Сергей Герук. Преподобная Елена – хранительница Киева
В июле сего года Священный Синод УПЦ причислил к лику местночтимых святых инокиню древнего киевского Флоровского монастыря Елену (Бахтееву + 1834), могила которой более полутораста лет пользовалась особым почитанием. Житие подвижницы и устно, и письменно было хорошо известно и в Малороссии, и далеко за ее пределами. И говорили о ней, как о святой Елене, хранительнице Киева, «почивающей в гробе Святителя Тихона Задонского».
Смиренный святитель, как свидетельствует предание, несмотря на высокий сан, строго хранил монашеские обеты нищеты и бессребреничества, задолго до кончины заказал себе простой деревянный гроб и хранил его в своей келье, по ночам в молитвах проливал над ним покаянные слезы и часто ложился во гроб для отдыха и короткого сна. Братии завещал похоронить его в этом гробу. И братия умиленно отговаривала святителя, возражая, что «не подобает архиерею почивать в такой убогой домовине». Но старец возражал, отвечая: «Коль не положите меня в этом гробу, то пред Престолом Божьим я буду судиться с вами». И братия исполнила обет старца. Но когда по обряду облекли умершего иерарха в святительские облачения, то гроб оказался тесен, и пришлось по воле Господней положить Тихона в подобающий его сану гроб.
Когда после сорокового дня после кончины праведника братия стала раздавать бедному люду имущество почившего, инокиня Елена выпросила и обрела его гроб по воле Божьей, и как говорит ее житие: «получив гроб свт. Тихона Задонского, всегда скорбела и плакала над ним, считая себя недостойною, сбросив жизненные оковы, покоится в нем».
Житие
Как свидетельствуют краткие «Воспоминания об инокине Елене, почивающей в гробе святителя Тихона Задонского в Киево-Флоровском монастыре», изданные небольшой книжицей в 1860 г., преподобная Елена (в миру Екатерина Бахтеева) родилась в 1756 году в Задонске Воронежской губернии и «происходила из богатой и знатной фамилии» генерала Бахтеева. В 18-летнем возрасте, «отрекшись всех благ, наслаждений, сует житейских, оставив родителей, богатство, почести», тайно покинула отчий дом и направилась в Воронежский женский монастырь, «посвятив себя вечному служению Господу». Житие умалчивает о том, какую реакцию в генеральском доме произвел уход молодой наследницы и богатой невесты Кати Бахтеевой, выросшей в дворянской среде, получившей блестящее образование. Известно лишь, что отец долго разыскивал беглянку и, наконец, получил сведения о том, что она тайно подвизается в Воронежской женской обители. Приехав лично к игуменье, он долго беседовал с ней, требуя сперва в категорической форме выдачи дочери для возврата ее в отчий дом, но затем смягчился и, будучи сам глубоко верующим человеком, «примирился с ее жребием и призванием, и, благословив ее, отправился в Задонск». Удивителен тот факт, что Екатерина Бахтеева была современницей прп. Серафима Саровского (в миру – Прохор Мошнин) и родилась всего тремя годами раньше будущего всероссийского светильника. 18-летняя Катерина Бахтеева в 1774 году поступает в Воронежскую обитель, а 19-летний Прохор Мошнин в 1778 г. – в Саровскую пустынь.
Символично также, что духовные пути преподобных Елены и Серафима пересекаются с Флоровским киевским монастырем: юному подвижнику там было указано на преподобного Досифея из Китаевой пустыни, который и благословил юношу идти в Саров. А инокиня Елена поступит во Флоровскую обитель несколько позже, после полосы жизненных скорбей и гонений, и проведет там десятилетия подвижнического труда. Характерно также, что и основательница Дивеевской обители Агафья Семеновна Мельгунова приняла здесь постриг с именем Александры, но повелением Матери Божией была направлена на север в далекий Саровский край для основания там великого и славного монастыря.
