06.12.2011. СИМФЕРОПОЛЬ. Мтрополит Лазарь: «Материальные блага не могут сделать человека счастливым»
Интервью Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря для газеты «Республика. Еженедельник Крыма»
1. Какие события в жизни повлияли на выбор Вашего жизненного пути?
Я благодарен Богу, что Он коснулся моего детского сердца и помог мне направить в 15-летнем возрасте свои стопы в Свято-Духовский скит Свято-Успенской Почаевской Лавры. Передо мною не стоял вопрос о другом пути. Я искал путь, освященный Богом! Вспоминаю случай, который произошел со мной в 6-летнем возрасте, когда школьная учительница спросила у детей, кем они хотят стать, и когда очередь дошла до меня, я сказал, что буду священником. Каким я стал священнослужителем, Богу судить, но я благодарен Ему за весь этот пройденный путь, и особенно благодарен своему покойному отцу, который учил нас музыке, играя на скрипке, и своей матери (которой желаю жить еще долго-долго), что они не препятствовали моему желанию. Родители были верующие, и поэтому мать даже способствовала тому, чтобы я как можно больше приобщался к жизни Церкви и к Слову Божию. В детстве я постоянно посещал нашу деревенскую церковь в селе Старый Тараж. Эта церквушечка расположена на очень живописном холме, кстати, сохранилась и до сегодняшних дней.
2. Вы когда-нибудь сомневались в своем выборе?
Нет, я никогда не сомневался в своем выборе, более того, в студенческие годы, которые совершенно справедливо называются «золотыми годами» в жизни человека, моя вера только укрепилась. Знания, которые ты приобретаешь в это время, остаются на всю жизнь. Я благодарен всем моим дорогим преподавателям, как в семинарии и академии, так и в аспирантуре, которые много потрудились, дабы вложить в умы и сердца молодых людей и знания, и опыт, накопленный Церковью за тысячи лет.
3. Как прийти к Богу?
В продолжение предыдущего ответа могу сказать, что молодой человек, особенно в студенческие годы — годы созидания, годы приобретения, годы понимания того, ради чего ты живешь — имеет сугубую возможность открыть свое сердце Господу. Ведь Он всегда рядом с нами и ждет нашего обращения. В книге Апокалипсис Иоанна Богослова есть такие слова: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). Думаю это очень глубокая мысль и каждому из нас стоит над ней поразмышлять в глубоком молчании. Христос Спаситель как Добрый Пастырь идет по распутиям нашей жизни, в евангельском смысле, осматривает самые глубокие пропасти нашего бытия, исполненные греховной нечистоты, дабы взыскать изломанную страстями и израненную душу, которая, возможно, и не видит Его. Задача каждого из нас и, прежде всего, нашей молодежи ответить на призыв Божий и всем сердцем стараться жить по Заповедям Его потому, что это соответствует тем законам, которые Перст Божий начертал на скрижалях нашего сердца — то есть закону нашей совести. Бог призывает нас к святости, потому что святость есть норма нашей жизни и те, кто пытаются воплотить Евангельский идеал, получают награду от Господа и в этой — земной жизни и в Царствии Его.
4, 5, 6. Владыка, Вам когда-нибудь хотелось имеет семью? Если да, то какое место в Вашей жизни занимает семья и для чего она нужна человеку?
Как монах я, конечно же, не имею семьи. Слава Богу, жива моя мать, которой сейчас 98 лет, в добром здравии родные братья и сестры, но христианское вероучение стало привлекательным для миллионов людей, во многом, благодаря проповеди братской любви, звучащей в высказываниях Господа нашего Иисуса Христа. Однажды, «когда Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12.46-50).
