Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Иван Никашин.Осадное положение


10 февраля суд в городе Тернополе в очередной раз перенес заседание, посвященное конфликту вокруг Свято-Покровского храма, что находится в селе Мусоривцы. Однако какое бы решение в итоге не приняли судебные власти, сельчане уверены – филаретовцы пойдут на все ради захвата последнего православного прихода в районе. Православные прихожане ожидают новых столкновений с боевиками из националистического объединения «Свобода».
Не секрет, что свобода вероисповедания, закрепленная в Основном Законе Украины, на деле обеспечивается несколько избирательно. Например, в Тернополе среди пятидесяти культовых сооружений, принадлежащих католикам, униатам, автокефалам, филаретовцам и различного рода сектантам, всего один православный храм – Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Да и тот с одной стороны прикрыт высоченным костелом, а с другой – строящимся автосалоном. Случайно так вышло, или местный архитектурный отдел недоглядел? В любом случае, это лишь мелкие пакости (католики, к примеру, одно время «приманивали» народ вывешенным над воротами рублевским «Спасом») по сравнению с настоящим сражением, которое развернулось в небольшом селе Мусоривцы Збаражского района за единственную в районе православную церковь.
В Мусоривцах всего 56 дворов и чуть более полутора сотен жителей – спасибо выборам за точный подсчет избирателей. Еще в 1996 году здесь начали строить Свято-Покровский храм – рядом со старой деревянной церковью, которой уже три с половиной века. Инициатива строительства принадлежала бывшему главе колхоза, который предложил местному батюшке – отцу Иоанну – поддержку стройматериалами. Отец Иоанн посоветовался с сельчанами, и всем миром было решено – храму быть. Люди – причем не только из Мусоривцев – помогали и копейкой, и личным участием в возведении церкви. Значительную поддержку оказала и епархия. На закладку приезжал лично архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий, и именно к нему за советом и помощью постоянно обращался местный староста.
Казалось, ничто не может нарушить мира и спокойствия в селе. Единодушно и радостно встретили жители этого села крестный ход с Почаевской иконой Божией Матери, благословленный Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, также единодушно ждали окончания стройки. Однако буквально за пару дней до назначенного владыкой дня освящения храма разразился скандал. Его Преосвященству позвонил председатель местного сельсовета и попросил не приезжать: дескать, община не желает, чтобы церковь освящалась УПЦ, иначе возможны нежелательные столкновения.
Оказалось, на новый храм положили глаз представители самопровозглашенного «Киевского патриархата», которые сумели сагитировать часть жителей своими традиционными лозунгами о «независимой церкви» и происках «москалей».
«И как же вы владыку не допустите к освящению? – спрашивал тогда отец Иоанн у тех, кто поддался на филаретовскую пропаганду. – Камнями в него будете кидать?»
То ли авторитет старого батюшки, который в селе служит вот уже сорок шесть лет, подействовал, то ли раскольники просто побоялись устраивать беспорядки при большом количестве собравшегося на праздничное событие народа, но все в итоге прошло благополучно, без эксцессов.
Однако конфликт, спровоцированный филаретовцами, на этом не прекратился. Первоначальный план раскольников был прост: помешать освящению храма и «освятить» его самим. Когда же эта нехитрая затея сорвалась и взять православных с наскока и без лишнего шума не вышло, тогда началась полноценная осада. В ход пошла не только лживая пропаганда, но и вся юридическая казуистика, призванная обеспечить поползновениям филаретовцев видимость законности.
Процесс ввода здания в эксплуатацию (фраза неблагозвучная, казенная, но «кесарю – кесарево») начал как бы случайно затягиваться чиновниками – то в БТИ кто-то в отпуск уйдет, то не хватает каких-то нужных подписей и т.д. Зато община прихожан «Киевского патриархата» была зарегистрирована на удивление быстро – на второй день после подачи документов. Более того, в отличие от уже принятой практики, когда новая община при регистрации письменно отказывается от претензий на храм, принадлежащий общине уже существующей, в данном случае такого заявления не потребовалось. Вывод напрашивается сам собой – «громада» организовывалась именно для захвата церкви.
