Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

18.10.2010. ДНЕПРОПЕТРОВСК. «Остров классики» откроется Рахманиновым

21 октября в Днепропетровском Академическом театре русской драмы им. М. Горького по благословению митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея Центр Православной Культуры «Лествица» представит тринадцатый по счету концерт музыкально-культурологического проекта «Место встречи — Остров классики». На творческом вечере состоится встреча с гениальными произведениями двух великих композиторов — Концерт для скрипки с оркестром австрийского композитора и дирижера Эриха Вольфганга Корнгольда (сольную партию концерта исполнит солист Дмитрий Ткаченко) и Симфония № 2 Сергея Рахманинова. Концерт будет проходить при поддержке губернатора Днепропетровской области Александра Юрьевича Вилкула. Этой премьерой начинается новый концертный сезон 2010-2011 гг. проекта «Место встречи – «Остров классики».
Первым автором, который прозвучит на концерте, будет Эрих Корнгольд. Ему посчастливилось воспитываться в одну из самых музыкальных эпох и в одном из самых музыкальных городов — в Вене начала XX века. Пятилетнего Корнгольда назвал «маленьким Моцартом» Эдуард Ганслик, влиятельнейший венский музыкальный критик рубежа XIX-XX веков. Даром Корнгольдом восхищались Густав Малер и Рихард Штраус, учил его Александр фон Цемлинский.
В 11 лет мальчик уже был автором балета-пантомимы «Снежный человек», и еще через пару лет наблюдал его самую настоящую постановку. Затем последовали несколько опер, самую успешную из них — «Мертвый город» по роману бельгийского символиста Георга Роденбаха «Мертвый Брюгге» — композитор написал в 1920 году в возрасте 23 лет, и ее мировые премьеры произошли одновременно в Гамбурге и Кельне. После войны Корнгольд вернулся к традиционным жанрам музыки, написав концерты для скрипки и виолончели, Симфоническую серенаду для струнных и Симфонию фа-диез мажор. Романтический стиль его сочинений не вписывался в картину стремительно развивающейся европейской музыки послевоенной поры, и к концу жизни Корнгольд был совершенно забыт. Лишь к концу XX века началось возрождение музыки композитора, многие его сочинения были исполнены в концертах и записаны. Также в творческом наследии Корнгольда важное место занимает киномузыка. Первой работой была аранжировка Мендельсона, после нее Корнгольд написал саундтреки к 17 фильмам, получил два «Оскара» за лучшую музыку к фильму и стал именоваться «отцом современной киномузыки». Киномузыка Корнгольда отмечена богатым мелодизмом, лирикой и сложным полифоническим письмом.
Второе произведение вечера — «Симфония № 2» Сергея Рахманинова. Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Сергей Рахманинов написал свою Симфонию № 2 ми минор, op.27 в 1906-1907 гг. и посвятил её одному из своих учителей Сергею Ивановичу Танееву. Премьера симфонии состоялась в Мариинском театре 8 февраля 1908 года под управлением автора. К моменту создания Симфонии № 2, Рахманинов провёл два успешных сезона в качестве дирижера Императорской оперы на сцене Большого театра в Москве, после чего в 1906 году переехал с женой и дочерьми в Дрезден, где мог посвятить себя сочинению музыки, а также избежать политической неразберихи, который поставил Россию на путь революции. Именно в это время Рахманинов помимо Второй симфонии также написал симфоническую поэму «Остров мёртвых» и первую фортепианную сонату. После провала своей первой симфонии Рахманинов потерял уверенность в своих способностях симфониста. Премьера симфонии № 1 под руководством Александр Глазунова вызвала такую жестокую критику, что молодой композитор впал в депрессию. Даже после успеха Второго фортепианного концерта который выиграл премию имени М.И. Глинки Рахманинов ещё не был уверен в своих силах. Он был очень недоволен первым вариантом его Второй симфонии, но после нескольких месяцев пересмотра закончил работу и провёл премьеру в 1908 году с большим успехом. Триумф восстановил веру Рахманинова в собственные способности.
Искусство Рахманинова отличает жизненная правдивость, демократическая направленность, искренность и эмоциональная полнота художественного высказывания. Следовал лучшим традициям музыкальной классики, прежде всего русской. Обострённо-лирическое ощущение эпохи грандиозных социальных потрясений связано у Рахманинова с воплощением образов родины. Был проникновенным певцом русской природы. В его сочинениях тесно сосуществуют страстные порывы непримиримого протеста и тихоупоённое созерцание, трепетная насторожённость и волевая решимость, мрачный трагизм и восторженная гимничность. В творчестве Рахманинова также очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки, но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.
Произведения исполнит Академический симфонический оркестр областной филармонии под управлением дирижера из Турции — профессора Билькентского университета Ишина Метина.
Художественный руководитель концерта — заслуженный деятель искусств Украины Наталья Пономарчук (г. Киев).
Ведущий концерта — музыковед из Киева диакон Николай Лысенко (г. Киев).
Режиссер музыкального проекта — заслуженный работник культуры Украины протоиерей Игорь Собко.
Пресс-служба Днепропетровской епархии