Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Василий Анисимов. Мог ли Михаил Денисенко (Филарет) нарушить Великий пост?


Реплика
Василий Анисимов

В прессе развернулась забавная дискуссия о поведении анафематствованного Михаила Денисенко на инаугурации нового президента. Как известно, Михаил Антонович традиционно активно участвовал в предвыборной кампании (на этот раз на стороне Юлии Тимошенко), клеймил В. Януковича «злом» и «неволей». Когда же Янукович победил, так же традиционно, не моргнув глазом, призвал «Божие благословение» на победителя и помчался поздравлять его в Верховную Раду и в Украинский дом. На президентском приеме в Украинском доме произошел конфуз. Газета «Сегодня» в репортаже с места события отметила, что Филарет, несмотря на время Великого поста, пил коньяк, закусывал бужениной, причем в одиночестве, ибо все присутствующие шарахались от него, как от прокаженного. Психологически его поведение вполне мотивированно: залгался, от одних сбежал, другие отворачиваются – здесь любой бы запил горькую, закусывал и занюхивал бы всем, что под руку попадется. Говорят, даже митрополит Агафангел, который в свое время инициировал расстрижение Филарета в монахи и изгнание его из Церкви, отнесся к этому с пониманием: мол, старый уже человек, пусть ест и пьет, что может. Если бы только в этом заключался самый большой его грех!
Посмеялись и забыли, но неожиданно, как джин из табакерки, появился юный блюститель филаретовских чистоты, законов и правил Евстратий Зоря, возглавляющий у анафемы информационный (не путать с транспортным) цех. Сам он на приеме не был, ничего не видел, но за шефа обидно. Он потребовал у газеты изложения поведения Филарета в «версии Киевского патриархата». Поскольку сам виновник молчит как рыба, а, кроме него, никого из филаретовского раскола на приеме не было, то Евстратий изложил версию «со слов» несчастного. Она, пишет «Сегодня», звучит так: «Обычно на приемах он (Денисенко) ест и пьет мало, а тут вообще не ел и взял бокал с коньяком только потому, что остальные гости, бывшие рядом, разобрали все остальные напитки, стоявшие на столе. И ему ничего другого не оставалось делать, так как новоизбранный президент в этот момент провозгласил тост. «Патриарх» после этого только пригубил коньяк. Возможно, его перепутали с другими архиереями, бывшими на приеме, у которых были белые клобуки».
Надо отметить, что когда Михаил Антонович надевал в последний раз белый клобук, Евстратий еще за школьной партой сидел. Как пятнадцать лет назад нацепил куколь московского патриарха, так и не расстается с ним, отчего и именуют его самозванцем. Чтобы перепутать куколь с клобуком, надо не одну рюмашку за воротничок опрокинуть. Примечательна попытка перевести стрелки на других: мол, в клобуках были еще лидер автокефалов Мефодий Кудряков и православные архиереи. У них тоже был повод выпить.
Однако журналисты «Сегодня» провели дополнительное расследование и по пунктам опровергли филаретовскую версию: «Депутат-регионал Дмитрий Табачник, который также был на приеме, рассказал «Сегодня» следующее: «Я видел в Украинском доме «митрополита» Мефодия, предстоятеля УАПЦ, который носит белый клобук, но в руках он держал бокал с минеральной водой. Видел и митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона тоже в белом клобуке, но и он ходил с бокалом газированной воды. А вот Филарет ходил на приеме именно с бокалом коньяка и постоянно из него, так сказать, пригублял». Политолог, директор украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов, который также был на приеме, рассказал нам, что стал свидетелем того, как «патриарх» Филарет брал коньяк. «Вместе со мной это видели нардеп-коммунист Александр Голуб и депутат от Компартии из Херсона. На моих глазах к столу, где стояло множество напитков, в том числе безалкогольных, подошел «патриарх» Филарет и взял бокал с коньяком. Это неправда, что в это время Янукович произносил тост. Все тосты не только он, но и остальные гости приема уже давно сказали. Я также видел очень много архиереев Московского патриархата, но все они пили газированную воду, потому что был пост», — рассказал нам Корнилов. Мы связались с депутатом Голубом, и он подтвердил слова Корнилова».
Возможно, противоречия в показаниях М. Денисенко (со слов Евстратия) и других гостей только кажущиеся. Дело в том, что на приемах людей не ограничивают одной рюмкой. Филарет припомнил, что первую рюмку коньяка он схватил впопыхах, в начале приема, чтобы успеть за тостом президента, из того, что оставалось на столах, а последующие, что засвидетельствовали гости, «пригублял» без всяких тостов. Ведь надо чем-то себя занять.
Никто из гостей не подтвердил того, что Филарет закусывал коньяк бужениной, поскольку в тарелку к нему никто не заглядывал. Это мог подтвердить или опровергнуть сам Михаил Антонович. Но Евстратий благоразумно не дает прямую речь своего шефа, потому что старожилы Пушкинской знают, что Филарет еще и до своего изгнания из Церкви весьма своеобразно относился к питанию во время постов. И от рыбки не отказывался, и порой отварное диетическое мясо считал блюдом вполне постным. Чтобы охладить горячий энтузиазм его ретивого защитника, можно привести весь великопостный рацион Михаила Антоновича и Евгении Петровны.
