Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

08.06.2011. КИЕВ. Архимандрит Гедеон (Харон) о возрождении Десятинки

В СМИ сегодня только и разговоров о конфликте вокруг строительства Десятинной церкви. Журналисты проводят «расследования» с целью узнать, чьи зеленые вагончики привезли ночью на территорию Десятинки, изучают слой песка и мусора на фундаменте Десятинного собора, строя доказательства на словах очевидцев, снимают репортажи с акции протеста против «рейдеров-попов».
Депутаты вынесли на рассмотрение Верховной Радой вопрос о легитимности строительства Десятинного собора. Но никто не предоставляет слова самому наместнику Десятинного монастыря.
С рядом острых вопросов, которые будоражат общественность, портал «Православие в Украине» обратился непосредственно к архимандриту Гедеону (Харону), наместнику Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного мужского монастыря.

О конфликтах вокруг Десятинного монастыря
Еще в 2005 году возле фундамента Десятинной церкви был установлен храм-скиния. Затем на месте скинии мы построили деревянный храм, который освятил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. А в 2009 году на заседании Священного Синода УПЦ было принято решение об открытии в Киеве Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного мужского монастыря.
Поэтому братия и община монастыря возникли не вчера, а все 5 лет продолжают развиваться.
Знаете, как говорят простым языком, «собака лает, а караван идет». Может, это и дерзко, но правда. Всегда были недовольные, всегда кому-то что-то не нравилось, и всем не угодишь. Господь сказал, что «Царство Мое не от мира сего». Здесь, в мире, всегда были искушения, и от них никогда не уйдешь.
Невозможно добиться, чтобы все сказали: «Ну, ты прям самый лучший, белый и пушистый, ты делаешь хорошее дело». Дай Бог, чтобы так было в глазах Божиих, а в глазах человека, вспоминая святых отцов, если ты хорошо помолился и делаешь доброе дело — жди искушений.
КГГА провела конкурс на лучший архитектурный проект восстановления памятника археологического значения «Дитинець стародавнього Києва VIII-X ст. з фундаментом Десятинної церкви X ст.». Комиссия проголосовала за два варианта, соответствующие той архитектурной концепции собора, которую благословил Блаженнейший Митрополит Владимир.

