Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

19.08.2010. КИЕВ. В праздник Преображения Господне Блаженнейший Митрополит Владимир совершил Божественную Литургию

В Праздник Преображения Господня Предстоятель УПЦ Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины совершил Божественную Литургию на подворье Свято-Успенского собора Киево-Печерской Лавры.
Блаженнейшему Митрополиту Владимиру сослужили секретарь Блаженнейшего Митрополита Владимира епископ Переяслав-Хмельницкий Александр, викарий Киевской Митрополии епископ Васильковский Пантелеимон, духовенство Киево-Печерской Лавры.
После Божественной Литургии Блаженнейший Владыка и иеромонахи святой обители освятили тысячам прихожан яблоки и другие плоды.
Праздник Преображения Господня — великий двунадесятый праздник. Празднуемое евангельское событие является необыкновенным и чрезвычайным, наполненное чудес земной жизни нашего Спасителя.
Праздник Преображения существовал уже в IV веке, о чем свидетельствуют поучения св. Ефрема Сирина и св. Иоанна Златоуста. Начало же его должно относиться к предшествующим трем векам христианства. В VIII веке свв. Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский составили ряд стихир и каноны на этот праздник, которыми Православная Церковь прославляет событие и в настоящее время.
По церковному преданию оно произошло за 40 дней до страстей. Празднуется же Преображение Господне 6 (19) августа.
Последовательность праздников церковного года Рождество – Вознесение – Преображение позволяет прочувствовать, что Преображение есть праздник прославления и обожения нашей человеческой природы, что является конечным моментом, целью нашего Спасения, исполненного Спасителем.
Обычай освящать плоды — древний. Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апостольском правиле. Основанием для установления обычая освящать плоды было то, что на Востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых — колосья и виноград- приносятся для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем мысль выражается и в самой молитве, читаемой над «гроздием». Это позволяет логически перейти ко второй теме праздника – Кресту и спасительным Крестным Страданиям.
В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, в праздник Преображения Господня освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой — «На освящение начаток овощей (плодов)».
Освящение плодов имеет еще и другое, таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновленное состояние, в которое вступило человеческое естество по Воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой надежде человек утверждается церковным благословением плодов.
То, что Преображение празднуется на Успенском посту, сказывается на характере служб – хотя пост по вкушаемой пище очень строгий, но его богослужения более праздничные, чем должны могли бы быть, благодаря периоду празднования Преображения.
В Евангельском рассказе о Преображении неразрывно сплелось явление Божественного нетварного Света, преображающего тварь и предстоящие Страсти Христовы. Господь показал апостолам Свою Славу («сколько могут вместить»), чтобы они, видя Его распятым, уразумели, что это «страдание вольное.» Об этом говорится в Кондаке праздника: На горе преобразился еси,/ и якоже вмещаху ученицы Твои,/ славу Твою, Христе Боже, видеша,/ да егда Тя узрят распинаема,/ страдание убо уразумеют вольное,/ мирови же проповедят,// яко Ты еси воистинну Отчее сияние.
Эти же темы – явления ученикам Божественного Света и прошение о явлении Его и всем верующим – содержаться в тропаре праздника: Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху,/ да возсияет и нам, грешным,/ Свет Твой присносущный/ молитвами Богородицы,// Светодавче, слава Тебе.
Величание праздника «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное преображение» подчеркивает жизнедарующую силу явленного в Преображении Божественного Света и одновременно – преображение человеческой плоти в богочеловеческой природе Христа.