Попутно заметим, что Свято-Флоровский монастырь славился подвижниками благочестия. В 17-18 вв. в нем принимали постриг женщины, принадлежавшие преимущественно к высшему кругу, поэтому, как пишет историк К. Щероцкий, большинство его насельниц были людьми духовно и светски образованными. Здесь подвизались игумении Каллисфения (княжна Екатерина Милославская), Августа (графиня Апраксина), Пульхерия (княгиня Шаховская). Во Флоровском монастыре приняла постриг с именем Нектарии княгиня Н.Б. Долгорукова, дочь сподвижника Петра Первого фельдмаршала графа Б.П. Шереметьева и вдова казненного во времена Бироновских гонений князя И.А. Долгорукова. Значительный след в истории Русской Церкви оставила игумения Смарагда (Норова, 1800-1832), написавшая очень популярную в свое время в России книгу «Благоговейные христианские размышления», и игумения Парфения (Адабаш, 1865-1881) – духовная дочь прп. Парфения Киевского, автор замечательных духовных стихов и составитель службы Кириллу и Мефодию, одобренной Святейшим Синодом. Характерная и такая деталь: великая княгиня Александра Петровна (в постриге Анастасия), основательница Киево-Покровского женского монастыря, в качестве игуменьи для своей новой обители пригласила насельницу Свято-Флоровского монастыря инокиню Каллисфению.
Но вот, что далее сообщают нам житийные материалы героини нашего повествования инокини Елены. «Ведя себя с самого своего поступления в Воронежский монастырь смиренно и кротко, она была уважаема всеми, знавшими ее в миру. Ее начали многие посещать для получения наставлений на узкой тропинке жизни, полной тревог и волнений. Но самолюбие и зависть человеческие нередко доходят до крайних пределов, преследуя избранных Божьих. Так случилось и с инокиней Еленою. Бывшая тогда игуменья Воронежского монастыря возымела ненависть к инокине Елене за то, что люди прежде посещали не ее, игуменью, а ее подчиненную. Вследствие этого она старалась всеми мерами удалить Елену из монастыря, для чего она письмами стала клеветать на нее пред бывшим тогда в Петербурге Воронежским архиереем, будто Елена развращает послушниц и злоупотребляет монастырскими уставами, и просила об удалении ее из монастыря, с лишением монашеского звания».
Следует отметить, что скорбные страницы из подвижнической жизни святых во многом схожи по своим сценариям, автор которых – все тот же враг рода человеческого. Зависть была главной причиной гонений и неприязни в числе братии и самого архиерея на Серафима Саровского, да и примеры из древних патериков свидетельствуют о том же: духоносные старцы и старицы покидали обители добровольно «ради мира и любви». А если и подвергались лишениям, то все это в итоге лишь способствовало их большему духовному росту и прославлению. Так было и с инокиней Еленой. После слезных молитв и печали в легком сне явился ей святитель Тихон Задонский и сказал: «Ты жалела, что у тебя отнято все. Знай, что я тебя за твою потерю вознагражу утешением, которого не ожидаешь». Промысел Божий приводит изгнанную подвижницу в святой град Киев, где она снимает на краю города «убогий уголок» и «ежедневно, для облегчения своей удрученной души» посещает Киево-Печерскую Лавру, где старцы вскоре посоветовали ей поселиться во Флоровский монастырь. Быть принятым в обитель в то время было не так просто. Как известно, требовались определенные денежные взносы, покупка келии. Средства у Елены были от отца, а вот свободной кельи во Флоровском монастыре не было. Но как раз флоровская старица из фамилии дворян Онучиных получает назначение в Москву «для принятия сана игуменского», и Елена покупает ее келью.
Далее житийное повествование рассказывает о новых испытаниях подвижницы. Во Флоровском монастыре случился пожар, уничтожив обитель дотла. Елена возвращается в Воронеж и, не найдя места, узнает о восстановлении Флоровской обители. О ее возвращении ходатайствует перед киевским митрополитом Серапионом богатый воронежский купец (отец к тому времени скончался). Обретя, наконец, покой, она еще 20 лет в молитвах и трудах угождала Богу.
Духовный авторитет инокини был настолько велик, что к ней приезжали за словами утешений, советов и с просьбами святых молитв паломники из разных уголков России. По молитвам подвижницы происходило множество чудес.
Но пришел час кончины инокини Елены. «Весною 1834 года, в половине марта месяца, она заболела, – сообщает биограф. – Но болезнью она не смутилась, душою не скорбела, а бодрствовала наподобие счастливого путешественника, знающего, что, прибыв на родину, он встретит там нежный привет и ласку. … Трудно описать, с какою величайшею радостью и трепетом она произносила слова предпричастной молитвы: «Верую, Господи!» На вопрос не отходившей от нее ни на минуту инокини Евгении (с которой она вместе приехала из Воронежа), почему она с таким особенным чувством возглашала: «верую, Господи!» – Елена ответила, что видела Святую Чашу с Тайнами, окруженную небесным сиянием».
