Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Святейший Патриарх КириллОчаги богословской мысли

(Ответы на вопросы клириков епархии)

24 июля в ходе встречи с духовенством Днепропетровской епархии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопросы присутствовавших.

– Как Вы относитесь к получению богословского образования насельниками монастырей?
– Абсолютно положительно. Я всегда призываю, чтобы все насельники и насельницы монашеских обителей получали богословское образование, тем более что сейчас есть для этого возможности. Монастыри должны быть средоточием не только благочестия и труда, но и богословской мысли, как это было всегда в Церкви.

– Как Вы оцениваете перспективы открытия кафедр богословия в светских вузах Украины в связи с принятием светского стандарта преподавания богословия?
– Я положительно отношусь к преподаванию богословия в вузах, однако при этом очень важно, чтобы между высшими учебными заведениями и Церковью существовали некие соглашения, допустим, о согласовании кандидатур преподавателей богословских предметов. Мало будет пользы, если какой-нибудь раскольник или еретик начнет преподавать основы Православия или каноническое право, ведь в таком случае эти факультеты станут источниками неадекватной информации, они будут просто затуманивать сознание людей, искажать православную традицию. Поэтому сама идея хороша, но важно, особенно в условиях Украины, чтобы были договоренности между епархиями и вузами о координации действий.

– Возможно ли реформирование духовных школ в соответствии с требованиями Болонской системы?
– Я считаю, что возможно. Дело в том, что система, которая у нас действует сейчас, тоже ведь не является нашей национальной, она не российская, не украинская, не белорусская. Это так называемая Берлинская система XIX века. В свое время она была принята в царской России, а потом перешла в советскую систему. Таким образом, сама по себе та система, которая у нас сейчас принята, – не наша, а немецкая, западная.
Сейчас Европа переходит на Болонскую систему. В конце концов, что такое система? Это некий порядок. Представьте себе лестницу. У той или иной лестницы может быть более крутой или более пологий уклон. Важно, кто вас ведет по ней, а сама лестница, конечно, тоже имеет значение, но не принципиальное. Самое главное – что происходит с человеком в этот момент. И мне кажется, что Болонская система дает возможность абсолютно адекватно отражать православное богословие в семинарской системе, в системе академической. Только важно для нас, чтобы профессора были высокого уровня, чтобы студенты проявляли интерес к обучению. Сама же система достаточно гибкая, и я уже дал указание проработать вопрос, как нашу традиционную семинарскую систему мы могли бы ввести в соприкосновение с Болонскими требованиями. Уже разработан переход от одной системы к другой без всякого ущерба для нашей традиционной системы, но одновременно с определением тех требований, которые помогут нам очень энергично развивать богословское образование применительно к современным нуждам Церкви.

– Очень интересно Ваше мнение о пенсионном обеспечении клира и попечении о семьях рано умерших, погибших священнослужителей.
– Мне кажется, в каждом месте по-разному надо решать этот вопрос, но неплохо было бы, конечно, создавать фонды. Правда, зачастую такие инициативы упираются в законодательство. Вот в Российской Федерации создание фонда – это дело убыточное, потому что система налогообложения не дает ему осуществлять накопления. Обычно фонд всегда работает с прибыли, то есть с процентов от капитала. Так осуществляется деятельность знаменитого Нобелевского фонда – все Нобелевские премии выплачиваются с капитала, который был когда-то Альфредом Нобелем положен на эти нужды. То же самое могло бы быть, конечно, при правильном законодательстве, и с системой финансовой поддержки вдов священнослужителей, сирот, священников, вышедших на пенсию.
В любом случае, мы сейчас продумываем, как можно обеспечить финансовую поддержку уходящим на пенсию священникам и особенно вдовам и сиротам. Это очень важная для Церкви задача.

У мемориала героям Крымской войны

24 июля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил в Днепропетровске Севастопольский парк — военный некрополь героев Крымской войны 1853-1856 годов.
Его Святейшество возложил венок к мемориалу героям Севастопольской обороны. В церемонии возложения цветов к обелиску также приняли участие управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней, председатель Синодального отдела по взаимодействиям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, руководители области и города, духовенство.
Защитникам Севастополя и всем погибшим героям Крымской войны была возглашена «Вечная память».
После торжественной церемонии Святейший Патриарх Кирилл ознакомился с проектом восстановления в Севастопольском парке храма-памятника, воздвигнутого в середине XIX века и разрушенного в годы Великой Отечественной войны, и одобрил представленный проект, положив на нем резолюцию: «Быть храму сему в память о героическом прошлом и в надежде на мирное и благополучное будущее Украины и России».
У памятника героям обороны Севастополя почетный караул несли представители новороссийского казачества. Его Святейшество побеседовал с казаками, напутствовал их, призвав хранить веру Православную, как делали это их деды и прадеды.
Севастопольский парк в Днепропетровске — место упокоения около 5000 героев Крымской войны 1853-1856 годов, когда Екатеринослав (ныне Днепропетровск) был важным тыловым центром с сетью временных военных госпиталей.
Умерших в Екатеринославе воинов хоронили неподалеку от главного госпиталя на юго-восточном склоне главного городского холма — Соборной горы. В 1863 году к западу от территории кладбища была построена церковь в честь воскрешения праведного Лазаря.
Впоследствии кладбище стало гражданским и функционировало вплоть до начала Великой Отечественной войны, во время которой сгорела Лазаревская церковь. В 1949 году решением горисполкома кладбище закрыли. После перенесения части останков приступили к благоустройству территории. К 1955 году, когда отмечалось столетие Севастопольской обороны, на этой территории был создан Севастопольский парк с мемориальным комплексом.
На месте руин Лазаревской церкви устроена братская могила, насыпан холм и возведен монумент. Неподалеку сооружены триумфальная арка и аллея героев с изображениями Даши Севастопольской, матроса Петра Кошки, хирурга Николая Пирогова и других отличившихся при обороне Севастополя.
В 2009 году в Лазареву субботу впервые за шестьдесят лет на месте, где находился храм-памятник, митрополитом Иринеем была совершена Божественная литургия.