Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

05.10.2010. СИМФЕРОПОЛЬ. Межконфессиональный совет просит содействия в строительстве мечети
В Обращении членов Межконфессионального совета Крыма «Мир — дар Божий» к Президенту Украины В.Ф. Януковичу, принятом 4 октября 2010 года, говорится:
Уважаемый Виктор Федорович!
Мы — члены Межконфессионального совета Крыма «Мир — дар Божий», который действует в Автономной Республике Крым уже 18 лет и объединяет 8 традиционных конфессий Крыма, – свидетельствуем Вам свое глубокое уважение и почтительно просим Вас поддержать инициативу мусульман Крыма, дабы каждый народ, живущий на нашей благословенной земле мог реализовать свое конституционное право на строительство культовых зданий и дальнейшее проведение молитвы в них.
Одной из величайших ценностей, дарованных Богом человеку, являются мир и благоденствие. Дух Святый устами пророка Давида говорит: «Господь благословит люди Своя миром» (Пс. 28, 11). И мы, люди, живущие в XXI веке от Рождества Христова, должны сделать все, дабы сохранить этот Божественный дар. Мы живем на благословенной крымской земле, где Промыслом Божиим в течение тысячелетий сотни народов, населяющих ныне наш благодатный край, выработали особые дружественные взаимоотношения, которые мы сегодня не имеем право потерять! Это драгоценное наследие наших благочестивых предков, которое мы обязаны передать нашим потомкам!
В 2004 году члены Межконфессионального совета Крыма «Мир — дар Божий» уже обращались к властям автономии с просьбой о разрешении крымским мусульманам строительства Соборной мечети в Симферополе. Сопредседатель Межконфессионального совета Крыма митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь в своих выступлениях на сессии Верховного совета АР Крым 18 февраля 2004 года, на депутатских слушаниях о межнациональных отношениях в автономии 25 февраля 2004 г. неоднократно говорил о том, что для восстановления исторической справедливости, с целью укрепления доверия между народами и недопущения межнациональной и межконфессиональной напряженности, необходимо решить вопрос о строительстве этого культового здания.
От лица конфессий, входящих в Межконфессиональный совет Крыма «Мир — дар Божий», мы еще раз хотим обратиться к Вам, уважаемый Виктор Федорович, с просьбой оказать содействие в решении вопроса о строительстве соборной мечети в Симферополе с учетом пожеланий мусульман Крыма, где представители второй по численности конфессии в Крыму, могли бы реализовывать свои религиозные потребности.
С глубоким уважением сопредседатели Межконфессионального совета Крыма «Мир — дар Божий»:
митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь,
муфтий мусульман Крыма Хаджи-Эмирали Аблаев,
председатель Духовного правления Крымских караимов Украины Эль Давид Моисеевич,
секретарь Межконфессионального совета Крыма «Мир — дар Божий»,
секретарь Симферопольской и Крымской епархии УПЦ протоиерей Александр Якушечкин.
Члены Межконфессионального совета Крыма «Мир — дар Божий»:
епископ-помощник Одесско-Симферопольской епархии Римско-Католической Церкви Пет (Мальчук),
настоятель Армянской апостольской церкви г. Симферополя о. Хачатур Геворкян,
епископ Объединения церквей евангельских христиан-баптистов Крыма Юхимец Вениамин Иванович,
помощник старшего пастора Церкви адвентистов седьмого дня АР Крым Кондратенко Константин Владимирович,
координатор общин прогрессивного иудаизма в АР Крым Гендин Анатолий Исаакович,
член совета Евангелическо-лютеранской общины Симферополя Губарь Мария Яковлевна.