Для христианина, а, тем паче для монаха и пастыря, рамки семьи раздвигаются во много раз. Церковь пытается вывести нас за узкие рамки плотского понимания родства, для того чтобы привести к пониманию Бога, Который есть Любовь. И для каждого из нас семья это не только мать, отец, жена, дети братья, но все люди. Кто из нас не знает трогательной притчи о милосердном самарянине? Милосердие самарянина известно, но далеко не все, к сожалению, вникают в глубокий смысл притчи о самарянине, и еще меньшее число христиан в жизни своей осуществляют самарянское милосердие во всей его широте и глубине, как того требует смысл притчи. В чем же заключается этот глубокий смысл? Смысл этой притчи становится ясным из соображения, по какому поводу Господь Иисус Христос рассказал эту притчу. Некий законник, искушая Господа, задал Ему вопрос: «Что я должен делать, дабы наследовать жизнь вечную?» На этот вопрос Господь ответил ему ссылкой на две главные заповеди Закона Божия: о любви к Богу и о любви к ближним. Тогда законник, как бы недоумевая, кого именно следует разуметь под «ближним», спрашивает: «Кто есть ближний мой?» (Лк. 10,37). Почему законник задал такой вопрос? Потому, что евреи считали «ближними» только своих единоплеменников, а на всех других людей, особенно же на своих ближайших соседей — самарян, они смотрели с презрением, ненавидели их и гнушались ими, как нечистыми, не желая иметь с ними никакого общения. Для вразумления законника, а с ним вместе и всех тех, кому не ясно, кого надо разуметь под ближним нашим, Господь и рассказал притчу о милосердном самарянине. На одного человека, шедшего из Иерусалима в Иерихон, по дороге напали разбойники, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. В таком беспомощном положении несчастный лежал при пути, не будучи в состоянии что-либо предпринять для своего спасения от окончательной гибели. Все те люди, от которых он вправе был ожидать помощи, прошли мимо. Прошел мимо священник, прошел мимо левит. Помощь оказал ему человек, от которого он никак не мог ожидать ее — некий самарянин. Самаряне находились в упорной вековечной вражде с евреями: евреи презирали их и гнушались ими. И вот этот презираемый евреями самарянин оказал ему, еврею ту помощь, в которой отказали несчастному «свои люди» «ближние», да еще какие: священник и левит — служители истинного Бога! Самарянин подошел к несчастному, сжалился над ним, перевязал ему раны, возливая на них для утоления боли масло и вино, и, посадив его на своего осла, отвез его в гостиницу, где еще ухаживал за ним до утра. А на другой день, при отъезде, дал хозяину два динария, прося его довести до конца необходимое попечение о несчастном и обещая ему при возвращении возместить все понесенные им расходы. Рассказав ему эту притчу, Господь спросил законника: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Не посмел законник произнести ненавистное ему имя «самарянина», но должен был сказать: «оказавший ему милость». И сказал ему Иисус: «Иди и ты твори такожде!» (Лк. 10,37). Что же это значит? Это значит, что мы никогда не должны спрашивать, ближний ли нам тот человек, который оказался в бедственном состоянии и нуждается в нашей помощи. Видя перед собой несчастного, страждущего человека, истинный христианин не смеет разбираться, насколько он ему близок или далек, а должен сам стать ближним для него, чрез оказание ему необходимой помощи.
Заповедь о милосердии есть одна из главнейших заповедей Христовых. Исполнение ее только и обуславливает наше вечное спасение. «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут» (Мф. 5,7) — так учил Господь Иисус Христос в самом начале Своего общественного служения людям, в Своей Нагорной проповеди: «Будите убо милосерди, якоже Отец ваш милосерд есть» (Лк. 6,36) и «Суд бо без милости, не сотворшему милости» (Иак. 2,13).
Милосердие христианское не ограничивается людьми, близкими по крови или по духу — родственниками и единоплеменниками или единоверцами и людьми одинаковых с нами взглядов и убеждений — но должно распространяться на всех людей без исключения, ибо все мы — дети Одного Отца нашего Небесного, а Он, как любящий Отец, всем нам благотворит — «и неблагодарным и злым» (Лк. 6,35), «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5,45). Итак, не проходи мимо человека, если видишь, что он находится в беде, а ты можешь помочь ему — можешь спасти его от гибели!
