Україна Православна

Луганська єпархія
Донецька єпархія
Сіверодонецька єпархія
Запорізька єпархія
Бердянская епархия
Харьковская епархія
Сімферопольсько-Кримська єпархія
Джанкойська єпархія
Херсонська єпархія
Новокаховська єпархія
Дніпропетровська єпархія
Криворізька єпархія
Полтавська єпархія
Кременчуцька єпархія
Сумська єпархія
Конотопсько-Глухівська єпархія
Чернігівська єпархія
Ніжинська єпархія
Николаевсая епархия
Олександрійська єпархія
Кировоградская єпархія
Уманська єпархія
Київська митрополія
Свято-Успенська Киево-Печерская Лавра
Белоцерковская єпархія
Вінницька єпархія
Тульчинская єпархія
Хмельницька єпархія
Шепетівська єпархія
Чернівецька єпархія
Волинська єпархія
Володимир-Волинська єпархія
Львівська єпархія
Івано-Франківська єпархія
Мукачевська єпархія
Хустська єпархія
Рівненська єпархія
Одеська єпархія

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

14.01.2011. ТУЛЬЧИН. Архиепископ Ионафан. Во имя Кого освящен храм Святой Софии Киевской

Во имя Кого освящен храм Святой Софии Киевской: во имя Божией матери или во имя Христа? (О мистических истоках одного «благочестивого» заблуждения).
Приближается юбилей основания древнего Софийского собора в Киеве. Есть такие храмы и в Великом Новгороде в России, и на Белой Руси. Но не каждый православный сможет ответить на вопрос: «А кому они были посвящены при основании — Божией Матери или Христу? Когда отмечать престольный праздник Софийского собора?» (кликнуть заголовок).
Ответ найти достаточно просто. Греческое слово «Софиа» означает «Премудрость». Так вот, кафедральный константинопольский храм Святой Софии — прототип Софии Киевской, был освящен В ЧЕСТЬ ХРИСТА – БОЖИЕЙ ПРЕМУДРОСТИ И СИЛЫ. Именно так именуется Христос в благодарственных тропарях после причащения, читаемых после литургии Святого Иоанна Златоуста – патриарха Константинопольского: «О, Христе, БОЖИЯ ПРЕМУДРОСТЬ и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем Дне Царствия Твоего».
Тропарём в честь Святой Софии в Константинополе был не богородичный, а христологический гимн строителя храма — византийского Императора Святого Юстиниана — «Единородный Сыне». Позднее, наряду с первым, вторым тропарём храма стал гимн «Рождество Твое, Христе, Боже наш».
Первый гимн храма Святой Софии (творчества Святого Царя Юстиниана) было сразу решено петь в чине литургии во всех храмах Империи — между т.н. антифонами-псалмами: как догмат Церкви, правильно учащий о Боговоплощении Сына Божьего против христологических еретических учений. Гимн в честь превечного воплотившегося ЛОГОСА (Слова Божьего) звучит и ныне во всех православных храмах.
Престольный же праздник храма Святой Софии в Константинополе отмечался ромеями-византийцами на Рождество Христово, а, по аналогии, так было установлено и в Софии Киевской домонгольского периода.
Таким образом, в центре «Матери городов русских», в православном Киеве, как и в имперском Константинополе, находился, и ныне возвышается, величественный Храм в честь превечной божественной СВЯТОЙ СОФИИ — ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА. В этом свете и Патриарший ХРАМ ХРИСТА-СПАСИТЕЛЯ в Москве, есть также храм Софийный — первопрестольный Московский Софийский Собор.
Заметим, что и в освятительной литургической молитве-анафоре величайшего Учителя Церкви — Святого Василия Великого, Господь Иисус Христос именуется «превечной Софией» — «превечной Премудростью». Вот этот текст: «Сущий Владыко,…Ты – Отец Господа нашего Иисуса Христа – великого Бога, Спасителя и упования нашего, Коий есть Образ Твоей Благости, равнообразный Отпечаток, являющий в Себе Тебя – Отца, (Коий есть) Твое Живое Слово, Бог Истинный, ПРЕВЕЧНАЯ ПРЕМУДРОСТЬ (ПРЕВЕЧНАЯ СОФИЯ), Жизнь, Освящение, Сила, Истинный Свет, Коим явился нам Дух Святый – Дух Истины» http://vladyka-ionafan.ru/liturgy .
(На алтарном своде Киевской Софии находится древнее мозичное изображение молящейся Богородицы, с воздетыми к Сыну Божьему руками — «Оранта», что, по-видимому, и дает некоторым повод, вопреки вышеизложенному, неверно полагать, что престольным праздником Киевской Софии было Рождество Пресвятой Богородицы, а Сама Пресвятая Богородица и есть «Святая София — Премудрость Божия»).
Как же получилось, что уже в средние века «Святую Софию» на Руси кое-где стали понимать как Личность Богородицы? Обстоятельный научный ответ дал покойный митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний (Мельников) в своем исследовании новгородской средневековой иконографии «Святой Софии – Премудрости Божией» — фигуры в женском облике и с крыльями за спиной. Его интереснейший труд был им опубликован в одном из выпусков журнала Московской Патриархии «Богословские труды».
По изысканиям святителя «мариологическая софийная» иконография не может претендовать на статус канонической, поскольку ее «родословная» восходит к небезизвестным тамплиерам, и далее, — в тёмные глубины древнеегипетского образа и почитания языческой богини Изиды. Через западных еретиков эта «иконография» была занесена в пределы средневекового Великого Новгорода, где и ныне можно услышать следующий припев к доморощенному акафисту в честь Божией Матери: «Премудрость Божия – Софие, моли Бога о нас!». Из средневековой, зараженной мистическими ересями Польши, «мариологическая софийная иконопись», вероятно, попала и, в возрожденный после 300-летнего полного запустения после ордынцев-татар, Киев. Среди европейских масонов феминистические избражения таинственной «Софии» также пользовались популярностью.
Однако, следует помнить, что «мариологическая софиология», как одно из «новомодных» течений в русской богословской мысли конца девятнадцатого-начала двадцатого столетия (В.Соловьев, о. Сергий Булгаков, о. Павел Флоренский и др.) была осуждена как ересь Собором Русской Православной Церкви Заграницей и указом Святейшего Патриарха Сергия: в ней была усмотрена кощунственная мистическая «Дева» как «четвёртая ипостась» во Святой Троице.
Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, обличая заблуждения «мариологического софианства», писал: «Если, всё же продолжится искание новой веры и новой премудрости, то верные сыны Церкви да останутся непоколебимы в Православии, воспевая единым сердцем и едиными усты: «Не мудростью и силою, и богатством хвалимся, но ТОБОЮ — ОТЧЕЮ ИПОСТАСНОЮ МУДРОСТИЮ, ХРИСТЕ, несть бо свят паче Тебе, Человеколюбче» (ирмос 3-й песни канона святым первоверховным апостолам Петру и Павлу).
Посему, «паки и паки от всея души и помышления рцем вси»: «О, ХРИСТЕ, БОЖИЯ ПРЕМУДРОСТЬ и Сило! Подавай нам истее (явстенно — авт.) Тебе причащатися в невечернем Дне Царствия Твоего». Аминь!
Архиепископ Ионафан (Елецких)