Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

27.01.2011.СИМФЕРОПОЛЬ. В Крыму проведена республиканская конференция, посвященная взаимодействию Церкви, школы и семьи

26 января в Большом зале Симферопольского городского совета Симферопольская и Крымская епархия и Министерство образования и науки АРК провели ежегодную научно-практическую конференцию, посвященную взаимодействию Церкви, школы и семьи. В конференции приняли участие священнослужители, педагоги, родители из различных регионов полуострова.
Участников конференции приветствовали от имени представителя Президента Украины в АР Крым В. Яцубы его первый заместитель В. Плакида, от имени Симферопольского городского головы В. Агеева заместитель по вопросам деятельности исполнительных органов совета И. Глазков.
С содержательными докладами на тему нынешней конференции — «Взаимодействие школы, семьи и Церкви по формированию духовно-нравственной личности в условиях поликультурного социума», наполненными глубокой заинтересованностью в совершенствовании духовно-нравственного воспитания юного поколения, на конференции выступили митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, и министр образования и науки автономии Виталина Алексеевна Дзоз.
В выступлениях участников конференции тема была всесторонне развита и дополнена.
В своем докладе митрополит Лазарь сказал:
«Место проведения нашего форума в здании заседаний Симферопольского городского Совета, участие в нем крымского руководства, интерес, проявленный к нему духовенством, педагогами, родительскими комитетами школ — всё это красноречиво говорит о чрезвычайной важности заявленной темы обсуждения. Какими вырастут наши дети? Каким он будет — человек будущего? Ответы на эти вопросы во многом зависят от нашей сегодняшней учебно-воспитательной деятельности.
Сегодня приходится часто слышать от родителей, дискуссии о том, какая школа лучше — в одной хорошо преподают языки, другая выпускает способных математиков или физиков… Но к сожалению, очень редко кто ставит вопрос: а как та или иная школа воспитывает? Какое внимание это учебное заведение уделяет процессу нравственного становления личности ребенка?
Мы порой так стремимся чтобы наше чадо в будущем поступило в престижный вуз, овладело хорошо оплачиваемой профессией — что забываем в погоне за всеми этими земными благами о том, что на самом деле должно быть единым на потребу: о вечном, о душе. Конечно, человек с самого детства ставит перед собой какие-то цели; в детстве и юности это чаще связано с получением образования. Каждый думает о том, ради чего он получает образование, и перед ним вырисовываются некие профессиональные цели и задачи. Если бы люди не ставили перед собой земных целей, то не было бы никакого развития. Господь не говорит нам: «Не стремитесь приобрести мир, не ставьте перед собой жизненных целей». — Он говорит только: «Какая польза человеку, если он весь мир приобретает, а душе своей повредит?». Таким образом, в одной фразе Бог устанавливает для нас целую систему ценностей.
Все в мире разрушается, кроме души: и тело наше, каким бы сильным и красивым оно ни было, превращается в горстку пепла, и великие цивилизации уходят в небытие. Мы с вами это очень хорошо понимаем, потому что и сами жили в обществе, которое считало, что будет существовать всегда. Тогда многим казалось, что именно в нашей стране создана система, которая будет существовать вечно. Да, считали они, надо еще пройти через какие-то временные трудности — и вот тогда перед людьми откроется перспектива вечного счастья на земле. Однако от всего этого ничего не осталось, а если и осталось, то лишь то, что связано с вечностью — остались живые люди с их душой, осталась вера.
Сегодня бурное развитие научно-технического прогресса ставит перед нами такие вызовы, которые подвергают сомнению не только существование души, а и целесообразность воспитания у человека эмоций, сопереживания, соучастия.
Уже сегодня достижения современной науки могут оказывать существенное влияние на порядок мироздания и даже природу его элементов. Все это демонстрирует колоссальные возможности науки, но одновременно с этим ставит мировоззренческие и нравственные вопросы. Поэтому всем нам сегодня как никогда нужно помнить, что образование не сводится к «накачке» ребенка полезными знаниями и информацией. Еще апостол Павел сказал поразительные слова: «Если имею всякое познание,.. а не имею любви, — то я ничто» (1 Кор. 13,2).
