08.06.2011. ОДЕССА. В духовной семинарии состоялся 65-й юбилейный выпуск студентов
7 июня митрополит Одесский и Измаильский Агафангел возглавил торжества по случаю 65-го выпуска учащихся Одесской духовной семинарии. В праздничных мероприятиях приняли участие митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, епископы: Иннокентий, Петр, Унгенский и Ниспоренский Алексий, Белгород-Днестровский, викарий Одесской епархии, Горловский и Славянский Митрофан, Сумской и Ахтырский Евлогий, ректор Одесской духовной семинарии архимандрит Серафим, а также многочисленное духовенство из нескольких епархий Украинской и Молдавской Православных Церквей
В актовом зале Одесской духовной семинарии состоялся торжественный Акт, посвященный окончанию 2010-2011 учебного года и 65-му выпуску ОДС. После пения тропаря праздника по благословению митрополита Агафангела торжественное собрание открыл ректор семинарии архимандрит Серафим.
С отчетным докладом о результатах переводных и выпускных экзаменов выступил секретарь Совета Одесской духовной семинарии архимандрит Тихон. Он отметил, что «каждый раз, с окончанием учебного года, Одесская духовная школа провожает на широкую жизненную стезю очередной выпуск своих воспитанников. Этому событию, одновременно и радостному, и грустному, предшествуют четыре года напряженного труда, на протяжении которых преподаватели и наставники научают юношей важнейшим истинам христианской веры и нравственности, а последние в меру своих способностей усваивают преподаваемое им учение. Итогом напряженных трудов учащих и учащихся стали экзамены, многие из которых возглавил митрополит Агафангел.
С помощью Божией, осеняемая благословением Царицы Небесной, напутствуемая молитвами святого апостола Андрея Первозванного, под святительским омофором «Русского Златоуста», архиепископа Иннокентия (Борисова), Одесская духовная семинария подошла к очередному выпуску с хорошими результатами.
Затем по благословению митрополита Агафангела ректор ОДС архимандрит Серафим зачитал поздравление от Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, в котором Предстоятель Украинской Православной Церкви поздравил владыку Агафангела, всех учащих и учащихся с юбилейным 65-м выпуском. Также о. ректор зачитал поздравления, пришедшие в адрес ОДС от других духовных школ.
Затем архимандрит Серафим зачитал решение Ученого Совета ОДС от 30 ноября 2010 года о присвоении высокого звания почетного члена Одесской духовной семинарии митрополиту Илариону. Обращаясь к правящему архиерею Донетчины с приветственным словом, митрополит Агафангел подчеркнул, что владыка Илларион получил духовное образование здесь, в этих стенах, которые стали для него родными. Поэтому все годы, прошедшие после завершения обучения в ОДС митрополит Илларион не терял связи с альма матер, поддерживая ее молитвенно и материально. По его благословению множится число студентов из Донецкого региона, которые получая здесь духовное образование, становятся достойными священнослужителями.
Трудами владыки возрождены сотни храмов и обителей на Донетчине, которые когда лежали в руинах.
В ответном слове митрополит Илларион сердечно поблагодарил владыку Агафангела и преподавательский состав за присвоение ему столь высокого звания, отметив, что всегда будет помнить годы обучения в Одессе, где был заложен прочный духовный фундамент его дальнейшего служения Богу и людям.
Сегодня для всех нас, без исключения, особый день – день очередного выпуска Одесской духовной семинарии. Для самих выпускников это день, когда они выходят на благодатную ниву служения Христова, созидания Церкви Божией, ради которой они провели в стенах этого храма богословской науки четыре года и которой приготовились посвятить свою жизнь. Для преподавателей это день, когда они с благодарением Господу и радостью могут увидеть плоды многолетних кропотливых трудов по воспитанию нового поколения ревностных пастырей Святой Церкви, продолжателей заповеданной Спасителем мира великой апостольской миссии. Для народа Божия, в великом множестве стекшегося на молитву в величественный Спасо-Преображенский кафедральный собор Одессы, сегодняшний день ознаменован радостным ощущением великой милости Господа нашего Иисуса Христа, не оставляющего, по Своему Божественному обетованию, основанной им Церкви и продолжающего в лице наших выпускников непрерывную цепь путеводителей к пристани вечного спасения.
