Председатель ОВЦС митрополит Волокаламский Илларион: «Церковь должна идти навстречу людям»
– Ваше Высокопреосвященство, в свете последних позитивных изменений в общественно-политической ситуации в Украине какие возможности открываются для укрепления единства Русской Церкви?
– Прошлогодний визит на Украину Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и то единодушие, с которым его встречала православная общественность, продемонстрировали, насколько сильно сейчас в Украинской Православной Церкви стремление сохранить церковное единство. И с этой точки зрения случившиеся политические перемены особенно важны для преодоления украинских расколов.
Неоднократно признавалось то, что причины, вызвавшие раскол, имели, по большей части, политический характер. Сегодня на Украине другое время и другая политическая ситуация. Следует признать, что причины раскола давно изжиты. Мы надеемся, что недавние политические изменения будут благоприятствовать преодолению раскола и укреплению единства Церкви Христовой. Ведь именно Церковь объединяет братские народы России и Украины в единое взаимозависимое духовное и культурное целое.
– Владыка, какие Вы видите пути для того, чтобы привести в ограду церковную наших современников? Нам это особенно важно, ибо некоторые наши единоверцы пытаются убедить нас в том, что Церковь не должна делать первый шаг к людям, а ждать, пока они придут сами…
– Люди по-разному приходят в Церковь. Мотивы воцерковления могут быть похожими, но путь к Богу у каждого свой, сугубо индивидуальный. Бог помнит о каждом из нас. Все мы в какой-то момент жизни слышим Его зов, обращенный к глубинам нашей души. Нет на земле человека, к которому не был бы обращен глас Божий. Но кто-то прислушивается к нему, а кто-то его игнорирует.
В наши дни, когда человеческое общество сталкивается с множеством духовных угроз и моральных вызовов, Церковь как никогда должна идти навстречу людям. Пастырь не может себе позволить быть затворником либо ограничиваться общением с прихожанами только во время богослужений. Современность требует от священнослужителей таких качеств, как коммуникабельность, эрудированность в духовных вопросах и светских темах, открытость новому. Пастырям необходимо уметь говорить понятным, доступным языком, выражать свои мысли так, чтобы достичь сердца каждого человека.
К сожалению, в церковной среде есть люди, которые стремятся создать в Церкви искусственные барьеры, не допустить в приходскую жизнь тех, кто, по их мнению, не соответствует образу верующего человека. Они, конечно же, считают себя радетелями о «чистоте православной веры», но на самом деле причиняют большой вред и Церкви, и новоначальным христианам. Если следовать такой позиции, то Церковь неизбежно вернется в гетто, в котором существовала при советской власти. Допустить этого ни в коем случае нельзя.
– Владыка, не так давно приняли мученическую кончину священники Русской Православной Церкви – отец Даниил Сысоев и отец Александр Филиппов, произошел теракт в московском метро, в результате которого погибли и пострадали десятки ни в чем неповинных людей. Какова, по Вашему мнению, роль Церкви и что нужно делать православному сообществу для противостояния религиозному экстремизму и терроризму?
– Террор стал одним из самых бесчеловечных средств политической борьбы, которое использует врожденное религиозное чувство людей для достижения целей, чуждых любой традиционной религии. Организация терактов лежит на совести тех, кто ослеплен ненавистью и гордыней, готов по холодному расчету уничтожать невинных людей. Конечно, сами они находятся вдали от огня и крови. Их орудиями являются люди, ставшие объектами внушения, построенного на эксплуатации веры. Поэтому в некоторой степени террористы-смертники — тоже жертвы.
Очевидно, что человек, который обращает свою ненависть на мирных граждан, находится в состоянии глубокого духовного кризиса под влиянием ложных трактовок религиозных доктрин. Поэтому государство должно больше внимания уделять религиозному образованию, что в свою очередь не позволит идеологам терроризма вводить в заблуждение несведущих в вопросах веры людей.
Конечно, религиозный экстремизм вырастает не на пустом месте. Общество, где царит социальная несправедливость и непрекращающееся насилие, где люди разделены барьерами корысти и индивидуализма, становится благодатной почвой для вербовки террористов, которые всегда востребованы злонамеренными силами.
У борьбы с терроризмом и экстремизмом есть серьезное моральное измерение. Только взращивая любовь к ближнему, укрепляя чувство ответственности перед окружающими, можно преодолеть гордыню и эгоизм, которые лежат в основе большинства проблем человеческого общества.
– Посещая епархии Русской Православной Церкви, в том числе и в Украине, Вы встречаетесь с молодежью. Каковы Ваши впечатления от этих встреч? Какие воспоминания у Вас оставила встреча со студентами Одесской национальной юридической академии?
