Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Наталья Калашник. Помогите выбрать правильную дорогу к Богу для осужденных

Помогайте этим обездоленным – их, как и каждого из нас, в муках родила женщина-мать. Помогите им обрести дорогу к церкви, к людям.
Н.Г.Калашник заместитель Председателя Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, генерал-майор, советник юстиции III-класса, профессор, доктор педагогических наук

– Наталья Григорьевна, расскажите, пожалуйста, о роде вашей деятельности. Что такое Государственная криминально-исполнительная служба Украины и чем она занимается?
– Государственная криминально-исполнительная служба многофункциональна: социальная, карательная, перевоспитательная, сдерживающая, изолирующая.
В соответствии с национальным законодательством Государственная криминально-исполнительная служба Украины отвечает за выполнение приговоров суда. Как попасть в систему исполнения наказаний, так и выйти можно только через зал суда. Наша служба тесно связана с работой судов.
Лишение свободы в современном виде на территории Украины существовало не всегда. Тюрьмой на заре нашей истории называли, в первую очередь, яму. Человека связывали и кидали в яму, чтобы «вымучить» у него долг. С человека брали штраф, пеню, его могли убить в порядке кровной, родовой мести, но чтобы специально посадить в тюрьму, покарать тюрьмой, пытать тюрьмой – такого не существовало до конца июля 1709 года. Современные концептуальные контуры лишение свободы получило в ХVІІІ столетии, начиная с Петра I (даже слово «тюрьма» в русском языке имеет немецко-голландские корни и происходит от «турм» – башня). Переняв идею простой изоляции преступника в тюрьме как наказания за совершенное преступление, Россия, а также Украина как часть Российской империи, приняла и следующие функции тюремного заключения – месть государства преступнику и перевоспитание преступника. Было положено и начало подготовки специальных тюремных кадров.
На сегодняшний день вопросы, связанные с деятельностью пенитенциарной системы в Украине, уже стали объектом общесоциального внимания и науки. Изучаются аспекты, которые относятся к правовому урегулированию и организации деятельности тюрем на различных этапах развития и реформирования, истории и теории управления в этой сфере, медико-психологических и этико-эстетических моментов, связанных с работой и нахождением в местах лишения свободы, соблюдением прав сотрудников и заключенных.

– Скажите, как много людей ныне отбывают наказания в тюрьмах? Какова социальная картина осужденных? Из какого региона их больше? Чем, на ваш взгляд, вызваны правонарушения?
– Характеристика осужденных по статьям, определенным следствием и судом, во всех регионах примерно одинаковая относительно количества людей, проживающих в данном регионе. Если под социальной картиной понимать имущественный, национальный, образовательный, семейный уровень характеристики осужденных, место проживания и род занятий, характер и тяжесть совершенного преступления, имущественное состояние, образовательный уровень, – можно сказать, что социальное состояние соответствует тем статистическим данным, которые есть по всей Украине. Места лишения свободы есть в любом государстве, потому что это – выполнение социального заказа, часть жизни любого общества. Конечно же, во многих случаях правонарушения вызваны низким уровнем жизни, безработицей и социальным нигилизмом в регионах. Украинский народ находится в гуманитарном кризисе, когда люди, стесненные экономическими обстоятельствами, теряют веру в правду и смысл жизни. Это сложный, многогранный вопрос, требующий отдельного разговора.

– Как на сегодняшний момент обстоят дела в тюремной сфере, какие затруднения в работе пенитенциарной системы существуют?
– Одна из главных причин – это социально-экономическое положение Украины, которое предопределено кризисными явлениями: затяжной безработицей, теневой экономикой во всех видах деятельности, социальными разделениями общества, контрастами жизни богатых и бедных и прочими тяжкими элементами наследия, которое досталось населению Украины, и в законодательстве, и в политике, и в организации производственных процессов и выплаты зарплаты непосредственно производителям продукции. Проблемы создают также отсутствие подготовки кадров в учреждениях системы, жалкая материально-техническая база, которая никак не соответствует требованиям законодательства.