Мы обыкновенно относимся, как к ближним своим, лишь к родственникам, хорошим друзьям и знакомым, самое большее — соплеменникам. Но такое узкое понимание понятия «ближний» далеко от истинного христианства, ибо так настроены, по словам Христовым, и язычники, даже безсловесные животные, руководясь, например, материнским инстинктом. В наше время иногда и родственные связи не принимаются во внимание, а ближними считаются только люди своей партии, одних с нами стремлений и убеждений. Кто разделяет наш образ мыслей и поддерживает нас в наших стремлениях, хотя бы и неправых и предосудительных, тому и мы готовы помочь, как «ближнему», и всячески поддержать его, а всякого другого готовы, в случае чего, как говорится, «утопить и в ложке воды». Не таков был милосердный самарянин! Он не смотрел на то, что несчастный, встретившийся ему на пути, был еврей, то есть человек враждебно к нему относящийся, презирающий его, чуждого ему народа и совсем иного образа мыслей и убеждений. Он видел перед собой только несчастного, раздетого и израненного человека, который совершенно одинок и нуждается в его помощи, и он, ни минуты не колеблясь, движимый единственно чувством жалости и сострадания, оказал ему помощь.
Это отнюдь не значит, что для христианина не должны быть более всего близки и дороги его единоверцы и единоплеменники. Благословенна любовь к тем, кто ближе всего нам по вере и крови, но эта любовь не должна замыкаться в себя, ограничиваясь узкими рамками духовной и телесной близости. Христианская любовь всеобъемлюща: она не знает никаких границ и пределов — она обнимает собою все страждущее человечество, и тот не христианин, кто прежде, чем оказать помощь несчастному, сначала разбирается, «свой» ли он ему или «не свой». Мы не должны спрашивать «кто нам ближний?», а должны, во имя христианской любви, сами стать «ближними» для каждого человека.
7. Ответы на какие вопросы Вы бы хотели получить в жизни?
Думаю, что ответ на самый важный вопрос в своей жизни я уже получил: я обрел Христа и никогда в своей жизни я не сомневался в сделанном мною выборе.
8. В каких случаях цель может оправдать средства?
Никогда. Это высказывание придумали в свое время члены Ордена иезуитов для оправдания своих беззаконий. Для православного человека это неприемлемо.
9. Что для Вас деньги?
Поскольку здесь затрагивается вопрос не только денег как таковых, но и вопроса собственности, для приобретения которой человеку необходимы денежные средства, позвольте процитировать «Основы социальной концепции» нашей Церкви. В пункте VII Основ социальной концепции говорится о том, что Церковь не определяет прав людей на собственность. Однако материальная сторона человеческой жизни не остается вне ее поля зрения. Призывая искать прежде всего «Царства Божия и правды Его» (Мф. 6.33), Церковь помнит и о потребностях в «хлебе насущном» (Мф. 6.11), полагая, что каждый человек должен иметь достаточно средств для достойного существования. Вместе с тем Церковь предостерегает от чрезмерного увлечения материальными благами, осуждая тех, кто обольщается «заботами, богатством и наслаждениями житейскими» (Лк. 8.14). В позиции Православной Церкви по отношению к собственности нет ни игнорирования материальных потребностей, ни противоположной крайности, превозносящей устремление людей к достижению материальных благ как высшей цели и ценности бытия. Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство о том, угоден или неугоден он Богу.
Отношение православного христианина к собственности должно основываться на евангельском принципе любви к ближнему, выраженному в словах Спасителя: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13.34). Эта заповедь является основой нравственного поведения христиан. Она должна служить для них и, с точки зрения Церкви, для остальных людей императивом в сфере регулирования межчеловеческих отношений, включая имущественные.
По учению Церкви, люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими. Относительность права собственности для человека Спаситель многократно показывает в притчах: это или виноградник, данный в пользование (Мк. 12.1-9), или таланты, распределенные между людьми (Мф. 25.14-30), или имение, отданное во временное управление (Лк. 16.1-13). Выражая присущую Церкви мысль о том, что абсолютным собственником всего является Бог, святитель Василий Великий спрашивает: «Скажи же мне, что у тебя собственного? Откуда ты взял и принес в жизнь?». Греховное отношение к собственности, проявляющееся в забвении или сознательном отвержении этого духовного принципа, порождает разделение и отчуждение между людьми.
Материальные блага не могут сделать человека счастливым. Господь Иисус Христос предупреждает: «Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12.15). Погоня за богатством пагубно отражается на духовном состоянии человека и способна привести к полной деградации личности. Апостол Павел указывает, что «желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего» (1 Тим. 6.9-11). В беседе с юношей Господь сказал: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19.21). Затем Христос разъяснил эти слова ученикам: «Трудно богатому войти в Царство Небесное… удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19.23-24). Евангелист Марк уточняет, что в Царство Божие трудно войти именно тем, кто уповает не на Бога, а на материальные блага: «надеющимся на богатство» (Мк. 10.24). Лишь «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется, пребывает вовек» (Пс. 124.1).
