Виктор Чернышев. Нужен ли сегодня культурный центр ислама в Белой Церкви?
Виктор Чернышев
доцент Киевской Духовной академии
Исламский культурный центр сегодня хотят открыть в г.Белая Церковь Киевской области. Поразмышляем над этой проблемой вместе.
Бурные и драматические события конца второго и начала третьего тысячелетия располагают к размышлениям о смысле нашей истории. Человечество вглядывается в прошлое, чтобы найти в нем объяснение настоящему и намеки на будущее. И уже почти хрестоматийно звучит тезис о том, что тщательное изучение истории человечества позволяет в полной мере почувствовать дыхание вечности, дыхание давно ушедших от нас миров.
В самом центре современного мегаполиса – города Мехико – на белой стене Национального музея антропологии золотом высечены такие слова: «Веру в будущее народы найдут в величии своего прошлого. Пусть проходят цивилизации, но люди всегда будут помнить тех, кто жил прежде и кто создал мир, в котором мы сейчас живем».
Вот уже почти четырнадцать веков, со времени возникновения в Аравии ислама и включения в исламскую империю – и цивилизацию – некогда христианского Восточного и Южного Средиземноморья, ислам и христианство существуют бок о бок – всегда соседи, часто соперники, иногда враги. В некотором смысле каждая из двух религий определяется и очерчивается через другую. «Бог един, единственен и вечен», говорит Коран (112, 1-2). «Он не рождает, и не рожден, и нет Ему равного» (112, 3-4). Недвусмысленно отвергая в этих и других изречениях христианские догматы, ислам явственно дистанцируется от своего предтечи и утверждает собственную миссию, но в то же время исламские традиции, как и вся созданная под их эгидой цивилизация, проявляют глубокие сходства, объединяющие ислам с другими авраамическими религиями (иудаизмом и христианством).
И опять, как уже не раз бывало в прошлом, век скептицизма сменяется периодом интенсивного религиозного фанатизма. Религия, судя по всему, — важная человеческая потребность, которую нельзя с легкостью сбросить со счета и вышвырнуть за борт, каким бы утонченным и разумным ни было общество. Одни будут приветствовать этот тип веры, другие станут оплакивать его приход, но никто не сможет отрицать, что религия – одна из главных проблем нашего времени. Религиозный инстинкт чрезвычайно силен, и его можно использовать как во благо, так и во вред. Поэтому мы должны понять и внимательно изучить его проявления не только в нашем собственном обществе, но и в других культурах.
Человеку Запада трудно было понять бурную реакцию мусульман на вымышленный портрет Мохаммада в «Сатанинских стихах» Салмана Рушди. Казалось немыслимым, что какой-то роман способен вызвать такую убийственную ненависть. Эту реакцию и расценили как доказательство неискоренимой нетерпимости ислама. Особенно обеспокоились жители Британии, когда узнали, что в их собственных городах мусульманские общины не только живут сообразно явно чуждым им ценностям, но и готовы стоять за них насмерть. Поэтому утрата собственных культурных корней может оказаться весьма болезненным испытанием и даже в наши дни способна породить агрессивную, вызывающую религиозность в качестве самоутверждения. Так в писаниях мусульманских воинствующих радикалов враг определяется по-разному. Иногда это евреи или сионисты – два более или менее взаимозаменяемых термина; иногда христиане, миссионеры или крестоносцы, опять-таки более или менее взаимозаменяемые; иногда западные империалисты, ныне переименованные в Соединенные Штаты; иногда – хотя в последнее время редко — советские коммунисты. Но для многих фундаменталистских групп основным врагом и непосредственным объектом нападок являются местные секуляристы, пытающиеся ослабить и изменить исламские основы государства посредством основания светских школ и университетов, введения светских законов и судов, и тем самым закрывающие для ислама и его профессиональных выразителей две важнейшие области, в которых те прежде преобладали – образование и право.
