20.08.2010. КИЕВ. Директор группы «Братья Карамазовы» стал священником: Наши поступки — это тоже проповедь
В начале лета бывший директор киевской рок-группы «Братья Карамазовы» Александр Мироненко рукоположен в сан иерея Украинской Православной Церкви. Отец Александр хотел служить в одном из сел, граничащих с Чернобыльской зоной отчуждения.
Как стало известно, 11 августа Александра Мироненко назначили настоятелем храма в честь Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских Чудотворца Украинской Православной Церкви в селе Горностайполь Иванковского района Киевской области, неподалеку от зоны отчуждения. Православная община получила своего наставника, сельского батюшки не было здесь уже пять лет.
«Глас народа» попросил отца Александра рассказать о своем пути к Богу, о друзьях из шоу-бизнеса, об интересных встречах, и о необычном решении – служить Господу неподалеку от Чернобыля…
-Как известно, Вы имеете отношение к группе «Братья Карамазовы».
-Да, я был директором. Вы знаете, время с ними (говорит о группе «Братья Карамазовы». – «Глас народа») так хорошо прошло, что я даже не считал. Но лет пятнадцать мы уже точно знакомы.
После моего ухода из группы, пытался заниматься бизнесом, но, вообще, в Церковь сознательно пришел в 90-е годы. Крещен был в детстве в Демеевском храме, что возле Московской площади…
В последнее время Вам наверняка приходилось отвечать на вопросы друзей, родственников: «Почему решили стать священником»? Ведь можно было вести бизнес и жить мирской жизнью.
Есть какое-то абсолютное желание служить Богу. Это большая честь — служить у престола Божия. Ответить на вопрос: «Почему я захотел стать священником?», равносильно тому, как спросить любящего человека: «Почему ты меня любишь?». Желание служить Богу это не порыв, а созревшее желание – идти и служить.
-С чем связано такое решение? Не страшно служить в таком опасном месте? Все же в тех местах высокий уровень радиации, да и не многолюдно.
-Я хорошо знаю эти места. В селе Страхолесье (неподалеку от села Горностайполь, в пятистах метрах от зоны отчуждения. – «Глас народа») больше четырех лет пономарил у знакомого батюшки, затем служил в сане диакона. Почему хочу служить в селе? Ну не всем же служить в городе, в селах тоже есть много верующих людей.
Вы знаете, мы как-то о радиации здесь не думаем, мы о ней уже забыли. Несмотря на возможную радиацию, люди там живут, и для них также нужно служить. Село Горностайполь достаточно большое, хотя в воскресные дни людей приходит не так уж много.
-Как Ваши близкие восприняли то, что Вы стали священником, и перевозите семью в село, которое граничит с Чернобыльской зоной?
-Пока я живу в Киеве. Дочь уже взрослая, не сегодня-завтра выйдет замуж. А жена у меня родом тоже из тех мест. Моя супруга – данное мне Богом счастье. Это я могу сказать совершенно определенно. Не представляю себе жизни с другим человеком.
-Сколько лет Вы вместе? И сколько Вам лет?
-С 1987 года, уже 23 года. В этом году мне исполнилось 45 лет.
-После рукоположения Вы ощутили «искушения мира сего», как Христос был искушаем?
-Ну вот, прямо сейчас – это первое искушение (улыбается), не успели рукоположить, как тут же — искушение славой. Не хотел давать это интервью, но если оно поможет хотя бы одному человеку задуматься и прийти в Церковь, то ради этого уже стоит его давать. В любом другом случае — это мне не интересно. Только ради того, что вот был обычный человек со всеми своими недостатками и достоинствами, пороками, да что там говорить – ну все было; наркотиками, слава Богу, не увлекался, курил, в молодые годы мог и водки выпить крепко. Сейчас этого нет, я просил у Господа, чтобы Он мне помог, и Он мне помог, но не так, что я проснулся и абсолютно освободился от всех своих плохих привычек – нет, тут надо и самому потрудиться, а освободился я постепенно.