Хорошее ведь дело, а СМИ из этого раздули скандал.
О зеленых вагончиках — почему их привезли ночью?
Днем улица заставлена машинами, паркинг на паркинге, и к Десятинному монастырю просто не проехать. Эвакуатором же всех не вывезешь. Попробуйте сейчас проехать к монастырю… Поэтому вагончики и привезли ночью.
Притом, возрождение Десятинки — государственный проект. А вагончики предназначены для геодезистов, которые будут заниматься геологическими исследованием княжеского «дитинця» и решать, где можно забуривать сваи, где нельзя. К Церкви эти вагончики не имеют никакого отношения.
Хотя хорошо бы было, если бы наши – нам нужны хозяйственные помещения.
Вместо того, чтобы спросить: «Может, вам нужно помочь, принять какое-то участие, нужны рабочие?» — взамен все телеканалы снимают целые фильмы о строительных вагончиках. Конечно, это герои всеукраинского масштаба, они куда достойнее внимания СМИ, чем все иное, что происходит в Украине.
Вчера Олийнык был на исповеди в монастыре, а сегодня назвал монахов обители «гопниками»
Бог дает возможность — показать всем свое лицо. Человек виден по своим движениям.
Взять того же депутата Станислава Олийныка, который не так давно, оказывается, приходил в Десятинный монастырь на исповедь к иеромонаху Александру, а сегодня кричит, что начались «будівельні роботи, без дозволу на те влади», и обзывает в своем блоге братию «гопниками». Ведь можно было подойти к нам, поговорить. Мы же в монастыре каждый день. Так нет…
Понятно, что это заказное — за этим стоят люди, которые не стесняются на наших глазах платить протестующим за участие в акции по 100 гривен. А затем, получив плату, люди, которые кричали унизительные лозунги «Геть попів – геть рейдерів», идут в «ганделики». И что это за слова «Попа – на ножа»? Сейчас уже не 30-е годы репрессий.
Где они сейчас все? Разбежались, а мы остаемся – молимся, совершаем богослужения. Продолжают работать и архитекторы, которые дорабатывают проект музея-собора. Мы не останавливаемся, а там, как Господь даст.
«По делам их узнаете их», или Что делают монахи на «пятачке»
Самое главное, как сказал Блаженнейший Митрополит Владимир, что на этом месте загорелась лампадка любви, так как совершается Таинство Святой Евхаристии.
Важно, что дети на асфальтах стали рисовать храмы и крестики, а не писать какие-то хульные слова.
У нас существует воскресная школа при монастыре, по воскресеньям причащаются более 50 детей. А киевская школа №24 (ул. Владимирская), построенная из камня взорванного Десятинного собора, работает по написанной нами программе для детей и взрослых. Сейчас администрация школы даже хочет реорганизовать светскую школу в первую в Украине православную гимназию.
Вы помните, что мы были организаторами крестного хода к 1020-летию Крещения Руси, который возглавляла икона Божией Матери «Десятинная».
Впервые в Украине, по нашей инициативе, выступала известная сербская исполнительница Дивна Любоевич с хором «Мелоди». Все помнят этот концерт в «Мистецьком арсенале», который проходил к 75-летию Блаженнейшего Митрополита Владимира.
Наш монастырь окормляет несколько детских домов, где не только беспризорные дети, но и дети-сироты, инвалиды. Я это говорю не в гордость, а раз уже вы спросили. Так есть. Господь сказал: «По делам их узнаете их» (Матв. 7:20). Придите и посмотрите на наши дела.
К тому же, что там нашего монастыря – «пятачок». Я имею в виду его размеры, а не дух благодати. Ведь это первый каменный собор, старше даже Киево-Печерской Лавры.

Зачем Десятинную церковь отстраивать?
При всей любви и уважении к Лавре, следует заметить, что только через 100 лет после возведения Десятинной церкви на святую Лаврскую землю пришли преподобные Антоний и Феодосий. А где-то же епископы совершали хиротонии, где-то они служили. Как говорят многие историки, это было, не иначе, как здесь.
К тому же, посмотрите: Десятинный храм был построен в греческом стиле. Для преподобного Антония, который пришел с Афона, Десятинная церковь с греческими богослужениями, иконами, мозаикой, стала вторым Афоном. Поэтому даже Киево-Печерская Лавра обязана Десятинной церкви. Как говорит Блаженнейший Владыка, «Десятинка» — это мать церквей русских. И это исторический факт.
Также с благословения Блаженнейшего Митрополита Владимира у нас постоянно пребывают чудотворные святыни с Беларуси, России. Так, сейчас в нашем монастыре пребывает чудотворный мироточивый список иконы Божией Матери «Умиление» из Брянской области.
То есть, мы стараемся постоянно напоминать людям, что Десятинный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы уже фактически существует. И хотя монастыря на том месте никогда не было, но все архиереи Церкви жили именно здесь, так что он практически был.
Возрождение Десятинного собора: почему сегодня, почему УПЦ, почему архимандрит Гедеон
Когда-то нужно было начинать возрождение Десятинной церкви – первого каменного кафедрального собора.
В этом году мы празднуем 1015-летие освящения Десятинного храма. Это не просто освящение храма – это закладка кафедрального собора, зажжение новой свечи перед Богом, возникновение новой Церкви в мире.
…Когда я вернулся на Родину, уже в независимую Украину, после длительной командировки, я возрадовался. Гонения на религию, бывшие в советские времена, позади, у Церкви все дороги открыты. Но очень удивился тому, что увидел. В центре города такая святыня – и она бурьяном зарастает. Когда Блаженнейший Митрополит Владимир благословил меня заниматься возрождением Десятинной церкви, я, недостойный, грешный человек, благодарил Бога, Его Блаженство, что мне доверена такая великая честь.
В глубине души я поразился этому, ведь столько есть достойных иерархов, которые раньше могли начать возрождение. Но вспомнил слова своего духовника игумена Андрея (Машкова), старца Глинской пустыни: «Кто, как ни ты, кто, как ни мы». На кого-то всегда легко сбросить ношу, мол, ты там себе делай, а мы за стеночками посидим. Но такой был промысел Божий.
Так мы начали создавать общину. Это была долгая и тяжелая дорога — история знает. Но каждый шаг был сделан с благословения Блаженнейшего Митрополита Владимира, ничего от себя не было.
Затем началось молитвенное посещение прихожан, даже происходили чудеса. Сама Царица Небесная явилась в день чудотворной иконы Богородицы «Живоносный Источник». Потому икона Божией Матери «Десятинная» и стала чудотворной, пусть местночтимой, но, даст Бог, будет решение Священного Синода ее прославить.
Божья Матерь явилась во время Всенощного бдения, постояла, как человек, посмотрела на икону Пресвятой Богородицы «Десятинную», потом зашла в Царские врата – ведь это была Пасхальная неделя. Служба уже закончилась, мы повернулись к прихожанам и увидели, что люди стояли на коленях и в молитвах благодарили Бога, что он сподобил им стать свидетелями чуда.
Когда мы это увидели, наша вера укрепилась — если сама Божья Матерь здесь молится, как мы оттуда уйдем? Взяли благословение Предстоятеля Украинской Православной Церкви и продолжали стоять. Были суды, угрозы, меня хотели депортировать, инкриминировали 15 лет лишения свободы за разжигание межконфессиональной вражды…
Хотя кроме любви, благодати и мира мы ничего никогда не несли. Даже с «киевским патриархатом» у нас нет противостояния. Сначала, все помнят, были разногласия, но потом все успокоилось.