Простившись потом со всеми окружающими, марта 23 дня 1834 года Елена с миром отошла ко Господу, будучи положена во гроб свт. Тихона Задонского, согласно последней воле ее.
Во Флоровском сегодня
Автору этих строк довелось совершенно случайно, а точнее, по Промыслу Божьему, посетить Флоровский монастырь на следующее утро после ночного обретения мощей подвижницы. Как принято, обретение мощей угодников Божьих совершается по благословению правящего архиерея, в данном случае – Блаженнейшего Митрополита Владимира, и, как правило, в ночное время, с оповещением очень узкого круга людей, имеющих непосредственное отношение к акту раскопок. Поэтому киевляне не знали о происходящем во Флоровском монастыре в ночь на 17 августа сего года. Мне же пришлось проведывать в обители одну знакомую матушку-художницу, с которой связывает многолетняя духовная дружба. И она рассказала мне подробности. Регент левого хора монахиня Флора, инициатор прославления прп. Елены, дополнила рассказ деталями и фактами.
Мы сидели втроем в тени вьющихся роз в монастырской беседке. От своей знакомой я узнал, что матушка Флора чудом осталась жива после страшной автокатастрофы и верит, что спасла ее именно инокиня Елена. Она стала в обители собирать по крупицам сведения о жизни подвижницы, записывать современные чудеса, совершающиеся в наши дни у могилки подвижницы по ее молитвам. Примеров – несть числа! Киевляне и паломники с утра до вечера посещали почитаемую могилку с чугунной плитой, и слава о святой Елене с каждым годом ширилась, особенно после 1991 года, когда Церковь обрела новые широкие полномочия и была сняты запреты на посещение храмов и святынь. А вера в чудесную помощь Божью стала восприниматься как объективная реальность.
Другой почитатель матушки Елены – архимандрит Виктор, настоятель Ильинского храма г. Одессы – также принимал непосредственное участие в обретении мощей. Будучи к тому же членом Синодальной комиссии по канонизации, он всю жизнь молитвенно обращался к инокине Елене, веря, что она будет официально прославлена Церковью. И Господь сподобил монаха по вере его возглавлять, по благословению Митрополита Владимира, работы по обретению мощей, облачению их и установлению раки в храме.
… В 12 ночи начали раскопки. Копали долго и осторожно. Открыли склеп, в котором… останков не оказалось. Отец Виктор с братией в отчаянии хотел уж опустить руки – не благословил Господь найти мощи. «Неужели наша вера будет посрамлена?!» – говорил он сам себе. Но вот лопата натолкнулась на стенку из желтого кирпича. Это был другой склеп! Когда вынули первый кирпич, к удивлению всех присутствующих, оттуда выпорхнула белая бабочка и долго летала над раскрытой могилой. Мощи были обретены!
«Благодать была неописуемая!» – рассказала матушка Флора. «Сестры пели «Святый Боже!». А потом и сами непроизвольно запели пасхальный канон.
Это было правдой. Я сам, грешный, не ведая о случившемся, почувствовал в монастыре нечто возвышенное и благодатное. При внешнем размеренном ритме монастырской жизни в обители была разлита благодатная радостность. Мы подошли к могилке, двое сестер продавали свечи и буклеты с описанием жития уже прославленной инокини Елены. Чугунная плита, 175 лет укрывавшая гроб святителя Тихона Задонского с телом преподобной Елены, ныне стояла вертикально у стены. Древняя надпись гласила: «Здесь положено тело рабы Божией монахини Елены Алексеевны, рожденной генеральской дочери Бахтеевой. Жития ея было 78 лет, а в монастыре прожила 60 лет. Скончалася в 1834 году марта 23-го. Положена во гроб святителя Тихона Задонского, который сохранялся у нея 50 лет. Господи, упокой ея душу с праведными».
6 октября по н. ст. сего года Блаженнейший Митрополит Владимир возглавит Литургию и торжества, посвященные обретению мощей преподобной Елены, которые отныне хранятся в раке главного Флоровского храма и к которым ежедневно притекают сотни киевлян и паломников. Преподобная мати Елено, моли Бога о нас!
Протоиерей Андрей Новиков. Константинополь готов к действию? Об интервью архимандрита Иова (Гечи)
Священник Александр Мазырин. Константинопольская Патриархия и обновленческий раскол