохновляет и направляет администрацию, преподавательский коллектив и воспитанников духовной школы.
Благословите, Ваше Высокопреосвященство, в этот праздничный день, когда все мы молитвенно ликуем, совершая память нашего небесного покровителя, от лица всех преподавателей, воспитанников и сотрудников семинарии принести Вам, нашему святителю и отцу, искренние и сердечные слова благодарности за все Ваши подвиги и труды, за Ваше непрестанное архипастырское окормление дорогой сердцу каждого Одесской духовной семинарии, которая, верим, благодаря Вашим заботам и под Вашим святительским омофором будет и впредь достойно исполнять миссию, завещанную нам святым апостолом Андреем, и осуществлять подготовку истинный и добрых пастырей Церкви Христовой.
Ис пола эти Деспота».
Затем с актовой речью, вызвавшей интерес присутствующих, выступил протоиерей Сергий Кударенко.
После оглашения приветственных телеграмм, поступивших в адрес Одесской духовной семинарии, с поздравлением выступил архиепископ Бориспольский Антоний, который, в частности, отметил, что «почти две тысячи лет прошло с того времени, как проповедь Первозванного апостола освятила просторы нашего Отечества вестью о спасении во Христе. И почти два столетия Одесская семинария продолжает достойно и праведно это апостольское благовестие, каждый год посылая на проповедь новых и верных деятелей пажити Христовой Церкви. Это свидетельствует об устоявшейся традиции, о преемственности поколений преподавателей и наставников, о том, что, несмотря на исторические перипетии, Одесская духовная школа не расточила, но преумножила свой богатый педагогический опыт.
…Для всех верных чад Украинской Православной Церкви духовная школа Южной Пальмиры ассоциируется с годами юности и годами начала пастырского служения Его Блаженства, Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины. Самые лучшие черты Блаженнейшего Владыки, без сомнения, закладывались здесь – на святой одесской земле. Его душа одновременно питалась от двух источников – семинарии и Свято-Успенского мужского монастыря, славившихся своими духовными наставниками и подвижниками. И сегодня он обильно источает «реки воды живой» (Ин.7,38), которая напояет жаждущие души многомиллионной украинской паствы. В актовый праздник дорогой для Его Блаженства духовной школы будем возносить свои усердные молитвы, чтобы Господь «милостями и щедротами Своего человеколюбия» укрепил телесные силы нашего Предстоятеля и даровал его Святой Православной Церкви «в мире цела, честна, здрава, долгоденствующа, право правящее слово Божественныя истины».
…Слова особой признательности хочу высказать и Вам, Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Агафангел, за то, что с далекого 1966 года Вы трудитесь, чтобы слава Одесской семинарии сияла также блистательно, как и во времена великих Ваших предшественников епископов Порфирия (Успенского) и святителя Иннокентия (Борисова). То, что выпускники семинарии получают здесь качественное образование и благочестивое воспитание, становятся успешными абитуриентами в духовные академии, достойно несут пастырское и архипастырское служение не только в Украине, но и во многих странах ближнего и дальнего зарубежья – все это свидетельствует о Вашей отеческой заботе, которую неизменно имеете Вы к нуждам духовного образования».
Архиепископ Антоний передал в дар Одесской семинарии сборники научных трудов Киевских духовных школ, а также компакт-диски с учебными пособиями и лекциями преподавателей КДАиС.
В своем приветственном слове владыка Евлогий тепло поздравил всех с праздником, подчеркнув, что «вспоминая годы моего пребывания на различных должностях в Одесской духовной семинарии, чувствую свою причастность к духовному братству ставшей для меня родной Одесской духовной школы. Отрадно, что за прошедшие многие годы в ее стенах получили подготовку многие достойные пастыри Христова стада.
В день радостного торжества обращаюсь с самыми добрыми благопожеланиями к почтенным преподавателям, боголюбивым воспитанниками, всем, кому дорога наша духовная школа. Молюсь, да дарует вам Господь Жизнодавец молитвами святого апостола Андрея Первозванного крепости душевных и телесных сил для благоуспешного продолжения миссии церковного просвещения, подготовки достойных кандидатов в священный сан, образованных миссионеров и просветителей. Пусть дерзновенная проповедь святого Первозванного апостола Андрея всегда будет возвышенным примером для каждого одесского семинариста».
После завершения своего приветствия епископ Евлогий преподнес в дар ОДС многофункциональное полиграфическое устройство, включающее в себя принтер, ксерокс и сканер.
Затем все присутствующие с огромным вниманием выслушали владыку Агафангела, который выступил с мудрым архипастырским напутственным словом к учащимся ОДС.
