Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

23.07.2010. ОДЕССА. Митрополит Волокаламский Иларион: «Андрей Горак собирался с покаянием вернутся в Церковь»

Перед началом визита Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину главный редактор Портала «Единое Отечество» Валерий Кауров взял интервью у главы Отдела внешних церковных Связей (ОВЦС МП) митрополита Волокаламского Илариона.
Публикуем отрывок этой любопытной беседы

— Ваше Высокопреосвященство, как Вы оцениваете перспективы преодоления церковного раскола на Украине, на сколько массовым и интенсивным может быть процесс возвращения уклонившихся в раскол. Правда ли что недавно скоропостижно скончавшийся митрополит, так называемого «киевского патриархата» Андрей Горак собирался с покаянием вернуться в Церковь?
— Да, он собирался с покаянием вернутся в Церковь, я могу об этом свидетельствовать перед людьми и перед Богом. Я с ним встречался в то время, когда я посещал Львов. Он присутствовал на концерте в Львовской филармонии, где исполнялась моя музыка (Оратория «Страсти по Матфею», прим. Ред.) и где я после окончания концерта выступил с речью, призвав православных верующих Украины, в том числе и тех, которые находятся в расколе, призвав к единству. И у нас была беседа с Андреем Гораком, во время которой он совершенно недвусмысленно и ясно сказал мне о своем желании вернутся в лоно канонической Церкви. Я должен сказать, что вообще эта беседа на меня произвела очень сильное впечатление, потому что я может быть впервые лицом к лицу увидел человека, который еще находился в расколе, но полностью осознал его пагубность, его бесперспективность. Он мне сказал буквально такие слова: «Я каждый день себя осуждаю зато, что я примкнул к расколу». Он очень трезво воспринимал действительность раскола, у него не было ни каких иллюзий в отношении перспектив раскола и, конечно, очень грустно что он не дожил до того момента, когда он мог воссоединится с Церковью, потому что все его мысли, все его желания в последние месяцы были связанны именно с этим.

— Владыка Илларион, какова перспектива, чтоб массово вернулись из раскола те, кто сегодня отпали от лона Церкви?
—Здесь трудно предсказывать, потому что это индивидуальный процесс, я думаю, что каждый человек должен решать сам за себя. Многое будет зависеть от лидеров раскола и тех, кто считает себя священнослужителями. То есть, те кто незаконно и неканонически носят священный сан. Конечно, у каждого такого человека будет вставать вопрос, как произойдет это воссоединение? Ну, например: если он в раскольничьем сообществе является священником, останется ли он таковым в канонической церкви? И я думаю, что здесь конечно решение может быть индивидуальным по каждому конкретному случаю, но мы исходим из того принципа, что мы не признаем существования иерархии и Таинств у раскольничьих сообществах. А это значит — ни один, так называемый «епископ» или «священник» из раскола не может быть принят в сущем сане. Но существует практика в подобных случаях рукоположение тех людей, которые были незаконно рукоположены в расколе. Причем это можно делать без особой огласки, без того чтоб, во всяком случае люди подвергались каким бы то ни было унизительным процедурам. Вообще ведь в покаянии нет ничего унизительного. Покаяние это радостное событие, это воссоединение человека с Церковью. Признание прежних ошибок, в этом тоже нет ничего унизительного. Гораздо более страшно жить и умереть в расколе.
И вот покойный Андрей Горак ведь не дожил до того момента, когда он воссоединился бы с Церковью. Но может быть тут надо помнить о том, что нельзя медлить, потому что человек не знает, сколько он проживет и когда Господь призовет его к Себе. Мне кажется, что каждый человек находящийся в расколе, он должен просто ежедневно себя спрашивать: «Почему я в расколе, почему я до сих пор не вернулся в церковь»?
И предпосылки сегодня есть к тому, чтоб это возвращение из раскола в Церковь носило массовый характер. Но здесь нельзя искусственно инспирировать, это дело совести каждого человека. Наша задача максимально облегчить путь из раскола в Церковь тем людям, которые это пожелают.

— Владыка, вот существует такое мнение и факты свидетельствуют о том, что после прошлогоднего визита Святейшего Патриарха Кирилла на Украину, как раз вот такие тенденции преодоления раскольнических последствий усилились и большое количество людей, находящихся в расколе думают о возврате в лоно Церкви. Как Вы думаете может и нынешний визит в большей степени еще поспособствует этому процессу? Все-таки Святейший Патриарх Кирилл величайший миссионер, слово которого слушают все?
— Раскол, как я уже сказал, возник на политической почве, он возник на основе совершенно не каноничного лозунга о том, что «в независимой стране должна быт независимая Церковь». Если следовать этому лозунгу тогда мы должны расчленить целый ряд Поместных Церквей, ну например: Иерусалимский Патриархат- он присутствует в Израиле, в Палестинской автономии и в Иордании, расчленить на три Церкви, да? Александрийский Патриархат, его юрисдикция распространяется на все страны Африки, значит и его надо расчленить, ну допустим, на 50 частей и.т.д.? То есть для чего это нужно было бы сделать? Для того чтоб ослабить Церковь. Вот есть единая мощная Церковь, а ее разбить на части и тем самым ослабить. Я думаю что только враги Православия могут вдохновляться подобными лозунгами! И если мы возьмем, например, какие-то другие Церкви, скажем Римско-католическую церковь — ведь она в каждой стране имеет свою национальную структуру. Вот, допустим в Австрии, где я служил, там есть Венская архиепископия, есть Зальцбургская архиепископия, есть епархии и достаточно высокая степень самоуправляемости. Но в то же время — они все объединены в единую Католическую церковь и глава этой церкви находится в Риме… И как бы, никого это не смущает! Так вот, почему же нужно ту Церковь, которая создавалась на протяжении 10 веков, которая была рождена в единой Крещальной купели Святого равноапостольного князя Владимира, теперь расчленять только по тому, что появились новые политические деления. Это абсолютно не состоятельные диалоги, они были в моде в начале 1990-х годов, когда рушилось единое государство, когда каждое новое государство стремилось, как бы доказать всем свою легитимность. И вот в качестве одного из доказательств этой легитимности, необходимо было, с точки зрения тогдашних руководителей Украины, чтоб была и независимая от Москвы Церковь. Но сегодня никто уже не оспаривает легитимность Украины как государства. Украина как государство уже состоялось, поэтому, нет необходимость придумывать какие-то дополнительные атрибуты украинской самостоятельности.
Тем более что каноническая Украинская Православная Церковь которая находится в составе Московского Патриархата обладает очень высокой степенью самостоятельности. Достаточно сказать что у Украинской Церкви свой Синод, что самостоятельно, без утверждения Москвой избираются и рукополагаются епископы, нет никакой финансовой зависимости, никаких финансовых отчислений и.т.д. То есть, по сути дела Украинская Православная Церковь является самостоятельной в управлении, но не разрывается. Вот эта вот духовная, молитвенная связь, которая выражается в поминовении Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. И мы, архиереи из России, когда приезжаем в Украину, так же как и Украинские архиереи, когда приезжают в Россию, мы не чувствуем себя членами каких-то разных Церквей, мы ощущаем себя членами единой Церкви и мы понимаем, что это то единство, которое дано нам Богом и которое бы должны укреплять…
ОТ РЕДАКЦИИ: Полностью текст и видеоверсия интервью будут опубликованы на нашем Портале в ближайшие дни.
Подготовлено пресс-службой «Единого Отечества»