Припоминаются слова, которые мне говорил мой отец, он умер в молодые годы. Когда у меня что-то не получалось он говорил: «Сын мне не нужна твоя работа, мне нужно, чтобы у тебя спина была мокрая». Он хотел этим сказать, что главное это желание, а за то, что не получилось, он не будет наказывать. Так и Бог, Он как бы говорит: «Ты покажи мне свое желание измениться, искреннее желание исправить свою жизнь, и Я тебе помогу». В одном из интервью я услышал, как патриарх говорил, что Бог не фокусник — и это истина, ты покажи веру, и тогда Господь тебе подаст. Не проси лишнего, не проси выиграть машину в лотерею, надо — Господь и ее тебе даст. Не ищи чудес. Когда мы просыпаемся утром, разве это не чудо? Мы просыпаемся и вновь видим этот мир.
-Расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в Церковь, как почувствовали присутствие Бога в своей жизни?
-Через скорби, через болезни. Так люди часто приходят к Богу. У всех разный путь: кто-то приходит через радости, кто-то через скорби. Господь посылает испытания каждому по мере его сил. Нет таких испытаний, которые Господь бы дал человеку, и они были бы выше его сил. Другое дело, хочет ли человек их выдержать или нет; хватает ли воли, чтобы их выдержать или не хватает.
У меня были проблемы со здоровьем, потом мне подарили Евангелие, я начал Его читать. В Церковь я пришел в 90-е годы в возрасте 25-ти лет и в 1991 году в Вербное воскресение я впервые сознательно причастился. С тех пор постоянно чувствую присутствие Бога в своей жизни.
-Во время Вашего первого осознанного причастия случилось что-то особенное?
-Часто люди ищут чудеса и ждут, когда во время принятия Тела и Крови Христовых на них сойдет Святой Дух в виде голубя, или сойдут гром и молния. Сам Христос говорил: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения, и знамение не дастся ему» (Мф.12,39). На самом деле чудеса окружают нас ежедневно, мы просто не хотим их видеть. Я поверил в Бога не так, что — Ты мне дай, я увижу и поверю. Нет, я просто поверил. Я задумывался, почему отцы наши, деды, прадеды верили, и почему же мы такими стали. Понимал, что я не от обезьяны, и люди все не от обезьяны, но почему-то они верят в это. Зачем?! «По вере вашей да будет вам» (Мф.9, 29).
-У Господа все промыслительно…
-Безусловно, Господь дает все человеку по силам его. Господь нам все время помогает и как бы говорит «посмотри, вот Я здесь, рядом с тобой». И снова же, что касается чудес – они даются явно либо святым людям, либо очень грешным, для утверждения в вере.
-Как Вы переживали период неофитства, период воцерковления, ведь Вы человек с интересными связями, и, возможно, ваше окружение вело себя несогласно правилам Церкви? Как Вы на это реагировали?
-В период неофитства, когда друзья рассказывали анекдоты, я начинал воевать, подымался, и говорил: «Вы понимаете, что вы делаете?!». А потом понял: если человеку интересно что-нибудь узнать о Церкви, он сам спросит, а если не интересно, то хоть стреляй — не услышит.
Что касается моих старых друзей, произошел естественный процесс – некоторые из них незаметно, сами по себе, ушли из моей жизни. Оттолкнуть человека от Церкви своим поведением проще всего, но это противоречит христианской любви. Поэтому, кто не хочет быть в Церкви, силой, конечно же, не заставишь.
Но чаще случалось обратное, когда мои друзья приходили в Церковь благодаря жизненному примеру.
Как-то Олег Карамазов сказал мне: «А ведь это ты привел меня в Церковь». На вопрос: «Как?» он объяснил, что смотрел на меня, и видел, что у меня в жизни, вроде бы, все в порядке, а я хожу в Церковь. И он стал задумываться: может быть, там все-таки что-то есть.
И вот смотришь потихоньку-потихоньку, и человек уже глубоко верующий. А ведь можно было оттолкнуть и тогда, иди-знай, какой была бы его дорога. И, смотрите, какая получается цепочка: через меня к Богу пришёл Олег, за ним — воцерковились вся группа.