«В день памяти святого апостола Андрея мы по благочестивой традиции вновь собрались в стенах нашей духовной школы, вверенной особому покровительству и молитвенному предстательству Первозванного ученика Христова. Одесская духовная семинария находится на северных берегах Понта Эвксинского, где, по церковному Преданию, совершалась проповедь святого апостола. И как целью его апостольской миссии было просвещение светом Христовым народов, населявших будущие пределы Святой Руси, так и целью нашей Alma Mater является подготовка провозвестников Евангельского учения – пастырей Святой Православной Церкви.
Основанная в далеком 1838 году, наша духовная школа в течение вот уже ста семидесяти трех лет является ярким светочем на свещнице богословского образования.
За эти благословенные годы из стен духовной семинарии вышли сонмы подвижников веры и благочестия, святителей, архипастырей и пастырей, мучеников и исповедников, своей кровью утвердивших истину своей веры и своими подвигами и молитвами укрепляющих всех сегодняшних тружеников этого вертограда духовного просвещения. Имена этих великих подвижников золотыми буквами вписаны в благодатные скрижали исторической памяти нашей духовной школы.
Мы вспоминаем выдающиеся страницы истории Одесской духовной семинарии, чтобы во всей полноте осознать высочайшую ответственность, которую налагает на нас причастность к ее великой и славной истории и традициям.
И сегодня, когда богословская наука и духовное просвещение стоят на пороге новой исторической эпохи, Всемилостивый Господь перед каждым из нас ставит задачу – сохранить сокровищницу православной традиции богословствования, сохранить неповрежденным тот потенциал богословской мысли, который основан не на человеческих измышлениях, но на святом и благодатном жизненном подвиге наших предшественников, сохранить и творчески осмыслить наследие нашей духовной школы. Именно на это должны быть направлены все силы наставников и воспитанников, на рамена которых Господь возлагает огромную ответственность за сегодняшний день и за будущее Церкви.
Сегодня вызовы секулярного мира требуют от пастыря полной самоотдачи и потому именно духовная школа должна стать в полной мере тем рассадником благочестия, где не только преподаются отвлеченные теоретические знания, но в полной мере формируется целостная личность будущего пастыря Церкви, следующего за Великим Пастыреначальником и Архиереем будущих благ Господом Иисусом Христом, пастыря, который по слову Спасителя сможет душу свою положить за овец своих (Ин. 10, 11). Для этого в духовной школе созданы все условия, главное из которых – гармоничное соединение всех элементов воспитательного и образовательного процесса, чего нет и не может быть в светской модели образования.
В семинарских стенах все пронизано благодатной атмосферой церковности и молитвенности, все совершается по Божиему благословению и потому все является Христоцентричным, так как совершается ради Христа и во Христе.
Именно так, в атмосфере молитвы и укоренения в святоотеческой традиции, и познается истинное богословие, которое, по мысли известного православного богослова митрополита Иерофея (Влахоса) представляет ни что иное, как «духовное познание Бога через Свет, это соучастие «в части удела святых во свете». Такое богословие предлагает безошибочное знание Бога и помогает жаждущим и алчущим Бога людям удовлетворить это стремление».
И для того, чтобы стать причастником этого подлинного и благодатного опыта православного богословствования, необходим подвиг. К этому подвигу сегодня призывает всех вас, учащих и учащихся, Сам Господь. Только совместный труд и полная самоотдача преподавателей и воспитанников, их синергия, способны возвысить каждого на высоту соответствия той высокой цели, которая стоит перед тружениками нашей духовной школы, способны содействовать формированию того идеала пастыря, которого ищет в современном священнослужителе потерявший духовные ориентиры мир. Такие пастыри, по словам архиепископа Иоанна (Шаховского), «как чистые зеркала Солнца Правды, отражают человечеству сияние небесное и согревают мир».
В наше время мы призваны стать достойными преемниками наших предшественников на ниве духовного образования. Для этого мы должны не просто поддерживать определенный уровень и передавать новому поколению накопленную сумму знаний. Мы обязаны готовить пастырей Православной Церкви, способных ответить на самые насущные вызовы современного глобализирующегося, технологичного и постмодернистского мира. Всем нам необходимо осознать, что для достойного ответа на все эти вызовы необходим переход на качественно новый богословский образовательный уровень.
Это, в частности, подразумевает, что свои лекции преподаватели должны строить с учетом последних данных богословской и светских наук, заинтересовывать воспитанников, указывать им на практическую важность преподаваемого предмета в современной приходской, миссионерской, катехизаторской, научно-богословской деятельности. Преподаваемые предметы не должны быть оторванными от жизни, но призваны стать фундаментом, формирующим духовный и интеллектуальный мир священнослужителей, перед которыми стоит задача нести неизменные истины Слова Божия в мир ХХI столетия.
