У памятника Крестителю Руси
27 июля 2010 года, в канун дня памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия (†1015), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершили молебен у памятника Крестителю Руси на Владимирской горке. В богослужении участвовали члены Священного Синода, собор иерархов из Украины и России, духовенство.
На торжестве, открывающем празднование Дня Крещения Руси, который отмечается 28 июля, присутствовали премьер-министр Украины Н.Я. Азаров, Голова Верховной Рады В.М. Литвин, вице-мэр Киева А.П. Попов, другие представители государственной власти Украины.
Когда Святейший Владыка прибыл на Владимирскую горку, тысячи людей, собравшихся у памятника Крестителю Руси, стали восклицать: «Многая лета нашему Патриарху!»
Святейшего Патриарха приветствовали учащиеся центра детского творчества «Веселка» города Василькова Киевской области и учащиеся воскресных школ в национальных костюмах, православные скауты, молодежь. По просьбе детей Святейший Патриарх Кирилл взял в руки и выпустил в небо Киева белых голубей — в память о Крещении Господа Иисуса Христа во Иордане, когда Святой Дух явился над водами во образе голубя.
По завершении молебного пения прозвучало приветственное слово Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Обращаясь к Святейшему Патриарху, Предстоятель Украинской Православной Церкви сказал: «Ваше Святейшество, Святейший наш Владыка и отец!
Сегодня благодать Святого Духа собрала нас всех во главе с Вами в этом святом месте, где почитается и сохраняется память великого крестителя Руси князя Владимира. Готовясь отметить государственный праздник — День Крещения Руси – и церковный праздник — день преставления святого равноапостольного князя Владимира, – мы с благодарностью молимся Богу, Его Пречистой Матери и равноапостольному князю, желая испросить великой милости Божией, здравия, спокойствия и мира душевного. Этот памятник, который был поставлен здесь в честь 900-летия Крещения Руси, уже становится святым местом, открытым для паломников и для всех любящих свою историю и строящих с помощью Божией будущее.
Вам Господь вручил великую миссию — посещать страны, города и веси, поэтому мы просим Вас, Ваше Святейшество, принять наши сердечные пожелания, чтобы Господь Церкви и Вам даровал здравие, силу и твердость духа.
Совершая свою жизнь на высоком троне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, Вы являете нам достойный пример добродетели — твердую веру, непоколебимую надежду и добродетельную любовь. Вы являете пример младшему поколению, духовенству и мирянам, богословам и просто любящим Церковь, и это вдыхает в них новые силы и способность уразуметь действующую, освящающую и примиряющую благодать Божию, изливаемую на всех, кто ее ищет, кто ее желает…
Вас слышали многие аудитории и многие группы людей. Вы всем, ближним и дальним, благовествуете мир и радость. Принимая Вас, Святейшего Патриарха нашей Церкви, мы должны дорожить тем, что Вы проповедуете от сердца, исполненного чаянием единства.
Я благодарю Вас, Ваше Святейшество, за то, что Вы приехали к нам и подняли дух верующего и даже неверующего народа. Пусть Господь Милосердный покроет Своей милостью каждого из нас. Спасибо Вам, Ваше Святейшество, за то, что Вы возглавили сегодня молитву и торжества. Мы видим в этом великую милость Божию, которая есть и будет с Вами, Ваше Святейшество. Ис полла эти, деспота!»
В ответном слове, обращаясь к Блаженнейшему Митрополиту Владимиру, архипастырям и пастырям, представителям власти, множеству верующего народа, пришедшего помолиться вместе со своим Патриархом, Его Святейшество сказал: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Высокие руководители и представители государственной власти! Дорогие отцы, братья и сестры! Благодарю Вас за Ваши добрые, исполненные любви слова, которые вдохновляют меня и укрепляют в несении Патриаршего креста. Сказанные на этом месте, они обретают особый смысл, как и все то, что мы совершаем, как и молитвы, которые мы сегодня возносим здесь, на этом месте, символизирующем Крещение Руси, обретают особый смысл и верю — особую силу, способную преклонить к нам милость Божию.