Впрочем, и богатый может спастись, ибо «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18.27). В Священном Писании не содержится порицания богатства как такового. Состоятельными людьми были Авраам и ветхозаветные патриархи, праведный Иов, Никодим и Иосиф Аримафейский. Владея значительным имуществом, не согрешает тот, кто использует его согласно с волей Бога, Которому принадлежит все сущее, и с законом любви, ибо радость и полнота жизни — не в приобретении и обладании, но в дарении и жертве.
Апостол Павел призывает «памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20.35). Святитель Василий Великий считает вором того, кто не отдает часть своего имущества в качестве жертвенной помощи ближнему. Эту же мысль подчеркивает святой Иоанн Златоуст: «Не уделять из своего имущества есть также похищение». Церковь призывает христианина воспринимать собственность как дар Божий, данный для использования во благо себе и ближним.
Особую форму собственности представляет имущество религиозных организаций. Она приобретается различными путями, однако основным компонентом ее формирования является добровольная жертва верующих людей. Согласно Священному Писанию, жертва является святой, то есть в прямом смысле принадлежащей Господу; жертвователь подает Богу, а не священнику (Лев. 27.30, Ездр. 8.28). Жертва — это добровольный акт, совершаемый верующими в религиозных целях (Неем. 10.32). Жертва призвана поддерживать не только служителей Церкви, но и весь народ Божий (Флп. 4.14-18). Жертва, как посвященная Богу, неприкосновенна, а всякий похищающий ее должен возвратить больше, чем похитил (Лев. 5.14-15). Пожертвование стоит в ряду основных заповедей, данных человеку Богом (Сирах. 7.30-34). Таким образом, пожертвования являются особым случаем экономических и социальных отношений, а потому на них не должны автоматически распространяться законы, регулирующие финансы и экономику государства, в частности, государственное налогообложение, поскольку любые посягательства на пожертвования верующих являются преступлением перед людьми и Богом.
Таким образом, деньги сами по себе не являются добром или злом. Они нейтральны. Но деньги становятся своеобразным барометром нашей жизни, как физической, так и духовной. Они показывают наши приоритеты, а также состояние сердца. Некоторые говорят, что деньги — зло и развращают человека. Но проблема не в деньгах, а в нашем сердце. Наличие денег лишь позволяет всем увидеть состояние сердца человека, который ими обладает. В Нагорной проповеди Спаситель говорит: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6.19-21). Уверен, что всякий, кто будет руководствоваться в своей жизни этими словами Господа будет спасен и избегнет погибельных сетей сребролюбия.
10. От чего Вы бы никогда не могли отказаться.
От Христа Спасителя и от Святой Православной Церкви! Есть известное высказывание, если не ошибаюсь, отца Церкви — блаженного Августина о том что если бы Истина и Христос были разными вещами, то он отказался бы от истины и остался со Христом. Потому, что Бог есть Любовь, многократно превосходящая всякое человеческое разумение.
11, 12. Для чего человеку старость? Возраст имеет значение?
В Моисеевом законе заключалось следующее выразительное постановление: «пред лицом седого вставай и почти лицо старца» (Лев. 19.32). В Афинах, Спарте и Египте господствовал тот же самый прекрасный обычай, основанный конечно на природе. Если Иов, как полагают, был Аравитянин, то в его стране подобное же почтение оказывалось старцам: так, например, Елиуй ждал, пока Иов говорил, потому, что три друга его были летами старше его. «И седовласый и cmapeц, есть между нами, днями превышающий отца твоего», говорил Елифаз Феманитянин Иову (Иов. 15.10). Иудеи смотрели на долголетие как на особое благоволение Божие. Богом было обещано Израилю следующее: «увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля! (Пс. 127.6) и в другой форме — следующее: «войдешь во гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы в свое время» (Иов. 5.26). Потому-то евреи так желали долгоденствия и старости, что, по слову Божию, «венец, славы — седина, которая находится на пути правды» (Притч. 16.31) и потому что «слава юношей — сила их, а украшение стариков — седина» (Притч. 20.29). Обилие старцев в какой либо земле служило знаком и доказательством мира и благоденствия. Пророк живописует это следующим образом: «Так говорить Господь Саваоф: опять старцы и старицы будут сидеть на улицах в Иерусалиме, каждый с посохом в руках, от множества дней» (Захар. 8.4). Многолетняя опытность давала престарелым лицам особую способность для исправления различных должностей; и старейшины или люди зрелых и преклонных лет получали различные почетные назначения при Моисее и в последующее время.
