Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Епископ Сумской и Ахтырский Евлогий. Древний образ, вселяющий мир и надежду

Послание сумчанам

Дорогие сумчане, гости нашего кафедрального города, возлюбленные о Господе братья и сестры!
С чувством духовной радости мы встречаем Курскую-Коренную чудотворную икону Божией Матери «Знамение», прибывающую в наш кафедральный город по благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Владимира и по особому изволению Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона. Великая святыня посещает нас в эти дни, вселяя надежду, мир и духовную радость в каждое верующее сердце. «Благословенна Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших», — восклицаем мы в известном церковном песнопении, обращенном к Деве Марии, взирая на чудный древний образ.
С 22 по 25 мая Курская-Коренная чудотворная икона Божией Матери «Знамение» будет находиться в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Сум. Пусть благая весть о нынешних торжествах достигнет каждого, для кого Божия Матерь дорога как Заступница рода христианского. Приглашаем всех, кто любит Божию Матерь, прийти в наш кафедральный собор, чтобы вознести свои молитвы о благодатном заступничестве Пресвятой Владычицы Богородицы. Храм будет открыт круглосуточно с вечера 22 мая и до 25 мая, когда мы будем провожать чудотворную икону.
Удивительна история этого древнего образа Божией Матери. По преданию, икона была найдена 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, в лесу, недалеко от сожжённого татарами Курска. Охотник нашёл небольшую икону, лежавшую на корне дерева, и, когда он поднял её, чтобы рассмотреть, из того места, где лежала икона, забил родник.
В 1383 году Курская область в очередной раз подверглась разграблению татарами. Татары разрубили икону пополам, сожгли часовню и увели в плен священника. По преданию, через некоторое время священник, отец Боголюб, выкупленный из плена, нашёл расколотые татарами части чудотворной иконы, сложил их вместе, и икона вновь стала целой. В 1597 году, по повелению царя Феодора Иоанновича, икона была взята в Москву и по её краям были добавлены изображения Господа Саваофа и ветхозаветных пророков. В 1615 году царь Михаил Феодорович вернул икону на Курскую землю, где на месте часовни был основан монастырь, названный Коренной пустынью. С 1618 года бо́льшую часть времени икона проводила в Курске в соборе Знаменского монастыря.
В 1676 году чудотворную икону привозили на Дон для благословения казацких войск. В 1687 год Курская-Коренная икона Пресвятой Богородицы первый раз прибыла в Сумы, когда город стал сборным пунктом для всей русской армии перед походом на Крым. В Сумах икону торжественно встречали сумские казаки и мещане во главе с основателем города сумским полковником Герасимом Кондратьевым. Икона пребывала в Сумах до самого начала Крымского похода. Все полки русской армии, принимавшие участие в походе, были награждены списками этой иконы в дорогих окладах, в том числе и Сумской, и Ахтырский слободские полки. Этот список очень почитался в Сумах.
Другой местночтимый список Курской-Коренной иконы в серебряной позолоченной ризе был подарен городу в 1780 году курскими купцами, постоянно бывавшими в Сумах на Введенской ярмарке. Этот список считали чудотворным, он особо почитался верующими сумчанами. К сожалению, в ходе трагических событий двадцатых годов богоборческого ХХ века эти иконы были реквизированы, дальнейшая судьба их неизвестна. В 1812 году Курское городское общество послало в действующую против французов армию М.И. Кутузова список иконы.
С этой дивной иконой связано чудесное исцеление великого угодника Божия. Преподобный Серафим Саровский родился и вырос в Курске. В 1767 году он тяжело заболел, и родители уже не надеялись на его выздоровление. Однако ему явилась Божия Матерь и обещала посетить его и исцелить от болезни. Через несколько дней по их улице проходил ежегодный крестный ход с Курской-Коренной иконой. Из-за внезапно начавшегося дождя процессия зашла к ним во двор. Икону пронесли над больным ребёнком, и он приложился к ней. Больной вскоре выздоровел.
