Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Ольга Кирьянова. Церковь в годы Великой Отечественной

(О фильме Владимира Хотиненко «Поп»)

В день Пасхи Христовой, 4 апреля, в кинотеатрах России и Украины состоялся премьерный показ нового фильма Владимира Хотиненко «Поп». Фильм, посвященный истории Псковской миссии, действовавшей на оккупированной фашистами территории в годы Великой Отечественной войны, создан Кино-телекомпанией «Православная энциклопедия» при участии Первого канала и киностудии «ХХ век ФОКС».
Владимир Хотиненко говорит, что в картину не вкладывал идеологического смысла. Для него это история конкретного человека, а не кино о религии или истории. Перед главным героем фильма – отцом Александром – никогда не стоял вопрос: за кого ты? В тяжёлые военные дни он просто был рядом со своим народом. Служил Богу и людям.
Фильм Владимира Хотиненко возвращает доброе имя священникам Русской Православной Церкви, которые в годы войны оказались на захваченной немцами территории и затем подверглись незаслуженным преследованиям как мнимые «пособники» оккупантов. На самом деле в труднейших условиях эти люди сумели остаться и пастырями, исполняющими свой долг, и патриотами своего Отечества. К деятельности Псковской миссии был причастен и отец Святейшего Патриарха Алексия II – протоиерей Михаил Ридигер.
4 апреля во многих городах Украины также прошел премьерный показ фильма «Поп», в частности в Донецке, в кинотеатре им. Шевченко, сообщает сайт «Донбасс Православный». Мероприятие прошло при содействии Донецкой епархии Украинской Православной Церкви.
По словам директора кинотеатра Анатолия Тесли, прокатчики с удовольствием берутся демонстрировать этот фильм. «Фильм замечательный, поражают профессионализм актеров и тематика, –рассказываетА. Тесля. – Безусловно, первой картиной, напомнившей зрителю о том, что кино нужно не только смотреть, но и думать над ним, и о том, что православное кино может быть интересным, стал фильм «Остров». Следующим был фильм «Царь». В нашем театре кино в прошлом году шел серийный показ православных фильмов, которые я лично привез из Сергиева Посада. В этот раз на премьеру фильма «Поп» мы пригласили священников Донецкой епархии. Фильм будет интересен как верующим, так и людям, далеким от Церкви».
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла премьера фильма прошла 4 апреля в Зале Церковных Соборов московского Храма Христа Спасителя. В премьерной церемонии принял участие архиепископ Истринский Арсений, Патриарший викарий. В своем слове, обращенном к публике, владыка подчеркнул, что фильм Владимира Хотиненко относится к числу тех работ, которые побуждают человека задуматься, позволяют найти ответы на важнейшие жизненные вопросы.
В премьерном показе фильма приняли участие режиссер Владимир Хотиненко и исполнившие главные роли актеры Сергей Маковецкий, Нина Усатова, Кирилл Плетнев, Лиза Арзамасова.
Фильм глубоко трагичен по своему содержанию, но не случайно он демонстрируется в дни Пасхи Христовой – ключевая для Христианства идея победы жизни над смертью пронизывает весь фильм. Поэтому архиепископ Арсений преподнес режиссеру фильма традиционное пасхальное яйцо. Владимир Хотиненко, в свою очередь, признался: у него теперь даже на мобильном в качестве мелодии пасхальный перезвон.
