Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Василий Анисимов: «Какие мы – такое и Православие»

На прямой линии с читателями «Комсомолки» руководитель пресс-службы Украинской Православной Церкви ответил на вопросы, касающиеся недавнего визита Предстоятеля РПЦ в нашу страну.

– Добрый день! Анна из Киева. Василий Семенович! Объясните, пожалуйста, логику Патриарха Кирилла в выборе маршрута паломничества по Украине. Спасибо!
– Визит был приурочен к празднику Крещения Руси, дню рождения Русской Православной Церкви. Этим и был обусловлен выбор маршрута нового Патриарха Московского и всея Руси. Киев – город, где родилась наша Церковь, и Патриарх приехал к ее истокам. Крым – апостольская земля. В Херсонесе проповедовали создатели нашей письменности святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Здесь крестился сам креститель Руси, святой равноапостольный князь Владимир. С Волыни родом первый московский святой – митрополит Киевский Петр, перенесший кафедру киевских митрополитов в Москву, московские патриархи являются его преемниками. Донецк Святейший Патриарх просто обязан был посетить, поскольку в прошлом году туда не смог приехать его предшественник: Святейший Патриарх Алексий по состоянию здоровья вынужден был прервать свой визит в Украину. Думаю, в следующий раз Патриарх посетит другие епархии, скорее всего, он приедет в Одессу.

– Здравствуйте! Ярослав из Киева беспокоит. Василий Семенович! Вы наблюдали за визитом Патриарха Кирилла. Скажите, как менялось выражение его лица, когда оппозиционеры кричали «Геть московского попа!»? Спасибо!
– Священнослужители – странный народ в представлении светских людей. Чем тревожнее кругом, тем светлее и спокойнее их лица. Христос говорил ученикам, что они будут гонимы за правду. На злобу, ненависть надо отвечать любовью. Это и есть христианство. После передряг, связанных с визитом Патриарха в Ровно, Святейший сказал в этом городе у стен захваченного раскольниками храма краткую, но самую вдохновенную речь за весь свой визит. Она была полна любви и к своим братьям, и к оппозиционерам. А накануне под улюлюканье раскольников там выступал Блаженнейший Митрополит Владимир. И говорил он с радостью. Это мужество свидетельства Истины.

– Здравствуйте! В Украине Патриарха сопровождало много охранников. Насколько вероятен был терроризм? Неужели церковная жизнь в нашей стране так напряжена?
– Задача власти заключалась в том, чтобы продемонстрировать Патриарху «альтернативную» точку зрения, как сказал Юрий Богуцкий. Показать, что народные массы жаждут пропагандируемую президентом «поместную церковь», оторванную от РПЦ. В столицу эти «массы» кое-как свезли, но пикеты были жиденькими. В Донецке и Крыму этих «масс» вообще не оказалось. Было очевидным, что на Западной Украине, самом религиозном регионе, их тоже не окажется. Ведь интерес к визиту шел по нарастающей: если на патриаршие богослужения, проходившие в Киеве, Донецке, Севастополе, собирались по 20 тысяч верующих, то в крохотном Почаеве было 50 тысяч.
Поэтому альтернативные массы надо было выдумать и напугать ими. Что Богуцкий и сделал, пытаясь помешать поездке Патриарха в западный регион. Я звонил нашим журналистам в ровенский аэропорт, они говорили, что все встречающие – губернатор, мэр, правоохранители – в недоумении: никто никакой опасности ни в аэропорту, ни в городе не видел. Сторонников патриарха – тысячи, пикетчиков – горстка. Это потом подтвердили и министр МВД, и глава СБУ Украины. Как известно, Патриарх не испугался и посетил все, что было запланировано.

– Будет ли УПЦ участвовать в кампании по выборам президента Украины? Если да, то каким образом?
– Ну, а вы тоже верующий УПЦ? Вы будете участвовать в выборах? Наверное, будете. Вот так Церковь и будет участвовать в выборах своими верующими, причем она не контролирует их политические взгляды. Ее цель вести человека к Богу, а не политика к власти. Церковь как структура не будет участвовать в выборах, не станет делать политических заявлений, потому что все люди – дети Божьи: и правые, и левые, и разные. Церкви все равно, какая у нас республика, парламентская ли, президентская ли, какая структура власти и т.д. Она молится, чтобы во власть пришли люди, которые помогали бы Церкви выполнять ее тысячелетнюю миссию, которая заключается только в одном: вести человека ко спасению. Чтобы в обществе добро побеждало зло, высокое – низменное, а это и есть путь к спасению. Конечно, хотелось бы, чтобы к управлению православной страной пришли православные люди.

