Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Чернышев В.М. Бойтесь данайцев, дары приносящих


Чернышев В.М., доцент КДАиС

Веками у границ Апостольской Церкви кипел и продолжает кипеть огромный богоборческий «котел», в который сливались потоки из разных «мировых религий» с приправой заимствованных атрибутов, символов и обрядов христианства. В этом антицерковном мире нет единой веры, благодатных Таинств, преемственности священства от Христа и Его апостолов, однако есть нечто, что объединяет этот постоянно меняющийся мир.
Сегодня секты можно рассматривать как сообщества, объединенные, несмотря на кажущуюся разобщенность и многообразие доктрин, служением одному и тому же «духу». Чтобы понять сущность современного сектантства, важно осознать это «духовно-идеологическое родство», убедительным доказательством которого служат взаимосообщаемость всех сектантских общин и, что более важно, несомненность их происхождения одной из другой.
Секты не появляются сами по себе, как может показаться на первый взгляд, но все последующие возникали из недр предыдущих, поэтому «генетически» и духовно все они между собою связаны.
Таким образом, с одной стороны, все секты – действие сатаны: «И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2 Кор.11: 14-15).
Однако сатана не может без нашей свободной воли проникнуть в наши души и сердца. Поэтому секты – действие не только духов зла, но и нашей воли, последствие вольного принятия греховного помысла.
Коренные причины зарождения сект кроются в торжестве самости, саморазрушении целостности человека и принятии греховных помыслов. Здесь начинаются внутренние и внешние источники всех расколов и ересей, духовных обманов, подмен, заблуждений и болезней.
Дальше происходит три этапа самооправдания: 1) попытка доказать объективную неизбежность своего проступка, 2) поиск «возмещения» отпадения от Бога и Его Церкви, 3) привыкание и приспособление к уже происшедшему.
Поэтому современная цивилизация основана на жизни как бы в протезах (идеологических, мировоззренческих и т.д.). Культ подобных протезов пропагандирует восхищение собой, взращивает гордость человеческим гением. Однако это все тот же «удобный» сатанизм, представший ранее перед Адамом и Евой: ложь, правдоподобие, духовный маскарад, самооправдание, человекобожие.
«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2: 8).
На этом мрачном фоне возвышается светлое духовно-нравственное здание
Православия, выделяются открытость, цельность, гармония, глубина и полнота православного вероучения. В них сохраняется и передается всеобъемлющая и живая система духовно-нравственных Божьих заповедей через непрерывное и непрекращающееся Священное Предание. Там, в Едемском саду, доводы дьявола возникают вначале как вопрос: «А подлинно ли сказал Бог?», а затем уходят в форму представления иного образа жизни. Это иное бытие рисуется как какая-то новая ступень в развитии человека, на которой открываются глаза, и человек, изведав нечто новое, становится как Бог… Душа человека, желающая охватить все, все изведать, всем насладиться и всем овладеть, ослепляется каким-то обдуманным и целенаправленным желанием сравняться с Богом. Она ослепляется не только возможностью новых наслаждений, но и возможностью безграничного самоутверждения, и только в этом плане может соблазниться перспективой: «Сами будете как боги, знающие добро и зло».
Поэтому секты – есть разрушение полноты бытия в Боге. Ведь дух человека должен был жить Богом (заповедью), душа – духом, а тело – душою. В результате грехопадения эта гармония нарушилась, и дух, оторвавшись от Творца, стал паразитировать на душе, душа же, в свою очередь, стала паразитом тела – в результате появились страсти, а потом все пошло в геометрической прогрессии в своем разрушении… Возникла «формула греха»: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Последняя часть этой формулы – гордость – и обусловила возникновение альтернативы Божественному послушанию.