С ранних пор исламское право установило в качестве одной из важнейших обязанностей главы мусульманского государства и общества ведение джихада, что обычно, хотя и неточно, переводят как «священная война». Арабское слово д ж и х ад дословно означает «усердие, приложение усилий, борьба» и часто сопровождается словами «фи сабил Аллах» — «на пути Божием». До не столь уж давнего времени оно чаще всего, хотя и не всегда, понималось как чисто военный термин. То был долг мусульманина, коллективный при наступлении, индивидуальный при обороне, — сражаться против неверующих. В принципе война должна была продолжаться до тех пор, пока все человечество либо не обратится в ислам, либо не подчинится власти мусульманского государства. До достижения этой цели мира в теории быть не могло, допускались только временные перемирия, которые по последствиям и длительности не слишком отличались от мирных договоров, перемежавших время от времени почти непрерывную войну европейских правителей друг против друга.
Обязанность джихада была в силе на всех границах ислама, за которыми лежали земли неверных, но между разными группами неверных проводилось важное различие. На восток и на юг от исламского мира, в Азии и Африке, жили язычники и идолопоклонники – поддающиеся обучению варвары, которые, за неимением собственной серьезной религии, считались самой природой созданными для принятия мусульманской веры и включения в исламское государство. И только в одной области, в христианском мире, ислам встретил упорное сопротивление. Тем самым джихад против христианского мира приобрел особый характер, ибо именно эти земли таили, как казалось в разные времена мусульманам, и величайшую опасность, и наиболее благоприятные возможности. Для арабов после завоевания Ирана и Средней Азии и неубедительных вылазок на границы Китая и Индии главным врагом среди «неверных» стала Европа. Спустя несколько веков того же мнения придерживались турки-османы. Местные вожди, конечно, вели джихад против местных неверных в Южной и Юго-Восточной Азии и в Африке южнее Сахары, но великий джихад велся в Европе, на главном театре военных действий между «Домом ислама» (Дар-уль-Ислам) и «Домом войны» (Дар-уль-Харб).
Поначалу казалось, что по всем признакам ислам должен восторжествовать, а Европа – склониться перед ним. Ислам, самая молодая религия, сложившаяся в 7 веке н.э., едва ли не с рождения стал мировой империей и мировой цивилизацией, простершейся на три континента, населенной множеством самых разных рас и народов, вобравшей в себя центры древнейших цивилизаций Египта и Благодатного полумесяца, к которым вскоре добавились Иран и Северная Индия. Мусульмане унаследовали греческую философию и науку, которые Европе предстояло открыть для себя лишь через несколько веков, государственное устройство Ирана, и даже многое из восточно-христианского и византийского наследия. В то время как Европа была зажата между исламом на юге, степью на востоке, океаном на западе и ледяными пустынями на севере, мир ислама поддерживал отношения, иногда выливавшиеся в военные действия, но часто вполне мирные, с богатейшими древними цивилизациями Индии и Китая. У одной из них мусульмане заимствовали позиционную десятичную систему обозначения чисел, у другой бумагу, что оказало большое значение на точные и гуманитарные науки, а также на систему управления и деловую жизнь. К услугам исламского мира была разносторонняя богатая культура, обширные пространства, людские и материальные ресурсы, сложная и процветающая экономика. В нем существовала к тому же разветвленная и законопослушная городская культура, настолько не похожая на европейскую, что еще во времена Османской империи европейские путешественники восхищались Стамбулом, по которому не только знать, но и воины ходили без оружия.
Из соседних с исламом цивилизаций только христианская была в принципе – по убеждению, по самосознанию, по замыслу – всеобщей. Христианство не замыкалось в определенных границах, подобно религиям Индии и Китая, но стремилось обратить в свою веру все человечество. На деле, однако, христианский мир до начала великих географических открытий ограничивался пределами Европы. Исключения, конечно, были, но большого значения они не имели. Христиане, которые находились под рукой мусульманских владык, не имели собственной государственности и в любом случае принадлежали к иным церквам и культурам.
Сегодня христианство – самая многочисленная религия в мире. Более 1,5 млрд. жителей планеты исповедуют своим спасителем Христа, Сына Божия – Вторую ипостась Божественной Троицы. Важным источником распространения Истины в наше время стали массовые средства коммуникации – интернет, спутниковое телевидение, радио. Немало способствует обращению ко Христу охвативший ряд мусульманских стран процесс экономической, культурной и политической глобализации. Наконец, в процесс взаимопроникновения культур на рубеже тысячелетий мощно вмешалась трудовая миграция больших масс населения.