Уже на следующий день после получения свидетельства о регистрации члены спешно организованной общины (кстати, получившей тот же юридический адрес, что и община православная, существующая в селе с 1964 года) организовали в сельсовете собрание, на котором выдвинули абсолютно неприемлемое, нарушающее каноны истинной Церкви, условие: проводить богослужения в новом храме поочередно.
Представители районного начальства, приехавшие поддержать «капэшников», оказались в данной ситуации куда мудрее и толерантнее филаретовцев. Они выступили с предложением передать новой общине деревянную церковь, чтобы те ее отреставрировали и там могли проводить свои «богослужения».
По факту оба храма – и новый, каменный, и старый, деревянный, – принадлежали общине УПЦ. Но добрая воля и желание погасить искусственно раздуваемое противоборство заставили православных пойти на мировую. Характерно, что, несмотря на все пропагандистские уловки филаретовцев, на сходе сторонников истинной Церкви и людей, поддержавших раскол, оказалось примерно поровну, хотя идеологи конфликта и сейчас продолжают распространять лживую информацию о том, что их приверженцев чуть ли не в два раза больше. При этом скромно умалчивая о том, что большинство селян, поддавшихся раскольничьим ухищрениям, ранее не было замечено в религиозном рвении и уж точно никогда эти люди не ходили в храм! Так, когда один из членов новосозданной общины начал кричать на собрании о том, что служить надо только «державною украинською мовою», старосте пришлось объяснять горлопану, что служит-то отец Иоанн как раз на украинском, о чем всем, кто церковь хоть раз посещал, было хорошо известно.
Начался процесс подписания мирового соглашения – свою подпись под документом поставили представитель местной власти и представитель Православной Церкви. Члены раскольничьей общины также были готовы согласиться с тем, чтобы «служить» в старом храме, однако в процесс вмешалось руководство филаретовцев – принимавший участие в сходе селян лжесвященник по телефону получил команду выставить еще одно условие: православная община должна была отказаться оформлять здание церкви в БТИ. Даже чиновники были изумлены такой постановкой вопроса – к чему смешивать дела духовные и требования закона? Тем более что ремонт деревянной церкви власти уже обязались взять на себя. В общем, непонятно, чего больше было в очередном предложении филаретовцев – хитрости, наглости или просто желания сорвать переговоры, обвинив в этом своих оппонентов.
Тут же случилась и первая попытка захвата Свято-Покровского храма. Группа раскольников, пришедших на православное богослужение, не пожелала выйти по его окончании. Довольно быстро в село прибыл целый кортеж главного идеолога филаретовцев – перешедшего в раскол «протоиерея» Анатолия Зинкевича, который попытался пройти в храм для «службы». И хотя православные не были готовы к силовому варианту, пройти внутрь лжесвященнику не дали. Лишь через несколько часов представителям правоохранительных органов как-то удалось убедить филаретовцев покинуть церковь. Но переговоры были сорваны – уж слишком явно «капэшники» показали, что пытаться решить конфликт мирно они не будут, все это лишь разговоры. Видя столь наглое поведение, православные решили более не пускать противников в храм.
Однако уже на следующей неделе, 15 ноября, филаретовцы вновь прибыли в Мусоривцы «служить». Только теперь бойцы «Беркута», оттащив беззащитных людей в сторону, не позволили членам православной общины защищать свою святыню от вторжения раскольников. Но часть верующих успела запереться внутри. Тогда председатель сельсовета, будучи одним из руководителей кощунственной операции по захвату Свято-Покровского храма, собственноручно начал крушить кувалдой замки на дверях.
Милиция вмешалась только после того, как двери были почти полностью разбиты вандалами. Почти сутки группа прихожан и престарелый отец Иоанн находились в положении осажденных. «Беркутовцы» не позволяли передать им ни еды, ни пищи. Тех же, кто выходил наружу, обратно не пускали. Нечто похожее замечательно описывал в «Судьбе человека» Шолохов, только по книге в храме были заперты пленные красноармейцы, а глумились над ними и кощунствовали люди в другой форме – гитлеровской.