Таким образом, миссия школьного образования — передача не только знаний, но и моральных норм, воспитание членов общества, разделяющих эти ценности и осознающих свои обязательства.
Внимательно вслушиваемся, дорогие братья и сестры, в слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказанные им в одном из недавних выступлений, в которых звучит точный диагноз происходящего ныне (цитирую): «Сегодня у нас, к сожалению, школа никакой системы ценностей не формирует. Отдельные преподаватели, энтузиасты, подвижники изо всех сил стараются оказывать воспитательное воздействие на учеников. Однако улица, а нередко и семья, но более всего — современные средства массовой информации, которые часто навязывают другие ценности и идеалы, разрушают духовный мир наших детей. Вся страна содрогнулась от сериала «Школа». Сколько было критики в адрес постановщиков и телевидения! Но на самом деле этот сериал показал (конечно, в преувеличенной форме, ведь всякое кино — это гротеск), что происходит с нашими детьми и молодежью. Нам некуда уже отступать, нет этого пространства. Как говорится, «за нами Москва», за нами сама жизнь нашего народа» (конец цитаты).
Мы должны все четко осознавать, что ныне идет настоящая война, брань духовная за души и сердца наших детей. И как на любой войне — в ней тоже есть тыл, есть передовые рубежи. И если мы присмотримся, кто же на этом сражении находится на передовой (т. е. на кого больше чем на других ложатся все трудности и опасности), то мы, конечно же, увидим учителя! Служение учителя, подвиг его — это особое служение и совершенно особый подвиг. Потому что педагог — это человек, который делится с учениками собственным опытом жизни. Сегодня, как, может быть, никогда, нравственное измерение подвига учителя является очевидным и категорически необходимым.
Вспоминаю свои школьные годы… Какое колоссальное впечатление я получил в детстве, в начале далеких 50-х годов прошлого века, когда узнал, что наш учитель истории (к сожалению помню только его фамилию — Медведев) был человеком верующим. Это обнаружилось случайно, когда моя мама Дарья Михайловна, решила прибрать в его комнате (которую он снимал у нас) и увидела там святые образа, которые учитель привез с собой… Этот пример помог мне, ребенку, осознать, что не только мои родителя были религиозными людьми, но таким человеком может (и должен быть) и школьный учитель, который всегда у нас на селе пользовался особым уважением и почтением. Таким образом, произошло замечательное педагогическое явление: пример педагога в детской душе наложился на пример родителей и наверное то, что я стою здесь сейчас перед Вами — один из результатов этого. А теперь представим, что если бы и то, что говорили дома, соответствовало тому, что говорили в школе! Если бы семья, школа и Церковь работали сообща, если бы у нас был высокий уровень координации действий — то дети воспитывались в замечательной атмосфере целостного воспитательного процесса. У нас было бы совсем другое качество жизни и другое общество.
Хочу обратить ваше внимание на еще один очень важный аспект нашего церковно-педагогического форума, который ставит перед всеми нами еще одну непростую задачу: как духовно и нравственно воспитать ребенка в условиях поликультурного (т. е. многонационального и межконфессионального) общества?
Иногда на этот вопрос некоторые отвечают, что, мол, было бы хорошо, если бы в крымских школах был отдельный предмет, который вобрал бы в себя интересы всех конфессий, всех этносов. Думаю, что для такого края как наш, эта задача нереальная. Ведь исторически здесь проживают представители свыше 30 народов, входящих в 9 традиционных конфессий (а ведь всего их сейчас здесь, в АР Крым, зарегистрировано 52). Если бы задумали создать такую дисциплину, то у нас под видом духовно-нравственной культуры для всех получился бы мифический предмет наподобие научного коммунизма (который многие из вас, наверное, изучали в советское время, но представить себе реально, что это такое на самом деле на практике — могут не многие). Учебник по такому псевдопредмету стал бы для школьников еще одним энциклопедическим справочником. Но мы все прекрасно понимаем, что воспитательный эффект от него был бы равен нулю. Потому что в отрыве от духовных традиций своего народа, без ощущения (даже на эмоциональном или интуитивном уровне) духовной преемственности поколений, в отрыве от отеческих преданий — воспитательного воздействия религиозной культуры быть не может.