– Какой вы видите выход из этого, что нужно предпринять?
– Системное комплексное реформирование, а не показательное латание дыр. Не следует пришивать золотые кружева на лохмотья. Мы должны заимствовать в деятельность криминально-исполнительной инспекции формы и методы работы, которые используются в практике европейских служб пробации (от англ. – «испытание». Сравнительно молодая концепция, суть которой состоит в установлении определенных ограничений и обязательств, которые возлагаются на правонарушителя, и он остается в открытом обществе. Целью пробации является социальная реабилитация правонарушителя). Это, в первую очередь, социально-психологическое сопровождение граждан, которые отбывают наказание, не связанное с лишением свободы. Осужденным предоставляется юридическая, социально-психологическая, консультативная помощь, осуществляется коррекционная и духовно-просветительская работа. Общество должно больше осознавать преимущества наказаний, не связанных с лишением свободы. Стоит вспомнить акцию в мае 2009 года, когда криминально-исполнительная инспекция совместно с общественными организациями и органами местной власти привлекла лиц, состоящих на учете, к уборке и обустройству объектов коммунальной собственности, территорий населенных пунктов, кладбищ и памятников погибшим солдатам по случаю празднования Пасхи и Дня Победы. Кроме этого, осужденные принимали участие в месячнике обустройства физкультурно-спортивных объектов. Такой опыт работы с правонарушителями – мощный рычаг повышения как их самооценки, так и социального статуса в обществе. Если человек, осужденный за нарушение закона, показывает, таким образом, пример поведения законопослушным гражданам, то его образ жизни уже нельзя считать асоциальным, а потому реинтеграция осужденных в общество без изоляции становится все более реальной.

– Вы – профессор, доктор педагогических наук, генерал-лейтенант Государственной уголовно-исполнительной службы Украины. Какое значение в вашей работе в ГКСУ имеют педагогические знания?
– Сегодня в цивилизованных странах не смотрят на педагогику только как на науку об обучении, воспитании и образовании детей. Педагогика стала неотъемлемой составной частью общественного морально-этического уклада и жизни всех людей. Плохо воспитанный в детстве ребенок – это плохой гражданин, сын, муж, отец, руководитель в будущем.

– Задача тюрьмы заключается не только в том, чтобы наказать, но и чтобы дать человеку понять и осмыслить неправильность поступков, дать возможность обрести новую жизнь. Какую часть такого гуманитарного задания могла бы выполнять Церковь в лице священнослужителей?
– Святое Писание учит: «Если бы вы судили сами себя, не были б судимы». Человек в Украине на протяжении многих веков был воспитан таким образом, что в первую очередь судился собственной совестью. Проступок воспринимался как грех перед Богом, перед людьми. Соответственно и наказание было, с одной стороны, духовным (священник накладывал епитимью), с другой – материальным (совет общества назначал штраф или отработку). Словом, действовало то, к чему мы пытаемся вернуться, – альтернатива общественной изоляции: наказание словом, общественным осуждением, приостановлением привилегий. В наше же время священники – единственные морально подготовленные кадры для работы с людьми, которые находятся в конфликте с законом, с ущербными слоями населения. Этот вид деятельности для священников является их моральным убеждением. Но и в подготовке священников нужна серьезная помощь – хотя бы чтение лекций по спецдисциплинам, о положении дел в системе, об особенностях ее функционирования, диссертационные исследования на эту тему с целью создания специальных пособий и рекомендаций.

– Как сегодня взаимодействуют Церковь и ГКСУ?
– Это христианская благотворительная робота с осужденными в местах лишения свободы.

– Имеет ли это официальный характер?
– Не в достаточной мере. Все зависит от инициативы обеих сторон. Официально не решено никаким образом и неизвестно, когда будет решено. Никакое законодательство не есть идеальным, и его прорехи заполняет людская инициатива, искреннее отношение общества (отдельных граждан) к судьбе осужденных.