Около семи утра, после безуспешных попыток проникнуть внутрь, раскольники отступили – местные пошли по домам, а организаторы уехали в город отсыпаться.
После этого случая стало понятно, что захватчики не остановятся ни перед чем. Членам общины пришлось укрепить двери, установить засовы и железные решетки, ввести в храме круглосуточное дежурство. И, как выяснилось, не зря – провокации стали регулярными, пока 3 января не переросли в настоящее кровопролитие.
На этот раз поддержать «капэшников» прибыл боевой десант из националистической организации «Свобода». В нападении участвовали также представители городского и областного советов, о взглядах и партийной принадлежности которых догадываться не приходится. Уже в который раз было продемонстрировано, что раскол как политический проект попросту не может существовать без поддержки власти.
Пока возбужденные молодчики выламывали центральную дверь, милиция снова не вмешивалась, но помогла юношеству ценным советом – протаранить неукрепленный задний вход. Возбужденные варвары тут же принялись разбивать его здоровенной доской, забрасывать в пролом снег с криками «Слава Украине!» и призывами ставить «москалей на ножи». Принесли даже канистру с бензином – видимо, с целью возрождения славных традиций добровольческих полицейских батальонов, боровшихся за независимость Украины путем поджога белорусских деревень.
Отец Владимир, один из тех, кто забаррикадировался в церкви, пытаясь не допустить кощунства, так рассказывает о штурме храма: «Дверь в «пономарку» сначала рубили топором, потом образовавшуюся брешь разламывали ломом, затем начали таранить досками. Мы старались закрыть проем досками и лавками. Тогда нападавшие разбили одно окно, потом другое, и сквозь проемы старались достать всех, кто находился внутри. Восемь человек получили ранения. Когда у нас уже не было сил сдерживать натиск, начали читать молитву».
Слова, обращенные к Богу, несколько успокоили вошедших в раж «свободовцев». Ворваться в церковь они не посмели. Православные тем временем вызвали «скорую». Прибывшая бригада врачей увидела, что один из оборонявшихся находится в бессознательном состоянии и истекает кровью. Тогда присутствующая в качестве стороннего наблюдателя милиция, наконец, вмешалась и велела распоясавшимся молодчикам прекратить бандитскую акцию.
Дело по факту нападения не было заведено. И это при том, что один человек попал в реанимацию, а еще семеро снимали побои! Криминала, хулиганских действий, повреждений имущества руководство правоохранителей не усмотрело, предложив пострадавшим обратиться в суд – уж если так неймется.
Об участии в религиозном конфликте партии «Свобода» хочется сказать особо. Лишний раз представлять этих ребят, наверное, не стоит – всем и так известны их лозунги и методы, отработанные еще штурмовиками СА. Важно другое – Тернопольщина явилась для «Свободы» своего рода трамплином во власть, в большую политику. Именно здесь 17 марта прошлого года партия получила более трети голосов на выборах в облсовет (примерно в 4 раза обойдя тот же БЮТ), сотворив маленькую сенсацию. Нынче лидер «свободовцев» Тягныбок и кандидатом в президенты побыл, а потом, будьте уверены, пойдет с собственной фракцией и в парламент Украины.
Так что Тернопольщина теперь для «Свободы» – как Бавария для национал-социалистов. Быть боевым крылом раскольником в их борьбе с «москальской церковью» «свободовцам» теперь нужно просто для поддержания своего реноме. Кроме того, партия получает постоянную порцию пиара, а юные «тягныбойз» – разрядку для кипящих гормонами молодых организмов и приработок на пивко (селяне видели, как раскольничий лжесвященник передавал штурмовикам деньги за выполненную работу и обещал новый ангажемент). Великовозрастных детишек, кстати, попросту жаль. Ведь их втравили в откровенную «уголовку», запутав россказнями про «оккупантов», якобы захвативших храм у мирян, объяснив, что совершают они отнюдь не грех, а доброе и полезное дело. Здесь видна, что называется, «рука мастера» и многолетний опыт лжи и обмана, какого у «Свободы» пока просто нет.
