Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Народный депутат Виктор Янукович: Благотворительность как средство социальной реалибитации

Народный депутат ВС Украины шестого созыва Виктор Янукович

Сегодня полезно было бы обратиться к опыту наших предшественников, благотворительная деятельность которых диктовалась осознанием общечеловеческой солидарности, стремлением устранить опасность, связанную с наличием в обществе нуждающегося населения.
Благотворительность — это многоаспектная человеческая деятельность, социальный, психологический и экономический феномен, который имеет свою давнюю историю. Первичная форма благотворительности в виде подаяния милостыни нищему, встречается уже в самые отдаленные времена и впоследствии возводится в религиозную обязанность. Милосердие — основа религиозной морали и служит обоснованием различных видов благотворительности.
Зарождение благотворительности в Киевской Руси связывается с принятием христианства. Киевский князь Владимир Уставом 996 г. официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц. В течение многих веков церковь и монастыри оставались средоточием социальной помощи старым, убогим и больным. Сам князь Владимир служил для народа образцом сострадания и был «истинным отцом бедных». Преемники князя следовали его примеру. Владимир Мономах так изложил обязанности князя по отношению к бедным: «Будьте отцами сирот; не оставляйте сильным губить слабых; не оставляйте больных без помощи».
В средние века благотворительность была одним из главных направлений деятельности братств. Братские приюты получили название шпиталей и предназначались для тех, кто не имел возможности жить самостоятельно своим трудом. Приют в шпиталях находили «настоящие бедные и даже такие, которые стеснялись просить милостыню, также калеки, больные, а особенно старые воины…» (П. Ефименко, 1883). У казаков главным был шпиталь в Трахтемировском монастыре «для старинных, зубожилых и ранами скалеченых козаков». В описании Павла Алепского указано на шпитали, которые «во всей стране казаков в каждом городе и в каждой деревне выстроены для их бедняков и сирот» (В. Сичинский, 1992).
Петровская эпоха характеризовалась преследованием профессионального нищенства, но в то же время и заботой об организации призрения для истинно нуждающихся. Законодательством этого времени повелевалось помещать неспособных к труду в госпитали, богадельни, раздавать престарелым и увечным «кормовые» деньги, устраивать госпитали для
незаконнорожденных, заботиться о призрении воинских чинов. Из мероприятий Екатерины II заслуживает внимания создание в 1775 г. Приказов общественного призрения, на которые возлагалась забота об устройстве и содержании больниц, богаделен, сиротских и работных домов и домов для душевнобольных.
Одним из первых проявлений филантропической активности можно считать образование Ведомства учреждений императрицы Марии (1797). Еще одним шагом на пути к активизации благотворительности стало создание в 1802 г. Императорского человеколюбивого общества. В 1900 г. это общество включало 225 заведений, на благотворительность было израсходовано около 2,5 млн. руб.
До 60-х годов XIX в. общественная и частная благотворительность развивалась медленно. Только с 1862 г. разрешение на открытие учреждений было предоставлено Министерству внутренних дел, что значительно сокращало формальности. Во второй половине XIX в. основано 95% всех благотворительных обществ и 82% благотворительных заведений Российской империи. Активные позиции начинают занимать с 1867 г. Общество Красного Креста и с 1895 г. — Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, позже переименованное в Попечительство трудовой помощи.
Наиболее массовыми организациями, которым были подведомственны благотворительные учреждения, следует считать Министерство внутренних дел (6895 учреждений) и Ведомство православного исповедания (3358 учреждений).
Крупнейшим центром благотворительности был Киев, что несомненно объяснялось богатыми историческими традициями города в деле заботы о ближнем. Заметную роль в общественной жизни Киева во второй половине XIX—начале XX в. играло Благотворительное общество. Основанное в 1834 г. для помощи бедным, оно содержало дешевые квартиры и столовые, дома призрения, пансионы, швейную и ремесленную школы; недвижимое имущество его оценивалось почти в 3 млн. руб., а ежегодные расходы достигали 150 тыс. руб. В 1891 г. при участии графини С. Игнатьевой была основана бесплатная больница, лекарства выдавались также бесплатно, а здание выстроено на средства Н. Терещенко.
Активную благотворительную деятельность в Киеве проводила Мариинская община сестер милосердия Общества Красного Креста. Киевский отдел Российского общества охранения народного здравия учредил Общество борьбы с детской смертностью (1912). Оно открыло амбулаторию «Капля молока». С 1891 г. действовало Общество помощи больным детям. Его усилиями на благотворительные средства было выстроено здание детской амбулатории. Общество помощи бедным роженицам имело в своем распоряжении родильный приют и «Каплю молока». Активно работали киевские отделы Попечительства слепых и Попечительства глухонемых, Общество лечебниц для хронически больных детей, Общество борьбы с заразными болезнями, Общество скорой медицинской помощи, Общество ночных врачебных дежурств, Попечительство о народной трезвости, Общество дневных приютов для детей рабочих, где кроме пяти приютов одно время существовал и приют медицинского профиля.
Участие врачей в различных благотворительных обществах было весьма активным и оставило яркий след, доказав таким образом правильность утверждения, что круг деятельности врача далеко выходит за пределы его прямого назначения и врач является не только видным общественным деятелем, но и непременным участником в делах благотворения.
Благотворительная помощь охватывала в основном следующие группы нуждающихся: детей и подростков; взрослых трудоспособных; взрослых нетрудоспособных и инвалидов; больных; престарелых.
Принципы благотворительности успешно воплощались общинами, объединенными по вероисповедному (национальному) признаку. Благотворительная деятельность выдвинула целый ряд подвижников, известных отечественных филантропов (Терещенко, Дегтярев, Бродские и др.).
Существенная особенность сегодняшнего дня — расширение круга лиц, представляющих уязвимые слои общества. Сюда входят престарелые и старики, безработные, мигранты, инвалиды, хронически больные, лица, находящиеся за чертой бедности, нищие и др. Увеличение численности таких лиц неблагоприятно сказывается на всем обществе, нанося ему экономический, физический, моральный ущерб. Поэтому важно, чтобы общество осознало практическую ценность благотворительности как средства социальной реабилитации истинно нуждающихся граждан и уменьшения остроты медицинских проблем. Через милосердие и сострадание восстанавливается больная ткань человеческих взаимоотношений.
Сегодня полезно было бы обратиться к опыту наших предшественников, благотворительная деятельность которых диктовалась осознанием общечеловеческой солидарности, стремлением устранить опасность, связанную с наличием в обществе нуждающегося населения.