Исполнитель главной роли Сергей Маковецкий рассказал, что интонации и манеру говорить он позаимствовал у знаменитого старца – недавно почившего архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Многие практические вопросы – как обращаться с кадилом, произносить молитвы и т.д. – актеру помогал решать игумен Кирилл (Коровин), настоятель московского храма Пресвятой Троицы в Листах.
* * *
В целом фильм весьма благожелательно принят зрителем. На премьеру киноленты одобрительно отозвались такие авторитетные СМИ, как телеканал «Культура», «Первый канал», программа «Вести», газеты «Аргументы и факты», «Комсомольская правда» и многие другие. Правда, нашлись издания, которые как будто вовсе не заметили состоявшейся премьеры. Есть и те, кому не все в фильме понравилось.
Так, Владимир Хотиненко рассказал, что ему предъявляют претензии в том, что главный персонаж фильма якобы получился «неправдоподобно положительным». «Мне кажется, как художественный образ наш отец Александр, которого сыграл Сергей Маковецкий, очень убедителен. А все эти разговоры об «излишней» положительности… Знаете, это вообще беда современного искусства: если персонаж без какой-то гнильцы, то на него сразу же навешивается куча отрицательных ярлыков. С чего бы вдруг мне наделять главного героя «Попа» отрицательными качествами? Когда вы смотрите на картины Рафаэля или Боттичелли, вы разве ищете там какую-нибудь червоточинку?», – говорит режиссер фильма «Поп» в интервью «Комсомольской правде».
«Большинство священников, согласившихся возглавить приходы на оккупированных фашистами территориях, боролись с коричневой угрозой. И многие из них поплатились жизнью, когда Советская армия эти территории освободила. В истории оккупации много не очень приятных моментов. От 50 до 70 миллионов жителей СССР, которые оказались на захваченных немцами территориях, автоматически попали под подозрение в пособничестве врагу. И это клеймо не могли смыть ни они, ни их потомки – я до сих пор с ужасом вспоминаю, что во времена СССР мне приходилось заполнять анкеты, в которых был пункт «были ли у вас родственники на оккупированных территориях». Ведь если ответ на этот вопрос был положительным, возникали реальные проблемы. И обо всем этом так или иначе рассказано в «Попе», — напоминает режиссер.
«Ветераны были на предварительных показах, и я с интересом выслушивал их мнения. Каждый реагировал на фильм по-своему, но никого он не оставил равнодушным. Мне, откровенно говоря, нравится та ожесточенная дискуссия, которая ведется вокруг «Попа», гораздо страшнее было бы, если бы все молчали» – рассказывает Владимир Хотиненко.
Зрители продолжают знакомиться с кинофильмом и обсуждать его в СМИ и Интернете. Обилие появившихся рецензий на фильм «Поп», а также исчисляемые сотнями комментарии блоггеров свидетельствует о том, что его появление, действительно, стало событием в культурной жизни. Подавляющее большинство их авторов – молодежь. Вот лишь несколько цитат (орфография оригиналов сохранена):
«Решил сходить на фильм «Поп» – сеанс в 12.00 в «Фокусе». До этого тупо сидел за компом, слушал музыку. В зале всего три человека – пара средних лет и я. Фильм произвел на меня очень сильное впечатление. Давно я так не плакал… Что такое мужество? Смело идти на врага с автоматом? Попав в окупированную часть страны, нести людям свет, добро, помощь, приютить неизвестных детей, помогать пленным солдатам, потерять любимую жену и продолжать свой путь, быть за это всё сосланным в лагеря властью, управляющей страной, за победу которой молился, и после этого оставаться таким же светлым? Вышел из кинотеатра – всё еще накрапывал дождь, но стало вроде как светлее.

