Протоиерей Виталий Косовский:«Бога нужно «беспокоить» как можно чаще, и не только просьбами, но и благодарностями»
Я благодарен Богу за эти двадцать лет и за тех, кто был и есть сегодня рядом. Своим прихожанам я всегда говорю, что самая сильная молитва — это молитва благодарения. Именно с нее начинается любое богослужение в Церкви.
Свято-Ильинская церковь — это первый храм Киевской Руси. В 2015 году исполнится 1070 лет со дня упоминания о нем преподобным Нестором Летописцем в «Повести временных лет». В истории храма было всякое: расцвет сменял упадок и наоборот. В 30-е годы XX столетия этот выдающийся памятник духовности и культуры был закрыт, а само здание — передано киевскому элеватору. В церкви оборудовали склад для зерна. Кое-как стали возобновляться богослужения лишь после Великой Отечественной войны. С тех пор они здесь не прекращаются.
20 лет своей жизни отдал этому храму секретарь Киевской Митрополии, благочинный города Киева, профессор протоиерей Виталий Косовский.
О том, как удалось в сложные 90-е превратить «мерзость и запустение» в «благолепие и чистоту», как рядовая приходская церковь стала одним из самых многолюдных приходов столицы, чем живет община сегодня и с каким настроением ее настоятель смотрит в будущее…
Обо всем этом наш материал.
— Отец Виталий, 20 лет назад Вы пришли в Свято-Ильинский храм в качестве настоятеля. Какой Вы застали эту церковь?
— Несмотря на то, что я коренной киевлянин, в детские и юношеские годы Ильинский храм мне посещать не приходилось. Духовное воспитание мое проходило во Владимирском соборе, а образование я получал в Троице-Сергиевой Лавре. Настоятелем Ильинского храма я был назначен 14 июля 1991 года, сразу после окончания Московской Духовной Академии. Когда я пришел сюда, церковь, и так внешне довольно-таки неприметная, была в плачевном состоянии. После долгих лет запустения и использования не по назначению, все в ней пришло в ветхость.
Начало 90-х – это очень сложное время. Купить стройматериалы было практически невозможно. Все приходилось доставать с большим трудом. Откровенно говоря, настроение в тот период было несколько угнетенным.
Добавил сложностей и раскол в Украинском Православии. Бывший в то время Президентом Украины Леонид Кравчук длительное время не принимал Блаженнейшего Митрополита Владимира. Лично ко мне подходил представитель Президента и говорил: «Переходи в Киевский патриархат, а то Ильинскую церковь отберем».
Привносили напряжение и бойцы УНА-УНСО, которые своими действиями старались внушить страх верующим канонической Церкви.Нам приходилось обороняться не только в юридическом плане, но даже в физическом. Были сложности и с реставрацией. Как известно, Ильинский храм — это памятник архитектуры. В нем без специальных разрешений даже гвоздь забить было нельзя.
К этому всему можно добавить и трудности, которые испытывает, наверное, каждый молодой женатый священник. В частности, маленькие дети, которых нужно ставить на ноги.
Ну, ничего. Слава Богу, мы все преодолели, и сегодня Ильинский приход живет своей полноценной жизнью.
— 20 лет — это много или мало?
— Когда я пришел в Ильинский храм в качестве настоятеля, ныне покойный выдающийся киевский священник протоиерей Василий Заев отмечал 20-летие своей иерейской хиротонии. Тогда я думал, что 20 лет — это много. Но, с другой стороны — много применительно к чему? Ведь для Бога «один день как тысяча лет». Человек, согласно Священному Писанию, может прожить «аще же в силах, осмьдесят (восемьдесят) лет».
Осмысливая двадцатилетний период своего настоятельства, могу сказать, что эти годы для меня пролетели очень быстро, потому что каждый день был сопряжен с трудом. Сейчас я с уверенностью могу сказать, что 20 лет — это ничто по сравнению с Вечностью.
— Вы секретарь Киевской Митрополии и благочинный города Киева. Насколько у Вас получается вникать в жизнь приходов?
— Приходская жизнь, особенно в столице, должна отвечать всем требованиям современности, быть многоплановой и разнообразной. Скажу откровенно, у меня не всегда хватает времени вникать в жизнь каждого прихода города Киева. Но чтобы быть в курсе церковных дел и администрировать все 200 приходов, я, по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира, из числа священников города назначил девять благочинных. С них я спрашиваю о жизни приходов. Но в решении сложных вопросов принимаю участие лично.
