Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

14.07.2011. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Митрополит Ириней: «Священник должен идти к людям»

Управляющий Днепропетровской епархией УПЦ митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней рассказал корреспонденту журнала «Народный депутат» о церковной жизни на Днепропетровщине.

— Владыка, вы много лет уделили возрождению православия на Днепропетровщине. Чем отличается церковная жизнь в настоящий момент и в начале независимости нашего государства?
— В Днепропетровск я приехал в 1993 году. Город и тогда было красивым, зеленым, но действующих храмов в нем было лишь 7, а всего в области – не более как 25. Епархия объединяла приходы всей области, но их было не так много. Должна была совершиться большая работа по строительству храмов, возрождению духовности, развитию церковной жизни. Не лучше обстояли дела и в областном центре. Управление епархии ютилось в маленьком помещении, а я жил в сторожке на территории Свято-Троицкого кафедрального собора. Так все начиналось.
Однако уже сегодня, через 18 лет, лишь в одной нашей епархии – свыше 300 храмов. Кстати, на территории Днепропетровской области теперь уже не одна, а три епархии. Через несколько лет по приезду я переговорил с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром об открытии епархии Криворожской и Никопольской. Ведь в нашей области много городов, а в них – немало жителей. Лишь в одном Кривом Роге проживает около 700 тысяч. Руководителем епархии назначили очень достойного человека – епископа Ефрема (ныне – архиепископ). А недавно Блаженнейший Митрополит Владимир принял решение открыть еще одну епархию – Днепродзержинскую и Царичанскую. К ней отошли от нас три района – Петриковский, Царичанский и Магдалинивский, от архиепископа Ефрема – Верхнеднепровский, Солонянский и Криничанский. Что же, решение правильное, Днепродзержинск – большой промышленный город, епархию там возглавляет епископ Владимир. Недавно мы втроем, в братском единении совершали в Кривом Роге служение Божественной литургии. В дальнейшем планируем встречаться чаще в разных приходах.

— В 1990-е Церковь, вероятно, имела большой недостаток священников? Как вы разрешили эту проблему?
— Бог посылал людей, которые желали быть священниками, я их рукополагал, и они заочно учились. Как правило, все имели светское образование, но душой принадлежали Православной Церкви. А теперь мы ежегодно отправляем на учебу в духовные семинарии не менее как 15 достойных молодых людей, которые имеют искреннее желание посвятить себя служению Господу. Причем едут они в разные города: Полтаву и Чернигов, Киев и Одессу, Санкт-Петербург и Москву, Почаев и Белгород… Недавно, например, один юноша захотел учиться в Омске. Трудно перечислить все города, где есть духовные учебные заведения. Но по выпускникам вижу, как крепнет единство между духовными семинариями. Их много, но все они – как одна.
Обычно я не даю молодым священникам засиживаться: хочу, чтобы они повышали свой образовательный уровень, учились в академиях. Ведь сейчас такое время, когда люди тянутся к тому, кто имеет знание, кто может ответить на трудные вопросы жизни, дать мудрый совет.

— Да, сегодня у нас много молодых образованных священников, и это радует. А что, по вашему мнению, главное в их служении?
— Мне нравится, что молодые священники не боятся никаких трудностей, что они охотно едут в село, создают там общины, строят храмы, готовы работать «с нуля». А это одно из главных наших заданий – возрождать духовность в селах, там, где людям особенно трудно. Мне чрезвычайно приятно, когда молодой священник говорит: «Ведь я знаю, что все это непросто». Значит, он готов работать вместе с людьми и по кирпичику возводить стены церкви.
Я с ними встречаюсь, разговариваю и обязательно советую: «Не сидите в храме, ожидая, что в воскресенье к вам кто-то придет». Так служить нельзя. Священник должен сам идти к людям – на поля, на фермы, в школы. С людьми нужно знакомиться, общаться, во всем помогать. Начинается, например, посев. Значит надо освятить первую борозду, семена, поля, технику. Священник в селе должен стать своим для прихожан, а его личность, как будто магнит, должна притягивать людей к Церкви. От него много зависит. Если в селе хороший священник, то и молодежь оттуда неохотно будет выезжать, больше ее останется на малой родине, и спонсоры для строительства храма найдутся, и фермеры священнику во всем будут помогать.
Село должно крепчать, поэтому «как попало» работать уже нельзя. И храм — это не только стены, это — духовный центр. При каждом обязательно должна быть воскресная школа, где детей учили бы отличать добро от зла, любить людей, учили бы заповедям Божиим. На собраниях обсуждаем, как наладить их работу, чтобы она была эффективной. При епархии создали методический кабинет, который обеспечивает эти школы пособиями. Но дело даже не в них. Для священника главное — организовать школу, а преподавать там охотно будут учителя-пенсионеры, которые имеют большой опыт работы, знают, как объяснить детям, что такое добро и почему на зло нельзя отвечать злом.