В поисках лучшей доли тысячи мусульман из «третьего мира» устремились в экономически более развитые страны Евросоюза, Америку, Россию. Здесь, вместе с такими плодами христианской цивилизации, как образование, высокие технологии, права человека, многие из них принимают и христианскую веру. Однако на мусульманском Востоке, где, кажется, время застопорило свой ход, христианство и ислам веками сосуществуют, практически не пересекаясь. Отношения между двумя религиями регулируются суровыми законами шариата, внешне лишь косметически загримированными под демократию. Ближневосточное христианство представлено в регионе четырьмя своими главными направлениями: православием, католицизмом, нехалкидонскими церквами и протестантизмом. Всего же 28 христианских конфессий представляют интересы около 15 миллионов христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Арабов-мусульман при этом насчитывается более 150 млн. человек. При этом три четверти последователей Иисуса из арабских стран проживают в Ливане, Сирии, Ираке, Иордании. Больше всего христианского населения в Ливане – 34,2% от общего числа жителей и в Сирии – 16,7%, а также в Иордании – 8%, в Кувейте – 6%. В Египте и Судане христиане составляют соответственно 10% и 5% населения. В остальных странах христиане составляют менее 1% населения.
Украина по своему составу государство христианское. На ее территории проживают различные этнические группы. Отсюда культурные, исторические, нравственные и даже бытовые особенности проживания в христианском ареале, обусловленые влиянием этой веры.
К сожалению, за 70 лет господства атеизма была подорвана преемственность между поколениями, утрачено чувство того, что христианская вера – это «единое на потребу», и вне христианства морали не существует. Потому что абстрактный гуманизм не имеет подлинного содержания. Гуманистическая система, оторванная от христианской веры, закладывает основы неизбежной порочности человека и общества – поскольку критерий истины переносится из сакральной сферы в область человеческого своеволия. Наша культура понесла существенные потери – храмы разрушали, священников ссылали и объявляли идеологическими диверсантами, верующих считали людьми «второго сорта». Но, слава Богу, мы освободились от ярма атеистической идеологии… Однако это безвременье не осталось без последствий для нашего народа.
В Социальной Концепции РПЦ указывается, что фактически наше общество нуждается в повторной христианизации. Приятно осознавать, что сегодня идет активное восстановление православных храмов, создаются воскресные школы для детей и взрослых, люди активно принимают крещение, возрождается наша исконно-славянская культура и нравственность. Повторимся, морали вне религии не существует – общественная мораль обусловлена обязательным влиянием той или иной религии или ее отсутствием. На сегодняшний день большинство верующих нашей страны составляют славяне и приверженцы Православия.
Когда мы говорим о необходимости постройки исламского центра практически в самой колыбели Христианства – ведь древний Киев не случайно именуется матерью городов русских, — то напрашивается риторический вопрос – а зачем? Если бы подобная проблема со строительством такого центра возникла в Крыму, на территории, которая длительное время принадлежала татарскому населению, очевидно, подобных вопросов не могло бы возникнуть – строить ли мечеть или культурный исламский центр, или не строить.
Неужели в Белой Церкви проживает много мусульман? Есть ли они там вообще или проживают хотя бы в прилегающих к городку районах?
Могли бы вы, например, представить строительство православного собора (лютеранской кирхи, католического костела или баптистского молитвенного дома) на территории Саудовской Аравии? Вряд ли такая мысль может придти в голову какому-то чиновнику, т.к. Саудовская Аравия объявила свою территорию (а это 2,24 млн.кв.км.) «мечетью под открытым небом».
В Евангелии мы читаем о благоразумном строителе: «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек…» (Лк.14:28).
Мы сегодня еще не до конца отстроили свои христианские центры, храмы и возродили духовные ценности. Есть в Украине много общин, остающихся без храмов, где люди вынуждены ездить в отдаленные села на службы. Достаточно остро стоит проблема с сектантством и расколами. Большое миссионерское поле, помимо уже указанного, простирается на необозримые горизонты перед Православной Церковью сегодня.
Эти очевидные вещи, которые трудно оспорить, которые лежат на поверхности. Но хотелось бы несколько ближе ознакомить читателя с исламом, с этой достаточно загадочной и малоизвестной пока у нас религией. Насколько легко будет ассимилировать ее в украинское общество – вот актуальный вопрос сегодня, ответ на который мы постараемся найти.