http://www.diary.ru/~aidaposhel/p105804401.htm

Посмотрела фильм «Поп». Вернулась вера в отечественный кинематограф!

http://twitter.com/lena_belaya/statuses/12586480010

Поп» – фильм, который стоит посмотреть… даже атеистам …
Зацепило. Сильно!

http://koneco-chan.livejournal.com/106265.html

..впечатлился настолько, что даже писать много не хочется. Хотиненко, похоже, снял свой лучший фильм. А возможности Маковецкого как драматического актёра, видимо, безграничны. «Поп» трогает, буквально, до слёз. И наводит на размышления о том, что для того, чтобы стать святым, достаточно просто вести себя по-христиански не зависимо от изменяющихся внешних обстоятельств.

http://prishelez.livejournal.com/100522.html

Никогда не видела, чтобы люди в кинотеатре сидели весь сеанс ТАК тихо. И чтобы после него у всех женщин был размазан макияж, и они платочками бы утерали глаза.
На что я, не особо сентиментальная в фильмах, весь сеанс прорыдала! Да что там я, даже мужчины плакали…

http://happy-emm.livejournal.com/11795.html

А фильм хороший, правильный и честный. Не развлекалово конечно, не ржака-ржака, нет. Серьезное и взрослое кино, но посмотреть стоит. Посмотреть и подумать, там есть о чем. В личном рейтинге фильмов религиозной тематики сразу занял 3 место, после «Страстей Христовых» и «Острова».

http://users.livejournal.com/_steve_m/49780.html

Посмотрел фильм «Поп» Владимира Хотиенко. Собственно, меня на него совершенно неожиданно затащили … Пару дней я над ним раздумывал, а сегодня посмотрел его еще раз — уже дома, с компьютера — с большим удовольствием.
Не вдаваясь в детали, отмечу, что это просто очень хороший фильм, и я очень советую его посмотреть. Вне зависимости от того, как относиться к религии вообще и роли православия в истории России и в современном обществе. И, признаться, мне чрезвычайно жаль, что в зрительном зале, в котором мы его смотрели, было лишь около десятка человек…

http://ivoyager.livejournal.com/1831.html

мне фильм понравился, там нет «наших» и «врагов», это просто фрагмент истории, о которой мало кто знает… может и был заказ режиссеру, но Хотиненко удалось из этого сделать фильм о человеке, а не о Истории и Политики…

http://www.fontanka.ru/blog/51953.html

Фильм «Поп» – просто нет слов, красиво, хорошо, жизненно, цепляет…

http://twitter.com/stanislavraich/statuses/12293984717

Прекрасный, душевный фильм о многострадальном русском народе и вечных ценностях. Самое интересное, под действием фильма родная большевистская власть невольно вызывает отвращение большее, нежели оккупационная немецкая.

http://igru.net.ua/game/pop/

Очень душевный и трогательный фильм!!

http://my.mail.ru/community/prokopjewsk/77342461B844618D.html?thread=1525E03F3E7D490

Посмотрели фильм «Поп» – хороший фильм, заставляет переживать. Рекомендую для всей семьи.

http://twitter.com/NatalyStar/statuses/12159639193

Посмотрели с Таней фильм «Поп» – про оккупацию во время Второй Мировой. Понравилось. Больше всего – то, что там действительно не было хороших и плохих. Немец помогал пленникам концлагеря, а красноармеец бил священника ногами. Просто – были люди, и была война. Очень запомнился эпизод, когда Алексей, мстя за убитую невесту, стреляет по немецкому солдату, а потом поднимает то, что у того выпало из кармана. А это – фотография девушки с подписью «навеки твоя, Хельга».
А отец Александр иногда мне напоминал Квай-Гона. Он был священником не по профессии, но по сути. Он действительно понимал, и он был очень сильным человеком – и умел этой силой делиться с другими. Может, только благодаря ему Алексей не сломался, хотя всё к этому шло.
И немецкий полковник мне понравился. Страшно ему не повезло – родился на рубеже веков в Германии, учился в России, потом против России же воевал. Не потому, что хотел – потому, что должен был. Я умудрилась забыть, как его зовут – а то надо бы погуглить… http://lauriel.diary.ru/p104861312.htm
Фильм действительно стоит посмотреть, во всяком случае я не пожалел о том, что его посмотрел. Про актёров и их мастерство я умолчу, их имена говорят сами за себя.
Сюжет фильма разворачивается во время Великой Отечественной Войны. Время, когда вера находилась между двух огней, с одной стороны окупанты, а с другой советская власть. Как удержать то равновесие, как не склониться на одну из сторон, как при всём этом остаться верным учению Христову?
Жертвенность во имя Христа. Вот главная идея фильма (мои мысли).
В основе фильма лежит глубокий смысл, одна из идей я думаю была, возрождение православия сегодня. Если бы православие сегодня достигло такого уровня как в этом фильме, в той отдельной поместной церкви, это было бы временем возрождения России. Если бы каждый «поп» так переживал за свой приход, за свою паству многое сегодня изменилось бы.
В общем я остался очень довольным, что посмотрел фильм. Кое что взял для себя. Так же заметил некоторые свои жизненные ошибки.
Если у вас есть такая возможность, обязательно посмотрите этот фильм.
Фильм «Поп» как то очень приятно поразил, давно так не смотрел увлечено фильмы. Понравилось как передаются эмоции. Наилучшие рекомендации. http://dantealigeri.livejournal.com/22111.html