Чрезвычайно назидательным (и не только для школьников) будет уяснение ответа на вопрос: как же получилось, что в мощной православной духовной культурной традиции, исходящей из Киевской Руси, сформировалось то многонациональное и многокультурное сообщество, которое мы имеем сегодня? Ответ на этот вопрос помогает очень многое понять. Вопреки политике и позиции сильных мира сего, вопреки огромному количеству влияний, которые оказываются на наш общий духовный мир, он продолжает существовать, обеспечивая мирную жизнь людей разных национальностей и религий. Это происходит потому, что главная ценность православия, главная идея, которую предлагает православный мир в области этики, — это доброта, незлобивость, отзывчивость и жертвенность.
Возьмите образы святых угодников Божиих — где там предприимчевость, где попытки подобрать все под себя, обокрасть человека, обобрать его, эксплуатировать во имя своих собственных целей? Мы находим в них прямо противоположное: человек отдаёт себя другому, и тогда союз этих людей несокрушим.
Но какие же существуют ответы на вопрос о том, как нужно учить детей, строить отношения между нациями, народами, конфессиями, отдельными людьми? Сегодня существуют два «светских» ответа. На мой взгляд, оба для нас неприемлемы.
Первый — это национализм. Национализм как явление, к сожалению, существует в любой стране. Всегда есть люди, которые считают, что благо своего собственного народа нужно строить, ни перед чем, не останавливаясь. Я думаю, что это не только нежизнеспособный, но и очень опасный подход, и не только для отношений между разными национальностями и религиями, но и для существования самого государства в целом.
Есть и другая «светская» идея, которая стала уже популярной в некоторых странах. Более того, она поддерживается законодательно, и некоторые указывают на неё как на модель будущего устроения общества. В чём же заключается эта идея? Воспитание личности в условиях мультикультурного общества предлагается осуществлять на нерелигиозной основе. Известно, что религия является очень важной стороной личности, национальной общины и общества. И вот сторонники такой идеи говорят, что для того, чтобы создать атмосферу, благоприятную для всех культур, нужно религиозный фактор сделать «невидимым», изъять его из общества и перенести в сферу домашнего быта, в личное пространство человека, чтобы сам этот фактор не беспокоил тех, кто к нему не имеет отношения.
И вот мы сегодня являемся свидетелями опаснейшей тенденции, которая иногда приводит к курьёзам, а иногда к трагедиям. Представьте себе, для того, чтобы не обидеть никого из других конфессий, в некоторых западноевропейских странах сейчас запрещают ставить ёлки и убирать их рождественскими украшениями. И когда люди обращаются к властям этих стран и спрашивают: «Почему же вы запрещаете ставить ёлку?» — ответ такой: «Мы не можем обижать людей, которые к христианской традиции не имеют отношения».
Сейчас слово «Christmas» по-английски означающее «Рождество», изгоняется из обихода, и в некоторых странах вместо слова «Christmas» появляется непонятное, таинственное слово «Xmas» (эксмас). При этом людям объясняют, что нельзя говорить «Рождество», чтобы не обидеть кого-нибудь. А ведь сами представители иных конфессий, когда у них спрашивают об этом, наоборот возмущены подобным атеистическим натиском на христиан.
Так что же происходит? Вот Европейский суд принимает решение о том, что нельзя, чтобы в итальянской школе висело распятие, хотя абсолютное большинство детей принадлежат к Католической Церкви, являются христианами. Однако целый ряд европейских стран выступили в поддержку Италии. В частности Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир тоже обратился с соответствующим письмом в поддержку этой традиции. Как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая перед украинскими журналистами: «Сегодня предлагают вынести распятие из класса, а завтра предложат спилить кресты с куполов и шпилей — через это мы уже проходили…»
Нельзя пытаться сбалансировать межрелигиозные, межкультурные отношения путём отказа от религиозного наследия. К чему это приводит, мы знаем: вместе с исключением религии из жизни общества исключается нравственная составляющая, люди часто теряют человеческий облик.