Мы вспоминаем жизненный подвиг святого равноапостольного князя Владимира, и на ум приходят слова из выдающегося произведения древней русской литературы — «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона. Как бы проникая в тайну князя Владимира, пытаясь понять этого великого человека, он задает вопросы, которые отражали, видимо, недоумение тогдашнего общества. «Как открыл ты свое сердце? Как принял ты страх Божий? Как пронизала тебя любовь Божия?» Почему он задает эти вопросы? Да потому, что обращение князя Владимира не было делом очевидным. Это обращение не проистекало ни из тогдашних условий жизни, ни из культуры самого князя, и, хотя ученые утверждают, что были некие политические предпосылки, веру из-за политики люди не меняют. Да и сменить веру тогда означало бросить вызов очень многим, ведь так оно и случилось. Многие современники роптали, потому что отменялись привычные киевлянам и русичам жертвоприношения. Некоторые упрекали князя в том, что он предался кому-то, кто является иностранцем, кто живет далеко, — кто-то, мол, навязал эту веру нам. С одной стороны — недоумение, с другой — обвинения; а с третьей стороны — жизненный подвиг святого равноапостольного князя Владимира.
Почему же он принял веру? Если в сторону отмести все эти историософские рассуждения, основанные на политическом и экономическом анализе, то остается самое основное и главное — князь Владимир искал истину. Этот человек был неудовлетворен наличным духовным состоянием своим и своего народа. Это не был простой выбор: мы знаем, как он посылал послов, чтобы изведали, как иные народы поклоняются Богу. И наконец, он делает выбор и принимает веру православную.
Этот выбор был судьбоносным. Он как бы прозревал толщу предстоящих веков, взор святого князя как бы пронизывал все эти столетия, что отделяют его от нас. Он как бы видел и происходящее ныне в его Отечестве и потому избрал веру, которая является истинной. «Познаете истину, и истина сделает вас свободными», — говорит Спаситель (Ин. 8, 32). И те язычники, которые считали себя свободными, но находились во власти греха, в полном порабощении у дьявола, становятся людьми свободными, открывающими свое сердце и свой ум навстречу веянию Божественной благодати.
Что говорит нам, современным людям, этот пример князя Владимира? Разве сегодня обретение Христа — дело очевидное для тех, кто большую часть жизни своей прожил при атеизме, и даже для молодых людей, находящихся под огромным влиянием стереотипов, модной жизни, мироощущения, которое внедряется в сознание людей и по сути своей является языческим? Язычество современное с его культом стяжательства, потребления, гедонизма, безумных наслаждений — этот культ не слабее тянет к себе людские души, чем те языческие пиршества на киевских холмах. Потому и сегодня обращение современного человека ко Христу не самоочевидно. Оно требует духовного поиска, духовной силы, мужества, способности часто идти против течения. Другими словами, от нас требуется то же, что требовалось от князя Владимира.
А почему мы считаем выбор князя Владимира правильным? Может быть, не надо было отрекаться от того веселого буйства, полупьяного, полуразгульного, что соединялось с языческими культами? Может быть, просто нужно было продолжать всю эту традицию греха до сегодняшнего дня?
Я думаю, что даже человек, далекий от веры и Церкви, поймет, что если бы так было, то не было бы сегодня Святой Руси, не было бы всех нас — народа, который пронес через поколения не только веру в Бога Триединого, но и величайшую Божественную систему ценностей. Только с ними человеческая личность развивается и достигает возможной для себя высоты. Есть великое историческое доказательство правоты святого князя Владимира. Сколько обрушивалось на протяжении веков на эти киевские холмы и на всю Русь святую нашествий иноплеменников, сколько было междоусобной брани, сколько было смертей, сколько было попыток склонить народ наш к иным целям и ценностям! Но никому не удалось изменить цивилизационный выбор святой Киевской Руси, ведомой святым равноапостольным князем. И если это не удалось сделать в прошлом, то ни в коем случае не должно совершиться сие преступление сегодня.
Наша сила — в верности князю Владимиру, в верности той свободе, которую человек обретает во Христе, потому что только через эту свободу и возникает человеческая солидарность.
Мы знаем, как нас учили «солидарности» на основе классовой вражды, ненависти к другим, как нас мобилизовывали на борьбу с другими, чтобы самим становиться свободными и счастливыми. Жизнь показала: нет человеческого счастья, построенного на крови; нет единства, построенного на разделении; нет свободы, которая порождается враждой и страхом. Эти слова актуальны для сегодняшней Украины, и я молился перед образом святого равноапостольного князя Владимира о сохранении единства украинского народа, о преодолении разделений, которые так неразумно насаждались для получения некой сиюминутной политической выгоды. Единство народа — это святое и неприкосновенное, то, что относится к сердцевине жизни, к самой ее основе. И потому каждый, кто любит свою страну, должен заботиться о преодолении разделений, об изменении духовного и нравственного климата, о снижении уровня противостояния.