О сатанистах, язычниках и националистах
Хорошо вам тут сидеть за стенами и думать, что мы в Царстве Небесном, а вот пройдитесь по улице к монастырю и посмотрите, как здесь собираются и язычники, и националисты, и сатанисты… Не зря Киев называют «вторым Иерусалимом». В Иерусалиме идешь – и иудеи, и католики, и православные вокруг…
Но многие священники этого не видят, сидят под крышами своих церквей и поэтому не понимают.
В то время как в 20 метрах от нас стоят люди и молятся сатане: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло…» Ладно, когда это пели дети-пионеры, а здесь об аде кричат, поливают камни идоложертвенной кровью. Одно дело читать и слушать, другое дело — видеть все это. Как говорят в Одессе, две большие разницы.
Но вместе с тем, язычников в Украине – раз два и обчелся. Меньше, чем капля в море, но эта капля так будоражит всех…
Зачем противостоять возведению Десятинной церкви?
Не братия Десятинного монастыря и отец Гедеон решили себе, как это преподается в СМИ лукаво, построить собор — весь мир этого желает.
К нам постоянно приходят письма со всего земного шара. Австралия, США, Япония, Канада, Финляндия, Польша, Испания, Португалия, Кипр, Италия… Даже Римо-Католическая Церковь написала нам письмо «о целесообразности и важности возрождения первого кафедрального собора». Да и греко-католики, «киевский патриархат», на который многие ссылаются, так считают.
Никто ж Десятинный храм не заберет и не перенесет с того святого места – он там был и будет. Я надеюсь, милость Божия безгранична, мы вымолим — и не будет раскола в Украине, все объединятся, и Десятинный храм будет для всех людей.
Но сейчас, чтобы его построить, надо отстаивать, или же этого не будет никогда. А все эти их угрозы – ни что иное как провокация.
Когда провоцируют человека, ждут, как же он отреагирует на это. Но чего они могут выжидать от нас? Что соберутся все православные?
Мне сейчас столько звонков поступает от людей, которые предлагают помощь… Вы себе даже не представляете. Если мы призовем всех, то эти протестующие содрогнутся от той силы. У нас разговор с язычниками короткий. Но мы на провокацию не отвечаем. Хотя нам очень тяжело. Невозможно стоять и молчать, когда тебе богохульные слова говорят.