Таким образом, сопричастность всей церковной полноты сегодняшнему нашему торжеству говорит о его глубочайшей важности и, одновременно, об огромной высоте той ответственности, которая ложится на плечи выпускников духовной школы. Наша встреча – это прекрасный повод напомнить вам о тех задачах, которые ставит перед вами Церковь Христова на современном историческом этапе, о том, какие духовных горизонты и перспективы открываются перед вами.
Прежде всего, ни в коем случае не следует бояться и, тем более, стараться избежать той серьезной ответственности, которая связана со служением священнослужителя. Да, Господь налагает ее на пастырей Своего стада. Но Он же и ободряет нас неложным обетованием того, что всегда пребудет с нами, что неизменно укрепит и утвердит тех, кто готов неленостно служить Ему. «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20), — сказал Спаситель Своим ученикам, возносясь на небо. И вся история Церкви, в том числе, история современная, убеждает нас в Божественной непреложности этих слов. Иго Христово благо и бремя Его легко для всех, кто готов всецело возложить свое упование на «Пастыря овец великого» (Евр. 13, 20), Господа нашего Иисуса Христа.
Годы пребывания в имеющей богатейшую традицию и историю Одесской духовной семинарии стали для вас, ее выпускников, благодатным периодом становления целостной духовной личности, возрастания от силы в силу, формирования богатой личной культуры, полноценного раскрытия многоразличных дарований, всестороннего и глубокого образования в самых разных областях и сферах богословской науки. Общесеминарские службы, богослужебная практика дали вам столь необходимый навык церковной молитвы. Духовная школа ставила своей задачей подготовить вас к предстоящему пастырскому служению, воспитать в вере, глубокой православной религиозности и нравственности, научить вас быть твердыми в многоразличных испытаниях, которые предстоит вам пройти на жизненном пути.
Дорогие мои! Не забывайте прекрасные духовные традиции вашей Alma Mater, пронесите их сквозь всю свою жизнь, берегите в сердце своем добрую память о том прекрасном времени, которое Господь сподобил вас провести в стенах нашей славной духовной школы.
Если будет гореть внутри вас огонь ревностной готовности продолжать идти по избранному пути – значит, вы не зря провели семинарские годы, значит, не напрасен был труд ваших преподавателей, наставников и воспитателей. Перед вами стоит выбор – либо продолжить обучение в духовной академии, либо уже в ближайшее время ступить на пастырскую стезю. Каждая из этих перспектив является достойным продолжением реализации той жизненной программы, которую вы избрали для себя четыре года назад и на которую вас благословила Святая Церковь.
По-настоящему страшной альтернативой будет духовная бесплодность, которую иногда приходится наблюдать в некоторых выпускниках духовных школ. Проходит год, другой – а человек и не думает трудиться на поприще церковного служения, все более обмирщается, теряет то, что было в нем заложено за годы учебы в духовной семинарии. Конец такого пути, как правило – это полное расцерковление и духовная опустошенность человеческой личности, сошедшей с прямого пути служения Христу.
Об этой опасности более ста лет назад предостерегал, обращаясь к выпускникам духовных школ, один из наиболее знаменитых пастырей и проповедников Русской Православной Церкви начала ХХ столетия священномученик Иоанн Восторгов. Поразительно, насколько его слова не утеряли актуальности и сегодня:
«Народ вас ждет, юноши, ваш родной, близкий вам народ. Ждет и в храм, и в школу, и в свою… жизнь, на духовную ниву свою, ждет с простертыми руками, ища духовной милостыни и участия… Увы, увы! Дух мирских мечтаний, прикрываемых громкими фразами, убаюкивающими совесть, отвращает многих духовных юношей от этой службы народу. И мчатся эти юноши, одни в мечтах, а другие уже в действительности, мчатся далеко-далеко, созидая личное благо, к тысячным окладам, к обогащению, любя народ свой только на словах, а не на деле, оставляя на гибель и обрекая на тьму человеческие души».