— А сложные — это, какие, например?
— Слава Богу, на сегодняшний день церковно-государственные отношения в Киеве стабилизировались. Более того, они стали конструктивными и, что главное, продуктивными.
А ведь еще каких-то несколько лет назад мне приходилось помогать выстраивать эти отношения, особенно молодым начинающим священникам, которые брались за открытие новых приходов.
— Говорят, в Ильинку ходят в основном состоятельные люди. Так ли это?
— Это вопрос интересный. В ответ мне хочется спросить: а кто может определить уровень благосостояния человека? Каким образом он определяется?
— Ну, к примеру, по классу автомобиля или марке одежды…
— Может быть, но для меня как священника уровень благосостояния человека не имеет определяющего значения. Главное, что человек пришел в храм, пришел с вопросом. Я не вижу его машину и не важно, во что он одет. Главное — с какой проблемой он пришел. Я всем людям желаю достатка. Пусть состоятельных людей будет больше, а бедных меньше, тогда и государство наше будет процветать.
— Насколько Ваш приход социальный? Чем еще занимается кроме богослужений?
— Социальным можно назвать тот приход, деятельность которого развивается вокруг социума (прихожан) и направлена исключительно на него. Свято-Ильинский храм — это классический пример такого прихода.
У нас очень большая воскресная школа. Когда-то мы начинали с нескольких детей, а сегодня лекции читаются как для молодого поколения, так и для взрослых. Большое внимание мы уделяем беседам перед принятием Таинств Крещения и Венчания.
Причем, темы бесед — это не сухое цитирование Закона Божьего или конспектов. Лекции построены на конкретных вопросах наших прихожан. Особенно много вопросов от молодых людей, которые ищут или уже нашли свою вторую половину. Они касаются, в основном, супружеской жизни.
Наши священники серьезно подходят к этому. Мы стараемся направить на верный путь, не боимся прямо говорить на темы зачатия детей и обо всем, что с этим связано, и так далее.
Кстати, у нас очень много детей. Бывают богослужения, за которыми причащается до двухсот маленьких прихожан. Но объединяет их не только Литургия. К примеру, в течение года они все вместе путешествуют по святым местам Украины. Не редко мы организовываем паломнические поездки и для взрослых прихожан. Раз в год мы ездим на Святую Землю, где посещаем места, связанные с жизнью Спасителя, Божьей Матери и святых угодников.
К примеру, в этот раз мы были на месте, где в свое время перенесла страдания от собственного отца Диоскора святая великомученица Варвара. Эту скалу и пещеру, в которой она пыталась найти убежище, верующий народ мало посещает. Мы с паломниками навели там порядок, обозначили это место. Для этого даже привезли из Киева икону святой угодницы Божьей.
Для нас главное не только собрать верующих на богослужение, но и сделать так, чтобы им было комфортно в храме и в общении между собой. У нас немало праздников.
Социальность нашего прихода еще и в том, что он стал настоящей кузницей кадров для Украинской Православной Церкви. Сотни священников вышли отсюда и проходили здесь практику, многие из них именно в нашем храме нашли себе матушек, а сколько их я повенчал…
Многие епископы служили здесь, будучи еще священниками. Достаточно вспомнить митрополита Вышгородскиго и Чернобыльского Павла, епископов Кировоградского и Новомиргородского Иоасафа, Броварского Феодосия и Дрогобычского Филарета. Здесь когда-то служили многие выдающиеся преподаватели Киевских духовных академии и семинарии.
Многие из тех ребят, которые пели у нас на клиросе, сегодня далеко пошли в хоровом искусстве.
— Насколько Ваша семья участвует в жизни прихода?
— Мой отец, протоиерей Роман Косовский, не смотря на то, что ему уже 89 лет, служит в Ильинском храме. Мои дети выросли здесь. Вместе с супругой они посещают практически все богослужения, регулярно исповедуются и причащаются.
— Помните ли Вы первое богослужение, которые совершил Блаженнейший Митрополит Владимир в Ильинском храме?
— Конечно. Это было 2 августа 1992 года, в день памяти святого пророка Божьего Илии. За этой Литургией состоялась иерейская хиротония профессора протоиерея Николая Забуги, который более десяти лет был ректором Киевских духовных академии и семинарии.
— Вопрос по благочинию Киева. Сравнительно недавно прошла информация о том, что распоряжением Блаженнейшего Митрополита Владимира было принято два документа: Новый порядок регистрации общин и новая административно-териториальная структура столичного благочиния. С чем это связано?