«На Тернопольщине захваты храмов начались еще в 90-е, – рассказывает архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий. – Года три назад также был всплеск конфликтов, организованных раскольниками. В прошлом году в первую неделю Великого поста также искушение было: в местной газете на две полосы разместили полную лжи и клеветы статью. Сначала было желание как-то ответить, опровергнуть эти измышления, а потом просто помолились и успокоились. В середине поста, на Крестопоклонную неделю, – опять заметка против православных. То же – на Страстной неделе. Время покаяния, время спасения, а тут враг досаждает… Поймите, нас давно не удивляет ни поведение этих людей, ни их заявления, ни их оскорбления, но то, что происходит сейчас в Мусоривцах, – пример того, до чего доводят эти провокации. В селе жителей немного, и чтобы вот так разделиться – тут нужно было активное вмешательство какой-то третьей силы».
Идеологом и главным рупором этой «третьей силы» является уже упомянутый выше Анатолий Зинкевич, ныне подвизавшийся как «настоятель духовного центра» (звучит чересчур по-сектантски даже для филаретовцев, не находите?). Это он «пастырски» призывал жителей села брать ломы и разбивать двери церкви еще при первой попытке ее захвата. Но в «духовном центре», по-видимому, в почете не только подстрекательство, но и умение лгать – беспардонно и многоэтажно.
Православные сельчане до сих пор не могут опомниться – и не от событий 3 января, а от проведенной по их итогам «пресс-конференции», где лжепротоиерей накрутил такого, что уши вянут! Воспроизводить этот бред полностью ни к чему, но отдельные моменты упомянуть все же стоит. Ну, например, что налет на церковь – это «спецоперація антиукраїнстких сил» (орфография сохранена. – Авт.). Село захватили почаевские казаки с ножами, которые то пугают детей, то пьют и сквернословят в церкви. А «свободовцы» прибыли как раз по просьбе испуганных жителей, дабы остановить бесчестье! При этом оккупанты отбивались от патриотов хоругвями, пускали в ход слезоточивый газ и т.д. Образы вполне в духе недоучек-коллаборационистов, сочинявших агитки для гитлеровцев. Осталось увенчать все это лозунгом, которым оклеено пол-Тернополя – «Свобода – это справедливость» – и марш-марш на выборы. «Каждому свое», кстати, тоже подойдет.
86-летний отец Иоанн, которому уже дважды пришлось отражать атаки филаретовцев, недоумевает: «Они говорят, что внутри все были пьяные! Но кто, скажите, мог быть пьян: те, которые голодные и холодные целый день находились в храме и молились, или те, кто на них напал?»
Но у филаретовцев своя логика. В их системе координат батюшка – обманщик, который все годы возведения Свято-Покровского храма сознательно вводил паству в заблуждение относительно его будущей принадлежности. Дескать, народ-то думал, что строительство идет в пользу «Киевского патриархата»!
Заявления о том, что коварные «москали» обманули местных жителей, не просто ложь. Это яркое свидетельство того, что сами раскольники относятся к людям как к тупой, темной массе. Ну, как, скажите на милость, можно обманываться насчет принадлежности строящегося храма, если священник, который больше сорока пяти лет служит в селе, в раскол не переходил, если помощь в постройке оказывала епархия и лично владыка Сергий? Если и отец Владимир – тот самый, что участвовал в обороне храма, – не раз беседовал с прихожанами и об Украинской Православной Церкви, и о ее отношениях с Московским Патриархатом?