В 1898 году в Курском соборе террористы подложили бомбу рядом с Курской-Коренной иконой. Взрывом был разрушен храм, но икона осталась цела.
Во время гражданской войны икона находилась в Курском Знаменском монастыре. В конце октября 1919 года, когда войска генерала А.И. Деникина оставляли город, икона была вывезена из Курска. Дальнейший её путь проходил через Белгород, Таганрог, Ростов-на-Дону, Екатеринодар, Новороссийск.
В начале марта 1920 года епископ Феофан Курский на пароходе «Святой Николай» привез икону в Сербию. В сентябре 1920 года генерал П.Н. Врангель попросил доставить чудотворный образ в Крым.
29 октября 1920 года образ окончательно покинул Россию с врангелевской эвакуацией. Икона вновь прибыла в Сербию, где пребывала в сербском православном монастыре Язак на Фрушковой горе в Воеводине. С конца 1927 года образ находился в русской Свято-Троицкой церкви в Белграде, где хранились знамена Русской армии генерала П.Н. Врангеля. В 1944 году Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви переехал в Мюнхен (Бавария). Икона также была доставлена в Мюнхен. В 1950 году Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Анастасий переехал в Америку. Под Нью-Йорком была создана Ново-Коренная пустынь, куда 5 февраля 1951 года прибыла Курская-Коренная икона.
С 1957 года икона пребывает в посвященном ей Знаменском Соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке. В июле 1966 года архиепископ РПЦЗ Иоанн Шанхайский (Максимович) (ныне причисленный к лику святых) посетил с Курской-Коренной иконой Божией Матери Свято-Николаевский приход в Сиэтле. 2 июля во время молитвы перед этой иконой в своей келье он скончался.
12 сентября 2009 года после 90-летнего отсутствия Курская-Коренная икона посетила Россию. С 12 по 23 сентября икона находилась в Храме Христа Спасителя, а затем в Курске. 2 октября икона была возвращена в Нью-Йорк.
Бесчисленны прекрасные слова богослужебных молитв и песнопений, в которых Святая Церковь воспевает Пресвятую Богородицу и Приснодеву Марию. Бесчисленны и разнообразны благодеяния Богоматери роду христианскому, явленные в многовековой истории Церкви.
Представление о Ней как о Матери Воплотившегося Сына Божия – главное в православном почитании Богородицы. Благоволением Отца, наитием Святого Духа из пречистой девственной плоти и крови Богоматери исткались Плоть и Кровь Богочеловека Господа нашего Иисуса Христа. Причащаясь Их в Таинстве Евхаристии, все верующие люди становятся единым целым со Христом. Такое единство позволяет нам сказать, что, будучи едиными со Христом, всякий становится родным чадом Приснодевы Марии.
Нынешние торжества в честь Пресвятой Богородицы дают нам возможность через святую чудотворную Ее икону принять Ее материнскую любовь, покрывающую всякую немощь, Ее благое заступничество, склоняющее милость Божию вместо справедливости, Ее заботу, прозревающую всякую нужду. Прибытие Курской-Коренной иконы Божией Матери стал зримым проявлением Ее участия в нашей жизни. Опыт Неба становится доступным всякому верующему сердцу уже здесь, на грешной земле.
Будем же чуткими, чтобы оказаться способными принять материнскую любовь Преблагой Владычицы! Возрадуемся же в сей благословенный день о Ее благоизволении! Вознесем наши сердечные молитвы как нашу малую благодарность за Ее милостивую помощь и заступничество!
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Пусть слова поздравлений и теплых благопожеланий станут Нашим архипастырским благословением каждому жителю православной Сумщины, наипаче же прихожанам и боголюбивым гостям Спасо-Преображенского кафедрального собора и жителям города Сумы.
Покров Царицы Небесной да пребудет над всеми вами!
Божией милостию смиренный
+ Евлогий,
епископ Сумской и Ахтырский