Безусловно, что сторонники «умеренного ислама» не представляют опасности для нашего социума, но сегодня, как мы знаем, о себе достаточно жестко и последовательно заявляют сторонники т.н. «радикального» ислама, которые пытаются активно противостоять «либералам» от своей религии. Эта тенденция сегодня представляет реальную опасность. И в том числе потенциальную опасность для Украины.
Как ни странно, но из одного и того же источника – Корана – черпаются прямо противоположные позиции и принципы по ряду ключевых подходов к верующим других религиозных традиций, причем нетерпимость по отношению к иноверцам пытаются сделать легитимной именно благодаря кораническим сурам и аятам.
Чтобы нам не быть голословными, перечислим те места Корана, которые берут исламские фундаменталисты в качестве оправдания своих экстремистских действий:
Сура 2, аят 189 «И сражайтесь с ними, пока не будет больше искушения, а вся религия будет принадлежать Аллаху»;
Сура 4, аят 76 «Пусть же сражаются на пути Аллаха те, которые покупают за ближайшую жизнь будущую! А если кто сражается на пути Аллаха и будет убит или победит, Мы дадим ему великую награду»;
Сура 4, аят 91 «Не берите из них друзей, пока они не выселятся по пути Аллаха; если же они отвратятся, то схватывайте их и убивайте, где бы ни нашли их. И не берите из них ни друзей, ни помощников»;
Сура 3, аят 12 «Я брошу в сердца тех, которые не веровали, страх; бейте же их по шеям, бейте их по всем пальцам!»;
Сура 9, аят 5 «…избивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте!»;
Сура 9, аят 29 «Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в последний день, не запрещает того, что запретил Аллах и Его посланник, и не подчиняется религии истины – из тех, которым ниспослано писание, пока они не дадут откупа рукой своей, будучи униженными»;
Сура 47, аят 4 «А когда вы встретите тех, которые не уверовали, то – удар мечем по шее; а когда произведете великое избиение их, то укрепляйте узы»;
Сура 48, аят 29 «Мухаммад – посланник Аллаха, и те, которые с ним – яростны против неверных, милостивы между собой…»;
Сура 66, аят 9 «О, пророк, борись с неверными и лицемерами и будь жесток к ним!»;
Сура 98, аят 5 «Поистине, те из обладателей писания и многобожников, которые уверовали – в огне геенны, вечно пребывая там. Они – худшие из твари».
Мы видим, что эти стихи противоречат христианской нравственности и общепринятому праву.
Например, в русский «культурный текст» не «вписаны» обычаи кровной мести, которые характерны, скажем, для чеченского «текста». Поэтому родственники погибших на Дубровке заложников не стали рубить головы соплеменникам чеченских террористов, а подали в суд на правительство Москвы. Точно так же не характерны для русского «культурного текста» захват рабов и так называемые «акты отчаяния» с взятием в заложники женщин и детей для принуждения к чему-либо противника. Словом, террористы действуют не просто как люди, избравшие лично для себя путь террора, но и как носители вполне определенных «культурных текстов». То, что мы считаем варварством и дикостью, в их понимании вполне допустимо и даже естественно.
«Чтобы сбить эмоции, нужно осознать: то, что произошло в Нью-Йорке и Москве в начале 21-го века, вполне обыденно с точки зрения мировой истории, — утверждает известный церковный публицист о.Андрей Кураев. – Прорвался наружу один из ее главных конфликтов. Конфликт скотоводов и земледельцев. У них разные ценности. Земледелец привязан к своей земле и как ценность воспринимает стабильность. Для скотовода смена места и отвоевывание новых угодий для пастбищ – естественная составляющая образа жизни. Это конфликт, который проходит через всю историю человечества… По понятиям земледельцев для бесконфликтного соседства достаточно соседей оставить в покое. По понятиям скотоводов-кочевников успокоенные соседи есть беззащитная, законная и вкусная добыча».
Для понимания будущего мусульманского мира и его взаимоотношений с остальной частью человечества важно различать исламский фундаментализм и исламский экстремизм. Первый, как и любой другой религиозный фундаментализм, ратует за религиозное воспитание, соблюдение религиозных традиций в быту. Второй ставит своей целью распространение – силой, в том числе и на другие страны – исламской модели государства, исламских правил поведения в обществе и семье. Именно насильственным путем. Так, например, среди ваххабитов – сторонников радикального ислама — выделяют несколько групп:
Первая группа. Не только сами соблюдают нормы истинного ислама (личное следование религиозным заповедям, упорный труд, посещение мечети, соблюдение постов, простота в быту и одежде, ограничение сексуальных контактов и т.д.), но и требуют того же от остальных верующих, главным образом, от своих односельчан. При этом допустимыми считаются любые методы – от убеждений и уговоров, до насильственного физического принуждения.