Монастырь нельзя строить в центре города
Это неверно. Это против всех канонов святого Православия. Если говорить об истории Церкви и христианства, то в Константинополе со времен святых Константина и Елены было более 10 тысяч монастырей в городе.
Монастырь — это где двое или трое собрались «во имя Мое, там и Я посреди них».
А Киево-Печерская Лавра или Свято-Введенский монастырь находятся за городом? Монастырь может быть везде. Даже дома могут собраться несколько человек, молиться Богу и принимать обеты, те, которые благословляет Церковь, и это уже монастырь. Моножитие — человек живет один.
Тот человек, который хоть раз был у нас в монастыре, обязательно туда возвращается. Постоянно в храме народ Божий находится. Голос народа – голос Божий, а не отщепенцев этих.
Мне звонят с разных концов Украины, будь-то Донбасс, Западная Украина, и спрашивают: «Что у вас там происходит? Давайте мы приедем». Я их останавливал, чтобы, не дай Бог, не было пролития крови. От Севера до Юга, от Запада до Востока — все звонят, все участвуют. Человека не обманешь. Сейчас ХХІ век — Бог себя открыл.
О том, как ТВшники режут интервью и «шьют нитками» репортажи
Все телеканалы продолжают снимать материалы о вагончиках, о мусоре, о том, как, мол, священнослужитель кого-то оттолкнул, когда тот мешал звонить в колокола. Но хоть кто-то дал мне слово? Об этом спрашивают у депутата Олийныка, у какого-то язычника, у инициатора общественного движения за зеленый Киев…
Берет у меня интервью журналист, заверяет, что «мы, батюшка, все покажем точно и дословно», а затем все 20-минутное интервью режут и вставляют слова в склеенную историю о вагончиках. Это правдивый материал? Мне было до слез обидно это смотреть.
Но сказано – «приди и виждь». Пусть человек придет в обитель и посмотрит, какие у нас чудотворные иконы, что у нас за богослужениями не вмещаются прихожане, и приходится на улицу выносить колонки.
Хотя бы пригласили меня на брифинг с самым ярым оппонентом, чтобы можно было людям объяснить, как все на самом деле. Никто же не знает, что строительство Десятинного собора не предусматривает фундамента, бетона и так далее. Будут сваи, весь фундамент будет открыт и сохранен, а сверху над ним будет церковь.
Но кого это интересует? Все кричат о том, что мы «незаконно ведем строительные работы и замуруем фундамент святыни».

Кому в УПЦ есть дело до скандала с Десятинкой
Но когда-то мужчина должен стать мужчиной. Человек не может боком пройтись. Так не бывает в жизни. Человек должен отвечать за свои слова. И сейчас этот момент наступил, а все – в стороны. Такое впечатление, что никому нет никакого дела. Нас обзывают, поносят — и все молчат.
Я прошу всех православных о помощи молитвенной и моральной — прийти и помолиться с нами вместе, хотя бы просто посетить это святое место.
Надо же когда-то Матери, а ведь Десятинная церковь — наша мать, помочь. Все мы в определенный момент покидаем родительское гнездышко, но от этого не перестаем любить свою мать. И когда наша мама болеет и нуждается в помощи, неужели мы скажем: «У меня сегодня хорошо, а ты там себе разбирайся сама»?..
Украинская пословица – «все бери — мене лиши» — здесь не проходит. Потому что каждый человек будет нести ответ перед Богом. Сейчас надо собраться всем православным миром и отстаивать Десятинную церковь.

P.S. Как видим, такие конфликты, которые сегодня разворачиваются в светских СМИ вокруг Десятинной церкви, не одиноки. Не так давно интернет пестрел «скандальными» новостями о якобы разрушенной казацкой церкви в Соснице на Черниговщине, о «незаконной передаче Церкви» Дома органной музыки в Днепропетровске.
Как оказывается спустя время, конфликт строился на эмоциях, а не на фактах, и выводы, которые делали журналисты, часто далеки от истины…
Подготовила Ольга Мамона