Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

12.05.2011. КИЕВ. Архиепископ Ионафан награждён высшим орденом Украинской национальной музыкальной академии

В канун праздника Дня Победы, в рамках торжественного закрытия международного Пасхального Фестиваля, на Большой сцене киевской Национальной Музыкальной Академии им. П.И. Чайковского (бывшей Консерватории), при полном аншлаге и с триумфом состоялась премьера симфоническо-хоровой поэмы духовного композитора архиепископа Ионафана (Елецких) и соавтора-композитора Валерия Рубана — «Чернобыльская литургия» (кликнуть заголовок).
Украинский Чернобыль стал точкой отсчёта в новейшей истории человеческой цивилизации, символом страданий и мужества миллионов людей. Чернобыль — это веха в жизни многих стран. Само название сочинения — «чернобыльская поэма»- говорит о том, что в нём, литургическом по форме, духовно-поэтически, в перспективе пасхальной вечной радости, воспевается жертвенный подвиг героев-чернобыльцев, воздаётся всенародная честь их светлой памяти.
Проникновенно исполнили поэму академический хор «Кредо» и всемирно известный оркестр Национальной Оперы Украины под управлением художествнного руководителя хора и симфонического дирижёра Богдана Плиша. В хоре было задействовано более 60 человек, включая студентов Муз.академии, а в оркестре — более 70 инструменталистов-профессионалов. Соло баса исполнил ведущий артист столичного Оперного театра Андрей Гонюков, соло меццо-сопрано — артистка хора «Кредо» Екатерина Кольберт. Речитативы поэмы исполнил один из её авторов — архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких).
В Большом зале ведущего музыкального Вуза собрался «срез» творческой элиты Национальной Музыкальной Академии и столицы, среди которой присутствовали выдающиеся представители интеллигенции Украины. А также педагоги и студенты музыкальных Вузов Киева, священнослужители УПЦ, ликвидаторы аварии на ЧАЭС, регенты церковных хоров храмов УПЦ, преподаватели и студенты КДА и С, и др.
Структурно чернобыльская поэма сотоит из двух частей. Первая — поминальная, с сольным пением пророчества св. Апостола Павла о будущем всеобщем совоскресении со Христом. Двойной кульминацией поминальной части является изумительный по экспрессии «Плач» в исполнении оркестра, а также симфоническо-хоровой концерт «Блаженни, яже избрал и приял еси, Господи», со скорбным тройным повтором «Аллилуя», ритмически передающем траурное шествие.
В подразделе поэмы — «Литургия Жертвы» — сильно впечатляет краткий, но ликующий гимн «Свят» («Sanctus»), имитирующий стремительный полёт-вихрь вокруг Господа Саваофа мириадов поющих, восклицающих и взывающих друг ко другу многооких пернатых ангелов, архангелов, херувимов и серафимов. В то же время, последующий, широко и распевно льющийся гимн «Тебе поем», стал, по сути, подлинным средоточием полноты благодарности, искуплённого Христом человечества, своему создателю — Богу-Отцу «о всех и за вся».
Вторая, финальная часть поэмы — радостная, светоносная, в которой участвует весь хор и все инструменты симфонического оркестра. В этой части Валерием Рубаном искусно обыграны традиционные песнопения православной пасхальной заутрени: тропарь Пасхи «Христос воскресе из мертвых» и стихи праздничного псалма «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его».
Смысл включения пасхальных песнопений в финал чернобыльской поэмы ясен: в Боге нет мёртвых, ибо в Нём все живые. Вместе с тихим и мягким оркестровым вступлением, слушатели, как бы совершают свой, ночной таинственно-торжественный Крестный пасхальный ход, а затем и хор, и оркестр погружают их в полиритмическую вселенскую феерию колокольных малиновых звонов, пения канона Пасхи церковным хором и в стихию монументально-изобразительных «запевов» духовой и медной групп инструментов. Всему оркестру, особенно группе ударных и медных инструментов, да и дирижёру за пультом, приходится крепко потрудиться, возводя слушателей, как по лестнице, к Небу, — к кульминации величественного «пасхального» финала чернобыльской поэмы.
Сама музыкальная драматургия поэмы достаточно сложная: слушатель постоянно соприкасается с двумя параллельными музыкальными мирами: — хоровым, литургическим по тексту, и инструментальным — лирико-драматическим по переживанию и характеру. Оба мира в поэме и сопряжены, и независимы. Они не мешают друг другу, но, напротив, взаимно обогащают двуединую и нераздельную палитру рождаемых звуков и чувств, создавая в зале атмосферу внутреннего духовного напряжения.
Вся поэма сценически длится немногим более одного часа. И только по её исполнении, после звенящей тишины, зал единодушно наполнился благодарными аплодисментами.
Подводя итог, известная украинская композитор Леся Дычко, выступая со сцены, а потом и на торжественном приёме в Академии, отметила, что чернобыльская поэма стала вершиной международного Пасхального Фестиваля 2011 года, и что все её исполнители и слушатели стали свидетелями появления глубокого философского сочинения, замечательного по драматургии, идее и художественному воплощению.
«Ещё со времён Древней Греции высшим достижением поэтики была трагедия, воспевавшая силу человеческого духа. Симфоническо-хоровая поэма «Чернобыльская литургия», как трагедийно-драматический жанр музыкальной поэтики, пронизана идеями христианского гуманизма и пасхальной надежды. Она заслуженно стала достойным увенчанием нашего Фестиваля, проходящего под эгидой Украинской Православной Церкви и непосредственно Предстоятеля УПЦ, Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира», — сказала выдающаяся композитор, отметив при этом яркий дирижёрский талант Богдана Плиша, как «восходящей новой звезды на украинском музыкальном небосклоне».
Композитор Леся Дычко озвучила предложение о принятии архиепископа Инафана (Елецких) в почётные члены Союза композиторов Украины.
Ректор Музыкальной Академии, доктор искусствоведения, профессор, народный артист Украины Владимир Иванович Рожок, сердечно поблагодарил участников премьеры и, особенно, замечательный коллектив оркестра Национальной Оперы Украины. При этом он отметил и прекрасную оркестровую работу композитора Валерия Рубана, подчеркнув её внутреннюю логику и непротиворечивость оркестровки авторскому хоровому письму архиепископа Ионафана.
Ректор Национальной Музыкальной Академии, профессор Владимир Иванович Рожок, огласил решение Учёного Совета Вуза о награждении архиепископа Тульчинского и Брацлавского Ионафана (Елецких) высшим орденом Национальной Музыкальной академии Украины — «За выдающиеся достижения в музыкальном искусстве» и вручил Его Высокопреосвященству орденский знак (http://knmau.com.ua/).