Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

07.10.2009. ОДЕССА. «Православная Одесса» о «ритуальных гонорарах»

«Отобрать все – и поделить»
Да, да. Чем-то именно таким, до боли знакомым, по-шариковски совковым повеяло от статьи «Ритуальные гонорары одесских храмов», опубликованной 27 сентября на сайте «Сегодня.UA» (http://www.segodnya.ua/news/14081558.html) и в газете «Сегодня». Логика авторов статьи, с жадностью и завистью обсмакивающих мнимые «сверхдоходы» православных храмов и приводящих гневные требования «правозащитников» обложить классового врага трудового народа – Церковь налогами, поразительно близка к логике всем известного Полиграфа Полиграфовича из бессмертного «Собачьего сердца» и рассчитана, очевидно, на то, что статью не будут читать люди с университетским образованием. Под этой статьей, кстати, совершенно свободно вместо фамилий ее настоящих авторов Ольги Князь, Светланы Годовенко и Лилии Фещенко вполне могли бы стоять фамилии их единомышленников – Шарикова, Швондера и…, скажем, пламенного борца за социальную справедливость и обличителя «попов» Льва Троцкого, чей портрет не случайно красовался в кабинете незабвенного товарища Швондера.
Походя издеваясь и насмехаясь над православными священнослужителями, невежественные хулители Церкви Христовой не обременяют себя честностью, компетентностью и элементарной порядочностью. Пожертвования на содержание храма они называют «гонорарами» и «прейскурантами», при этом без стыда умалчивая о том, что храм может существовать только на пожертвования, что он ничего не получает из государственного бюджета, что церковным общинам за содержание храма приходится платить на уровне коммерческих организаций. «Забывают» они упомянуть и о том, что в любом православном храме Вам объяснят, что если Вы не можете внести пожертвование при совершении таинства или обряда, Вам достаточно обратиться к настоятелю храма, и никто у Вас не возьмет ни копейки. Заказные «журналисты», возмущающиеся отсутствием в Украине большевистской практики налогообложения храмов, обходят полнейшим молчанием тот факт, что во всех цивилизованных странах мира, включая США, Канаду, ЕС, в который так стремятся их хозяева, религиозные организации не только освобождены от уплаты налогов, но и имеют ряд существеннейших финансовых и иных льгот, простирающихся зачастую далеко за сферы прямой религиозной деятельности этих организаций.
Почему-то ничего не вспоминают Князь-Годовенко-Фещенко о сотнях уничтоженных храмов, о тотальном разграблении их идеологическими предшественниками монастырей, церквей, духовных семинарий. Кто вернет уничтоженное и сворованное у Церкви? Почему-то молчат современные богоборцы о том, сколько слез и трудов стоит достойнейшему Митрополиту Одесскому и Измаильскому Агафангелу, замечательным одесским священнослужителям, достойным верующим возрождение поруганных святынь и возведение новых грандиозных и благолепных соборов, являющихся гордостью Одессы, которыми восторгаются многочисленные гости нашего города со всех концов мира. Посмотрите на то удручающее состояние, в котором находится множество архитектурных памятников Одессы, и на то благолепие, которое отличает одесские храмы. А ведь, при всем буйстве воображения разных Годовенко и Фещенко, боюсь, даже им не удастся оспорить тот очевидный факт, что госбюджет, за счет которого должны реставрироваться и содержаться светские памятники архитектуры, несопоставимо выше тех сумм, которые есть у Церкви. Просто в Церкви никто не разворовывает бюджет. Одесская епархия Украинской Православной Церкви Московского Патриархата тратит пожертвования на то, чтобы строить, восстанавливать, содержать в образцовом состоянии святые храмы, обители, прихрамовые территории, стараясь, в меру данных Господом возможностей и тяжких ежедневных трудов, в том числе поддерживать имидж нашей родной Одессы в глазах страны и мира. Взгляните хотя бы на новое чудо нашего города – восхитительную колокольню и соборный храм Свято-Успенского патриаршего мужского монастыря, что на Маячном переулке. А ведь вся эта красота, навеки остающаяся одесситам, возведена стараниями Владыки Агафангела всего за несколько последних лет! Почему же «журналисты», пытающиеся выступать в роли обличителей и судей, не подъехали к нему и не спросили – а чего Вам, Владыка, стоил этот титанический труд? Видно, подобные вопросы выходят за рамки проплаченного заказа, который любой ценой необходимо было отработать нашим «бескорыстным» борцам с Церковью и духовенством.
