Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

19.07.2010. КИЕВ. Здравый смысл и инфекционная больница

На сайте Всеукраинской Сети людей, живущих с ВИЧ, 15 июля 2010 года было опубликовано обращение к православным священнослужителям, а также украинской и международной общественности. В данном обращении весьма пространно был озвучен ряд положений, по каждому из которых хотелось бы пройтись отдельно.
Для начала интересно знать, кого из украинской и международной общественности авторы письма имеют ввиду, когда в реквизитах письма стоит лишь одно обращение «Ваше Святосте!»? Может быть, для выдержки общепризнанных норм составителям следовало бы перечислить всех адресатов или обратиться к каждому в отдельном документе, тем более, что открытое письмо представлено в Интернете на официальном бланке Всеукраинской Сети людей, живущих с ВИЧ (http://www.civicua.org/news/view.html?q=1430467)? Это упущение свидетельствует о том, что письмо писалось наспех и необдуманно. Характерно, что официальное обращение подписано весьма абстрактно «Спільнота ВІЛ-позитивних людей України», а почему же достоверность текста не подтверждается подписью председателя организации, на бланке которой оно распространено?
В своих требованиях некая общность людей ссылается на конкретные факты, которые не дают им покоя:
1. «Ухвалення рішення щодо виселення клініки для лікування ВІЛ-позитивних людей з приміщення, яке знаходиться поруч з Києво-Печерською Лаврою»;
2. «Висловлювання настоятеля Свято-Успенської Києво-Печерської Лаври Павла на адресу ВІЛ-позитивних людей»;
3. «Релігійні лідері світових релігій підписали обітницю про свою відданість справі боротьби з ВІЛ».
Исчерпывающий ответ относительно беспокойства под №1 представлен на этом же сайте, причем опубликован также 15 июля под названием «ОФІЦІЙНА ЗАЯВА МОЗ УКРАЇНИ ЩОДО КЛІНІКИ ІНСТИТУТУ ЕПІДЕМІОЛОГІЇ І ІНФЕКЦІЙНИХ ХВОРОБ ІМ. ГРОМАШЕВСЬКОГО». В заявлении сообщается: «Клініку, у якій лікуються ВІЛ-інфіковані, не виселятимуть з території Національного Києво-Печерського історико-культурного заповідника до виділення їй іншого приміщення». Важно отметить, что к взаимоотношениям двух юридических государственных структур Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра (мужской монастырь Украинской Православной Церкви) никакого отношения не имеет. Неужели это не ясно составителям «Открытого письма» или они преднамеренно пытаются втянуть Церковь в ситуацию, сложившуюся вокруг городской инфекционной больницы?
Другое дело, что исторически больница связана с Киево-Печерской Лаврой и в этом вопросе к мнению наместника и братии монастыря фигуранты взаимоотношений просто обязаны прислушаться, а не вменять священноначалию Церкви вину за происходящее и тем более не использовать СМИ как рычаги давления. Это приводит к непониманию, в чем можно воочию убедиться, если ознакомиться с ответом наместника Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры на высказывания в адрес Его Высокопреосвященства (http://www.lavra.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=1168&Itemid=105).
Духовенство Лавры понимает, что вопрос переселения инфекционной больницы требует особого подхода, поэтому еще до пикетирования ВИЧ-позитивными Кабинета Министров священноначалие выразило свою позицию: (http://www.lavra.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=1152&Itemid=122 ).
Но почему-то никто к этому не прислушивается, а, наоборот, при близости возможности принятия решения, благоприятного для всех сторон, искусственно разворачивается информационная атака на Церковь. Но это напрасно, потому что Лавра имеет законное историческое право на возвращение в ее ведение церковного имущества.
