Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Дмитрий Табачник. Гуманитарная миссия Русской Православной Церкви на постсоветском пространстве

Дмитрий Табачник,
министр образования и науки, молодежи и спорта Украины

Русская православная церковь традиционно придавала большое значение гуманитарной, образовательной, социальной составляющей своей работы. Православную церковь в принципе невозможно представить без фигуры священника-учителя, священника-просветителя, священника-врача, исцеляющего как тело, так и душу. Визит Патриарха Кирилла в Киев, приуроченный к 25-ой годовщине Чернобыльской катастрофы, свидетельствует о том, что и современная Русская православная церковь поддерживает и развивает эту подвижническую традицию.
Это тем более важно, что в современном, быстро меняющемся мире застывшие неизменные и неспособные меняться структуры – нежизнеспособны. Меняется, модернизируется, идя в ногу с обществом, отвечая потребностям времени и Русская православная церковь. При этом, для того чтобы не предаться изменениям ради изменений, не подпасть под диктат формы в ущерб содержанию, крайне важно хранить и развивать такие традиции, как вышеуказанная, которые фактически определяют лицо церкви.
Дополнительную актуальность именно социально-гуманитарной миссии придаёт факт всё большей востребованности именно этой сферы церковной деятельности всем обществом – не только православными и не только верующими, но даже атеистами. Именно сегодня, когда многие современные государства, в частности страны ЕС, США, а также Украина, переживая острейший экономический и даже системный кризис, фактически отказываются от выполнения своей социальной функции или до минимума сокращают её, именно Православная церковь принимает на себя роль той подушки безопасности, которая перехватывает социально-гуманитарную функцию у не справляющегося с ней государства.
Безусловно, огромную роль в частичном замещении государства в социально-гуманитарной сфере играет частная благотворительность. Частные благотворительные фонды – гибкий и эффективный инструмент, способный оперативно среагировать на локальную проблему. В их силах строительство и обеспечение современным оборудованием больниц, школ, спортивных комплексов, адресная помощь определённой социальной группе. Однако такие фонды (даже самые крупные) не в состоянии реализовывать стратегические программы наравне с государством. В этом отношении Церковь, имеющая разветвлённую структуру, профессиональный аппарат управления и огромный авторитет, вполне может быть равноправным партнёром государства. Более того, через приходских священников Церковь зачастую может более оперативно и в значительно полном объёме получать информацию о реальном состоянии дел на местах и реальных нуждах конкретных общин. А дальше необходимо лишь отработать и наладить механизм церковно-государственного партнёрства, базирующийся на законах и Конституции, но не забюрократизированный ведомственными приказами и должностными инструкциями.
Например, не секрет, что церковь и в России, и в Украине неоднократно ставила перед государственными органами вопрос о религиозном воспитании подрастающего поколения при непосредственном участии священнослужителей. Естественно, это невозможно, с точки зрения законодательства, поскольку церковь у нас отделена от государства, и мы не можем, не войдя в противоречие с Конституцией, ввести в школы преподавание «Закона Божьего», под каким бы современным названием он ни выступал. Но ведь наше законодательство не запрещает частные школы. И никто не может запретить Православной Церкви наследовать передовой опыт иезуитов, чьи колледжи в XVII-XVIII веках считались лучшими общеобразовательными учреждениями в мире. Причём приветствовалось поступление туда и некатоликов, но католическая пропаганда не просто велась, а опиралась на высокий авторитет профессоров, ведших общеобразовательные курсы.
Государство не может навязывать мне религиозную пропаганду в государственной школе, но если я отдаю своего ребёнка в православную гимназию при церкви, то будь я трижды атеистом, я обязан выполнять те правила, на которых настаивают хозяева. Ну и, естественно, чтобы народ повёл детей в такие школы, надо привлечь туда лучших учителей, создать лучшие условия: небольшой наполняемости классы, более новое оборудование, качественные учебники. Государство ограничено бюджетом и своей обязанностью создать в его рамках равные условия для всех учащихся. Церковь не обязана строить школы для всех украинских школьников. Но за счёт концентрации ресурсов на конкретных проектах (2-5 школ на область) она может содержать действительно элитные учебные заведения, воспитывающие будущую общественную и государственную элиту. Надо ли говорить, насколько полезно и сколь быстро окупаемо такое вложение.
Отдельно стоит отметить, что чем эффективнее в данном плане будет работать РПЦ, тем меньше будет разрыв между обществом и государством, тем конструктивнее их взаимоотношения. Фактически церковь, реализовывая исконно присущую ей социально-гуманитарную миссию, одновременно послужит делу борьбы с атомизацией общества, делу конструктивного единения общества и государства вокруг необходимости решения актуальных экономических и политических проблем, а также объединению своим авторитетом и подвижнической традицией народов постсоветского пространства. В перспективе можно говорить о создании новой (не стяжательской) платформы для гуманитарного единства в глобальном масштабе – для своего рода гуманитарного глобализма как антитезы глобализму торгово-экономическому.
Мы имеем возможность объединить идеи и интересы, духовное и материальное, служение Богу и служение обществу. Христианство – прозелитическая религия. Православный христианин, тем более священник, не может не быть миссионером. Однако история свидетельствует, что наиболее успешными миссионерами были те, кто помимо Слова Божьего нес обществу ещё и некую практическую пользу, нечто в данный момент востребованное, но самостоятельно недостижимое. Что может быть востребованнее света знаний и что может сильнее сплотить общество, соединить разбросанный по разным государствам православный народ, чем общая религия, дополненная общими же знаниями?
Ещё раз сошлюсь на опыт иезуитов – программа их колледжей учитывала местные особенности, но в общих чертах была одной и той же: и во Франции, и в России, и в Китае, и в Латинской Америке. Они пытались воспитать глобальную католическую элиту и дать ей знания. Мы не претендуем на глобализм, но в рамках Русского мира вырастить единую православную элиту без помощи, без активного заинтересованного участия Православной церкви мы не сможем.