Старость была всегда глубоко уважаемой в нашем народе, потому, что это и время подведения жизненных итогов, время сугубого покаяния и молитвы, время подготовки к Вечности. Апостол Павел не даром говорит: «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение . . . влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Филип. 1:21-23). То есть для него умереть не значит лишиться временной жизни, но значит облечься в Вечность: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Кор. 5:1).
Что же касается возраста, то здесь, мне кажется, все индивидуально. Тело может стареть, но душа, ум и сердце человека остаются молодыми. Человек уже не повторяет ошибок молодости, но, вместе с тем, к нему приходит мудрость, которой он может послужить Богу и людям. Есть такие замечательные слова у апостола Павла «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4. 16).
13. Человека можно исправить?
Сам Господь в Евангелии дал ответ на этот вопрос «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18.27). Он всегда ждет нашего исправления покаяния, Его объятия отверсты всему миру и Он говорит, обращаясь к каждому из нас: «придите ко Мне вси труждающиися и обременении и Аз упокою вы» (Мф. 11.28). Как бы низко мы ни пали Господь всегда еще ниже простирает Свои руки, дабы помочь нам восстать из этой духовной пропасти.
14. Что Вам нужно для счастья?
Человеку верующему для счастья нужно самое главное — быть со Христом. Я счастлив и благодарен Господу, что Он сподобил меня всю свою жизнь отдать на служение нашей святой Матери-Церкви и людям. Могу так же из своего скромного опыта засвидетельствовать, что всякий, кто прийдет к Богу, выражаясь словами Спасителя «…будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4.5-15). Только в Церкви есть та полнота божественной благодати, которая может привести человека ко спасению, к Богопознанию и к счастью, в полном смысле этого слова.
15. Без чего в жизни можно обойтись?
Наше поколение пережило многое: и голод, и холод, и войну. Было время, когда в нашей многодетной семье не было хлеба, рано остались без отца, но вера нашей матери всегда для всех нас была назидательным примером и укрепляла в самое тяжело время. Поэтому, думаю, что можно перенести и голод и нищету, но «голод слышания Слова Божия», как сказал когда-то Святитель Лука, самое тяжелое испытание для души человека.
16. Что делать, когда желаемое не совпадает с действительным? Мечтать не вредно или вредно не мечтать?
Смиряться, потому, что не всякое наше желание и, тем более мечта нам на пользу. Надобно самому быть «светом миру», быть «солью земли», стяжать «мир духовный», и тогда, как сказал прп. Серафим, «и тысячи вокруг тебя спасутся».
17. Продолжите фразы:
Чем старше становишься, тем больше понимаешь, сколько еще нужно сделать полезного для Церкви и общества.
У меня никогда не было сомнений в сделанном мною выборе.
Мне было стыдно в те моменты, когда у меня не получалось до конца или, в той мере, в которой хотелось бы, выполнить благословение Священноначалия нашей Церкви.
Когда мне нечего сказать, или я не нахожу нужных слов, в той или иной ситуации, я всегда молюсь, чтобы Господь вразумил меня сказать те, слова, которые затронут сердце человека и приведут его ко спасению.
Чтобы стать счастливым, человеку необходимо обрести Христа и открыть Ему свое сердце.
Мы все должны прийти в ту меру полноты Божьего замысла о человеке, которая бы позволила каждому из нас стать богоподобной личностью, пример чего нам показал Господь наш Иисус Христос.
Ответы записал священник Василий Печевистый
06.12.2011. КИЇВ. Архієпископ Олександр зустрівся з ієрархами Еладської Православної Церкви
06.12.2011. ДОНЕЦК. Прошла встреча, посвященная памяти Святителя Игнатия