Блаженнейший Митрополит Владимир: «Истинная вера преображает»
Если вера человека не меняет его жизнь, значит, она не истинна и не глубока.
Накануне одного из самых светлых и любимых праздников — Рождества — Предстоятель Украинской Православной Церкви Митрополит Киевский и всея Украины Блаженнейший Владимир (Сабодан) дал интервью «АиФ», ответив на вопросы, интересующие многих читателей еженедельника. Он рассказал о духовном воспитании детей, о проявлении истинной веры, а также о возможности объединения православия в Украине.
— Ваше Блаженство, Рождество — светлый, радостный праздник, которому особенно радуются дети. Какие детские воспоминания связаны у вас с этим праздником?
- Самые яркие воспоминания детства у меня связаны со Святым вечером накануне Рождества. После службы в храме мы все ждали появления первой звезды на небосклоне. Вся семья собиралась за вечерей с кутьей…
— В нашей жизни много жестокости, агрессии, безнравственности. Как обеспечить детям духовное воспитание?
- Духовное воспитание в школе и дома должно занять место хотя бы на уровне общеобразовательных предметов: родного и иностранных языков, литературы, математики и т. д. У Церкви есть самое главное — знание нравственного закона. Мы готовы поделиться этим с преподавателями и учащимися. Нами разработаны учебные программы, написаны учебники. Нужна только воля и желание со стороны системы образования и родителей. Кстати, за последний год для введения в общеобразовательных школах и вузах религиозно-нравственных предметов сделано немало, но, наверное, посеянные нами семена еще должны прорасти. Также отрадно, что в этом году мы серьезно продвинулись в деле признания государством дипломов выпускников духовных семинарий и академий.
— Как православная Церковь относится к тому, что многие украинцы, считая себя верующими, при случае посещают не только православные храмы, но и другие?
- Это как туризм. Мы можем поехать из желания познакомиться с жизнью и традициями других народов в любую страну. При этом мы будем оставаться гражданами своей страны и представителями своей культуры. Из любопытства можно зайти в любой храм и посмотреть. Но мы должны знать, к какой Церкви мы принадлежим по факту крещения и во что мы верим как православные христиане. Если мы это знаем, если участвуем в Таинствах и религиозных обрядах своей Церкви, то нет ничего предосудительного в посещении храма другой конфессии. А когда человек не знает, какого он роду и веры, можно очень легко стать духовным янычаром. И в этом нет ничего хорошего.
— Как вы относитесь к тому, что из-за нагрузок и стрессов современной жизни не все верующие выдерживают ограничения поста?
- Чтобы выдерживать большие нагрузки, нужно много тренироваться. Чтобы выдерживать стрессы, нужно обладать силой воли и выдержкой. Именно эти качества, а также умение обуздывать собственные страсти, приобретает человек, который постится. Поэтому мне кажется, что современному человеку так же полезно поститься, как и нашим предкам, на долю которых выпадали испытания, никак не меньше наших.
— Обязательно ли вообще соблюдение обрядовой стороны веры? Возможна ли истинно глубокая вера в душе без регулярного посещения храма, причащения, соблюдения постов?
- Христос — это истинный Бог и истинный человек. Так же и Церковь Христова состоит из двух частей — невидимой (духовной) и видимой (обрядовой). Как человек состоит из души и тела, так и его духовная жизнь состоит из веры и добрых дел. Если вера человека не меняет его жизнь, значит, она не истинна и не глубока. Ведь бесы, например, тоже веруют и трепещут, но при этом не перестают делать зло. А истинная вера должна преображать человека, делать его лучше.
— Как за последние 20 лет изменились прихожане и священники?
- Открыто исповедующих веру людей за последние 20 лет стало значительно больше. Об этом говорят и социологи, и переполненные в праздничные дни храмы. Не знаю, стало ли больше по-настоящему верующих людей, готовых жить в соответствии со своей верой, по заповедям Божиим. А главное отличие церковных людей 20 лет назад и сейчас в том, что сегодня духовенство и верующие не ценят ту свободу жить по вере и проповедовать. Нужно спешить говорить о Христе и спешить делать добро, пока есть такая возможность.
— Социологи отмечают, что в обществе нарастает новая волна атеизма. Чем может обернуться утрата веры?
- Атеизма в чистом виде, наверное, не будет. Возможно отравление общества духом потребительства и секуляризма при сохранении внешних форм традиционной религиозности. Когда все будут крещены, а жить будут не по заповедям. Когда храмы будут открыты, но молящихся в них не будет. Когда грех будет считаться нормой, а праведность — сумасшествием.
— Не противоречит ли нормам поведения верующего человека то, что политики часто посещают храмы демонстративно, в сопровождении телекамер?
- Украинские политики посещают храмы не только под прицелами телекамер. Просто от телекамер уже невозможно спрятаться. Поэтому политикам, на которых в храме направлены объективы фотоаппаратов и телекамер, можно искренне посочувствовать и пожелать, чтобы они находили возможность посещать храм не только в дни больших празд-ников. А нормой для верующего человека является быть верующим всегда и везде, а также жить и поступать в соответствии с верой.
— Раскол в украинском православии вносит раскол и в общество. Когда, на ваш взгляд, может произойти объединение нашей православной церкви?
- Чем больше верующих людей будет искренне молиться о преодолении раскола, чем меньше политиков будут разыгрывать религиозную карту, тем быстрее рана разделения Православия в Украине будет уврачевана. И произойдет это не благодаря чьей-то силе или слабости, не благодаря компромиссу или блестяще проведенным переговорам. Церковь, как любящая мать, как библейский отец, ждет возвращения своих сыновей и верит, что то, что невозможно по законам людской логики, возможно Богу. Да будет Его святая воля! А Его воля в том, чтобы все были едины.
Беседовала Галина Гирак