— Мы усовершенствовали порядок регистрации новых общин. Предыдущая система основывалась на желании властей просто вести учет, порой даже не принимая во внимание интересы Церкви. Новая процедура разработана при тесном сотрудничестве благочиния города Киева и Отдела по делам религий Киевской городской государственной администрации. Теперь Киевская Митрополия четко контролирует появление новых общин и участвует в процессе их создания на самых ранних стадиях.
За последние годы накопилось достаточно большое количество общин, которые были зарегистрированы на каких-то квартирах и за время своего существования не то что храм не построили, но и не провели ни одного собрания приходского совета. Сейчас возможность развития такой проблемы исключена.
Изучая Уставы приходов, мы увидели, что во многих из них имеются разночтения. Сейчас государственными регистрационными органами принимается во внимание только один вариант данного документа, утвержденный Блаженнейшим Митрополитом Владимиром.
Принятие новой административно-территориальной структуры благочиния города Киева было вызвано увеличением количества приходов. Когда меня назначили благочинным столицы, их было всего двадцать. А сейчас их двести. Причем до недавнего времени были такие, которые фактически не входили в структуру никаких церковных округов. Теперь все они структурированы.
— Как благочинный города, скажите, в Киеве достаточно храмов?
— В столице Украины динамично растет количество жилых домов. Заселяются целые районы. Считаю, что в каждом новом спальном районе должен быть открыт храм. А далее все уже зависит от священников. При грамотной работе и мудром отношении к людям, каждый храм Киева может быть полон.
К примеру, Свято-Ильинская церковь — это не собор, а обычный рядовой приходской храм. Но он всегда заполнен верующими людьми. Кстати, о работе священников. Блаженнейший Митрополит Владимир подписал распоряжение о том, чтобы в каждом храме Киева действовала воскресная школа. Сейчас мы усиленно занимаемся выполнением этой резолюции.
— Как Вы отдыхаете?
— Я люблю играть в волейбол. В Киеве мы создали команду из числа священников. Часто выбираемся куда-то и играем. Недавно команда приняла участие в соревнованиях, которые проходили в Крыму.
Когда получается найти время, стараюсь путешествовать. В основном, во время паломнических поездок. К примеру, если мы с прихожанами бываем на Святой Земле, конечно же, посещаем Храм Гроба Господнего и другие Святыни. А затем едем в город Эйлат и отдыхаем у моря.
19 мая этого года мы были на острове Корфу, в Греции, где нашу делегацию принял митрополит Керкиры и Ионических островов Нектариос. Посетив Святыни, мы также нашли время отдохнуть у моря.
— И, наконец, что бы Вы хотели сказать тем людям, которые были рядом с Вами на протяжении этих двадцати лет служения?
— Тем, кто был со мной рядом, я хочу сказать спасибо. Не только за помощь или поддержку, но и за уроки. Я всегда старался учиться у людей, особенно у тех, которые старше меня.
Бесценные уроки мне преподал Блаженнейший Митрополит Владимир. За много лет я ни разу не слышал, чтобы этот человек повысил голос. Представьте себе внутренний мир, которым он обладает.
Пребывая рядом с ним по роду службы, я всегда внимательно наблюдаю, как он общается с людьми. Может говорить тихо, спокойно, вежливо, деликатно, но, при необходимости, мудро по-отечески увещевает.
Я благодарен Богу за эти двадцать лет и за тех, кто был и есть сегодня рядом. Своим прихожанам я всегда говорю, что самая сильная молитва — это молитва благодарения. Именно с нее начинается любое богослужение в Церкви. К примеру: «Благословен Бог наш…», «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице…» или «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа…».
Мы должны осознанно повторять эти слова и действительно за все благодарить. Многие, к сожалению, часто воспринимают все, что имеют, как данность. Но это далеко не так. Все это дар, за который надо благодарить. В начале моего пастырского служения ко мне пришла бабушка со слезами и говорит: «Батюшка, мой сын уехал в Азербайджан, а там стреляют. Давайте молебен служить!». Назначил ей день и время. Прошло несколько дней, ее нет. Потом появляется. Я у нее спрашиваю: «А как же молебен?». А она говорит: «Да сын вернулся, все нормально, зачем Бога лишний раз беспокоить?».
Так вот, я считаю, что Бога нужно «беспокоить» как можно чаще, и не только просьбами, но и благодарностями. Это поможет нам жить в мире и с оптимизмом смотреть в будущее, несмотря ни на что.
Беседу вел Александр Андрущенко