— Владыка, к вам может зайти любой человек и поделиться своими проблемами и сомнениями. Вы каждого выслушиваете и даете совет. О чем обычно рассказывают люди, на что жалуются?
— Ежедневная жизнь у меня насыщенна. Я охотно встречаюсь с людьми. А приходят чаще всего с вопросами личными, когда в семье возникают неурядицы, когда отношения супругов на грани разрыва. Случается, приходят вдвоем и говорят: «Мы от вас пойдем уже врознь и больше не встретимся». А я спрашиваю: «Детки есть? Как это вы не встретитесь? Вы венчались. Я благословляю вас, и вы останетесь вместе».
Это такой трудный вопрос — семейная жизнь. Человек должен понять: Жизнь — это подвиг, мы — дети Божьи. Нужно проявлять и мудрость, и терпение, и мужество. Нужно иногда о детях думать больше, чем о себе. Зачем же сразу после ссоры принимать решение о разводе?
Как-то одной такой супружеской паре я сказал, что благословляю их на месяц на общую жизнь. Сначала пусть она командует, а он терпит, потом — он командует, а она подчиняется. Через месяц приходят вдвоем и просят, чтобы я благословил их на два месяца общей жизни. Потом попросили благословение еще на шесть. Знаете, от креста такая сила исходит! Главное, чтобы люди в тяжелые моменты жизни обращались к священникам. А архипастырям никак нельзя быть формалистами, нужно уметь находить и нужные слова, и мудрые советы. И все пропускать через свое сердце.
Еще был случай. Приходит пожилая женщина и просит благословения на переезд к дочери в другой город. Она одинока и перед отъездом хочет продать дом. «А вы там были?» — спрашиваю. Оказывается, что не была. Советую поехать и пожить, присмотреться. За какое-то время приходит и благодарит за совет, говорит, что передумала ехать — здесь подружки, знакомые, соседи, а там — дочка идет на работу, а она остается одна в одиночестве.
А еще приходят и просят благословения, чтобы бросить курить. И бросают. В таких случаях советую, чтобы ходили на исповедь и говорили: «Господи, я не могу освободиться от греха. Помоги мне справиться с этой бедой». И Бог поможет, появится сила воли, чтобы преодолеть грех. А когда человек еще и Причастится, то непременно найдет силу воли.
Мы должны быть толерантными к другим. Над этим нужно трудиться, чтобы в общении проявлять свою культуру, выдержку, вежливость, смиренность. Нельзя поддаваться разочарованию, отчаянию. В жизни, какой бы она не была тяжелой, всегда есть выход. Вот если в машине сел аккумулятор, мы его несем к розетке на зарядку. А если человек устал, стал нервным? Нужно идти на исповедь, на Причастие — и все наладится.
Сейчас трудное время — кажется, что все разрешено. И нужно иметь силу воли, чтобы отказываться от зла и не плыть по течению жизни. Как говорил апостол Павел: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12). Отстраняясь от всего плохого, следует различать добро и зло, разбираться, что тебе пойдет на благо, а что во вред. И брать все светлое, чистое, радостное. И плакать нужно на молитве, а не в повседневном разговоре с людьми. Нельзя ввергать окружающих в состояние, подобное твоему. Нужно терпеть. В пост очищать сердце, помыслы. Ведь мы подметаем пол, убираем жилье. Так же следует наводить порядок в душе.

— Каждая епархия имеет управление, которое помогает архиерею выполнять задание по развитию приходов и активизации церковной жизни. Какие направления и программы помогают вам в этом?
— Наше епархиальное управление пять лет назад отпраздновало свое второе рождение. Мы переехали в новое здание, и это послужило стимулом в нашей работе. Имеем шестнадцать отделов и одну комиссию, которые планируют свою деятельность и координируют работу приходов по разным вопросам церковной жизни. Это отдел религиозного образования и катехизации, миссионерский, по благотворительности и социальному служению, пресс-служба, издательский и комиссия по канонизации святых и реабилитации священнослужителей и православных мирян, которые пострадали в годы советской власти.
Когда я переехал в Днепропетровск, провели первый фестиваль Рождественских песнопений. Теперь их прошло уже 18. А Пасхальных провели 8.
Все эти программы как будто обогащают кислородом душу, делают ее богаче. Вообще о деятельности отделов и комиссий можно рассказать много интересного. В нашей епархии были как мученики и исповедники, так и простые верующие, которые пострадали в годы лихолетий и гонений на Церковь. Мы пытаемся возобновить историческую справедливость. Из шести святых, канонизованных в нашей области, все — новомученики. Собираем документы для канонизации местночтимых святых — основательницы и первой игуменьи Знаменского монастыря Елизаветы и протоиерея Александра. Их останки покоятся в Покровском храме села Рубановское Васильковского района.
Отдел религиозного образования и катехизации заботится об образовании людей разного возраста, далеких от церкви, и христианским образованием людей верующих. Обычно это происходит в воскресных школах. Но, конечно, образцом такого воспитательного и образовательного центра является Центр Православной Культуры «Лествица». Упомянутый отдел разрабатывает также методические рекомендации по преподаванию христианской этики в школах, проводит курсы для тех, кто преподает этику, семинары и «круглые столы».
Воскресных школ у нас около 125. Изучаемые в них предметы — Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, катехизис, литургика, история Церкви, церковнославянский язык, жития святых, церковное пение, изобразительное искусство, уроки нравственности, уроки патриотического воспитания, рукоделия и др. Работа с детьми и молодежью очень важная. Ребенок должен постигать законы нравственности с детства, поэтому планы у отдела большие, и они уверенно претворяются в жизнь.