Секты – это одно из самых сложных и драматических проявлений человеческого бытия, оторвавшегося от Бога. В религиозной сфере нейтральность невозможна, поскольку она затрагивает глубинную сущность человека, его самосознание, самоопределение в мире, волю к жизни, мировоззрение, отношение к духовности. Ведь каждый человек занимает какую-либо конкретную осознанную или неосознанную позицию в этой сфере, имеет свою духовность и свою личную веру.
Возникновение сект всегда есть действие, совершаемое какой-либо конкретной личностью на основе ее веры. Личность представляет собой универсальную форму жизнедеятельности, самовыражения и самосознания духа.
Любые искушения могут ввергнуть в пучину заблуждений (не случайно этимология слова «заблуждение» происходит от производного «блуд» – духовный блуд) и повсеместно приводят к безнравственности и даже к криминалу. В основе их лежат греховные помыслы. Все они принимаются через разум и эмоции. От подобных помыслов начинаются все бесчисленные разновидности сектантства. Люди, принявшие сектантское вероучение, то есть впустившие в себя духа лжи, напоминают одурманенного наркомана. В своем искаженном восприятии и ошибочной оценке себя и мира сектанты целиком зависят от этого духа, порабощены им до глубокого самоослепления. Так вместо полноты общения с Богом наступает иное заполнение – бесчувствием истины и любви, а еще точнее – бесовщиной.

Что же такое деструктивная секта?
Это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к сложившимся социальным структурам, культуре, порядку, семье, личности и обществу в целом, практикующая скрытое психологическое насилие над своими последователями путем использования определенной методологии.
Все неокульты и деструктивные секты содержат общие идеологические элементы. Это, в первую очередь, представление о времени, которое предшествовало созданию этого культа, как о времени, преисполненном растерянности и страданий. В этом случае, благодаря вере, открывается «великая истина». Объединяет подобные организации также представление об основателе как о человеке, которому открылась «абсолютная истина». Осмысление его личности может быть различным. Он может быть великим пророком, выдающимся философом, мудрым гуру, живым богом и т.п.
Основатель культа выдает своим последователям некую «истину», гарантирующую спасение всем тем, кто в нее поверит, но обязательно при условии выполнения определенных требований, на которых настаивает основатель.
Все существующие секты принято дифференцировать на следующие группы по вероучительным признакам: рационалистические, мистические и тоталитарные. Тоталитарные, в свою очередь, делятся на: псевдохристианские, псевдонаучные, восточные, оккультные и синкретические. Мы не будем сейчас описывать особенности учения каждой из указанных групп. Просто скажем, что в определенном ракурсе под сектой можно понимать противопоставление обществу, его мировоззрению, морали, что, учитывая состояние самого общества, казалось бы, ничего худого не должно представлять. Но в действительности именно здесь находится форпост бесконечной борьбы за человеческие души. Многовековая экспансия сектантства – это эскалация изуверства, оттачивающего стратегию порабощения человеческой личности, притом в возможно тесном контакте с известными вневременными силами.
Мировое сектантство – это структура, идеально приспособленная для того, чтобы стать непосредственным проводником сил трансцендентального зла.
Сегодня в Украине действует более 50 различных по своим направлениям сект. Среди них наиболее распространенными являются: «Собор новой святой Руси» («Богородичный центр»), «Великое белое братство», «Церковь последнего завета» (последователи лжехриста Виссариона), «Свидетели Иеговы», «Ассоциация Святого духа за объединение мирового христианства» («Церковь единения Муна»), «Новоапостольская церковь», «Церковь Христа» (движение Кип Мак Кина), Международное общество сознания Кришны», «Церковь сайентологии», мормоны, неохаризматические объединения, выступающие под разными названиями и др.
