Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

30.06.2011. КИЕВ. Богдан Чопей: «Социальное учение Церкви: постановка задачи»

Роль и значение социальных наук в научно-богословском знании постоянно растёт. Это связано с тем, что не только современное общество, но и Церковь Христова столкнулись с интенсивными процессами модернизации и глобализации. А это, говорит о том, что обращаясь к реальным современным проблемам общества, православного богослова подстерегает искушение погрузиться с головой в сугубо светскую проблематику. Священнослужитель, исследователь не всегда способны придерживаться научной дистанции и двигаться в рамках только лишь академической научно-богословской парадигмы. Касаясь реалий социального бытия и глобальных проблем человечества, богословие вынуждено тесно соприкасаться с политологией, социальной философией, социологией и геополитикой.
Особенно сегодня, в период социальных трансформаций, кризисных явлений и поисков духовных векторов развития общества, когда Церковь изыскивает новые слова о Вечном и Неизменном Боге, методологические принципы для построения инновационной модели социального служения, востребованным становится конструктивный диалог с внешним миром и светскими науками.
Анализируя церковную миссию, социальное служение и международные отношения, современные ученые должны широко использовать богословский инструментарий социального учения Церкви и современные научные исследования в области социальной философии и социологии. Научно-богословское образование в Православной Церкви ориентировано на изучение православного отечественного богословия и мировой социально-философской сокровищницы интеллектуальной мысли. Значительная роль в этом принадлежит социальному учению Церкви, которое дает четкое христианско-богословское представление об обществе, общественной жизни, государстве и геополитике. Каждая из богословских дисциплин имеет свое видение, инструментарий и методологию в постижении тех или иных явлений социальной жизни. И только социальная доктрина Церкви дает сфокусированное и интегральное понимание социальной проблематики человеческой жизнедеятельности.
Масштаб жизненно необходимых современных церковных реформ и духовных преобразований в церковной жизни показывает, что церковный организм является не только мистическим Телом Христовым, но и сложной социальной системой в истории человечества. Церковные приходы, как показывает практика, очень чувствительны даже к незначительным социальным преобразованиям. И поэтому перед церковной иерархией стоит сложная задача, с одной стороны, бережено хранить незыблемые догматические основы Церкви, а с другой стороны постепенно, с трепетом и благоговением обновлять церковно-приходское бытие, но в реальных условиях современного мира.
На протяжении столетий мы видим, что, несмотря на разрозненность церковной приходской жизни, она является стойкой, социально приспосабливающейся ко всем политическим реалиям и социальным переменам быстро изменяющегося мира. Но чрезмерная апокалиптическая чувствительность, богословское невежество, как правило, приводят прихожан к гипертрофированной активной деятельности, когда неустойчивые богословские принципы некоторых верующих христиан порождают состояние прелести, деградации и активизируют состояния распадов приходов или появление сектантских настроений. Во избежание массовости таких негативных явлений, Церковь формирует императивы, своего рода абсолютные границы, доктринальные положения социального учения, которые не позволяют отдельно взятой, частной точке зрения христианина на проблематику церковного бытия, посеять смуту раздор и нестроения в церковном организме. Исторический опыт человечества, показывает, что кризисные явления в обществе не всегда являются результатом финансово-экономических трансформаций и политических преобразований, причины их кроются в духовных устремлениях общества и мотивации человека. Изучение социального учения Православной Церкви дает возможность христианину познавать самого себя, свою миссию в этом мире, Церкви и обществе, устанавливать правильные отношения с Богом и ближним.
Одна из важнейших задач социального учения Церкви — сформировать богословское, социальное и философское мышление христианина, т. е. создать комплексный подход к решению проблем человеческого бытия. Интегральное, целостное духовно-социальное прогнозирование поможет христианину осознанно войти в новое поле социального служения и занять активную позицию христианского присутствия не только в сфере культуры и образования, но и современной геополитики.
В этот ответственный и важный момент реформирования социальной структуры современного общества православные богословы, священство и верные миряне, призваны максимально использовать новые информационные, коммуникативные возможности и современные технологии для всестороннего развития церковной жизни. Глубокие серьезные реформы в церковно-приходской жизни, миссионерском и социальном служении могут быть успешными только при наличии духовно-нравственных, социальных ориентиров и четко сформулированной богословской программы. Не только революционные явления в жизни современного общества, но и церковная жизнь показывают, что недооценка социальных, экономических, политических и национальных факторов человеческого бытия ставят под угрозу мирное развитие человечества и сосуществование народов.
Таким образом, можно заключить.
Во-первых, стратегические ориентиры Православной Церкви должны выражаться в достижении социальной справедливости, в построении богословского образования, отвечающего на вызовы времени, и в расширении социального служения церковно-приходских общин.
Во-вторых, богословская интеграция в светские науки, социальная консолидация приходских общин является необходимым условием укрепления христианских позиций в современном мире. При этом необходимо учитывать, что церковные приходы на сегодня неоднородны, так как интересы, стремления и идеалы духовенства, верующих и мирян в этих приходах существенно различаются.
В-третьих, общецерковная, соборная, выверенная научно-богословская политика в области социального служения в сочетании с приходской социальной активностью на основе социального учения Православной Церкви могут обеспечить долгосрочную перспективу христианского свидетельства в современном мире и уверенность в завтрашнем христианском будущем.

Чопей Богдан, студент III-го курса Киевской Духовной Академии