Вторая группа. Стремится навязать свои нормы поведения и религиозного мировоззрения не только единоверцам, но и приверженцам других религиозных традиций.
Третья группа. Представляет гораздо большую опасность, т.к. озабочена идеей создания исламского государства – пресловутого исламского халифата. Здесь происходит соединение ислама и власти, но по возможности мирным путем.
Четвертая группа. Представляет максимальную опасность, являясь сторонниками «чистого ислама», которые считают вооруженный джихад единственной формой достижения своей цели.
Или как, например, можно понять, почему люди, чья религия предписывает милосердие, делали то, о чем рассказывала итальянская журналистка Ориана Фаллачи:
«…я расскажу вам о казни двенадцати «нечистых» юношей в Дакке в конце войны в Бангладеш. Их казнили ударами штыков в грудь и живот на стадионе в присутствии двадцати тысяч правоверных, которые аплодировали во славу Аллаха со скамей. Они гремели «Аллах акбар, Аллах акбар»… После того, как двенадцать «нечистых» были казнены, маленький мальчик бросился к палачам, чтобы спасти брата, приговоренного к смерти. Они размозжили ему голову сапогами… В заключение этой резни двадцать тысяч правоверных (многие из них женщины) оставили скамьи и сошли вниз на поле не толпой, а в организованном порядке, торжественно. Они медленно образовали очередь и опять во имя Аллаха прошли по трупам, все время крича «Аллах акбар, Аллах акбар». Они уничтожили их как небоскребы в Нью-Йорке. Они превратили их в кровавый ковер, покрытый раздробленными костями».
Серьезным богословским источником экстремизма является т.н. принцип «насх» (принцип отмены) – отмена прежде ниспосланных Божественных откровений, — который, естественно, не признается в отношении самого ислама. В соответствии с этим принципом религиозные основы иудаизма и христианства оцениваются исламом как несостоятельные (отмененные). Отменены также некоторые противоречивые высказывания из Корана. Поэтому в исламской литературе, предназначенной для внутреннего пользования, часто встречаются весьма негативные тексты в отношении других мировых религий. В частности, Православие однозначно рассматривается как антиисламское вероучение. Следует попутно отметить, что в Православии «принцип отмены» невозможен в связи с полнотой Божественного Откровения и непременной преемственностью в этой христианской ветви.
В отличие от христианства, исламу не открыта истина о любви как одной из основ внутреннего сверхбытия Бога и Его проявлений в мире, всей религиозной жизни, т.к. в мусульманском богословии Аллаху не приписывается атрибут, качество любви (сыфаты Аллаха: существование, безначальность, бесподобие, самодостаточность, самобытность и т.п.).
Ислам не знает, что такое Евхаристическая Жертва, спасающая человека Божественная любовь…
Ислам, в связи с отсутствием в нем единой иерархической структуры, четких доктрин и ясных стратегических распоряжений основателя вероучения (по причине внезапной смерти) порождает внутри себя множество по существу равноправных разнообразных направлений и толкований. Например: хариджиты, делающие упор на демократию и выборность; сунниты, которые делятся на богословско-правовые школы: ханафизм, моофизм, маликизм, ханбализм и т.д. Поэтому один из ключевых принципов ислама – это следование авторитету (таклид).
По отношению к источнику духовной власти всех последователей ислама можно разделить на т р и основные группы:
1. с у н н и з м (здесь лидером может быть лишь потомок Мухаммада, его родственник);
2. ш и и з м (лидером может быть только прямой потомок Мухаммада по линии Али, четвертого халифа, женатого на дочери пророка);
3. х а р и д ж и з м (лидером может быть любой мусульманин, избранный на общем собрании).
Уже отмеченное нами экстремистское движение в а х х а б и з м а сформировалось в Аравии в ходе борьбы за независимость (не без помощи английских спецслужб; имеется в виду, прежде всего, деятельность английского разведчика Лоуренса). В основе его лежит стремление к возврату чистоты ислама (в понимании ваххабитов), враждебность к иноверцам и иным толкованиям ислама, агрессивный прозелитизм и миссионерство.