Наши поступки — это тоже проповедь. Как-то одному священнику шел навстречу баптист и говорит: «Христос тебя любит», и священник совершенно невозмутимым голосом говорит: «Да, я знаю». Господь всех нас любит, и мы порой забываем об этом или не хотим этого помнить, и Он-то любит нас всех разных, Он – безгрешен, а мы с грехом, и все равно Он нас любит. И это и есть сущность всего христианства, чтобы мы всех любили, невзирая на лица.
-Есть ли еще примеры, когда Господь входил в чью-то жизнь и менял ее?
-Безусловно, конечно же, есть. Я не буду называть фамилии, имена потому, что это личная жизнь человека, но таких примеров много. Когда люди по молодости хулиганами были, а потом оставляли все это и становились священниками, я знаю несколько таких примеров. Это не обязательный факт, что из хулигана станет хороший священник, но тех, кого я знаю, кто пришел в Церковь сознательно – из них вышли хорошие священники. И не всегда, что называется, строгие. Строгий священник – не всегда хорошо. Всё в нашей жизни должно быть в меру…
-Какова зарплата священника, есть ли таковая вообще?
-У священников нет зарплаты. Те, кто идет в священство знает, куда и на что он идет. Священники полагаются на милость Божию, и если человек не меркантильный, с верой и молитвой подходит к этому, то Господь все подаст. В тех случаях когда, кажется, что дальше некуда, денег нет, тяжело – помощь Божия всегда приходит. У Феофана Затворника есть интересное размышление по поводу слов Господа, что не нужно заботиться о завтрашнем дне. Но как тогда жить? А Господь нигде не сказал, не трудитесь, и выходит, что мы часто своей заботой перестаем уповать на Бога, на Его милость; мы начинаем надеяться непосредственно на себя. Я знаю верующего человека, который потерял большие деньги, и он отнёсся к этому, как к испытанию от Бога, а Господь потом возвратил все сторицей.
-В наше время, наверное, лучше, чтобы священниками становились люди, которые пришли к этому в сознательном возрасте, имея большой жизненный опыт?..
Здесь тоже нельзя сказать однозначно, что так лучше. Как и в светском обществе, есть примеры молодых людей, которые блещут умом, и примеры людей в возрасте, от разговора с которыми просто уши вянут. Также и в Церкви, есть разные люди. Тут уже зависит от самого человека, от его жизни. Если священник имеет веру, упование на Господа, если они в нем живут, присутствуют постоянно, то Господь вразумит, как правильно сказать и ответить человеку.
-Говорят, что за мирянином ходит один бес, а за священником целые полчища. Вы ощутили это на себе?
-Слава Богу, еще не успел, и не стремлюсь, чтобы вызывать их на битву. Мы наоборот молимся, чтобы этого не случилось. Но это есть. В миру — свои искушения, в монастырях – свои, у мирского священника — тоже свои искушения. Одному — с легионом справиться легко, а другому, и с одним тяжело. Господь нас проверяет, это попущения Божии. Господь не даст сверх меры быть искушениям, только если человек сам не поддастся на это.
-Какой святой Вами наиболее почитаем?
-Будучи Александром, считаю таким покровителем благоверного князя Александра Невского. В селе, где меня священник впервые завел в алтарь, тоже храм в честь Александра Невского. Когда я был в паломнической поездке, епископ Онуфрий (ныне митрополит Черновицкий и Буковинский – «Глас народа») пояснял так: «Если вы уважаете и принимаете меня, то принимаете и моих друзей, и если мы принимаем, и верим в Бога, то принимаем всех святых». И я их всех почитаю. Поэтому, наверное, нет такого святого, которого я бы выделил. Они все прославили имя Божие, значит, я их всех почитаю.
-Одним из самых тяжелых дел священника считается отпевание усопшего. Приходилось отпевать?
-Еще нет. Но когда я был диаконом, то участвовал при погребении, а как священник – еще нет. Я лишился своего отца в возрасте 18-ти лет и тогда, еще, будучи не верующим, я плакал, это было тяжело. В любом случае мы-то земные и даже если мы верующие, то все равно когда умирает близкий человек – это тяжело переносить. Даже если человек уезжает куда-то на год, мы зачастую нет-нет, да и прослезимся. Мы знаем, что он живой, он уехал, он вернется, и то мы плачем. А здесь — человек уходит, и сколько продлится эта разлука, не известно. Я видел, как ныне покойный отец Леонид — батюшка, который впервые завел меня в алтарь, молился о своем заболевшем сыне и плакал. Он священник, но он, тоже человек, и ему было больно, когда его ребенок болел. Думаю, у Господа тоже болит, когда Он видит, как Его дети падают.
