Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

06.12.2011. ЗАПОРОЖЬЕ. Архиепископ Лука обратился к Дмитрию Табачнику

Обращении архиепископа Луки к министру образования и науки, молодежи и спорта Украины Табачнику Д.В. по поводу проекта «Государственного стандарта базового и полного общего среднего образования»
Возлюбленный о Господе Дмитрий Владимирович!

В педагогическом сообществе сейчас обсуждается «Государственный стандарт базового и полного общего среднего образования», чтение которого наводит на грустные размышления, которыми хочется поделиться.
1. Мы продолжаем уповать на пресловутый гуманизм, который, якобы, поможет нам воспитать личность с высоким уровнем морали и национального самосознания. Это следствие того, что мы долго жили в стране, где насаждалось атеистическое мировоззрение и уничижительное отношение к религии как к «невежественным бредням» и «опиуму для народа». Сегодня мы наблюдаем и пожинаем горькие плоды: падение нравов, разрушение устоев семьи, демографическая проблема, детские алкоголизм и наркомания и т.д. Не пора ли понять, что мы зашли в тупик, что выбранное направление неверное. Не пора ли признать, что школа должна опереться в деле нравственного воспитания на уже давно положенное нашими предками основание отечественной духовной культуры, которая неразрывно связана с этическими ценностями христианства. Мыслить иначе — означает непротивление злу массовой культуры, насилию и разврату, насаждаемым под видом западной модели образования и воспитания. Идея моральной чистоты, целомудренного взаимоотношения полов, жертвенное служение Отечеству, понятия долга, чести, ответственности за судьбу своего народа, логично и последовательно вытекают из системы христианской морали. И пока в Госстандарте на каждой странице по нескольку раз будут мелькать слова «гуманизм», «гуманистический», мы неизбежно будем сползать в пропасть.
2. В Законе Украины «Об общем среднем образовании» говорится о том, что «общее среднее образование направлено на всестороннее развитие личности путем обучения и воспитания» (ст.3), однако в проекте Госстандарта воспитанию уделяется очень мало внимания. Самое главное, судя по проекту, — наполнить ребенка знанием, а с воспитанием уж как получится. А ведь каждый ребенок — это, прежде всего, будущий член общества, семьянин, родитель. К сожалению, о том, что детей нужно воспитывать как будущих семьянинов, говорить с ними о труде и ответственности как основе будущей семьи, о качествах супругов, необходимых для ее создания, о рождении детей, которые делают семью полной, в Госстандарте едва ли упоминается. Но почему-то всё это воспитание понимается лишь как половое просвещение.
3. Хотелось бы, чтобы у детей воспитывали сознание не только того, что мы являемся частью мирового сообщества, но и о том, что мы — наследники богатейшей культуры, истории и традиций украинского народа, которые необходимо уважать и беречь. И, чтобы украинский народ не растворился в мировом сообществе, необходимо, чтобы каждый из нас признал это наследие частью своей жизни и сформировал на его основе собственные принципы и нормы морали.
4. В последнее время появляется очень много новых религиозных и нерелигиозных организаций, деятельность которых может причинить вред физическому и психическому здоровью человека. Поэтому становится очень актуальным вопрос защиты молодежи от негативного влияния новых деструктивных культов и молодежных субкультур. Чтобы защитить себя от их негативного воздействия, молодые люди должны обладать элементарными знаниями о деструктивных культах, знать признаки, по которым можно судить об разрушительных действиях некоторых культов и субкультур на сознание и психику личности. Хотелось бы, чтобы это было внесено в требования к учащимся основной школы в раздел «Психическая и духовная составляющие здоровья».
5. Необходимо с горечью отметить, что требования к учащимся основной и старшей школы в разделе «Физическая культура» прописаны полно, развернуто и объемно на четырех страницах, а требования к этим же учащимся в разделе «Психическая и духовная составляющая здоровья» составляют четверть страницы. Они далеко не полны и скомканы. Хочется выразить надежду на то, что это будет исправлено, а духовному и психическому здоровью учащихся будет уделяться внимание не меньшее, чем физическому.
6. В заключении, хочется поднять еще один вопрос. Как известно, в современной науке существует две гипотезы происхождения нашей Вселенной. Обе они, и эволюционная, и креационистская, не голословны, и используют в своих построениях объективные научные сведения. Более того, к креационистам относится даже основоположник идеи эволюции Чарльз Дарвин, который отнюдь не отвергал Творца, а эволюцию считал механизмом, с помощью которого Создатель творил биологическое разнообразие нашего мира. Только с легкой руки последователей и почитателей Дарвина — Эрнста Геккеля, Карла Маркса и Фридриха Энгельса, эволюция стала противопоставляться Творению. Учеными-креационистами являлись также Ньютон, Кеплер, Планк, Коперник, Ломоносов, Паскаль, Павлов, Джоуль, Пастер, Бойль, Мендель, Кювье, Галилей и многие другие. И только начиная с распространения в обществе с середины XIX века откровенно атеистического мировоззрения, можно говорить о появлении в науке противоположного, исключительно материалистического направления, развивающего идею самопроизвольного происхождения Вселенной. Нельзя делать вид, что этого не существует. Ознакомление учащихся хотя бы с тем фактом, что существует две теории происхождения Вселенной, способно хоть в какой-то мере устранить однобокость подаваемой информации.
Надеюсь, что данные замечания будут учтены в окончательной редакции Госстандарта, что позволит действительно воспитывать разносторонне развитых патриотов нашей Державы.
С любовью о Господе
Лука, архиепископ Запорожский и Мелитопольский