16.09.2010. БОЗЕ. (ІТАЛІЯ). Єпископ Ровеньківський Володимир взяв участь у науково-богословських конференціях
З 8 по 11 вересня в монастирі Бозе (Італія) відбулася XVІІІ щорічна міжнародна конференція, присвячена православні духовності. Тема конференції, в якій взяли участь представники різних конфесій: «Спілкування й усамітнення».
Офіційну делегацію від Української Православної Церкви очолив єпископ Ровеньківський Володимир. Єпископ Володимир зачитав вітальне слово Блаженнішого Володимира, Митрополита Київського і всієї України, Предстоятеля Української Православної Церкви. «Спілкування є невід’ємним аспектом буття людської особистості, що має на увазі відкритість назустріч іншій особистості. У біблійному контексті наше спілкування один з одним вбачається лише як щабель до спілкування з Богом», – відзначив у своєму зверненні Владика. На завершення він побажав учасникам продуктивності та плідності в ході богословського діалогу.
Окрім того, за благословенням Предстоятеля УПЦ єпископ Ровеньківський Володимир взяв участь у третіх «Амвросіївських читаннях», які проходили з 12 по 14 вересня на приході святителя Амвросія Медіоланського в Мілані (Італія). Тема зустрічі – «Християнська родина в сучасному секулярному світі», котра передбачала розгляд наступних питань: біблійне вчення про родину; Таїнство шлюбу; святість і вірність подружніх відносин; ставлення батьків до дітей; ставлення дітей до батьків тощо.
Зустріч відкрив архієпископ Корсунський Інокентій. Він підкреслив важливість запропонованої теми й необхідність всебічного дослідження проблеми родини в сучасному суспільстві. З вітальними словами на адресу організаторів і учасників читань також виступили Міланський архієпископ кардинал Діоніджі Теттаманці, о. Мілан Жуст, секретар католицького комітету з питань культурного співробітництва з православними церквами при Папській раді по сприянню єдності християн з Риму, консул Молдови Йонутас Пускасіу, президент Фонду «Центр розвитку італо-російських відносин» і італо-російської торговельної палати Розаріо Алессандрелло та ін.
Конференція завершилася молебнем перед мощами святого Амвросія Медіоланського у Свято-Амвросіївській церкві.
17.09.2010. ЧЕРНІВЦІ. У місті проходить фотовиставка голови Старообрядницької церкви в Україні
У Чернівецькому обласному художньому музеї проходить фотовиставка «Ностальгія за прекрасним». Автор фоторобіт – архієпископ Київський і всієї України єпархії Руської православної старообрядницької церкви Савватій (Козка Степан Петрович).
«Любов до фотографії залишилась з юності, може, тому, що все життя захоплююсь красою природи рідної землі, красою душі людської людей, серед яких живу», – так мотивує своє хобі автор виставки, на якій представлено 66 фотографій.
Разом з ним співпрацює чернівчанин іконописець Володимир Свєтлогорський, колишній однокурсник владики.
Митрополит Волоколамский Иларион о межхристианском диалоге

О современном состоянии диалога между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, а также о его возможных перспективах корреспондентам газеты «НГ-Религии» А. Мельникову и А. Куриловичу рассказал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

— Ваше Высокопреосвященство, в последнее время наблюдается заметное потепление отношений между Московским Патриархатом и католическим миром. Многие отмечают, что католики и православные объединяются на основе общей цели — дать ответ секулярным силам в Европе. Можно ли сказать, что в условиях XXI века, когда сам фактор религии оказывается на периферии системы ценностей европейцев, сближению двух конфессий больше не мешают богословские различия?
— Действительно, в последние годы стабилизировались отношения Русской Православной и Римско-Католической Церквей, которые на протяжении нескольких лет до этого были весьма напряженными. Наше сотрудничество строится сегодня на платформе честного и открытого диалога, в первую очередь о ценностях, на которых зиждется европейская культура, в том числе и русская. Мы отчетливо осознаем, что те силы, которые вы назвали секулярными, стремятся к искоренению самой памяти о христианских основаниях европейской цивилизации. Более того, практически все народы не только Европы, но и всего мира оказались после падения мировой коммунистической системы в едином культурном и политическом пространстве, следствием чего является возникновение нового массового типа человека, оторванного от корней, в частности от религиозной культуры.
Что касается богословских различий между православными и католиками, могу заверить скептиков, что наш диалог и сотрудничество с Католической Церковью не ставят перед собой задачу объединить обе Церкви на основе компромиссов в области вероучения. Такой путь был многократно отвергнут соборным разумом Православной Церкви и не имеет перспективы в будущем. Напротив, Восточная Церковь, не отказываясь от диалога с Западной, всегда настаивала на неукоснительном соблюдении решений Вселенских Соборов и верности святоотеческому преданию. Разрыв с Римом, однако, не мешал православным в XVII-XVIII веках направлять в католические учебные заведения Италии своих студентов, из которых впоследствии выросли замечательные иерархи Русской Церкви. Вспомним также, что перед лицом турецкого и арабского нашествий Византийская империя искала помощи христианского Запада, а мы сейчас тоже живем в условиях нашествия антихристианской пропаганды, развращающей наших сограждан, способствующей вандализации наших обществ. В этом смысле мы все чувствуем себя «в одной лодке».