Традиция ислама делит весь мир на три группы народов и стран: принявших это вероучение, политически покорившихся исламским государствам (покоренные неверные) и зона религиозно-политической войны (собственно, джихад).
Турецкий мусульманский ученый Мухаммад Фетхуллах Гюлен определяет джихад как «любой поступок, совершаемый во имя Аллаха, гнев во имя Его и любовь во имя Его». Джихад предполагает победу как на внутреннем, так и на внешнем фронте. Джихад состоит из трех направлений: великого, малого и военного. Духовная борьба, пишет этот ученый, является великим джихадом. Великий джихад – это сознательное выполнение своих обязанностей и состояние постоянной борьбы с самим собой, со злобой, завистью, самолюбием, гордостью, спесью, заносчивостью и другими губительными и разрушающими чувствами животной плоти. Малый джихад – физическое выполнение обязанностей, которые предписывает соблюдать человеку его вера.
Третий и последний вид джихада – джихад асчер, или самооборона от неприятеля. Именно на него чаще всего ссылаются террористы в обоснование своих злодеяний. Забывая при этом, что этот вид джихада
оговорен в Коране рядом строгих правил, и нарушение их является тяжким преступлением.
Действительно, читаем в Коране следующее: «Позволение сражаться дано тем, которые подвергаются нападению, ибо они были обижены – и точно, Аллах имеет власть помочь им. Тем, которые были беззаконно изгнаны из домов своих потому только, что сказали: «Владыка наш есть Аллах».
В то же время, читаем дальше, это не означает ведение религиозной войны с христианами и иудеями, что, как мы видели выше, происходит в целом ряде исламских стран. В суре 40, аяте 42 сказано: «И если бы Аллах не отражал одних людей посредством других, истинно были бы разрушены монастыри и церкви, синагоги и мечети, и в которых многократно поминается имя Аллаха. Истинно, Аллах силен и могуч. Истинно, Аллах поможет тому, кто помогает Ему. Тем, которые, когда утвердятся на земле, будут соблюдать Молитву, платить Закят (2% в пользу бедных. — Прим.автора), призывать к добру и возбранять зло. И конец всех дел пребывает в руке Аллаха».
Таким образом, агрессия против мирного населения или страны – это не джихад. Воины неприятеля могут быть пленены, но похищение мирного населения – не джихад. Преднамеренное разрушение собственности, включая святые места любой религии – это не джихад. Противостояние в личной вражде – тоже не джихад. Но каждое из этих правил ведения джихада попирается экстремистами.
Мухаммад в разные периоды жизни во исполнение джихада рекомендовал не искать конфликта даже с язычниками (не говоря уже о христианах и иудеях), кто бы они ни были, а когда есть возможность, стараться склонить их к истинной вере «мудростью и хорошим увещеванием», а также утверждал, что «нет принуждения в вере».
В рамках Великого джихада (джихаде акбер), то есть основного, позже появились такие понятия, как «джихад сердца», подразумевающий борьбу, прежде всего, с собственными несовершенствами; «джихад языка» — когда верующий говорит одобрительно о богоугодном и порицает греховное. И «джихад меча», под которым понимается уже прямая вооруженная борьба с неверными, сулящая участникам райское блаженство – его также называют «газават» или «фатх» — завоевание, победа. В такой войне строго запрещается убивать женщин, детей, стариков и невооруженных священнослужителей любого вероисповедания. Это строго оговорено в Коране: «Кто убьет душу не за душу и не за преступление, тот подобен убийце всего человечества» (5:32).
Однако ваххабиты интерпретируют эти положения по-своему. Сегодня к потенциальной причине экстремизма необходимо отнести и сильную политизацию ислама, вытекающую из особенностей толкования Корана и законов шариата. Шариат считается прямым путем познания Аллаха, в отличие от суфизма – мистического пути Его познания. Поэтому исламское право часто имеет всеобъемлющий, регламентирующий и весьма экстремистский характер. Даже современные прогрессивные исламские правоведы сталкиваются со значительными трудностями в попытках согласовать однозначные и категоричные требования шариата с общепринятыми нормами права, в первую очередь относящимися к правам человека.