Вообще, возникает еще очень много «почему». Почему профессиональные борцы с Православной Церковью не осветили размеры зарплат одесских священнослужителей, составляющие 250 гривен в месяц? Почему не написали о том, что в Одесской Духовной Семинарии преподаватели, имеющие ученые степени, за час лекции получают одну гривну, а зарплата уборщиц и технических сотрудников вот уже много лет составляет 100-200 гривен в месяц? Почему не описали, сколько приютов, благотворительных столовых и центров бесплатной раздачи одежды неимущим существует в Одесской епархии УПЦ МП? Сколько благотворительных акций в детских домах и больницах проводят различные одесские храмы и отдельные священнослужители? А сколько совершается ими тайно, без огласки?
На полном серьезе обличая священнослужителей в том, что храмовая цена на свечку на целых восемьдесят (!) копеек превышает магазинную, Князь-Годовенко-Фещенко, очевидно, ни разу не присутствовали на проповеди, не читали ни одного пособия по основам православной веры (кстати, отличный аргумент для введения «основ православной культуры» и в украинских школах), поскольку не имеют ни малейшего представления о том, что свеча – это не некий фетиш, которому православные христиане призваны поклоняться, а форма добровольного, подчеркиваю, добровольного пожертвования Церкви Христовой. И если Вы дошли до столь отчаянного положения, что для Вас серьезной дилеммой является приобретение свечи за двадцать копеек или одну гривну, Вы можете вообще не покупать ее – никто не обратит на это никакого внимания, и Вы не станете от этого грешнее или хуже остальных прихожан. Более того, открою авторам статьи «Ритуальные гонорары одесских храмов» страшную тайну – неимущий человек может смело подойти к любому священнику и попросить у него свечу. Уверяю, хоть я и знаю разные личные недостатки отдельных личностей в церковной среде, о случаях отказа я не слыхивал. Разумеется, все вышесказанное по вопросу о приобретении свечи касается только преданных Церкви (а согласно православному Символу веры, Церковь – это предмет веры) православных христиан. По канонам Святой Церкви, еретикам, раскольникам, иноверцам и безбожникам возжигать свечи и совершать какие-либо молитвенные действия в православном храме возбраняется. Так что искатели «сермяжной правды» Князь, Годовенко и Фещенко могут расслабиться – приобретение и возжигание свечи их никак не касается – более того, это им прямо запрещено.
Скажу несколько слов и о самих пожертвованиях. Учитывая то, что такие таинства и обряды, как крещение, венчание, освящение квартиры и т. п. являются единичными в жизни верующего человека, то пожертвования, которые при совершении их, по многовековой традиции Русской Православной Церкви, вносятся прихожанами, представляют весьма и весьма небольшую сумму. Особенно если учитывать, что остальные Православные Церкви, в подавляющем большинстве, (например, Греческие) применяют библейский принцип ежемесячной десятины по отношению к каждому члену Церкви. А ряд европейских государств, таких как Германия, Финляндия или Греция сами собирают с граждан пожизненные налоги на содержание храмов и распределяют их пропорционально между Церквами и общинами.
Вообще, содержание, ремонт храмов и обеспечение клириков является прямой обязанностью не священнослужителей, а прихожан, которыми являются все крещенные христиане. Если храм находится в обветшалом, бедственном состоянии, если он не украшен с подобающим благолепием – это вина, в первую очередь, самих прихожан. И дело тут не в бедности или богатстве. Если я по какой-либо причине не могу помочь своему храму материально (заметьте, не ихнему, священническому, а моему, как и Вашему храму, ибо все мы, принявшие святое крещение и не отрекающиеся от него и составляем ту самую Православную Церковь, на которую нападают новые Шариковы), я с радостью иду туда перед праздником, или в момент реставрационных работ и стараюсь либо принять участие в украшении Дома Божиего, либо помочь, в меру своих скромных сил и компетенции, строителям или рабочим. Вот и все. И не нужно никаких заказных истерик. Ведь никто силой не заставляет Вас быть христианином. А вот порядочным любой человек, и особенно несущий за свое слово колоссальную ответственность журналист, быть просто обязан.
Святая Церковь молится о ненавидящих и обидящих нас. Отныне в Свято-Успенском Патриаршем Одесском, Свято-Пантелеимоновском, Свято-Ильинском и Свято-Иверском мужских монастырях будет возноситься молитва о том, чтобы Господь вразумил скорбями и болезнями озлобленных, обезумевших клеветников на Христа и Его Святую Церковь.Ольгу Князь, Светлану Годовенко и Лилию Фещенко.

Иван Юрьев