– Лена. Киев. Мои друзья, побывавшие в Почаевской Лавре во время визита московского Патриарха, отметили высокий уровень организации быта многих тысяч паломников и бесплатное питание. Как удалось организовать такое мероприятие с участием огромного количества людей?
– Это надо у архиепископа Почаевского Владимира спросить. Почаевская обитель – мировой центр православного паломничества с многовековой историей. Монахи не только берегут святыню, но помогают молящимся с жильем, питанием. У монастыря огромный опыт не только в организации паломничества, лавра это крупный духовно-просветительский центр и центр социального служения. Монастырь содержит Духовную семинарию, имеет крупное издательство религиозной литературы, опекает приюты для престарелых, детские дома и исправительные колонии. Все это монастыри организовывают не одно столетие.

– Кирилл. Киев. Почему УПЦ не отвечает на провокационные сюжеты ТВ о якобы массовом противостоянии сил УПЦ КП по поводу визита Патриарха Кирилла? Мои знакомые отметили, что не видели филаретовцев около Почаева и никакого противостояния раскольников-«патриотов» не было. Возможно, они «затерялись» в массе приверженцев традиционного православия?
– На Западной Украине люди глубоко верующее, там в крест никто не плюнет. Пикетчики, презрев полученные сорок гривен, увидев Блаженнейшего Митрополита и Святейшего Патриарха, бросали плакаты и становились под благословение. Никто не может изменить действительность, но можно изменить представление о ней. Что и делало наше заангажированное телевидение. Раскольники заверяли, что они не намерены мешать визиту Патриарха, но власти пришлось их мобилизовать, потому что людей не было. Из пяти западных областей к Почаеву их привезли около трех тысяч. На фоне 50 тысяч верующих это капля в море. Но для яркости несколько сот одели в праздничные священнические облачения, впереди поставили 200 человек с флагами УНСО и КУНа и повели строем. Казаки и ОМОН их к Лавре не допустили, они протопали на окраину к строящейся филаретовской «церквушке». Зрелище достаточно нелепое: сторонники «поместности» под флагами экстремистов УНСО и униатов КУНа! Славную «поместную церковь» нам власть готовит! Они сами не поняли, в какую глупость вляпались. Представляете, сколько бы воя по всем телеканалам было, если бы православных священников в облачениях водили под флагами какой-то политической партии? А здесь – тишина, никакого «политического православия». Так что, конечно, это все миф, что народ был против приезда московского патриарха. «Народ» этот на скорую руку собрали для массовки, и получилась глупость.

– Дмитрий. Киев. Василий Семенович! О политике говорили много. А как визит Патриарха повлиял на церковную жизнь страны?
– Ответить на этот вопрос с помощью статистических данных о том, сколько людей воцерковилось, сколько причастилось, невозможно. Таких данных нет. Важно отметить, что впервые за долгие годы телеэкран получил некую высокую альтернативу всему, что говорится с него каждый день. Ведь в прошлом году Патриарха Алексия телезрители так и не услышали: трансляцию обрубили по всем каналам одновременно перед его замечательной речью на Владимирской горке. И других речей не транслировали. Потому что кругом засилье филаретовщины и унии. А в нынешнем году православное слово прозвучало из уст Святейшего. Это было высокое слово. Он в проповедях и речах говорил о многом: о сущности любви, о смысле Крещения, о кризисе, о подвижничестве, о братстве, о единстве, о Православной Церкви в мире. Он напомнил, что нас, православных, на самом деле немного, мы составляем сегодня лишь три процента населения планеты. И 75-80 процентов всех православных мира сегодня объединяет рожденная на берегах Днепра Русская Православная Церковь, которая создала восточнославянскую православную цивилизацию. Она из-за демографии даже физически ежегодно сокращается на миллион человек. Конечно, можно РПЦ разделить на много частей, разъесть изнутри расколами, противостояниями. Но Патриарх уверен, что у нас есть будущее, мы, как и в прошлом, можем сказать свое неповторимое высокое слово миру и о мире.
Какие мы – такое и Православие. Если мы склочные, бездарные – что говорить о нашей вере? Господь и человеку, и народу немного отпускает творческой энергии. Вот увидите, Дмитрий, что она будет все уменьшаться. Что делалось за час, потребует сутки. Грустно, что свою творческую энергию мы тратим не на что-то созидательное, а на полемику с расколами, унией, властью. Так же наш народ и государство уже вымотали себя бесконечными внутренними склоками и политическим противостоянием. Ничего же не создаем ни в экономике, ни в науке, ни в культуре.
Поэтому Патриарх призвал к единству, в котором залог – ни больше ни меньше – нашего будущего. Последнее выступление он закончил слова: «Да хранит Бог Украину!»

– Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, если бы в свое время киевский митрополит Филарет (Денисенко) стал патриархом московским (а ведь он был близок к этому), кричали бы ему «геть московского попа»? Произошел бы раскол в Украине? Спасибо!
– Филарет, тогда местоблюститель Патриаршего престола, был очень близок к победе на выборах Поместного собора 1990 года, даже требовал у Анатолия Лукьянова, чтобы политбюро организовало ему поддержку. Но Михаил Горбачев заявил: если в стране свобода, то пусть свободные выборы будут и в Церкви. И тогда неожиданно вместо фаворита, которым был Филарет, в двойку вышли будущий Патриарх Алексий и ростовский митрополит Владимир, ныне Предстоятель УПЦ. Поместный собор проходит под водительством Святого Духа, то есть Святой Дух избирает Патриарха. Думаю, Промысел Божий был в том, что Филарет не стал патриархом, ведь сколько в нем открылось антицерковного, еретического, что пришлось отлучать от Церкви через анафематствование. Если бы Господь попустил его избрание – это было бы катастрофой. Филарет – политическая марионетка с какой-то ущербной моралью. Он сегодня говорит, что было одно государство – он служил ему, не отрицает, что был агентом КГБ и доносчиком, сейчас другое государство – служит ему. В одном государстве он говорил, что «демократию надо давить танками», что «украинского языка не существует, а есть лишь польско-жидовский гибрид», в другом государстве – что русский язык – язык оккупантов и т.д. И считает себя патриотом. При Рейхе был бы патриотом Рейха, при ГКЧП – патриотом ГКЧП, сегодня большего патриота-националиста не сыскать. На самом деле, он патриот любой власти, она и есть для него отечеством, с которым он никогда не расстанется. Если бы Филарет стал патриархом и Церковь приняла бы его «патриотизм», то в разных государствах она была бы разной – в одних демократической, в других коммунистической, в третьих националистической – и меняла бы свою окраску в зависимости от конъюнктуры, а в конце концов раскололась бы на множество частей. Но Церковь может быть только православной, поэтому он и не был избран.

– Добрый день! Правда ли, что Патриарх намерен принять украинское гражданство?
– Святейший сказал, что он готов его принять. И, скорее всего, шутил. Ибо в таком случае ему нужно принимать гражданство всех стран, где есть епархии и приходы, монастыри Русской Православной Церкви, а их около сотни. Так что он будет гражданином почти всего мира. Я думаю, это нерезонно. Титул «всея Руси» включает всю историческую Русь, к которой относится и Украина.

– Добрый день! Насколько я знаю, Патриарх из Москвы письменно поблагодарил Ющенко и митрополита Владимира за теплый прием. Почему же на следующий день президент России письменно выразил недовольство тем, как принимали у нас Кирилла? Насколько тесное сотрудничество у московского патриарха и российского президента в таком случае? И сотрудники ли они вообще?
– Я думаю, что в России как раз установилось достаточно продуктивное сотрудничество между властью и Церковью. Я ежегодно бываю на Международных Рождественских чтениях, это самый крупный мировой форум православия, в рамках которого проходит более ста конференций. И на Всемирных Русских соборах бываю, которые обсуждают глобальные вопросы человечества. На них выступали и президент России, и другие руководители государства. Вместе с тем там выступали и Явлинский, и Зюганов, и Жириновский, и многие экономисты, политологи, ученые, которые являются системными критиками власти. Церковь в России равноудалена или равноприближена и к власти, и к оппозиции. Мы никогда не слышали, чтобы российская оппозиция критиковала Патриарха за то, что он прислуживает власти. Я выписываю и оппозиционные российские издания, в том числе и «Новую газету», где деятельность Д. Медведева и В. Путина иначе, как катастрофой для России, не именуется, но и там уважительное отношение к Патриарху.
Я был, помню, на Всемирном Русском соборе, посвященном проблемам бедности. Там выступали министры-экономисты из разных стран, в том числе и наш вице-премьер Николай Азаров. Тогда еще митрополит Кирилл, поддержанный Евгением Примаковым и другими левыми экономистами, устроил настоящую трепку и правительству за его социальную политику, и российским олигархам, богатство которых оплачивается бедностью всего народа. Мало кто осмелится публично это делать, причем из церковной среды. Я-то знаю, как наши православные, униаты, протестанты выступают по отношению к власти и олигархам. Чего-чего, а критики я никогда не слышал. Зато вот несколько месяцев назад присутствовал на акции, где тот же Михаил Антонович Денисенко (Филарет) назвал Виктора Ющенко «посланным Богом украинскому народу». Стоявший рядом президент не возражал против такого определения. Так что уровень сервилизма в Украине на порядок выше, чем в России, потому что у нас Церковь, а особенно расколы гораздо более зависимы от власти. У нас Церковь со времен ленинского правительства не имеет даже статуса юридического лица, а расколы существуют благодаря поддержке власти, которая позволяет им паразитировать на православии.
То, что Дмитрий Медведев и Святейший Патриарх Кирилл несогласованные послания направили нашему президенту, – это нормально. Богу – Богово, а кесарю – кесарево. И сотрудничать не значит угождать.

Подготовили Дмитрий Белов, Николай Лещук