В этом нет никакого новшества, модернизма. Задача соответствовать требованиям времени стояла перед православным пастырством, перед церковной наукой всегда. Здесь мы можем привести пример святого апостола Павла, который, по свидетельству книги Деяний святых апостолов, вступал в дискуссию с представителями светской философии того времени, а именно — стоиками и эпикурейцами, что подразумевает прекрасное знакомство апостола языков с течениями и тенденциями светской философии. Вспомним также таких святых древней Церкви, как Иустин Философ и Ириней Лионский, святителей и учителей Вселенной Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, преподобного Иоанна Дамаскина, а из новейшего периода церковной истории — святителя Иннокентия Одесского и священномученика Илариона Троицкого. Не только сами они были образованы в соответствии с самыми высокими стандартами науки своей эпохи. В своих творениях все они давали ответы на самые животрепещущие вопросы, волновавшие современное им общество, не уходили от проблем, но смело отвечали на любые вызовы. Слово Божие является вечным и непреходящим. И именно поэтому нет такого вопроса ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем, которого оно не могло бы исчерпывающе изъяснить. Но доносить это вечное Слово нужно таким языком, который понятен современнику, учитывая цивилизационный, культурный, интеллектуальный контекст нынешней эпохи.
Как в далекие времена церковной древности, так и сегодня знакомство с «внешней мудростью», ее творческое христианское, богословское осмысление имеет колоссальное значение в деле миссии, проповеди в современном, очень сложном и крайне требовательном мире, к чему сегодня особенно готовится новое поколение Святой Церкви. Но при этом не следует забывать, что овладение светскими знаниями, мирской мудростью не должно надмевать, а тем более пленять вас. Святой апостол Павел предостерегает нас: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею, по стихиям мира сего, а не по Христу» (Колос. 2, 8). Никогда не следует терять из виду главной цели – служения Главе Церкви Господу нашему Иисусу Христу и спасения человечества. Ведь собственно эта цель и составляет сердцевину вашего призвания, ради нее вы пришли в духовную школу и проходите в стенах последней обучение и воспитание.
Никогда не забывайте: не нас, учеников Христовых, светская мудрость должна изменить, но мы должны христианизировать, возвысить и одухотворить мышление, культуру и все сферы жизни нашего общества. А это общество, потерявшее мировоззренческие и нравственные ориентиры, терзаемое противоречиями и острыми социальными конфликтами, испытывающее на себе небывалую пропаганду греха, морального релятивизма, культа потребления и вседозволенности, подобно смертельно больному человеку, жаждущему чудодейственного лекарства, остро нуждается в спасительной миссии, слове благодати, а подчас и решительном обличении порока.
Еще совсем недавно это могло прозвучать парадоксально, но теперь мы говорим как нечто само собою разумеющееся: нам предстоит не только заново донести до современного общества, в чем состоит отличие добродетели от порока, но еще и аргументированно и убедительно обосновать, почему именно добро является добром, а зло — злом. И от нашей способности дать ответ зависит судьба не только конкретного человека, социальной группы, народа, но в итоге и всей человеческой цивилизации.
И чтобы ответ наш мог быть убедительным, чтобы нас не просто услышали, но поверили и пошли за тем религиозно-нравственным идеалом, который мы призваны нести в мир, жизненно важно обладать чем-то большим, чем пусть даже очень успешное теоретическое знакомство с изучаемыми в семинарии предметами. Для того чтобы с пользой для Церкви, для ее спасительной миссии, для народа Божия усваивать и использовать накапливаемый арсенал знаний, необходимо каждому воспитаннику духовной школы иметь в самом основании своей жизни и деятельности непоколебимый камень веры Христовой. Этот камень веры, как учат святые отцы, служит фундаментом и всего здания Церкви, и жизни каждого отдельного христианина, а тем более пастыря, катехизатора, богослова. Без этого основания все остальное теряет смысл и лишь усугубляет духовную катастрофу.
Только твердая вера, искренняя любовь к Богу и ближнему, регулярное нелицемерное участие в церковной молитве и святых Таинствах, укорененность в святоотеческой традиции, благоговейное отношение к святыне сделают вас подлинными служителями Алтаря Господня, пастырями словесного стада Христова, преданными единой и неделимой, подобно нешвейному хитону Спасителя, Святой Православной Церкви и ее миссии, станут гарантом того, что обретенные знания принесут пользу вам и вашей будущей пастве. Те, кто призван вести ко спасению народ Божий, сами должны превратить свои сердца в новые скрижали, на которых Духом Святым будет начертан новый закон жизни во Христе, исполненный правды, благодати и истины.