Почему столь страшна духовная бездеятельность для выпускников духовной школы, почему она ведет к столь тяжким последствиям? Ответ на этот вопрос дает нам Священное Писание, постижение которого является одной из приоритетных задач богословского образования. «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9, 24), — говорит в Святом Евангелии Господь наш Иисус Христос. Следует вспомнить и Евангельскую смоковницу, проклятую Спасителем за то, что не принесла она плода (Мф. 21, 19). Необходимо постоянно держать руку на пульсе своей духовной жизни, чтобы незаметно для самого себя не превратиться в такую же бесплодную смоковницу.
Для тех же, кто твердо и решительно избрал в своем сердце путь церковного делания, открываются в наши дни колоссальные перспективы пастырских, миссионерских, духовно-просветительских трудов, способных принести многие благие плоды. Первоочередной задачей служителей Христовых сегодня стоит воцерковление огромной массы православного по самоидентификации, но далекого от подлинно церковной, Евхаристической жизни народа. Для выполнения этой великой цели необходимо стяжать горение духа, ревность о славе имени Божиего, готовность пожертвовать любыми земными благами ради дела Христова. Воодушевитесь же этой святой целью, устремите к ней весь ум, все свое существо.
Святая Церковь вверяет в ваши руки тех, кого избрал Божественный Искупитель в свое достояние. И вы должны всю жизнь свою посвятить тому, чтобы привести вверенных вам людей к пристани вечного спасения. Только подлинная любовь к пастве, к народу Божьему принесет настоящий успех в данной спасительной миссии. Любите молитву, любите свой народ. Помните: для истинного пастыря не бывает чужого горя. Все скорби, труды и заботы вашей паствы должны стать вашими скорбями, трудами и заботами, ее жизнь — вашей жизнью.
Священноначалие Русской Православной Церкви, Архиерейские Соборы, Священный Синод и Святейший Патриарх неоднократно подчеркивали первоочередность задачи катехизации представителей самых различных слоев общества и субкультур. Для осуществления такой масштабной реевангелизации современного очень сложного, неоднородного и весьма требовательного общества необходимы деятельные и требующие серьезной подготовки труды каждого священника на приходе. Недопустимо, и в сегодняшней ситуации крайне опасно рассуждать, подобно некоторым, что, дескать, мне на приходе не нужны будут ни языки, ни риторика, ни философия, ни церковная или гражданская история.
Лишь когда священник сможет понять, что его приход — это не только устоявшаяся группа прихожан, регулярно посещающих храмовые богослужения, но и многие, пусть еще не воцерковленные, представители городской и сельской интеллигенции, преподаватели и ученики школ, студенты, врачи, зачастую имеющие весьма высокие интеллектуальные потребности и ожидающие от священнослужителя исчерпывающих ответов на волнующие их вопросы, лишь тогда он станет не наемником, не требоисполнителем, но подлинным пастырем, ведущим борьбу за спасение каждой бесценной человеческой души. По слову святого апостола Петра, служитель Христов обязан дать ответ всякому вопрошающему о нашем уповании (1 Пет. 3, 15). А это требует солидной подготовки в самых разных областях знаний. В том числе, важно освоить современные средства коммуникации и возможности интернет-технологий, научиться использовать их в благих целях расширения массовой православной миссии.
Необходимо проводить серьезную работу с молодежью, в том числе, с не всегда социально благополучной ее частью. Нужно понять проблемы и тревоги молодых людей, помочь найти им опору именно в Православной Церкви, а не в наркотиках, алкоголе или какой-нибудь секте. А это значит, что пастырь обязан быть знакомым с основными течениями современной молодежной культуры, быть способным указать на то лучшее в ней, что соответствует высоким нравственным требованиям учения Христова, и предостеречь от опасного, мешающего духовному росту и совершенствованию. Юное сердце с особой остротой чувствует любую фальшь и наигранность. Поэтому, наверное, одним из наиболее важных аспектов в пастырской работе с молодежью является искренность священника, неподдельность его интереса к проблемам, исканиям и заботам молодых людей.