— Складывается впечатление, что сближение последних месяцев между Русской Православной Церковью и польскими католиками происходит на почве антикоммунизма и осуждения сталинского времени. На Ваш взгляд, может ли идея христианского диалога стать основным противовесом левым политическим тенденциям и возможности коммунистического реванша в Европе?
— В последние два десятилетия отношения между Россией и Польшей складывались непросто. Однако и в российском, и в польском обществе осознавалась необходимость примирения, в том числе и в церковной среде. Церкви — Православная в России и Римско-Католическая в Польше — играют огромную роль в жизни наших стран, поэтому они взяли на себя инициативу содействовать процессу примирения. Нам было необходимо осознать причины, препятствующие сближению наших народов, тщательно проанализировать события, последствия которых нас разделили и стали причиной недоверия и непонимания. В российском и польском обществах широко обсуждались события советско-польских войн 1920-1921 и 1940 годов, раздел Польши согласно пакту Молотова-Риббентропа, трагедия в Катыни, жертвами которой стали более 20 тысяч польских военнопленных. И россияне, и поляки увидели, что движущей силой советской агрессии против Польши в начале 20-х годов прошлого века была коммунистическая идеология, а сама война выдавалась большевистской пропагандой за начало мировой революции.
Анализ этих событий привел общественное мнение к выводу, что коммунистическая идеология целиком несет ответственность за недоверчивые и порой опасливые отношения между нашими странами и народами. Но на основе чего мы можем примириться? Что является тем достоянием, которое можно считать для нас общим? Ответ очевиден — христианская традиция, имеющая веками складывавшиеся точки опоры в менталитете, образе мысли и психологическом складе граждан обоих государств.
Не думаю, что следует противопоставлять диалог между христианскими Церквами левым политическим тенденциям, поскольку эти явления по своей сути лежат в разных плоскостях и преследуют разные цели. Я также не вижу в настоящее время предпосылок для коммунистического реванша в Европе, поскольку эта идеология ушла в прошлое, унеся с собой десятки, если не сотни миллионов человеческих жизней.