По форме своего функционирования культы делятся на:
– церковные организации: харизматы («Слово веры», «Победа», «Движение веры», «Живая вода», «Церковь новое поколение», «Слово истины», «Посольство Божие», «Дом горшечника», «Церковь на Голгофе» и др.), «Церковь единения», «Церковь Христа – Бостонское движение», «Аум Сенрике», бахаизм и т.д.;
– курсы и центры духовного усовершенствования и развития возможностей: Гуманитарный центр Хаббарда, Институт души «Атма», «Трансцендентальная медитация», школы эзотерических знаний, кружки по изучения йоги и др.;
– философские школы («Новый Акрополь», «Академия Золотова», «Международный центр космического сознания» и др.);
– школы восточных боевых искусств («Белый лотос», Ай-ки-до и др.);
– центры и кружки народных и нетрадиционных методов лечения (Рэйки, «Белая экология», «Удмурт Вось», «Школа Диворга» и др.).
Следует отметить, что климат для распространения неокультов в Украине чрезвычайно благоприятный. Это объясняется современной общественно-психологической и социокультурной атмосферой; отстраненностью новых религиозных учений от устоявшихся традиций в современном социуме; исключительной активностью иностранных миссионеров и их финансовыми возможностями, которые значительно превышают возможности традиционных церквей. В более широком контексте причина возникновения и бурная активизация культов – это общий ориентационный кризис евроцентристской цивилизации, выражающийся в попытках синтеза западной и восточной религиозных традиций; общий духовный кризис; нехватка стержневых идей и общезначимых ценностей; разрыв в социальном опыте и ценностных основах между поколениями; ослабление исторических церквей и неразвитость их миссионерской структуры.

Что же привлекательного находит сегодня верующий в неокультах?
Основные мотивы вступления людей в неокульты разные.
Социальные мотивы – стремление избавиться от одиночества, найти новых друзей, атмосферу теплой дружеской поддержки, любви, солидарности, поиск решения проблем возрастных кризисов, конфликта «дети – родители», потеря близкого человека, нарушение важных, значимых отношений, внезапное изменение социального статуса. Когда человек находится в состоянии импринтной уязвимости – культ моментально овладевает таким человеком. Далее реализуется стремление быть частицей общего дела, почувствовать свою весомость и востребованность, отделиться от безликой толпы, создать определенный образ себя самого, осознать собственную исключительность и неповторимость. Появляется возможность возложить решение проблем на другого или других (лидеров группы, проповедника, гуру), а также удовлетворить потребность, как правило, скрытую, сильного и авторитетного руководителя.
Духовные мотивы – поиск Бога, смысла жизни, потребность верить в то, что стоит над реальным, будничным и материальным, стремление найти ответ на глобальные вопросы, которые дают толчок к изменению личной и общественной жизни.
Моральные (регулятивные) мотивы – надежда найти постоянную мировоззренческую систему, новое место в мире, новую идентичность; стремление к целостности: поиск контакта с собой, другими, ближайшим окружением и своей культурой. Люди желают приобрести такое религиозное мировоззрение, которое будет способствовать установлению в мире общей гармонии, соединять сакральное и секулярное (мирское), мистическое и научное, духовное и телесное, такую благодатную атмосферу, в которой их творческий потенциал будет реализован, где воздадут должное их способностям. Люди стремятся достичь значимости собственного индивидуального существования, например, участием в социальных программах: помощь пожилым людям, нищим, больным, инвалидам и т.п. Таким образом удовлетворяется потребность в стабильной системе норм и ценностей, моральных принципов, которые регламентируются и признаются определенным кругом единомышленников, становятся базовыми в жизнедеятельности на микро- (в середине группы) и макроуровнях (в социуме) – жизни общества.
Психофизиологические мотивы – проблемы физического и психического здоровья, необходимость духовной поддержки из-за тяжелой психической травмы; разнообразные кризисные ситуации: тяжелое заболевание, несчастный случай; проблемы социальной адаптации (у больных наркоманией, алкоголизмом и др.).
Интеллектуальные (познавательные) мотивы – современный человек стремится с научной точки зрения подойти к толкованию истин, которые соединяют онтологические, телеологические, космологические основы и достижения научных исследований и элементов светской культуры. Человек желает получить готовые ответы на неотложные вопросы, которые порождаются современной динамической, нестабильной жизнью.