Большинство откликов свидетельствует, что наиболее здравая часть нашего зрительского сообщества откровенно истосковалась по серьезному, глубокому кино. И фильм «Поп» при возможных недостатках его сценария и отдельных несоответствиях исторических деталей, о которых писали наблюдательные критики, стал ответом на этот запрос. Способность к восприятию ключевой идеи фильма оказалась своего рода индикатором, характеризующим глубину человеческой личности и ее способности мыслить и сопереживать. В качестве иллюстрации еще одна выдержка из блога, где впечатлениями от просмотра «Попа» делиться школьница-старшеклассница:
«Только что вернулась домой с просмотра фильма «Поп». Очень тяжело было смотреть, как проходила война, и русские кланялись, радовались немцам. Проплакала половину фильма. Покосилась налево – а там Natalie слезинки вытирает. Неужели только нас тронуло? Остальные сидят, смеются. Как будто их это не касается.
Домой шла с Lucy. Примостилась ко мне чего-то. Шли быстро, почти не разговаривая. Она меня просто потрясла. Идет веселая, словно комедию смотрела. Улыбаясь, мне говорит:
– Классный фильм! Мне начало не понравилось, а потом понравилось.
Я передернулась. Господи, она что, на экран не смотрела? Она всегда было тонко чувствующей, а сегодня…
Я произнесла:
– Это не тот фильм, когда можно его оценить: нравится – не нравится. – И чего я ей это говорю? По счастливой рожице видно, что ее не взволновало прошлое. Глупая затея ей что-то объяснить. – Это правда.
Да, она меня так и не поняла. И радовалась.
Я не могу ее осуждать, потому что просто не имею на это права. То, что видели я и Natalie, похоже, больше никто и не разглядел.

http://www.diary.ru/~317948/p105898523.htm

От богоборческих времен СССР нас отделяет сегодня весьма значительный временной промежуток, но, увы, кому-то, как и тогда, невыносимо слышать о Церкви, о Православии. Для этих людей неприемлема сама постановка темы «Церковь и Великая Отечественная война», а еще более – стремление донести правду об этом современными кинематографическими средствами.
Режиссер Владимир Хотиненко стал первопроходцем на этом пути и за одно это его нужно поблагодарить всем тем, кому дорога историческая объективность. Может быть, во многом благодаря именно этому фильму наши современники, особенно молодое поколение, начнут лучше понимать историю нашего Отечества, роль и место в ней Русской Православной Церкви. Возможно, тогда станет более очевидно, что именно Церковь поддерживала наш народ в годы тягчайших испытаний, что та же Отечественная война 1812 года – это не только Кутузов, Багратион, Давыдов, но и московский святитель Филарет, и десятки полковых священников, с крестом в руках сопровождавших воинов на полях сражений и получавших за героизм и мужество воинские награды, а Великая Отечественная – это не только Сталин, Жуков, Рокоссовский, но и Патриарх Сергий, и митрополит Ленинградский Алексий, оставшийся в блокадном Ленинграде, и сельский священник, несший служение своей пастве в условиях оккупации и помогший ей выстоять, не сломиться и не пасть духом, впоследствии расплатившись за это годами лагерей. Подлинный героизм проявляется в поступках людей, а именно из них складывается история народа и страны. Фильм «Поп» – лучшее тому подтверждение.
Седмица ру.