– Встреча со студентами Одесской национальной юридической академии оставила самые благоприятные впечатления. Первое место, куда нас провели во время визита, — это прекрасный студенческий храм, что само по себе говорит о том, какое значение уделяет руководство вуза духовному воспитанию студентов.
И внешний облик студенчества, и искренность и благоговение по отношению к Церкви, и уровень заданных вопросов — меня приятно удивили. Думаю, что воспитанность, интеллектуальность и широкий кругозор учащихся академии сделали бы честь любому российскому или украинскому вузу.
– Вам, как главному церковному дипломату, неизбежно приходится вести диалог с инославием. Что собой представляет православно-католический диалог, каковы его цели, перспективы?
– Диалог между Православной и Римско-Католической Церквами продолжается уже более 40 лет и осуществляется на разных уровнях и в разных сферах. В первую очередь это богословский диалог в рамках Смешанной международной комиссии, созданной в 1979 году. Все Поместные Православные Церкви, в том числе и Русская, участвуют в работе этой комиссии, пленарные сессии которой проходят раз в год. На своей последней сессии, проходившей в октябре 2009 года на Кипре, комиссия приступила к обсуждению центральной, а потому и самой сложной для православно-католического диалога проблемы примата Римского епископа во Вселенской Церкви.
Я возглавлял делегацию Русской Православной Церкви на этой сессии и могу сказать, что развернувшаяся между православными и католическими участниками дискуссия свидетельствует о том, что вопрос, имеющий в Римско-Католической Церкви догматическое значение, потребует длительного и тщательного исследования. В целом, с точки зрения богословского диалога, 30-летняя работа Смешанной комиссии была результативной. Например, в результате этой работы католическая сторона вновь открыла для себя учение о Поместной Церкви, объединенной вокруг Евхаристии, совершаемой епископом. Важным моментом стало осуждение унии как метода достижения единства между Церквами.
Кроме многостороннего православно-католического диалога, существуют двусторонние отношения каждой из Поместных Православных Церквей с Римско-Католической Церковью. На официальном уровне отношения между двумя нашими Церквами начались в 1962 году, когда два наблюдателя от Русской Православной Церкви присутствовали на открытии ІІ Ватиканского собора. С тех пор наш диалог с Римско-Католической Церковью знал разные периоды. Было время, когда наши отношения были довольно интенсивны. Потом, в связи с возрождением структур Украинской Греко-Католической Церкви в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века и практикой католического прозелитизма на канонической территории Московского Патриархата, они стали носить достаточно напряженный характер. В последние годы в наших двусторонних отношениях наметилась положительная динамика. И в первую очередь это касается области совместного отстаивания традиционных христианских ценностей в современном мире.
Наше общее свидетельство о вечных евангельских идеалах возможно и даже необходимо, так как позиции Православной и Католической Церквей по таким темам, как семья, материнство, демографический кризис, эвтаназия и другим нравственным вопросам совпадают. Наше сотрудничество осуществляется на уровне международных организаций, а также совместных инициатив в социальной и культурной сферах. Они носят самый разнообразный характер.
Наши отношения с Римско-Католической Церковью не ограничиваются только контактами на уровне центральных церковных учреждений. В последнее время развиваются отношения с отдельными епархиями, общественными организациями и учебными заведениями двух Церквей. Надеюсь, что все эти разнообразные формы сотрудничества будут способствовать достижению взаимопонимания между двумя Церквами и разрешению еще существующих проблем, таких как неурегулированный конфликт между православными и греко-католиками на Западной Украине.
– Недавно в Одессе состоялся Синод Украинской Греко-Католической Церкви. Православные одесситы восприняли его как попытку развернуть активную экспансию на нашей православной земле. Как Вы оцениваете униатскую проблему с догматической и социальной точек зрения?
– Уния – это прямое следствие утверждения о том, что общение с епископом Рима — необходимое условие принадлежности к Церкви Христовой. В середине XIX столетия Папа Пий IX (1846-1878) утвердил этот тезис в качестве неоспоримой истины: «Вне Римско-Католической Церкви нет спасения».
Задача католической миссии на протяжении веков заключалась в стремлении обратить в католичество как можно большее число христиан, не подчинявшихся Папе Римскому. Именно в результате подобной миссии, а также целенаправленной политики таких католических государств, как Польша и Австрия, на территории которых традиционно проживало большое количество православных, в XVI-XVII вв. возникли Восточные Католические Церкви. Сохранив свой собственный литургический строй, эти Церкви приняли католическую догматику и признали верховную власть Римского епископа.