Практические мотивы – адепты могут получить реальную, гуманитарную помощь, навыки овладения новой техникой, изучить иностранные языки, устроиться на престижную работу, выехать за рубеж на отдых и т.п. Нередко жизнь в культовом сообществе освобождает людей и от материальных проблем, но главное – она формирует такое мировоззрение, которое мешает им бросить культ, вернуться к условиям традиционного общества.
Одно из широко распространенных беспокойств семей и друзей заключается именно в радикальном изменении личности близкого человека. Дабы он был хорошим членом культа, его учат манипулировать своим прежним «я», подавлять его. Переделка часто предполагает смену имени, одежды, прически, манеры речи и поведения, друзей, мыслей, эмоций. Вовлеченность в культовое сообщество очевидным образом ослабляет взаимопонимание между адептом и близкими ему людьми. Теперь новоиспеченный культист действует в соответствии с иным набором критериев, чем тот, который имеет смысл в подлинной модели реальности. Ведь использование деструктивных методов контроля сознания ставит под вопрос саму природу реальности.
В деструктивном культе центр контроля смещается к коллективному «я» группы или же к ее лидеру. Новый участник отказывается от способности принимать решение сам. Создается псевдоличность, которая подавляет свое «я» и всецело поддается внешнему контролю. Индивидуальность человека отодвинута на второй план, а свободная воля разрушена. Людей держат в неведении, а сами процессы влияния преподносятся как мистические или духовные. Доступ же к любой противоречащей культовой доктрине информации здесь исключен.
Такое программирование адептов на конкретное поведение позволяет достичь эффекта зомбирования, которое предусматривает форсированную обработку подсознания. Следствием этой обработки является то, что человек теряет контакт с прошлым, программируется на неосознаваемое подчинение приказам своего лидера. Известны «твердое» и «мягкое» программирование. Внешне «мягкий» зомби ничем не отличается от всех других людей, а для «твердого» характерны отчужденность на лице, вялая интонация голоса, неадекватное поведение, отсутствие способности сосредоточиться, замедленные реакции, провалы в памяти и др.

Подводя итог сказанному, следует заметить, что гордыня неумолимо расстраивает единство человека. Из-за нее происходит отсечение от Бога, от своего предназначения. «Народ Мой закоснел в отпадении от Меня, и хотя призывают его к горнему, он не возвышается единодушно» (Ос. 11: 7).
Человек ломает себя, уничтожает свою целостность. И только безмерная любовь Бога сохраняет жизнь самовольно отпавших от Него людей. Ибо при любых условиях сохраняется Божий дар человеку – свобода его воли. Поэтому отпавший от Бога самовольный сектант не имеет оправдания перед лицом здоровой (чистой) совести. Конечно, всегда можно вернуться к Богу, но в полноте духа и истине это происходит лишь в Его единственной и законной Вселенской Православной Церкви. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему, должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4: 24). «Потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Ефес. 5: 9).
Таким образом, именно через культовые и сектантские сообщества происходит сегодня разрушение личности, семьи и социума, но главное, происходит разрушение полноты бытия человека в Боге.

Использованные в статье источники:
Деструктивные психотехники. Под ред. И.Митрофановой. Изд. Экслибрис., СПб., 2002.
Тоталитарные секты – угроза 21 века. Международная научно-практическая конференция. Нижний Новгород., 2001.
Андрей Хвыля-Олинтер, свящ. Общие духовные и юридические проблемы религиозно-духовной безопасности. Белгород., 2005.
Дудар Н. Социально-психологические составляющие возникновения новых религиозных течений.// Материалы круглого стола научно-практической конференции. Киев., VIP.. 2000.
Стивен Хассен. Секреты манипуляции сознанием. Изд. Проект «Психология BESТ», М., 2003.
Бербер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., Медиум., 1995.