Ни в коем случае не следует избравшим стезю богословского образования обольщать себя тщетным упованием на собственные силы и способности, на возможность своими усилиями, одним лишь человеческим разумом достигнуть поставленной цели. Для этого необходима помощь Божественной благодати, самой Премудрости Божией. Эта помощь подается в усердной, теплой, сердечной и неустанной молитве, которая является сердцевиной всякого христианского делания и без искренней любви к которой совершенно невозможно идти путем любого церковного служения и послушания. Постижение великого мира богословской науки является, таким образом, плодом синэргического действия. С одной стороны, Сам Господь научает нас, дает силы и разум, с другой стороны, Он приходит на помощь в ответ на нашу молитву, на нашу готовность посвятить всю свою жизнь без остатка служению Ему и Его Святой Церкви.
Большой духовный и интеллектуальный труд, необходимый для подготовки к будущему служению, иногда кажется юношам чрезмерно тяжелым, бременем неудобоносимым. Однако, по слову святителя Иннокентия Одесского, юношеский возраст является особенно благоприятным для всецелого усвоения и дальнейшего осуществления истин христианского вероучения. Святитель Иннокентий напоминает юношам, вставшим на путь постижения духовных знаний, слова святого пророка Иеремии: «Благо есть мужу, егда возмет ярем в юности своей» (Плач. 3, 27) и обращается к молодому поколению студентов: «В юности гораздо явственнее первобытная наклонность природы нашей к истине и добродетели. Тут сердце чище, совесть живее, небо ближе, самая благодать Божия как будто нам роднее».
По общему признанию, процесс познания составляет одну из глубинных потребностей человеческой природы, формируя человека как личность и принося великое счастье. Если это можно сказать о познании вообще, то сколь великим счастьем, благодатью и подлинной гармонией наполняет человеческую жизнь богопознание. «Нет ничего подобного сладости познания Божия», — говорит великий подвижник вселенской церкви преподобный Исаак Сирин.
И для того, чтобы вы действительно смогли воспринять все то, что дарит воспитаннику благодатное время, проведенное в стенах семинарии, вы должны помнить слова Псалмопевца «уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33, 15). Воспитаннику духовной школы необходимо хранить чистой свою совесть, избегать соблазнов и искушений, свойственных молодости, всегда и во всем стремиться искать правду Божию. Ведь именно сердечная чистота является одним из условий истинного богопознания (Мф. 5, 8), так как, по слову Священного Писания, «в злохудожную душу не внидет Премудрость и не будет обитать в теле, повинном греху» (Прем. 1, 4).
Поэтому, дорогие воспитанники, стремитесь не расточать даром драгоценнейшее время вашей учебы, дорожите каждым мигом, стремясь потратить его на совершенствование себя в истине, в добродетели, в многоценных познаниях. От этого зависит направление всего вашего будущего развития, всего жизненного пути.
В этот светлый и радостный для всех нас праздник сердечно поздравляю всех, кому дорога наша духовная школа. Особую благодарность выражаю преподавательскому коллективу, который прилагает все усилия, чтобы воспитать учащихся семинарии подлинными пастырями Святой Церкви.
Всех вас призываю к постоянной работе над собой. Больше молитесь, призывайте милость Божию и благодать Святого Духа на свою жизнь. И, преломляя Божественное Слово через себя, несите его людям».
Митрополит Агафангел также вручил благословенные архипастырские грамоты настоятельнице Свято-Параскевинского Хынковского женского монастыря игумении Параскеве, благотворителю ОДС депутату Одесского городского Совета И.В.Сафину, а также учащимся семинарии, которые усердно потрудились над первым в Украине медиа-проектом «Богослужебная энциклопедия», выходящем в рамках «Телевизионного епархиального обозрения» (ТЕО).
В завершение торжеств владыка Агафангел напомнил, что сегодня за богослужением мы молились о здравии нашего Первосвятителя Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, который учился в стенах этой семинарии и с тех пор хранит добрую память об Одесской духовной школе, всегда заботится о здесь «учащих и учащихся». По благословению митрополита Агафангела все присутствующие вознесли молитвы ко Господу о скорейшем исцелении Его Блаженства и спели «Многая лета» Предстоятелю Украинской Православной Церкви.
После закрытия годового акта состоялся традиционный праздничный концерт, в котором приняли участие хор учащихся ОДС под руководством протоиерея Василия Петручка и певческий коллектив воспитанниц регентского отделения под руководством Людмилы Мошняги.
14.12.2011. ИЕРУСАЛИМ. Осквернен монастырь св. Иоанна Предтечи на Иордане