Я призываю все стороны, которые вовлечены в политические, экономические, социальные, историософские конфликты, снизить напряженность для того, чтобы народ мог обрести покой и в мире созидать свою свободу. Свободу, которая наполнит сердца наши силой Божественной благодати, как наполнила некогда благодать Божия сердце равноапостольного князя. Дай Бог, чтобы именно так развивалась жизнь Украины и всего пространства святой Руси, потому что все мы — наследники равноапостольного князя, мы все принадлежим к тому миру, который он на этих киевских холмах заложил. Мы принадлежим к тому миру, который созидался подвигом, кровью, мученичеством святых угодников Божиих, начиная с Киево-Печерских преподобных, что лежат совсем рядом и мощами своими освящают землю Русскую, и заканчивая новомучениками и исповедниками, жизнь свою отдавшими за Христа.
Пусть духовная сила, источаемая от этого места Крещения Руси, сохраняет свою актуальность и притягательность; пусть она сохраняет свое преображающее воздействие на каждого человека и на всех нас. Я верю, что по молитвам святого равноапостольного князя Владимира никогда не исчезнет с земли его великое наследие — Святая Русь, которая есть единое духовное лоно, воспитывающее сегодня миллионы и миллионы людей, принявших Христа через равноапостольный подвиг киевского князя Владимира. Да хранит Господь Украину, да благословит Он всю Русь Святую и каждого, кто с верой и надеждой обращает свой лик к Небесному Отцу. Аминь!»
В завершение торжества, открывающего празднования в честь Дня Крещения Руси, Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший Митрополит Владимир возложили цветы к памятнику равноапостольному князю Владимиру.
* * *
Владимирская горка — название живописного парка на склонах одной из высот, примыкающих к Старокиевской горе. Главной достопримечательностью и композиционным центром парка является памятник святому равноапостольному князю Владимиру, установленный на одной из террас склона в 1851-1853 гг.
Владимирская горка расположена на месте впадения в Днепр киевской реки Почайны, то есть над тем участком правого берега Днепра, где, по преданию, в 988 г. совершилось крещение киевлян при равноапостольном князе Владимире.
С 1830-х гг. по архивным документам прослеживается переписка о сооружении в Киеве особого памятника святому князю Владимиру. Проектирование было поручено сначала петербургскому скульптору В. Демут-Малиновскому, а затем архитектору Александру Тону — брату знаменитого зодчего Константина Тона. В 1850 г. работу над памятником передали в руки третьего мастера — Петра Клодта, которому предстояло изменить некоторые детали скульптуры князя и произвести установку монумента.
Общая высота монумента — 20 метров, высота фигуры князя — четыре с половиной метра, расположен памятник на высоте 70 метров над уровнем Днепра. В 1895 г. была организована электрическая подсветка одного из элементов памятника — по ночам крест в руке князя Владимира ярко сиял над Днепром. Утраченная позже, эта подсветка была восстановлена в конце ХХ века.
С молебна на Владимирской горке начал в прошлом году свое первое Патриаршее посещение Украины Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Посещение Свято-Троицкого Ионинского монастыря
27 июля 2010 года, пребывая в Киеве, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкий Ионинский мужской монастырь. Святейшего Владыку сопровождали председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов.
Предстоятеля Русской Православной Церкви встречал наместник монастыря архимандрит Иона (Черепанов) с братией обители.
В крипте Свято-Троицкого собора Его Святейшество поклонился мощам преподобного Ионы Киевского, основателя монастыря. Далее Святейший Патриарх Кирилл прошел в алтарь монастырского храма. С амвона Святейший Владыка благословил собравшихся в храме представителей православных молодежных организаций.
После вступительного слова архимандрита Ионы Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу был представлен ряд молодежных просветительских и социальных проектов: «Духовные беседы для православной молодежи», «Православное волонтерское движение «Молодость неравнодушна», «Движение православных скаутов Украины», «Международная общественная организация «Верное казачество», «Духовно-просветительская работа с православной общиной глухих», «Православный журнал для молодежи Отрок.ua». Презентации сопровождались показом фото- и видеоматериалов. Святейшему Владыке был вручен комплект полного собрания сочинений Н.В. Гоголя.
В заключительном слове Его Святейшество поделился своими размышлениями о перспективах развития молодежной работы в Церкви.
На молитвенную память о встрече Предстоятель РПЦ передал Свято-Троицкому Ионинскому монастырю икону преподобного Сергия Радонежского. Также Святейший Владыка благословил раздать всем молящимся, которые пребывали в храме, иконки Пресвятой Богородицы.
01.09.2010. МОСКВА. Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор посетил Северную Осетию
01.09.2010. МОСКВА. Патриарх Кирилл объявил 1 сентября праздником российского казачества