Достаточно включить телевизор и посмотреть предлагаемые зрителям фильмы. Страшно становится, потому что с экрана на тебя смотрят герои, потерявшие человеческое обличье. И мы понимаем, что если люди теряют способность отличать добро от зла, если они теряют внутренний стержень, то перестают быть людьми.
Поэтому роль Церкви, в лице Симферопольской и Крымской епархии, состоит в том, чтобы оказывать максимальное содействие школе, семье, учащимся в приобщении к богатейшей духовной сокровищнице нашего народа.
Мы благодарны Министерству образования АР Крым, что наши школьники в масштабах всего полуострова уже восемь лет (!) имеют возможность свободно выбирать для изучения курс Основ Православной культуры Крыма. Потому что этот предмет, как и вся работа Церкви, нацелен на то, чтобы народ наш не изобретал новую систему ценностей, не искал некую новую идеологию, а используя огромные возможности своей собственной духовной культурной традиции, сформировал такие убеждения у молодого поколения, которые бы, с одной стороны, сочетали все необходимое для участия в жизни современного общества, а с другой стороны — дали бы мощный духовный базис.
Поэтому мы стремимся помочь педагогам сделать преподавание Православной культуры в школах увлекательным и нестандартным: путём проведения краеведческих экскурсий, паломнических поездок (в том числе и в Грецию), организации серий телевизионных республиканских и международных конкурсов знатоков Православной культуры «Что? Где? Когда?», конференций по истории православия в Крыму совместно с Малой Академией наук школьников Крыма, вместе с КРИППО ежегодно организовываем для педагогов курсы повышения квалификации по Основам Православной культуры Крыма, и проводим конкурсы «Учитель года» и «Урок нравственности».
Именно с этой целью сейчас не только в благочиниях епархии, а и крупных храмах и соборах вводятся штатные должности не только настоятеля, регента, чтеца, а и педагога, молодежного руководителя, социального работника.
Практика показала, что, несмотря на все многочисленные трудности (а их действительно много: это и нехватка часов в сетке расписания и, как следствие этого — проведение урока Православной культуры или до начала занятий, или после их окончания, когда дети уже устали; это и недостаток учебных и наглядных пособий, перезагруженность школьников) — тем не менее, ясно главное: во-первых, такой предмет остро необходим (школьникам, их родителям, самим педагогам и наконец — государству), во-вторых, добиться его качественного преподавания возможно. Ключевым фактором здесь является неравнодушие к этому предмету со стороны школьной администрации, желание последней выпустить из школы людей с позитивным нравственным мировоззрением. Если директор действительно заботится об этом, то он сможет найти возможность преодолеть все препятствия находящиеся на пути духовно-нравственного воспитания юношества.
Дорогие участники конференции! Сегодня здесь представлены во всей полноте: общество, Церковь, государство. Представлены школа и семья — в лице педагогов и родителей. Представлено молодое поколение. Все мы хорошо понимаем, что единственный прямой путь к возрождению нашего народа — это духовно-нравственное воспитание и образование, созидание крепкой семьи, возвращение к своим историческим корням.
На всех здесь присутствующих лежит огромная ответственность за будущее подрастающего поколения, за судьбу нашего народа. Именно эту миссию возложил на нас Господь и история.
Осознавая это, примем же свое послушание со смирением и должной ответственностью, откликнемся на те важные вызовы, которые обращает к нам переживаемое нами время. Время непростое, но вместе с тем и благодатное ибо оно открывает нам сегодня столько возможностей послужить Богу, Церкви и своему народу, каких ранее мы никогда с вами ещё в своей жизни не имели.
Да благословит всех вас Господь в этом благом и столь нужном деле!»
Фото Натальи Сагань