Специально для тех, кому информация об исторической причастности больницы к Киево-Печерской Лавре «недоступна», в том числе украинским и международным организациям, приводим справку из архивов:
Исторически территория, где сейчас размещается Киевский научно-исследовательский институт эпидемиологии и инфекционных болезней им. Л.В. Громашевского АМН Украины, принадлежала Киево-Печерской Лавре. Территория Государственного предприятия «Киевский научно-исследовательский институт эпидемиологии и инфекционных болезней им. Л.В. Громашевского», где сейчас расположены корпуса №111, 112, 113 (за современной нумерацией) в XV-XVII ст.ст. входила в состав так называемого Печерского городка и находилась в юрисдикции Киево-Печерского монастыря. Возникновение городка было обусловлено совокупностью благоприятных исторических, природно-географических и экономических факторов. В структуре пространства Киева Печерский городок выполнял функцию аграрно-промышленного поселения, ориентированного на удовлетворение потребностей прежде всего расположенных в Печерской части Киева монастырей: Киево-Печерского, женского Вознесенского и Пустынно-Николаевского. Направление развития Печерского городка определялось специфической ролью, которую играли в обществе эти монастыри, прежде всего Киево-Печерский.
В связи с большим наплывом людей (Лавру ежедневно посещало несколько тысяч человек, а в праздники – до 10–30 тысяч), существовала необходимость в специальном лечебном учреждении. Поэтому в 1844–1845 гг. по проекту архитектора Спарро было возведено огромное, на то время, каменное двухэтажное здание больницы для паломников (ныне корп. №68). Больных принимали только православного вероисповедания. Лечили от всех болезней, кроме венерических и психических. На содержание паломнической больницы Лавра ежегодно выделяла до 4, 695 руб. Лечение было бесплатным – за счет добровольных пожертвований состоятельных больных или богомольцев. Больницу для паломников ежегодно посещало до тысячи больных в год. В 1908 г. в больнице для паломников был сделан ремонт. В 1911 г. врачом больницы стал доктор медицины, терапевт, консультант Киевского военного госпиталя Владимир Федорович Бушуев. По его инициативе Киево-Печерский монастырь принимал определенные меры, чтобы собрать деньги и начать строительство новой больницы. Автором проекта больницы был архитектор Е.Ф. Ермаков. Новая больница была рассчитана на 100 коек. Под руководством Ермакова новую больницу возвели в 1911–1912 гг. на средства Киево-Печерской Лавры (ЦДІАК, ф. 128, оп. 2 благочинна, спр. 3466; Бессонов С.В. Архитектура Киево-Печерской Лавры. – К., 1949; Сіткарьова О.В. Архітектура Києво-Печерської Лаври кінця XVIII–XX століття. – К., 2001.)
Во время Первой мировой войны в лаврской больнице был размещен военный лазарет. Новая лаврская больница и ее медперсонал много сделали для лечения раненных солдат. Вода в корпус больницы поступала из лаврского артезианского колодца. Хлеб выпекался в лаврской хлебопекарне на Гостином дворе Киево-Печерской Лавры. Один раненный обходился Лавре в 15 руб. в месяц. Духовенство монастыря систематически принимало участие в жизни лечебницы, оказывая ей материальную и техническую помощь, проводя своими силами ремонтные работы.
В начале 1918 г. Киево-Печерская Лавра продолжала пребывать экономически сильной религиозной организацией. Согласно декрету 1918 г., все имущество монастыря стало собственностью государства, а Киево-Печерская Лавра как юридическое лицо перестала существовать. В 1918 г. в больнице, возведенной за средства Киево-Печерской Лавры, разместили Первую городскую инфекционную больницу. 2 января 1920 г. было принято решение, согласно которому «все майно Лаври (рухоме та нерухоме) з усім живим та мертвим інвентарем переходить до Губернського відділу соціального забезпечення (Губсобез)». В продолжение 1925–1926 гг. монахи Печерской обители старались возродить Духовный собор и саму Лавру, но 29 сентября 1926 г. ВУЦИК и СНК УССР издала специальное постановление «Про визнання колишньої Києво-Печерської лаври за історико-культурний державний заповідник і передачу його у відання Народного комісаріату освіти для влаштування в ньому музейного містечка».