– Вы являетесь автором десятитомного труда «Густосология». Расскажите, что значит этот термин и о чем такой большой труд?
– Густосология – часть морально-этической и эстетической науки о прекрасном в жизни людей, устройстве и организации человеческой жизни на его основании. Этот труд является попыткой отразить сложившееся положение и предложить решения некоторых проблем воспитания гармонично развитой личности путем формирования эстетического вкуса. В данном случае речь идет о самом понятии «вкус», о проблемах воспитания вкусов у людей всех возрастов и рода занятий, в различных сферах их настоящей жизнедеятельности и в будущем. Впервые в педагогической практике рассматриваются актуальные задачи воспитания вкусов современного человека во всех его проявлениях – в отношении к жизни, общению, труду, выбору профессии, восприятию прекрасного в литературе, искусстве, природе, в условиях быта и т.п. Издания рассчитаны на учителей школ, студентов педагогических институтов и училищ, на исследователей, которые занимаются проблемами развития личности, родителей, а также могут быть интересны широкому кругу читателей.

– Осенью прошлого года вы приняли участие в международной конференции, посвященной прошедшему визиту Святейшего Патриарха Кирилла в Украину. Что, на ваш взгляд, нового и полезного этот визит принес украинскому народу, какова его основная задача и цель?
– Это не первая моя встреча со Святейшим Патриархом Кириллом, главное, что он привнес – это согласованность в работе между обществом и Церковью. Его четкая миротворческая позиция известна многим. Его мысли относительно Украины и украинской паствы не вызывают сомнений. И он как человек высокого духовного сана об этом искренне и популярно говорил, призывал к миру и взаимопониманию. Любо было услышать из уст Патриарха, что именно Украина долгое время была и остается форпостом христианства, православия на славянских землях Европы. Доброжелательность, толерантность, веротерпимость, человечность, присущие нашей ментальности, обусловлены многовековым существованием на землях Украины различных культур и религий.

– Кто из докладчиков вас больше всего заинтересовал?
– Образованные, опытные люди – каждый сумел показать всю сложность проблемы, разрозненность и отсутствие преемственности в работе.
Доклад митрополита Одесского и Измаильского Агафангела «Православие в посттоталитарной Украине» заинтересовал многих участников и слушателей конференции. В своем докладе владыка показал тему освобождения УПЦ от оков тоталитаризма, обретения ею полной свободы, в которой стал исторический Архиерейский Харьковский Собор. Также владыка пытался показать, что новая историческая обстановка, социальные, экономические и политические изменения порождают новые комплексы проблем, с которыми сталкивается Церковь, — это формирование концепции церковно-государственных отношений в новых условиях, поиск путей уврачевания раскола и конфликта с греко-католиками.
Огромный интерес в присутсвующих вызвал доклад Президента «Союза Чернобыль Украины» Юрия Андреева « Чернобыльская катастрофа и социальное служение Православной Церкви». После которого многие смогли задать докладчику интересующие их вопосы.
Также был интересен доклад Анатолия Егоренкова из национального медицинского университета им. А.А. Богомольца на тему «Православное «измерение» проблемы сект и психокультов в аспекте задач медицинского образования».

– С чем бы вы как заместитель начальника ГКСУ хотели обратиться к читателям «Вестника» – архиереям, священникам и верным Украинской Православной Церкви?
– Еще древние апостолы обращались к людям со словами: «Аще возможно – будьте в мире со всеми, если это зависит от вас». Вы светильники в тюремной мгле, путеводные звезды. Помогите выбрать правильную дорогу к Богу для осужденных. Служите, но не обслуживайте. Помогайте этим обездоленным – их, как и каждого из нас, в муках родила женщина-мать. Помогите им обрести дорогу к церкви, к людям.
Беседовал Игорь Стокалич