— Очень часто в Церковь приходят люди, которые попали в беду, приходят, когда постигнет болезнь, посетит разочарование или человек очутился за решеткой. Такие люди иногда ни в чем не видят спасения. Каким образом Церковь протягивает им руку?
— Священникам должна быть чужда гордость. Каждому, кто пришел в Церковь за успокоением, мы готовы помочь. Если человек болен, лежит в больнице и нуждается в поддержке, там, один на один, перед святыми иконами, он получает такую возможность. Наш миссионерский отдел учитывает потребности любой социальной категории населения. Епархия насчитывает 28 больничных храмов. Большое внимание уделяем также работе с военнослужащими, сотрудниками правоохранительных органов и МЧС. Проводим встречи и беседы с призывниками, с их родителями, с офицерским составом. Действуют храмы и в тюрьмах, и там также проводятся благотворительные и миссионерские акции.
Однако будущее церкви — это молодежь, и мы пытаемся создать все условия для реализации ее творческих стремлений. Организуем детские лагеря в период каникул, походы, съезды и фестивали, группы помощи прихожанам, которые в этом нуждаются.

— Нередко приходится слышать, что священник пришел в детский дом, чтобы окрестить детей, или посетил больных людей в доме престарелых. Как развиваются церковные благотворительные организации для социально уязвимых слоев населения в наше нестабильное время, когда еще не завершился финансовый кризис?
— Для Православной Церкви всегда характерны благотворительность и социальное служение. Когда-то при храмах были больницы, дома престарелых, богадельни, где находили пристанище нищие и бездомные. Потом было время, когда церковь сама находилась на грани выживания. Новые условия социально-экономического развития в государстве дали старт к применению новых методов и в социально-благотворительном служении Церкви. Именно этим заботится отдел благотворительности и социального служения нашей епархии. За это время были реализованы значительные проекты. Например, мы нашли источник финансирования для приобретения специальной ортопедической мебели для богадельни при церковной общественной больнице «Соленый лиман». Заключили договор со швейным предприятием на бесплатную учебу и предоставление рабочих мест для лиц, которые пострадали от торговли людьми. По программе «Свеча милосердия» оказали помощь в сборе средств для сооружения теплицы детскому дому при одном из приходов. На базе больничного храма в честь преподобного Агапита Печерского, что в городской больнице №6, организовали духовно-консультационный центр для предоставления помощи больным на ВИЧ/СПИД и их родственникам.
Примеров социальной и благотворительной деятельности можно привести много. Еще больше готовится проектов, которые с Божьей помощью отдел епархии имеет намерение воплотить в жизнь.

— Владыка, еще лет 10-15 назад о жизни епархии можно было узнать лишь из «Днепропетровских епархиальных ведомостей». А теперь почти каждый храм выпускает или журнал, или газету, или информационный листок. Как удалось за такое короткое время настолько активизировать издательскую работу в приходах?
— Издательское дело имеет огромное значение в деле просвещения и популяризации Православия, помогает налаживать связь между церковью и прихожанином, а также между людьми, которые еще не ходят в храм. Приходские информационные листки призваны дать правильное понятия о христианстве, объяснить содержание церковных праздников. Книгоизданием занимается наш издательский отдел. Однако человеку ближе то издание, которое выпускается его храмом и в котором он может прочитать о знакомых ему людях и даже о себе. Я говорю священникам: почему бы им ни написать в своих листках о бабушках, которые всю жизнь работали на земле, о скромных прихожанах? А затем этот листок прочитали бы соседи, и пришли бы на службу. И листок, и газета или журнал, помогут тогда донести к людям Слово Божье.

Беседу вела Людмила Пашук