Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Заступница и Путеводительница
(Слово после молебна)
Дорогие о Господе отцы, братья и сестры, дорогая наша православная молодёжь!
Я рад приветствовать всех участников съезда «Содружества православной молодёжи» на благодатной крымской земле. Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение», с которой вы прибыли сегодня на нашу святую землю недаром называется Одигитрией — путеводительницей. В течение столетий она сопровождала наш народ в годину скорбей и испытаний, являя заступление Пресвятой Богородицы о нашей земле и о нашем народе.
Самое время её явления было временем тяжких испытаний для нашего Отечества. Русь, разоренная полчищами Батыя, пришла в полное запустение. 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, небольшая дружина охотников из Рыльска прибыла на охоту к реке Тускоре, в 27 верстах от Курска. Один из этих охотников, муж благочестивый и благоговейный, высматривая добычу в лесу, нашел небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева. Едва он поднял икону, чтобы рассмотреть её, как из того места, где лежала святая икона, забил сильный многоводный источник чистой воды. Икона оказалась «Знамения» Божией Матери. Жители Рыльска, узнав о новоявленной иконе, стали посещать её для поклонения, и от иконы стали источаться многочисленные чудотворения. Рыльский князь Василий Шемяка, узнав об иконе, приказал перенести её в Рыльск, что и было сделано с большим торжеством: весь город вышел навстречу чудотворной иконе, приближавшейся с крестным ходом. Только сам князь уклонился от участия в этом торжестве — и ослеп. После усердного покаяния и молитв перед иконою он опять прозрел. В благодарность за это он соорудил в Рыльске храм Рождества Пресвятой Богородицы, где и была поставлена икона, и с тех пор, в день явления её 8 сентября, установлено ежегодное празднование. Но недолго пробыла икона в Рыльске. Трижды она чудесно исчезала из Рыльска, и её находили в том месте, где она явилась впервые охотнику. После этого рыльчане поняли, что Божия Матерь благоволит, чтобы икона оставалась на месте явления и соорудили новую часовню, где и оставили её навсегда.
В 1385 году Курская область была снова опустошена татарами. Они хотели сжечь часовню и икону, но деревянная часовня не загоралась. Живший при часовне священник, о. Боголеп, объяснил им, что причина этого чуда — в иконе. Тогда разъярённые татары разрубили икону пополам и разбросали половинки в разные стороны, а часовню сожгли. Священника они взяли в плен, и он в Крыму пас татарские стада. Спустя некоторое время он был выкуплен послами Московского князя, приходившими в Орду, и возвратился к месту, где была часовня. После долгих поисков с постом и молитвою он нашел обе половинки святой иконы, сложил их вместе, и они срослись так, что не осталось никакого следа от разреза, и только на его месте выступило нечто, «аки роса». Город Курск был восстановлен в 1597 году, при царе Феодоре Иоанновиче, и тогда же, по его повелению, икона была доставлена в Москву, где благочестивый царь много молился перед ней и вставил её в раму с изображением Господа Саваофа вверху и пророков, пророчествовавших о Божией Матери, по сторонам. Царица Ирина Феодоровна украсила икону богатой ризой, после чего икона вернулась обратно в свою часовню. В том же году, с помощью царя, на месте часовни был воздвигнут храм Рождества Пресвятой Богородицы и основан монастырь, а над источником на месте явления Иконы выстроена была другая церковь во имя Живоносного Источника. Новый монастырь стал называться Коренной пустынью, в память явления иконы при корне дерева.
В 1598 году, при нашествии крымских татар на юг России, святая икона была для большей безопасности перенесена в Курск, а в пустыне был оставлен точный список с нее. В 1603 году Лжедмитрий I взял её из Курска в свой лагерь в Путивль, а затем в Москву, где она находилась в царских хоромах до 1615 года. Когда она вернулась по повелению царя Михаила Феодоровича в Курск, то была поставлена в Курском соборном храме, а в 1618 году — в соборе Знаменского монастыря. С тех пор большую часть года икона проводила в Курске, а в Коренную пустынь она переносилась лишь на время. Икона и её списки сопровождали русское воинство во многих походах. В 1676 году икона путешествовала на Дон для благословения Донских казачьих полков. В 1684 году Государи Иоанн и Петр Алексеевичи прислали в Коренную пустынь список с иконы с повелением, чтобы он список сопровождал в походах православных воинов. В 1687 году икона посылалась в «большой полк». В 1689 году списки с иконы были даны полкам в Крымский поход. В 1812 году список с иконы был послан к князю Кутузову в действующую армию. Перед этой иконой молился и ещё ребенком получил свое первое исцеление преподобный Серафим Саровский.