В конце 1941 г. на Нижней территории Киево-Печерского заповедника было возобновлена деятельность Печерской обители. В 1946–1981 гг. в корпусах №111, 112, 113, построенных Киево-Печерской Лаврой в конце XIX – в начале XX ст.ст. за собственные средства и для личных потребностей, разместился Киевский научно-исследовательский институт инфекционных болезней, который подчинялся Министерству здравоохранения УССР. В июле 1981 г. этот институт вошел в состав Киевского научно-исследовательского института эпидемиологии, микробиологии, паразитологии и инфекционных заболеваний им. Л.В. Громашевского (с 1983 г. – Киевский научно-исследовательский институт эпидемиологии и инфекционных болезней), который теперь имеет название Государственное предприятие «Киевский научно-исследовательский институт эпидемиологии и инфекционных болезней», а также частные клиники.
В историко-архитектурном обосновании перспективного развития упомянутой территории, разработанном в 1979 г. бывшим «Научно-исследовательским институтом теории, истории и перспективных проблем архитектуры» предлагалось изменить функциональное назначение корпусов №111, 112, 113, как такое, которое не отвечает историко-культурному статусу этой территории.
Теперь обратимся к проблеме под №3. Что касается обетов со стороны религиозных конфессий в оказании помощи ВИЧ-инфицированным украинцам, то относительно Украинской Православной Церкви, которая, кстати, не является членом Всеукраинского Совета Церквей, можно сказать одно – Она не предусматривает избранничества среди человеческих недугов, для Нее страждущий любым заболеванием уже является объектом сострадания, помощи и сочувствия. Христиане в течение двух тысяч лет оказывают помощь телесно немощным людям и «обеты» здесь ни при чем – все дело в Евангельской любви к ближним.
Оставшиеся анонимными подписанты открытого письма, обращаясь, по-видимому, к Его Святейшеству, пишут: «Ми щиро сподіваємося на Вашу підтримку та благословення подальших спільних дій щодо подолання епідемії та очікуємо, що істинна позиція Православної Церкви стосовно ВІЛ-позитивних людей буде доведена до широкої громадськості та усіх представників церкви». Отвечая на их чаяния, напомним, что Церковь никогда не прерывала работы по налаживанию сотрудничества с государственными структурами, деятельность которых направлена на оказание медицинской помощи населению. Это подтверждает интервью со Светланой АНТОНЯК, врачом-инфекционистом, заведующей отделением СПИДа клиники Института эпидемиологии и инфекционных болезней им. Л.В. Громашевского Академии Медицинских Наук Украины, взятое сотрудником редакции сайта Киево-Печерской Лавры еще в 2002 г.: http://archivorthodoxy.org/page-820.html .
Внесение в общество напряженности, выстроенной на спекуляции личной жизненной драмой, обвинения различных государственных институтов, таких как Кабинет Министров, и представителя Церкви в лице наместника Киево-Печерской Лавры архиепископа Павла, является признаком социального эгоизма. Конгломерат людей, объединившихся в Сеть живущих с ВИЧ, должен понимать, что общество не желает усугубления их положения, а, наоборот, прилагая всевозможные усилия, старается облегчить их участь. Главное, чтобы они сами не попадали в сети недобросовестных политиков, работников масс-медиа и собственной недальновидности, а Всеукраинскую Сеть людей, живущих с ВИЧ, кроме инфекции должен объединять еще и здравый смысл.
Архивные источники:
ЦДІАК, ф. 128, оп. 2 благ., спр. 3466.
ЦДІАК, ф. 128, оп. 1 общ., спр. 2803.
Фонди КПДІКЗ, КПЛ-ПЛ-1181.
РДВІА, Москва, Росія, ф. 349, оп. 18, спр. 4250; Там само: спр. 4290, арк. 1.
www.lavra.ua
Фото:А.Данилевского