— Вы заявляли, что диалог протестантов с православными и католиками затруднен из-за либеральных тенденций в протестантских общинах Европы. По Вашему мнению, протестантские Церкви не смогут участвовать в заявленной Московским Патриархатом и Ватиканом «новой евангелизации» Большой Европы?
— Действительно, либеральные тенденции за последние три десятилетия возобладали в большинстве протестантских Церквей и общин Европы и Северной Америки. Они выражаются в первую очередь в ревизии традиционных норм христианской нравственности, антропологии, в частности в принятии гомосексуализма как альтернативной формы человеческой сексуальности, якобы не противоречащей христианской нравственности и учению Церкви, что, однако, напрямую опровергается Священным Писанием. Начало практики рукоположения женщин для несения пастырского служения в этих Церквах также отражает пересмотр основных положений христианской антропологии, в частности представления о месте и роли женщины в Церкви, семье и обществе.
Очевидно, что руководство протестантских общин, принимая такие решения, заботилось исключительно о соответствии действующего церковного учения нормам и правилам секулярного общества, благословляя все то, что не считается предосудительным с точки зрения либерального секуляризма. Кроме того, тенденции, свойственные направлению, в котором дрейфуют сегодня некоторые протестантские Церкви, все более утрачивают специфический религиозный характер, постепенно превращаясь в общественные организации, занимающиеся борьбой за социальную справедливость.
Все это существенно затрудняет наш диалог с протестантами, и наша Церковь в последние годы была вынуждена прекратить двусторонние отношения с рядом протестантских Церквей Европы и Америки. В то же время мы сознаем, что среди верующих протестантов есть многие, кому позиция православных и католиков куда более близка, нежели мнение собственного церковного руководства. Нам известно, что этих верующих объявляют в своих собственных Церквах «фундаменталистами», «фанатиками» и «сектантами» только из-за того, что они придерживаются точки зрения, отличной от декларированной официально, и пытаются ее отстаивать. С этими протестантами мы готовы сотрудничать в различных проектах, включая проект «новой евангелизации» Европы, о котором вы упоминаете.

— Недавний соцопрос католического духовенства Австрии показал, что большинство священнослужителей выступает за отмену обязательного обета безбрачия. Если подобное произойдет в ближайшем будущем, не изменит ли это отношение к Римско-Католической Церкви со стороны Русской Церкви, не будет ли это воспринято как победа либеральных тенденций, губительный отход от многовековых традиций?
— Без сомнения, общеобязательный целибат духовенства, введенный в Западной Церкви в XII веке, был неизвестен раннехристианской эпохе. Восточные Церкви сохранили древнюю практику, позволяющую рукополагать женатых мужчин в священный сан. На христианском Востоке практика Римской Церкви в этом отношении издревле вызывала критику. Исходя из этого, православные, считая проблему обязательного целибата духовенства внутренним делом Римско-Католической Церкви, могли бы только приветствовать его отмену, если она произойдет. Мы скорее сочли бы упразднение практики безбрачия духовенства возвращением к традиции древней Церкви, нежели отходом от многовековых традиций и либерально-модернистским креном.

— Одновременно со сближением православных Церквей с Римско-Католической Церковью среди верующих обозначаются группы противников экуменизма. Мы наблюдали это на Кипре во время визита Папы Римского и отмечаем эту тенденцию в высказываниях некоторых епископов Русской Православной Церкви. Как Вы считаете, не станут ли протестные голоса в православной среде препятствием для диалога с западными христианами, и вообще, как учитывается мнение консервативной части духовенства и мирян в экуменическом диалоге?
— Да, группы противников межхристианского и межрелигиозного сотрудничества существуют в каждой из Поместных Православных Церквей. Чаще всего эти люди не имеют глубокого знакомства как с инославными христианами, так и со спецификой такого рода сотрудничества. Следует признать, что дискурс многих «ревнителей» зачастую носит не богословский, а психологический и даже политический характер, что существенно затрудняет ведение с ними дискуссии, ибо разговор ведется при этом на разных языках.
Тем не менее диалог с противниками межхристианских контактов в нашей Церкви имеет место, их мнение принимается во внимание при составлении соборных документов, при принятии соответствующих решений. Думается, что популярность такого рода «ревнительства» в нашей Церкви будет уменьшаться, так как Россия постепенно занимает свое место в мировом сообществе, к нам приезжают миллионы иностранных гостей, имеется колоссальное (притом постоянно растущее) число смешанных браков с инославными, миллионы наших православных соотечественников живут за границей. Это способствует близкому знакомству наших верующих с неправославными христианами и учит их искать пути взаимодействия.
На мой взгляд, было бы полезно направить энергию «ревнителей» на борьбу с теми явлениями, которые угрожают стабильности и здоровью нашего общества, подрывают его нравственные устои, в конечном итоге усиливая его секуляризованность. В этом смысле перед нами огромное поле деятельности, на котором для всех хватит места.
«НГ-религии»