Только на ІІ Ватиканском соборе (1962-1965) Римско-Католическая Церковь впервые после разделения 1054 года официально признала действительность и спасительность Таинств Православной Церкви. Это не только положило начало православно-католическому диалогу, но и поставило под сомнение необходимость, с точки зрения католиков, обращения православных в католичество. А в 1993 году на пленарной сессии Смешанной комиссии по богословскому диалогу католическая сторона признала, что уния не может являться средством достижения единства между Церквами, так как наносит еще более глубокие раны этому единству. Со всей очевидностью это проявилось в событиях, сопровождавших возрождение структур Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ) на Западной Украине в конце 80-х годов XX века.
В результате массового захвата греко-католиками православных храмов, сопровождавшегося насилием, кровопролитием, взаимными обвинениями, были фактически разгромлены три православные епархии — Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская. Это привело к значительному ухудшению отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами. Хотя современная ситуация на Западной Украине уже не является такой острой, как 20 лет назад, ее по-прежнему нельзя назвать нормальной. Православные там до сих пор ощущают себя ущемляемым в правах меньшинством. Им не хватает храмов, строительство которых связано порой с непреодолимыми трудностями. В это же самое время УГКЦ распространяет свою миссию на традиционно православные территории Центральной и Восточной Украины. Ярким ее выражением явилось, например, перенесение административного центра Греко-католической Церкви из Львова в Киев в 2005 году.
К сожалению, мы пока не наблюдаем реальной заинтересованности греко-католической иерархии в совместном конструктивном обсуждении сложившейся ситуации. Позиция нашей Церкви по данному вопросу была представлена на встречах с Папой Бенедиктом XVI и префектом Конгрегации Восточных Церквей кардиналом Леонардо Сандри в сентябре 2009 года в Риме. За прошедшее время, мы, однако, не увидели реальных сдвигов в решении проблемы. На мое предложение возобновить деятельность учрежденной еще в 1990 году, но сразу прекратившей свою работу специальной комиссии с участием представителей Русской Православной Церкви, Ватикана, Украинской Православной Церкви и Украинской Греко-Католической Церкви до сих пор не было получено внятного ответа ни со стороны Ватикана, ни с греко-католической стороны.
– Расскажите, пожалуйста, о Вашем музыкальном творчестве, для многих неожиданно, что председатель Отдела внешних церковных связей Русской Церкви является композитором…
– С одной стороны, ни один из моих предшественников на посту Председателя ОВЦС композитором не был, с другой — известны имена композиторов-архиереев Православной Церкви — это, например, архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан, из дореволюционных — архиепископ Никанор (Бровкович). Все они — авторы богослужебной музыки, и написанные мною «Литургия» и «Всенощное бдение» тоже предназначены для богослужения. А вот «Страсти по Матфею», например, это сочинение, не имеющее в русской музыкальной традиции аналогов. Оно задумывалось как произведение, написанное не для исполнения в храме, хотя и укорененное в церковной традиции. Мне хотелось перенести в зал атмосферу богослужений Страстной седмицы, Последования Страстей Христовых, чтобы даже люди, мало знакомые с Православием, могли ощутить всю глубину православной традиции и, возможно, найти свою «дорогу к храму».
Будучи архиереем Православной Церкви, свое творчество, в том числе и музыкальное, я стремлюсь нести как проповедь, столь необходимую сегодня, чтобы быть услышанной и воспринятой людьми разных званий и возрастов, но особенно молодежью. Однако мое творчество всегда было и остается неразрывно связанным с моим церковным служением. Когда обстановка и церковное послушание позволяют мне что-то создавать, то я использую такую возможность. Но если служение Церкви не оставляет достаточно времени и возможностей для творчества, будь то богословие или сочинение музыки, то я без колебаний откладываю творческую деятельность, чтобы целиком и полностью отдать себя служению Церкви и тем задачам, которые возлагает на меня Патриарх. Много лет назад я покинул Московскую консерваторию, чтобы принять монашество и никогда об этом не жалел. Сегодня я несу ответственное послушание по руководству Отделом внешних церковных связей, и сочинение музыки вновь отложено на неопределенное время.
– Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?
– Призывая на всех читателей религиозного портала Украины «Единое Отечество» и газеты «Православный телеграф» Божие благословение, хочу пожелать им духовной стойкости и мужества сопротивляться деструктивным силам, намеренным разделить и Церковь, и общество.
Необходимо понять, что время разделений прошло. Наступает время созидания. Сегодняшний путь — путь диалога и сотрудничества, а не разделения и противостояния. И центральной объединяющей силой общества на этом пути является Христова Церковь.
Ольга Кравец,
«Единое Отечество»
Пресс-служба «Единого Отечества»/ОВЦС МП
Протоієрей Діонісій Мартишин, священик Павло Бочков. На шляху до церковної єдності