Казалось бы, тема исчерпана. Но неугомонный Евстратий отыскал нового свидетеля. Вернее, по его словам, тот отыскался сам. На своем раскольничьем сайте он пишет: «Мне позвонил по телефону римо-католический епископ Маркиян Трофимьяк и сказал: «Если вам нужны свидетели — то я являюсь свидетелем, потому что я постоянно был около Патриарха. Он действительно ничего не ел и только пригубил коньяк. С приема мы ушли вместе». Католический владыка сам предлагает посильную помощь в засвидетельствовании истины, а православные братья…»
Свидетель, надо сказать, более чем странный. И зачем это католическому епископу записываться в собутыльники, вернее в собокальники, к анафематствованному человеку и не отходить от него ни на шаг? Может, из Ватикана задание какое получил по окучиванию богоотступных, расстриженных и отлученных? Почему светские гости приема держались от Филарета на безопасном расстоянии, а правоверный католик санчопанствовал? И «з якого переляку» Филарет стал для него «патриархом»? Ведь сам сей Трофимьяк вроде еще не лишен священнического сана и не запрещен в священнослужении. Римо-католическая Церковь, как известно, признает законной лишь одну Церковь в Украине – УПЦ и ее законного Предстоятеля Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира и только с ними имеет официальные отношения. Все остальные, включая М. Денисенко, М. Кулика и пр., для католиков – «рога и копыта», самозванцы и святотатцы. Может, после коньячных «пригублений» епископ призабыл церковные каноны, запрещающие общение с анафематствованными даже в быту? Или лукавый попутал, и он анафему принял за Патриарха Московского? Собственно говоря, ради этого Филарет и ходит в куколе московских патриархов. В любом случае, князь католический церкви в адвокатах анафемы – это круто. Любопытно послушать, как и что он будет «свидетельствовать».
Сам же Евстратий объявил, что его шеф «не нарушал поста», и, как водится, не удержался, чтобы заклеймить «гоняющихся за сенсациями» журналистов в антиукраинской позиции. Как же, Филарета с рюмкой засекли! Государственная измена – не иначе! Ну, и конечно, не упустил возможности, «давануть» борзописцев своим недюжим интеллектом.
«В связи со всем происходящим, — пишет Евстратий, — вспомнил цитаты известного дипломата Шарля Талейрана. Первая — «Клевещите, клевещите неустанно! Что-нибудь от клеветы да останется!» Правда, цитата эта, принадлежит не Талейрану, а английскому философу Фрэнсису Бекону, жившему на двести лет ранее. Истоки этого афоризма уходят к Плутарху. Но любопытно другое: отчего это защитнику светлого образа Филарета-Денисенко и как ни крути – раскольничьему «епископу» во время Великого поста, времени покаяния и духовного очищения, вспоминаются цитаты не из Священного Писания, святых отцов, а из наследия великого политического интригана, кем и был Шарль Талейран? Кстати, он, как и Филарет, походил и в священниках, и в епископах, и при революционерах, и при реакционерах – всегда был при власти, всех предавал, но сам сохранился, недаром он считается олицетворением хитрости и беспринципности. Очевидно, при всякой смене власти Филарет с Евстратием только и корпят над Талейраном. Чтобы и голову сохранить, и хвост не потерять.
Впрочем, вторая цитата, приводимая Евстратием, действительно принадлежит Талейрану и свидетельствует о том, что Бог все-таки шельму метит. Она звучит так: «есть оружие, пострашнее клеветы (злословия): оружие это – истина». Прямо в яблочко! Действительно, истина о Михаиле Денисенко намного страшнее любого коньячно-буженинного злословия о нем. Он отлучен от Церкви Христовой, стоит на краю вечной погибели, и в этом духовная катастрофа изъязвленного тщеславием и гордыней несчастного и окаянного старика-расколоучителя.
Михаил Антонович (Филарет) не нарушал поста, потому что невозможно нарушить то, чего не соблюдаешь. Он не нарушал и правил во время финального хоккейного матча на Олимпиаде в Ванкувере, потому что его там и близко не было. Он находится вне Церкви, поэтому все его уподобления христианским иерархам в одежде, словесах, действиях, ограничениях в питании и пр. – обезьянничание и кощунство. Недаром в святоотеческой литературе родоначальник лжи и интриги диавол именуется «обезьяной Бога». Можно ли блюсти установленный Христом пост и в то же время богоборствовать – враждовать с Церковью Его?
Когда журналисты «Сегодня» рассказали коньячную эпопею Филарета и обратились за комментарием, я предложил им согласиться с Евстратием: Михаил Антонович не мог нарушить поста. Убеждал их, что лишняя рюмка коньяка гиене огненной не помеха. Они же только хихикали в ответ. Что поделаешь: романтики терриконов, всезнайки-маугли с угольных карьеров, они полагают, что в Киеве их только разыгрывают. «Сегодня» была главной оппозиционной газетой, станет президентской. Надо, чтобы журналисты теперь научились не только изобличать ложь в мелочах, но и нашли в себе мужество не предавать правду в главном. Может, тогда нас наконец-то начнут смущать самозваные «патриархи», а не то, что они в пост выпивку закусывают мясным.