Чтобы не быть голословными, приведем некоторые тексты законов шариата, взятые из мусульманской книги «Изложение начал мусульманского законоведения», изданной в 1850г. в Петербурге и основанной на достоверных, уважаемых и важных мусульманских источниках всех направлений и толкований, переизданной в 1991г. издательством «Адир» в Москве по заказу Советского общества мусульман тиражом 250 000 экз.
Читаем на стр.103-107: Джихад – религиозная война, обязательна для каждого мусульманина, совершеннолетнего, здорового, в полном уме и свободного. Пророк Мухаммад говорил: «Один день войны более ценится Богом, чем целый месяц поста».
Религиозная война предпринимается в трех случаях (в некоторых экстремистских течениях неверие в догматы ислама считается уже достаточной причиной для начала войны):
1. Против неверных, неповинующихся власти мусульман;
2. Против тех, которые хотя и находятся под властью мусульман, но отказываются от повиновения и уклоняются от платежа податей;
3. Против тех, которые восстают против имамов, хотя бы они и были мусульмане, — и вообще против всех тех, которые сами начинают военные действия.
С неправоверными не заключается окончательного мира, а только одно перемирие, которое может быть прервано в любое время, лишь только начало войны покажется для мусульман выгодным.
Всякое движимое имущество, взятое у неприятеля, входит в военную добычу (фай) и поступает в общий раздел всему войску. Все мужчины, взятые в плен, если не примут ислам, должны быть убиты, а женщины и дети поступают в неволю. Земля в завоеванной стране поступает в пользование мусульман по разделу имамом, которому принадлежит вся власть над этими землями.
Неправоверные, платящие подать (джазью), ограждаются мусульманами в своих правах, они должны оказывать особое уважение к правоверным; они должны отличаться от мусульман особой одеждой; строения их домов не должны быть выше и красивее жилищ правоверных и т.п.
Эти законы, естественно, противоречат христианской нравственности и общепринятому праву. По поводу экстремистского взгляда на джихад в некоторых современных течениях ислама можно узнать в книге Лотфуллина И.М., Ислаева Ф.Г. «Джихад татарского народа. Героическая борьба татар-мусульман с православной инквизицией на примере истории новокрещенской конторы», Казань., 1998.
В ней в качестве рекомендации к подражанию, в частности, рассказано об убийстве – закапывании живьем в землю – большой группы (с.154)
мирных православных христиан, шедших крестным ходом в Татарии.
Приведем попутно несколько исторических примеров деятельности радикальных исламистов в прошедшем столетии: геноцид армян, осуществленный турками; геноцид, осуществленный радикальными мусульманами в Бангладеш – вырезано более 3 млн. «неверных»; в Восточном Тиморе убито 200 тысяч христиан; в Индонезии и на Филлипинах проходили кровавые массовые расправы с христианами; в Кашмире – убийство мусульманами сикхов и индусов; в суданском Дафуре вырезано 50 тыс.человек. Не так давно потрясла трагедия с убийством православного священника Даниила Сысоева прямо в московском храме во время богослужения. Недавно (июнь, 2011) был убит ректор исламского университета в Дагестане… Этот список можно продолжить.
Широко известны многочисленные непрекращающиеся зверские террористические акты радикальных исламистов, влекущие массовые жертвы неповинных людей.
В ноябре 2002 года газета «Голос Крыма» (орган Верховной Рады Украины) опубликовала весьма симптоматичное интервью с «известным писателем-тюркологом» Рафаэлем Безертиновым, побывавшем в Симферополе. «Известный тюрколог» много говорил о великом прошлом тюркских племен, об их древней культуре. Потом писатель посетовал на «унизительное состояние» тюркских народов, живущих «в окружении враждебных этносов», (это, очевидно, о нас) и заявил:
«Борьба этносов за выживание, за «место под солнцем» никогда не прекращалась и не прекратится, и если в Крыму или Татарстане не гремят взрывы, как в Чечне, то это не значит, что борьбы нет. Если сегодня крымские татары лишены собственной земли, не имеют собственности, государственности, то объяснять это только несовершенством законов Украины наивно. Украиной правят конкретные лица конкретной национальности… На мой взгляд, ошибочно определять друзей и врагов лишь по их партийной принадлежности. Корпоративные интересы отдельных этносов посильнее партийных программ и долговечнее уставов. Так что делайте выводы и меняйте подходы». Комментарии, очевидно, излишни.