Много чудес от неё произошло и в древние, и в новые времена. Так, в ночь с 7 на 8 марта 1898 года злоумышленники революционеры-безбожники решили взорвать чудотворную икону, но, несмотря на страшные разрушения в соборе вокруг иконы, сама икона осталась невредима. Этим чудом ещё большее число неверующих, в том числе и сами революционеры, обратились к вере. 12 апреля 1918 года икона была украдена из собора Курского Знаменского монастыря, ограблена, но 2 мая опять была найдена, и вернулась на свое место. Наконец, в 1919 году, в сопровождении епископа Курского и Обоянского Феофана и нескольких из братии Знаменского монастыря, икона ушла за границу, через Константинополь, в братскую Сербию. В 1920 году она вновь, по просьбе генерала Врангеля, посетила землю Русскую, побывав в Севастополе, Ялте и, по некоторым свидетельствам, в Симферополе, сопровождаемая епископом Севастопольским Вениамином (Федченковым), где и оставалась до общей эвакуации Русской Армии генерала Врангеля в первых числах ноября 1920 года. Икона возвратилась в Сербию, где и пребывала до 1944 года, когда, вместе с Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви, выехала за границу, находилась в Мюнхене, при митрополите Анастасии. С 1957 года икона пребывает в посвящённом ей главном соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке.
И вот, ныне милостью Божией эта великая святыня вновь прибыла на нашу Богоспасаемую землю, принеся с собой благословение Божие всем нам. К ней, как живоносному источнику, ныне устремлены сердца миллионной православной паствы Симферопольской и Крымской епархии и, прежде всего, той православной молодёжи, которая собралась здесь, у мощей Святителя Луки.
Это очень символично, ведь Святитель был не только архипастырем, всемирно известным хирургом, но и великим педагогом. Всю свою жизнь он и словом и делом наставлял молодёжь, обучая не только врачебному искусству, но и христианской жизни. Он всегда возносил свои молитвы к Пречистой Деве о том, чтобы Она руководила ним в течение многолетних ссылок и во время пребывания в тюрьмах и лагерях. Матерь Божия всегда сугубо покровительствует православной молодёжи, духовно сопровождая её в бушующем море житейском, и в этом смысле, конечно же, каждый из нас должен призывать молитвенно в помощь нашу общую Матерь — Одигитрию духовную Путеводительницу. Молодёжное служение — сугубое служение нашей святой Матери-Церкви, на которое обращает особое внимание Святейший Патриарх Кирилл.
«Большое значение имеет первое впечатление от контакта молодого человека с церковным миром. Для него это серьезное событие, к которому он подходят с неподдельным интересом, и которое надолго ему запоминается»,- сказал Святейший Патриарх Кирилл, обращаясь к духовенству. И в этом ключе крайне необходимо, чтобы помимо духовенства, в церковной ограде молодого человека встречал некий молодёжный лидер, который помог ему сориентироваться в совершенно незнакомой среде. Подобные съезды как раз и призваны помочь решить эту задачу в рамках всей полноты нашей святой Матери-Церкви. В Симферопольской и Крымской епархии данная задача уже частично реализована. Уже более 10 лет существует Объединение православной молодёжи Крыма, которое ныне преобразовано в епархиальный отдел по работе с молодёжью. Проводятся многочисленные встречи, акции, молодёжные лагеря. Молодёжные центры действуют во всех благочиниях и практически при каждом храме. Главный принцип работы, которым руководствуется епархия в работе с молодёжью, — ненавязчивая передача веры, осторожное, чуткое и предельно терпимое отношение к человеку — это залог успеха в деле церковного просвещения. Современным молодым людям, часто ищущим религиозные ответы на мировоззренческие вопросы, необходимо не только сказать, куда и как двигаться, но и помочь обрести интерес и радость на пути воцерковления.
Уверен, наша православная молодёжь (особенно студенчество) должна принимать самое активное участие в просветительской работе, так как молодой верующий человек способен научить сверстника собственным примером. Юноша или девушка, занимающиеся молодёжным служением, должны помогать людям двигаться к Богу, независимо от того, достигли они сами вершин духовного совершенства или нет. Именно в этом потенциал того, что теперь принято называть «лидерскими качествами». Но, самое главное, о чем мы не должны забывать,— это о том, что понять молодёжь можно только в том случае, если мы научимся её слушать. Будем же помнить, что молодёжь — это будущее нашей Церкви. Вы — наша надежда, вы — плод спасительного сеяния Церкви-мученицы, украсившейся порфирой страданий в бурном XX веке, и сохраненной молитвами Пресвятой Богородицы, выведшей наш народ из тьмы безбожия к Свету Христову.
Призываю Благословение Божие и Пречистой Девы, чудотворящей в иконе Своей Курской-Коренной на всех участников съезда «Содружества православной молодёжи».
Заседание Священного Синода РПЦ
Святейший Патриарх Кирилл. Религиозная традиция и вечные вопросы