- Кто, по-вашему, нуждается в особенной молитвенной поддержке, за кого нужно особенно молиться?
-Говоря словами Христа: «Не здоровые требуют врачевания, но больные». Поэтому нужно молиться и за тех, кто еще не пришел к вере, к Церкви. Святитель Феофан Затворник сравнивал молитву с дыханием беременной женщины, через которую поступают необходимо важные компоненты для жизни ребенка. Молитва – это воздух для Церкви. Церковь нуждается в этой молитве, она ею дышит, ею живет. Поэтому молиться надо за всех — и за больных, и за здоровых.
-Какие у Вас планы по организации прихода?
-Первым делом возьмемся за обустройство нынешней домовой церкви в полноценный храм. В дело пошли какие-то собственные сбережения, которых хватило, для того, чтобы заказать иконостас. Хорошо бы если бы кто-то вызвался помочь в наших начинаниях – в деле возрождения сельского храма. Необходимы средства на отопление, ремонт, реконструкцию…
Что касается приходской жизни, нужно будет идти в школу, потихонечку приводить молодежь, потому что, та молодежь, которая «боеспособная» — уехала в города, за границу, а слабенькая спивается.
-Чем же заинтересовать молодежь?
-Словом и самое главное — личным примером. Когда моему духовному отцу предлагали совершить поступок, который для мирского человека кажется нормальным, он говорил: «Подожди, я завтра выйду на амвон, и у меня рот не раскроется сказать: «Братья, сестры не делайте этого». Потому что, я только что сделал это сам. Поэтому не делай сам и будешь иметь моральное право говорить: не делайте и вы так.
-Некоторые артисты и музыканты применяют свое сценическое призвание на служение Богу…
-Тут тоже важен личный пример, чтобы после попойки не выходить к публике, и не говорить: «Ребята, я верующий человек, идите все за мной». Понятно, что такая «проповедь» не будет иметь успеха. Но, действительно, много и верующих музыкантов. Есть прихожане, есть так называемые «захожане», потому что они ходят в храм из-за того, что так модно. Я не знаю, кто из них прихожанин, кто захожанин, потому что, я не знаю их внутренний мир, но свято верю в то, что они идут в храм с верой. Личный пример самого исполнителя принесет больше плода, чем призыв со сцены: «Давайте станем верующими». И сущность верующего человека в том и заключается, что он не выпячивает свою веру, а просто живет христианской жизнью.
-То есть самое главное – это личный пример…
-Безусловно. Потому что, есть примеры до мозга костей «православных» политиков, «подвиги» которых за пределами Церкви знают многие люди. И какой он может подать пример другим? Да никакого. И опять же, нельзя всех подводить под одну гребенку. Все бывает у человека: и падает, и грешит… Мне по жизни Бог даровал встречи с необычайно интересными людьми. Например, я не единожды посещал на Валааме старца иеросхимонаха Рафаила (Берестова). Сейчас он пребывает на Афоне. Это человек небольшого роста, болеет с детства. Но когда заходишь к нему в келью, осознаешь: перед тобой стоит «великан» в духовной жизни. И я понимаю, что не могу до него дотянуться, и никогда не дотянусь до него… Каждое сказанное им слово оставляло благоприятный отпечаток в душе.
-Благодарю Вас, отец Александр, за поучительное и интересное интервью.
-Во славу Божию!
Богослужения в храме Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских Чудотворца Украинской Православной Церкви в селе Горностайполь Иванковского района Киевской области совершаются в субботу, воскресение и в праздничные дни.
Помощь в восстановлении сельского храма можно оказать, связавшись с настоятелем храма — Александром Мироненко, моб. (067) 505-87-12
«Глас народа»/УНИАН
20.08.2010. ДОНЕЦК. Пасечники епархии отметили профессиональный праздник под звон колоколов