Однако в наибольшей степени приходится сталкиваться с таким проявлением радикального ислама россиянам. Взрываются многоэтажки в Москве, пускаются под откос пассажирские поезда, производятся взрывы пластида на центральных улицах столицы – и за все ответственность на себя берут радикальные исламисты. Понятно, что это явление не местного происхождения, а экспортировано к нам. Ваххабизм – это особое религиозное течение внутри суннизма, не являющееся отдельной конфессией. Свое название ваххабиты взяли по имени духовного лидера 18-го века Ваххаба, который боролся с английским колониализмом под лозунгом джихада и «чистоты веры». То есть не только национального освобождения арабов, но очищения суннитского ислама от «наслоений». Таких, например, как восточный обычай оплакивать умерших, поскольку смерть – это праздник для отправившегося к Аллаху; как почитание святых ислама и святые места паломничеств, кроме Мекки и Медины и др.
В настоящее время ваххабистское учение является государственной идеологией Саудовской Аравии. Ваххабиты имеются также в арабских эмиратах Персидского залива и в ряде государств Азии и Африки.
Обо всем этом мы должны серьезно задуматься прежде, чем открывать исламские центры в Украине, в том числе и в Белой Церкви. Действительно, согласно притче из Лк.14:28 стоит сесть и осмыслить, что принесет строительство подобного центра нам, и каковы будут отдаленные перспективы его существования в славянском ареале.
В заключении следует отметить, что в настоящее время определенные внешние и внутренние деструктивные силы, враждебные православному миру, стремятся нарушить его традиционный конфессиональный баланс и религиозную идентичность. Сегодня наблюдается активная поддержка радикальных направлений ислама. Искусственно создаются новые объединения мусульман, которые возглавляются экстремистами и финансируются различными организациями типа «Исламские банки развития» преимущественно за счет зарубежных валютных средств и иных структур. Проталкиваются проекты т.н. «Русского ислама». Общественная просветительская организация «Исламский конгресс» попускает издание провокационных книг вроде «Манифест Новой России: третий путь – прямой». Распространяются географические карты пресловутого Всемирного халифата, где, кстати, Украина уже поглощена зеленым колором ислама. Проектируются и строятся огромные мечети в традиционно православных населенных пунктах и территориях. Большое давление оказывается на православные объединения татар и кавказских народов.
Например, российских мусульман настраивают против сугубо светских учебных программ по преподаванию «Основ православной культуры» в школах, против института военных священников (капелланов) в армии. Но в эту разрушительную деятельность может быть втянута и Украина.
Вместе с тем православные христиане по своей вере, традициям и обычаям всегда были в социальном, человеческом и бытовом отношении терпимы к иноверцам. Заповедь Господа нашего Иисуса Христа призывает любить ближнего. А ближний для православных – любой человек, независимо от веры, национальности, возраста, социального статуса и иных качеств. Поэтому в наше трудное время, связанное не только с экономическими проблемами, Православие должно быть на благо Отечества источником социального мира и гражданского единения представителей всех традиционных культурообразующих религий, охранителем духовной безопасности нашего общества.
Использованные источники:
Ислам классический. Энциклопедия. М., ЭксМо, СПб., Мидгард., 2005.
Бернард Луис. Ислам и Запад. Библейско-богословский институт св.ап.Андрея. М., 1993.
Карин Армстронг. Мухаммад. История Пророка. Изд.София., 2008.
Норман Гайслер, Абдул Салиб. Сын свободной. Изд.Заман., 2002.
Хрестоматия по исламу. М., Наука. Восточная литература., 1994.
Хвыля-Олинтер А.И. Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества. Изд.Даръ., М., 2008.
Путилов С. Крест в мире полумесяца. Изд.Благо., М., 2006.
Сборник «Терроризм и религия». Общественно-консультативный совет по проблемам борьбы с международным терроризмом. РАН., Наука., 2005.
Ориана Фаллачи. Гнев и гордость. Отрывок книги, опубликованной на сайте
www.judea.zu
Андрей Кураев, диакон. Как бороться с терроризмом без спецназа. «Известия», 13.11.2002.
Измайлов Э. «Рафаэль Безертинов: Желаю вам добиться главной цели», «Голос Крыма», №46(470), 22 ноября 2002.
Владимир Легойда: «Проблема церковного раскола на Украине может быть разрешена»