Чтобы объединить самых разных людей вокруг храма священник должен быть любящим отцом, наставником, воспитателем, советником. Он никогда не должен проводить время в праздности. И, прежде всего, ему следует стяжать молитвенный дух, неоскудевающую любовь к молитве. Все вы должны были за семинарские годы научиться тому, что только молитва подает силы совершить любое важное дело, только богообщение укрепляет на пути следования Христу-Спасителю. Центром всей пастырской жизни, конечно же, должна быть Божественная Литургия. Излишне, наверное, и напоминать о том, что только за пастырем-молитвенником последует православный народ, только такому священнику он доверит свое сердце и свою душу. Пастырь должен сам быть примером подлинно христианской, ревностной, богоугодной жизни, «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12). Нелегко всегда быть таким образцом, но с упованием на всесильную помощь Божию, с сердечной молитвой и твердой верой – возможно. Велики труды пастырские, но велика и награда, уготованная верным Своим служителям Пастыреначальником Господом Иисусом Христом.
Нельзя забывать и еще об одной важной миссии, которая лежит на каждом служителе Христовом и к которой вас готовили в течение всего периода обучения в нашей духовной школе — сохранении богозаповеданного, священного церковного единства. Не зря о нем так много говорят Священное Писание и Священное Предание, отцы и учителя Церкви, как древние, так и новейшие, не зря ваши преподаватели неустанно на разных предметах вновь и вновь напоминали вам о нем. Всякое отпадение от спасительного церковного единства неминуемо ведет к отпадению и от Главы Церкви – Богочеловека, к лишению освящающей благодати Божией, и как итог – к вечной погибели души.
Вам хорошо известно, в какой ситуации пребывает последние почти два десятилетия наша каноническая Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Филаретовский и автокефальный раскол, уния — вот те кровоточащие раны на теле церковном, которые терзают Православие на Украине. На вас, новом поколении священнослужителей и богословов Украинской Православной Церкви, лежит ответственность за сохранение незамутненной хитросплетениями расколоучителей истины Православия, соблюдение непоколебимого единства Церковного Тела, нешвенного Хитона Христова – единства, свято хранившегося и выстраданного во многих испытаниях вашими предшественниками и наставниками в вере.
Вы должны не только быть лично преданы Матери – Русской Православной Церкви, в лоне которой вы приняли святое Крещение, Миропомазание, некоторые уже восприняли, а многим предстоит воспринять великую благодать священства. Вы обязаны использовать полученные вами знания для того, чтобы и паству свою научить быть непреклонной перед лицом пропаганды раскола и межнациональной вражды, а сомневающихся укрепить аргументами, основанными на твердом фундаменте Слова Божия, святоотеческого наследия, церковной истории. Именно вас Господь избрал быть хранителями нерушимости церковного единства, учителями и наставниками в отеческой вере православного народа. Уверен, вы достойно исполните возложенную на вас Матерью Церковью миссию.
Дорогие наши выпускники!
В этот волнительный и знаковый момент в вашей судьбе, вы были напутствуемы соборной молитвой Святой Церкви. Направляя вас на благодатную стезю служения Христу и его словесному стаду, мы напутствуем вас благословением Божиим, вверяем вас Покрову Пресвятой Богородицы, Царицы Неба и земли, которая в своем чудотворном Касперовском образе сопутствовала вам во все дни вашей учебы в стенах этого духовного вертограда. Как можно чаще открывайте Пречистой свое сердце, полагайте на Ее предстательство свое упование – и Она неотступно пребудет с вами. Верю, что в предстоящем духовном подвиге, на всем жизненном пути вас непрестанно будут сопровождать молитвы и пример великих святых Одесской земли, перед мощами и святыми иконами которых вы совершали молитвы в течение прошедших четырех лет: небесного покровителя Одесской духовной семинарии и всех ее воспитанников и выпускников святого апостола Андрея Первозванного; богомудрого святителя Иннокентия Одесского – русского Златоуста; твердого в вере как адамант священномученика митрополита Анатолия; дивного молитвенника и чудотворца преподобного Кукши Одесского и многих других угодников Божиих.
Преподаю всем вам сегодня и мое архипастырское благословение. «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе… да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми» (1 Пет. 5, 10).
Затем после заключительного слова ректора семинарии выпускникам были вручены дипломы об окончании ОДС, а лучшим из них — памятные книги.
Затем для всех присутствующих был дан концерт, в котором хор Одесской духовной школы под управлением протоиерея Василия Петручка исполнил богослужебные и народные песнопения.