Тем не менее раскольники продолжают дуть в свою дуду. В их борьбе все средства и методы хороши. Тем более что власть по достоинству ценит и балует таких, как Зинкевич, в День Соборности получивший от Ющенко орден «За заслуги». Особой гордостью «настоятеля духовного центра», наверное, до сих пор наполняет тот факт, что награду он принимал в одной компании с внуком новоиспеченного «Героя Украины» Степана Бандеры…
Сегодня храм в Мусоривцах продолжает находиться на осадном положении. Внутри установлена железная печка с выведенной в окно трубой, на туристических ковриках-пенках спят мало похожие на «пьяных казаков» семинаристы из Почаева. Их в данной ситуации если что и радует, так только возможность немного «пофилонить» от учебы. Но, по мнению отца Владимира, «снимать караул» преждевременно, поскольку конфликт наверняка будет продолжаться, ведь участвуют в нем люди, далекие от Церкви, которые руководствуются не церковными правилами и канонами, а чужими идеями.
Владыка Сергий считает, что, не сумев забрать здание церкви силой, филаретовцы начнут действовать с помощью юридических уловок, пытаться заполучить храм «законным способом», то есть при полном одобрении и поддержке власти создать ситуацию, при которой силовой захват храма и изгнание оттуда членов православной общины будут как бы оправданы.
Конечно, аппетиты «капэшников» и их политических союзников простираются куда шире скромной церковки в маленьком селе. Об этом говорит хотя бы недавнее требование Тернопольского облсовета к Кабмину «расторгнуть соглашение между Госстроем и Свято-Успенской Почаевской Лаврой о передаче последней в бесплатное пользование УПЦ МП до 1 января 2052 года». Но Свято-Покровский храм в Мусоривцах психологически важен для филаретовцев именно как последний оплот Украинской Православной Церкви. «Отжать» его – и можно рапортовать наверх о том, что Збаражский район полностью очищен от «московских попов».
Только вот члены православной общины не намерены теперь уступать – особенно после того, как увидели истинное лицо раскольников, организовавших в селе гастроли боевиков-«свободовцев». Прихожане уже и старую церковь не желают отдавать филаретовцам: она хоть и ветхая, но намоленная, нельзя, чтобы там собирались такие люди!
У местных бабушек свои резоны отстаивать храм: «Как раз вчера были похороны – уже третьи у них (поддержавших раскол. – Авт.) за недавнее время. У них разве вера? «Бейте!» – кричат – и все тут. А нас Бог бережет!»
«Победа будет за нами!» – произносит отец Иоанн фразу, которую он запомнил еще с военных времен, когда был участником трудового фронта. Терять ему уже нечего. Раньше батюшка служил в пяти селах, теперь остался только храм в Мусоривцах, остальные силой отобрали раскольники и униаты. «И я давал деньги на церковь, и дети мои, которые сейчас живут во Львове, давали… И очень хотелось бы в ней послужить хоть немного, пока здоровье позволяет. Я уже плохо слышу, но двигаюсь-то еще хорошо! Может, в следующую зиму напишу прошение, чтобы вывели меня за штат, не раньше…».
«Мы в этом селе выросли, это наша земля, наша Церковь. Почему же мы должны ее предавать?» – спрашивает староста Василий Николаевич, с самого первого кирпича участвовавший в строительстве Свято-Покровского храма.
Наверное, лучший ответ на этот вопрос – слова архиепископа Тернопольского Сергия: «Обидно, что люди пережили в Церкви времена гонений, а сейчас вот так соблазнились словами тех, кто пришел не во имя истины, во имя Христа, а во имя свое… Раскольники не понимают, что не против нас они борются, а против Бога! Как они могут молиться, если они возбуждены, обозлены, если они во гневе? Мы же, как в басне о волке и ягненке, виноваты только тем, что православные! Перейти в раскол – и мы, по их мнению, тут же станем праведниками. Но сделать это – значит, потерять связь с небом, лишиться благодати Божией. Мы не можем на такое пойти, потому что наше стояние в этом приходе – это стояние и за них, раскольников. Это наш долг. Если устоим в истине Православия, то и они когда-нибудь опомнятся. Пока же мы должны защищать свои святыни».
А защищать, видимо, придется. Филаретовцы опять занялись сбором денег по окрестным селам, и члены православной общины уверены, что средства пойдут на организацию очередного вторжения, как это было в прошлый раз.